Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава четвертая — Диагностические Признаки.

(Глава 5. Методы лечения)

Затем опять риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О, великие ритм, слушайте!

Целительные противодействия болезням

Суть 4: питание, образ жизни, лекарства, корригирование. Конина, ослятина, сурочье мясо, годичное мясо, большое мясо. Растительное масло, годичное масло, патока, чеснок, лук, Молоко, водка из муки горичника и купены. Вино из патоки, водка из костей - питание больных ветром.

Коровьи и козьи квашеное молоко и кисломолочные продукты, свежее масло, мясо дичи.

Козлятина, сушеное мясо, толченый ячмень,

Горячий суп из просвирника и (кашица) из одуванчиков, кипяченая вода, снежная (ледниковая) вода,

Охлажденный кипяток считаются пищей больных желчью.

Баранина, мясо диких яков, хищных зверей, рыб,

Мед, теплая пища из старого зерна из сухой местности,

Ячьи квашеные и кисломолочные продукты, крепкое вино,

горячая кипяченая вода - Этого должны придерживаться больные слизью.

При ветре следует придерживаться теплых мест и приятного общества,

(8а) При болезнях желчи пребывать в прохладных местах в покое,

При болезнях слизи усердно прогуливаться и придерживатья теплых мест.

При ветре (лекарства) сладкие, кислые, соленые; маслянистые, тяжелые, мягкие.

Лекарства желчи сладкие, горькие, вяжущие; охлаждающие, легкие, притупляющие.

Слизевые острые, кислые, вяжущие; острые, грубые, легкие. Составы с эими вкусами и силами успокаивающие и очищающие. Успокаивающие: при ветре - бульоны и масла. При болезнях желчи отвары и порошки. При болезнях слизи нилюли и порошки пользуют.

Бульоны: костные, четырех соков, из отдельных голов; Масла: из мускатного ореха, чеснока, трех плодов, Пяти корней, черного аконита пользуют.

Отвары: девясила высокого, софоры, сверции, плодов.

Порошки: комфора, сандал, шафран, кальцит.

Пилюли: из борца ядовитого, различных солей.

Порошковые из граната, рододендрона, жгучего состава (ргод-ма-кха).

кальцинированной соли, кальцита сожженных — зольные лекарства.

Очищающие при болезнях ветра — суппозитории, При желчи слабительные, слизь очищается рвотными.

Суппозитории: мягкие разжижающие, мягкие промывающие, промывающе-разжижающие. Слабительные легкие, специальные, сильные, мягкие. Рвотные: сильные рвотные, мягкие рвотные - собраны в два.

При корритнровании массаж, монгольское прижигание; Вызывание пота, кровопускание, водные процедуры; Компрессы, прижигания - по порядку корригирующее лечение.

Таковы 98 методов лечения.

Если с неуклонной верой и карательно придерживаться их, Быстро освободятся от грязи болезней. - Так он сказал. Из «Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления» Глава пятая — Методы лечения.

(Глава 6. Перечень)

Затем снова риши Мудрость [8б] Познания сказал такую речь.

— О, великие риши, слушайте!

На корнях естественного состояния, диагностики и лечения —

Измененного состояния, неизмененного, осмотра, ощупывания, опроса,

Питания, поведения, лекарств, корригирования 9 стволов развернулись.

Ветвей у тела 3 болезненности, составляющие, нечистоты.

У болезней 9 причин, условий, входов внедрения, локализации, путей,

Времени подъема, плодов, возвратных, причин, увязывания по сути.

У осмотра — языка и мочи, у ощупывания — пульса — три.

Опроса 3 — определяющих условий, хода болезни, привычек,

У питания 6 (ветвей) пищи и напитков, у образа жизни 3.

У лекарств по 2 — вкуса и силы — (на трех стволах) составляют 6,

Составов с успокаивающим действием 6,

с очищающим 3, Корригирования 3 — итого отходит 47 (ветвей).

Распустившихся листьев на первой (ветви) 25,

В реестре болезненностей 63, Осмотра 6, ощупывания нити пульса 3,

Опроса 29, пищи ветра 14. Пищи желчи 12, пищи и напитков слизи 9,

Образа жизни б, вкуса и силы лекарств 9,

Бульонов 3. видов лекарственных масел 5,

Отваров и порошков но 4, видов пилюль 2,

Зольных 5, Heпревосходимых методов лечения 9,

Разделов корригирования 7 - (всего) основ болезней 88.

Диагностического исследования 38 (листьев).

На (стволе) методов лечения 98 (листьев), В итоге распускается 224.

Цветки безболезненности и долголетия, прояснившись.

Вызревают в три плода — Дхармы, благополучия, счастья.

Составленная в виде матрицы с перечислением.

Это Коренная Тантра, как сердце объединившая (все),

Является предметом изучения только обладающих интуицией и разумом,

Дня глупцов она (9а) непостижима.

Радость постигнутого обнаружится при изучении обширных (следующих) книг.

— Так сказав, сей риши Мудрость Познания вошел в сердце Царя Врачевания.

Из «Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления» Глава шестая, полностью описывающая перечень содержащегося в матрице.

Завершена Коренная Тантра из «Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления».

Следующие две шлоки приводятся по чжанскому оттиску, отпечатанному в прежние времена в Обители в Долине.

Из волшебного града Сударшана

Принявшего другой вид (риши) Мудрости Познания

Чжанского мудреца, милостиво дарующего исцеление в жизни, сподвижники

По призыву тех. кто развивает медицину.

Сок нектара бессмертия, состоящий из восьми членов,

Сложили в соркофаг безошибочных книг.

И вновь оттиски Исполняющей Желания Коровы

Из четырех разделов распространились через блистательную Поталу.

А-хо! Царственно проповеданная великая тантра Исполняющей Желания Драгоценности

Была тщательно очищена Чжанским и Зурским мудрецами.

Затем все явные и скрытые загрязнения Золотой горой грех методов - знания, усердия и заветов –

Хорошо отмывающего этого исполняющего желания владыку правомощности

Ради всех живых на острие знака победы добродетели установив,

Через очищение от недостатков мучений неблагого

Да прольет дождь совершенств жизни, благополучия, счастья!

Держащий в руке белый лотос Учитель Сансары и Нирваны

Владыка Матрейя в теле Нирманакая, постоянно приходя.

Великого победительного монастыря Гандан

Духовное владычество подобно светлой половине месяца да вознесет!

Сарва Мангалам! (Да будет всеобщее благоденствие!)

 

ГОЛУБОЙ БЕРИЛЛ

(Вайдурья-онбо)

Часть II

ГЛАВА 4. Тонкая анатомия тела

[30а] Зятем, после разъяснения пропорций телу, риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О! - воззвал он, - великий риши Рожденнын-из-ума вместе с соратниками, слушайте, воспринимайте!

Завершив описание принципов формирования (тела) и описание пропорций - (двух) из семи пунктов наставлений о существовании созданного (составного) тела, теперь следующим образом изложим в этой главе третий пункт — анатомию тела.

Она описывается по четырем пунктам, известным как

(1) Количественная характеристика — учение об анатомии составляющих организма.

(2) Связь - учение об анатомии каналов.

(3) Уязвимость - учение об анатомии опор (болезней).

(4) Путеводы - учение об анатомии отверстий (тела).

(Первое). Так называемая количественная характеристика (учитывает) величину рупа-формы.

Старость, юность и другие (возрасты) имеют свои болезни, (свои характеристики) составляющих и нечистот; норма их функционирования (наблюдается) у человека в расцвете сил. При переходе от зрелости к старости ветер и прочие (энергии) отклоняются от нормы, в сторону увеличения, остальные же составляющие организма по большей части отклоняются в сторону уменьшения. У ребенка зубы, семя и некоторые другие (части) не соответствуют норме (в силу неразвитости).

Тело во время болезни рассматривается с учетом увеличения, уменьшения, возмущения соответствующего компонента (трех «виновников», семи составляющих, трех нечистот) каждого.

Так, чтобы привести в действие все вышеизложенное, (в сочинении) «Лучи луны» (сказано):

«То, что названо горстью и пригоршней, измеряется по величине меры собственной руки. Что касается меры, обозначенной словом лян, то (мера) в четыре ляна и два ляна не применяется, потому что для этого есть свои (единицы измерения).

Из перечисленного горсть — это то, что получается при соединении двух ладоней; пригоршня — это то, что можно поместить в ладонь одной руки».

[30б] Для дальнейшего разъяснения в собственного коментарии (автора к своему сочинению сказано):

«Мера горсти такова - в одной пригоршне два ляна, в одной горсти четыре ляна. Утверждают, что описанные выше меры относятся к обычному небольному человеку, а при неуравновешенных элементах (земли, воды, огня, дерева, жеза) они неприемлемы.

- Такого разъяснение. Если это не так, то ученик опровергает учителя, и учитель не знает соответствующего значения (терминоз) и допускает и иные погрешности.

Об этом наставник сказал:

«Находящиеся в теле костный мозг, сало, жир, моча, желчь, слшь. кал, кровь, питательный сок, вода — каждое измеряется горстью; тонкое семя, мозговая оболочка, семенная жидкость - каждого по пригоршне».

В «Лучах луны» дано такое же (описание), как и в авторском комментарии:

«Телесные (субстанции) от костного мозга и до воды все измеряются горстью каждая. Так, костный мозг в полгорсти, сало - две горсти, жир — три горсти, моча — четыре горсти, желчь — пять горстей, слизь — шесть, кал — семь, кровь — восемь, питательный сок — девять, вода — десять».

А также: «Тонкого семени и других — всей троицы — каждого соответственно имеется по пригоршне. Так утверждаю я, наставник».

Также е авторском комментарии сказано:

«В этом случае вода значит желтая вода, а мозговая оболочка означает кровяной костный мозг».

Однако практика (показывает, что данные характеристики) не совпадают с описанными в этих книгах. Так, в частности, количественные характеристики желчи и слизи сказываются намного больше, и поэтому я не могу своего несогласия (с цитируемыми сочинениями).

(Итак), болезненные основы, составляющие организма и нечистоты.

Что касается первого из перечисленных, то ветер имеет следующую количественную характеристику — по величине собственного мочевого пузыря; подобным же образом количественная характеристика желчи — poenis собственного тайного места человека; количественная характеристика слизи - три собственных горсти. [31а] Таково их содержание.

Количественная характеристика крови и кала—по семь горстей.

Количественная характеристика мочи и желтой воды — по четыре горсти.

Количественная характеристика жира и сала — по две горсти.

Количественная характеристика тонкого семени мужского и женского тела и белого мужского семени — по одной пригоршне.

Количественная характеристика мозга — одна собственная горсть.

Количественная характеристика мяса у мужчины — 500 мер ладони, у женщины сверх того 10 на бедрах и 10 на груди, итого превышает на 20 мер ладони. Здесь, однако, в «Восьмичленной» (тантре) не сказано о том, что грудное молоко женщины составляет две горсти и месячные выделения четыре горсти. Таким образом, у женщин белых и красных элементов на это количество больше. Поэтому-то говорят, что у них вообще (особенности) возраста, величина рупа-формы, продолжительность жизни и пр. имеют прямую зависимость от указанных факторов...

[33а] (Второе.) Теперь опишем связь — учение об анатомии каналов

По общей классификации каналы подразделяются на три вида в силу (наличия различных) базисов.

По количеству различают 1072, затем 72000, от них же еще отходят 13,5 миллионов.

Короче, это тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов.

В «Ваджрамале» говорится: «1024 — это (каналы) нисхождения «луны» по генезису Лаланы, (еще) 1024 — это (каналы) нисхождения «солнца» по генезису Расаны, (Затем еще) 1024 — это (каналы) движения ветра по генезису Авадхути».

— Это, а также:

«Согласно совокупному смыслу (сочинения) «Зародыш радости», по четырем сторонам тела находятся пять каналов и по десяти ответвлений их, на каждом по сто ветвей. Всего же каналов имеется 80 000. Они наполнены восемьюдесятью тысячами «червей» и нечистыми вещами».

— А также:

«Согласно совокупному смыслу Калачакра (тантры), от них расходится 13,5 миллионов тонких каналов, формирующих поры (на теле)».

— А также:

«Зная так сущность каналов, познаешь сущность организма».

Эти и другие (каналы) имеют огромное значение, и их количество выходит за пределы понимания. Здесь же, в высшем разделе науки врачевания, [33б] описываются четыре вида каналов:

(1) каналы формирующие,

(2) каналы бытия,

(3) каналы связи,

(4) содержащие жизнь каналы всех начал.

Если по существу говорить в медицине об Авадхути, Лалане и Расане с их окружением в соответствии с тем, как они описаны в разделе тантр, то (мы увидим, что) колесница плода тайной тантры сама здесь допускает неточности и колебания, ведь скрытые свойства прежними поколениями по большей части применялись для целей созерцания, а в обычном теле, утверждалось, их нет; если же и есть, то в теле умершего они непосредственно не обнаруживаются. Так и каналы, (понимаемые только в смысле пульсаций), и бинду, являясь опорой мысли и наличествуя у живого, со смертью вместе с сознанием исчезают, говорят, подобно радуге осенью — именно такие безрассудные глупые слова приводятся в Калачакратантре, в тантре все объединяющей Махайоги и других.

Подобно тому, как мы говорим о грубых опорах, следует говорить и о тонких опорах, как о двух сторонах одного и того же; так, канал жизни или Авадхути — все это изначально по сути имеет грубое формирующее содержание.

Формирующие каналы суть три, расходящиеся от пупа. Это (рассматривается) следующим образом.

О способе привязки, мере пальцев и т. д. в отношении пупочной верхней части Авадхути отошлем к описанному выше во второй главе. То же можно сказать в отношении взятых по порядку Лаланы, Расаны и нижней части Авадхути.

Пульсация, порождающая слизь и т. п. — это движущая дхату воды Лалана; пульсации, порождающие желчь и другие (ее корреляты) — это движущая дхату огня Расана; пульсация, порождающая ветер и т. д. — это канал, в котором наличествует дхату ветра, это нижняя часть Авадхути ниже пупа.

Нижние концы Расаны и Лаланы, имея опору в энергии, порождают ее в трех концах каналов выше и ниже пупа. Это соответствует мнению, изложенному в Шри-Калачакре.

Согласно Адибудде, «они суть три конца (направленные) вниз. Подобным же образом три конца (направлены) вверх. Верхушка Раху находится и центре, верхушка солнца справа, я верхушка луны слева. (По ним) вода, огонь1 и пространство-ветер через правый, левый и центральный нижние концы движут кал, мочу и семя. Каналы эти подобны связанным звеньям цепи, они имеют природу трех путем очищения в длину и вниз». Так сказано (в Шрикалачнкрачангре). А в большом комментарии (на нее) говорится:

«Проводники нектара — это каналы, связанные в цепочку. Из них каналы нектара — это лобные каналы. Здесь проводники - то есть проводники нектара — это Лалана. и Авадхути. Они же, будучи связаны цепочкой и образуя три пути между сердцем и пупом, идут, пронизывая центр сердца, соединяясь с Авадхутн. Лалана и Расана движутся по левому и правому крыльям. Затем между сердцем и горлом движутся, вновь образуя три пути.

Подобным же образом между горлом и лбом – три пути, и между лбом и ушницей – три пути, составляя, таким образом, четыре (отрезка) по три пути.

В главе о болезнях говорится, что Лалана проходит через отверстие левой ноздри в другие места, расходясь в 12 концов, расана - через правое (отверстие), Аватхуди идет через обе ноздри вместе.

Подобным же образом и внизу, обрязуя от пупа к тайному месту. [34б] они проходят через промежуток между калом и мочой. Это каналы, сворачивающиеся в середине тайного лотоса-падмы.

Внизу тайного лотоса через середину его проходит канал кала; в мужском и женском половом органе слева проходит канал мочи, справа канал семени.

Таким образом, если объединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и обладают способностью (проводить соответствующие энергии).

Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? - Все эти три пульсирующих канала — Расана, Лалана, Авадхути—собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный сквернам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединивших принцип (этой пульсации) каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют. Таковы грубые характеристики этих каналов.

У этого тела при зачатий в матке все каналы вначале суть только формирующие каналы; от этих каналов, (сконцентрированных) в середине пупа, отходят три бесподобных острия.

Из этитх так разветвляющихся каналов первый — это некий движитель базиса воды-луны, проходящий по левой стороне тела и связующей сердце, горло и макушку по центрам чакр, а и других (местах), разветвлениями опираясь на этот идущий вверх белый канал, (ветви канала) формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность - слизь, в силу условия их совместной деятельности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется (там).

Глупость, тяжкая темнота и пр., ибо они по большей части проявляются в голове, [35а] порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части тела причин, условии и результатов.

Подобным же образом второй из этих трех каналов — что некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени втыкается во вбирающий питательный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого позвонка и опираясь на него, возбуждает черный канал жизни с его ответвлениями. (Здесь) кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной деятельности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локализуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты, и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела, где он рождается и проявляется. Структурно этот протыкающий середину тела красный канал соединяет центры чакр сердца, горла и макушки, в другие же места он идет, разветвляясь.

Затем третий из этих каналов. Это некий движитель базы ветра — мудрости. В направлении выхода дыхания из тела он идет вверх, как это описано выше. Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы блаженства возбуждается тайное место, и семя активизирует страсть и ветер. В силу условия их совместной деятельности страсть проявляется, локализуясь в тайном месте мужчины и женщины. Так как из этого рождается ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами. Эта сущность [35б] именно в силу своей локализации и активности так мощно проявляется.

Далее. Понятие существовании, когда речь идет о некоторых сущностях, имеет смысл пребывания. Это подобно тому, например, как землю, где постоянно пребывает царь, называют царством2.

Также и здесь - в тех случаях, когда нужно указать на места опоры всех каналов, происходящих от органов чувств, шести групп сознания, скандх тела, мужских и женских органов, указывают, что разделенные на четыре группы большие каналы опираются на мозг и т. д. - здесь (опираются) употреблено в смысле локализуются.

Поэтому у всех чакр, центр которых создается локализацией в них Авадхути, Лаланы и Расаны, по четырем сторонам от Авадхути отходят по четыре ответвления канала, совпадающие со спицами (чакр), а вверх и вниз от Расаны и Лаланы отходит по 10 ответвлений (этих каналов). На каждой чакре находится по 24 больших ответвления каналов, и затем у Расаны и Лаланы на каждом из двадцати отходящих (ответвлений) имеется по 20 (ответвлений), а на четырех отходящих от Авадхути (ветвях) свернуто по 25 ответвлений, и каждая чакра, вместе с пятьюстами пятьюдесятью тонкими каналами на ней, осуществляет деяния по поддержке тела над нею, под нею, в месте ее нахождения и удерживает болезненные основы (в здоровом балансе) . —Так сказано.

Также в «Ваджрамале» сказано:

«8 расходятся в 64. Они свисают сверху вниз и, вновь собравшись, так пребывают».

Это истинное разъяснение (в отношении) сердца и энергии. Что касается других чакр, то следует говорить о четырех или шести чакрах, которые описываются в разделе тантр (колесницы) тайной тантры; и хотя они описываются так же, [З6а] изложение идет секретными словами.

Чтобы обозначить большие каналы бытия в этом теле, называют четыре или пять (их групп), и они таковы:

(1) Двадцать четыре канала, поддерживающие индрии глаза и других (органов чувств), форму и другие (корреляты) объектов (этих чувств), они на основе пяти отдельных ветров окружают закручивающийся в мозг подобный царю канал и (сами) окружены пятьюстами мелкими каналами.

(2) Во время привлечения шести чакр, если считать чакры горла и ушниши3 несвязанными, чакра ушниши, полагаемая корнем ушниши Татхагат, как о ней говорилось, не пребывает, как о ней говорят, в пространстве созревания не принадлежащего (ей) содержания, но относится к середине головной чакры великого блаженства, а горловая чакра не относится к наслаждению шестью вкусами. Агенты, порождающие составляющие тела, как имеющие малые значения, рассматриваются не в их предметной подлинности, а как показатели энергий.

Канал, осуществляющий наслаждение вкусом принятой нищи, окружен в горле пятьюстами мелкими каналами бытия. Это можно понять, если ухватить смысл.

(3) Подобным же образом, вера в «я», память и другие надстройки, проясняя индрии, наличествуют как 24 канала, порождающие 6 групп сознания, они окружают пребывающий подобно царю канал, известный как канал благого ума. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Утверждают, что от (канала), называемого (каналом) благого ума, вперед направлен красный канал течения сознания пяти входов (органов чувств); желтый канал течения сознания-вместилища направлен в правую сторону; синий канал течения сознания идейного [36б] направлен в левую сторону; зеленый канал движения загрязненного ума направлен назад.

(4) 24 канала, возбуждающие и распространяющие в три верхних предела сами скандхи тела каждого (человека), окружают подобный царю канал, удерживающий середину пупа в зависимости от извержения ч удержания семени. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

(5) 24 канапа, неустанно порождающие и умножающие продолжателей рода - детей и внуков - окружают подобный царю канал, отмеченный знаком полового признака в опоре базы блаженства. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Вышеприведенное описание сделано грубо. Точное число и названия ответвлений каналов разъяснено в Калачакре и в соответствующих разделах других тантр.

При исполнении функций всех баз находящихся выше, ниже и в середине пупа грубых и тонких каналов пяти чакр вместе с горловой осуществляется во всем объеме связь (всего организма, что удерживает от несвоевременного распада части тела, (опоры) болезней, составляющие, нечистоты и все другие (компоненты), сколько их есть. Каналы, связанные с Расаной и Лаланой с силу внутреннего движения белой и красной баз, бывают в основном белыми и черными. Затем идет черный канал жизни, являющийся основой, производящей все ответвления кровеносных каналов; этот канал жизни, порождаемый Расаной через канал печени, имеет содержание пульсаций, осуществляющих богащение мяса и крови. По сути он наполнен только кровью, [37а] черного цвета, по толщине похож на бамбуковую стрелу средних размеров. Он находится над тринадцатым позвонком, под горловой полостью, внутри спины, подобно помещенному в середину (спины) стволу. От него к ногам, рукам и горлу подобно отходящим вверх ветвям идут 24 больших канала, обогающих мясо и кровь...

[44а]/ Йогам известны знаки удлинения, уменьшения жизни и прочие по (движениям) ветров; с опорой на это проведено и настоящее исследование.

Исходя из этого, части «жизни» (тиб. срог) дано название пульсации времени жизни (тиб. цхэ), она с дыханием от кончика носа выходит на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь. Другая (часть) известна в мире как заблудившийся принцип жизни (тиб. бла). Постоянно проходя через множество водных нитей рук, (эта часть жизни) заблуждается и выходит наружу. Что касается третьей (части жизни), она, если собрать то, что (о ней сказано) в разделе тантр и других (источниках), находится в основе (всего проявления жизни) и, являя необходимую пульсацию в природе собственной длительности, равна принципу жизни (как таковому); не останавливаемый подобно выше упомянутому заблудшему, (этот принцип жизни) охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями, жизни белыми, черными и синими и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами он считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни, в целом определяются словом жизнь (в этом теле — цхэ).

Ветры, кровь, тонкое семя и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние, (части) тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяющая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку (эти структуры) являются как бы корнем, на котором держится жизнь, они носят название каналов-пульсаций (жизни).

 

ГОЛУБОЙ БЕРИЛЛ

(Вайдурья-онбо)

Часть II ГЛАВА 5

Учение о сущности тела

[48б] Затем, сразу же после разъяснения анатомии созданного тела, риши Ригби-Ешей повел такую речь. Вот что он сказал:

— Великий риши Мудрость Познания вместе с соратниками, хорошо слушайте, удерживайте в уме, и я буду говорить. Так наставив, (сказал):

— Из семи описанных видов анатомической структуры и т. д. вышеуказанного созданного тела четвертый — это сущность тела, которая имеет двоякий характер:

[49а] структуры поражаемой субстанции и структуры поражающих факторов. Если подумать, то не являются ли они обе основой того, что называется телом, составленным из скандх?

Три вида сущностей, заключающихся в естестве неизмененного тела — болезненные основы, составляющие тела и нечистоты — взаимно опираясь одна на другую, либо не опираясь, являясь грубым способом формирования человека, вначале создают тело, затем устраивают (его), затем разрушают. Поскольку во все эти периоды они являются как бы корнем того, что называется телом, оно существует.

Из поражаемого и поражающего первое — поражаемая субстанция —описывается по пяти пунктам:

1) Описание классификации поражаемого;

2) описание функций каждой (составляющей) поражаемого;

3) описание огненной теплоты как основной причины способа образования этих поражаемых;

4) Описание того, каким образом огненная теплота создает поражаемые (сущности);

5) а в завершение описание времени образования результатов се (активности).

Классификация поражаемых (сущностей) тела описывается по пяти пунктам. Из них первый включает описание классификации по (1) составляющим тела и (2) нечистотам.

Из них:

(1) Классификация составляющих тела следующая - сок пищи, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя. Итого описывается семь.

(2) Классификация нечистот следующая: моча, кал, пот; сюда же входят и нечистоты, появляющиеся из зубов, ногтей, из других отверстий. Этим словом также определяются как поражаемые субстанции те нечистоты, которые, будучи поражаемым, не истощают составляющих тела.

[49б] Из этих десяти поражаемых (первое) — питательный сок. Его функции заключаются в развитии, увеличении других шести поражаемых, в особенности крови.

Функции крови — в основном формировать увлажняемые части тела и, в особенности, насыщать жизнь, т. с. преимущественно создавать опору жизни для живых существ.

Функции мяса—через внешние, внутренние и промежуточные части тела, подобно глине одевать (тело).

Функции жира — питать все части тела.

Функции костей — в основном придавать форму этому телу из мяса.

Функции костного мозга — превратить великий сок и вожделение в семя.

Функции семени — вообще придавать здоровый вид; кроме того — оплодотворять матку.

Таким же образом функции кала направлены на снабжение внутренней пищей желудка кишок и других внутренностей.

Функции мочи — задерживая жидкие отбросы, находящиеся во внутренностях, разлагать вязкие (вещества) и выводить (их).

Функции пота — смягчать кожу — поддерживать поры тела незасоренными.

(3) То, что служит основой переваривания съеденного и выпитого, определяется как огненная теплота, она же пищеварительная желчь, которая упомянута первой среди пяти видов желчи. Хотя она и является главной и высшей переваривающей все огненной теплотой, также и части теплоты каждой из болезненных основ: ветра и других — всего трех, из составляющих тела: питательного сока и других — всего семи, из нечистот: кала и других — всего трех- известны как огненная теплота.

[50а] Если так описанные общий и частный (виды) огненной теплоты обладают силой переваривания, они увеличивают благодаря этому безболезненность, способность к труду, хороший и здоровый вид, долготу жизни, силу других огненных теплот пищеварительного сока и других составляющих тела. Она, находясь внутри желудка в промежутке между переваренным и непереваренным, хорошо разделяет сок и осадок всей съеденной и выпитой пищи. Осадки удаляются через выход из места переваривания, непереваренная пища задерживается в месте пищеварения.

Затем эта переваривающая желчь, если она обладает силой, переваривает (пищу) и обогащает питательный сок, а осадки удаляет вниз.

Если же пищеварительная сила мала, съеденная пища не способна перевариться, и эта готовая (питательная смесь) удаляется через анус, вычищается. Если же мала пищеварительная сила и (пища) не способна перевариться, но также нет силы и удалить (непереваренное), внутри желудка пухнет и образуются комки. Например, если негодная (пища) доходит до перемычки, там ей хода нет. Следовательно, при большой силе огненной теплоты она является основной причиной развития и увеличения составляющих тела — питательного сока съеденной пищи и других, хорошего вида, сил и т. д. по порядку. Однако если сила огненной теплоты мала, съеденная пища не переваривается, и потому не развивается питательный сок и др. составляющие тела, здоровый вид и силы. Так в уме [50б] уяснив, принимая теплые огненные напитки и пищу и ведя легкий образ жизни в соответствии с Дхармой, принимая лекарство «гранат 4» и другие, если всегда устанавливаться в деяниях сохранения огненной теплоты станешь обладателем телесных сил и продлишь жизнь. Если жить беспорядочно, поступать наоборот, этого не достигнешь.

Способ переваривания съеденной пищи этой огненной теплотой следующий.

Вся съеденная пища и выпитые напитки вначале активностью «ветра жизни» проталкиваются через горло и входят в желудок. В это время части выпитого глотками разрушаются, (съеденное) смягчается сущностью жира, затем «огнеподобным» ветром раздувается обладающая сущностью огня пищеварительная желчь, и этой пламенеющей энергией жара растопив находящееся в желудке, она приобретает способность переваривания. Например, это подобно тому, как, поместив лекарство в кастрюльку и т.д., его снаружи, с помощью огня мехов кипятят и плавят; здесь также — так вскипятив, переваривают. Если этот способ переваривания поставить в зависимость от грубости (пищи) то, во-первых, во время попадания в желудок всего съеденного пища и питье, относящиеся к шести вкусам, вначале тщательно разлагаются «разлагающей» слизью, а так как их (еды и питья) содержание представляет сущность земли и воды, они по большей части имеют слегка сладкий вкус, и приобретая соответствие с признаками «пенящихся слизей», придают немного сил этой «разлагающей» слизи. Затем эти «пенящиеся» теплом переваривающей желчи расплавляются и энергию огня делают очень жаркой,

[51а] Опираясь на функции остатка упомянутой земли, вкус большей частью становится слегка кислым и придает немного силы этим «переваривающим» желчам.

Сок же, расплавленный «переваривающей» (желчью), в завершение «огнеподобным» ветром разделяется на питательный сок и осадок и в это время становится слегка горьким, он придает немного силы также «огнеподобному» ветру. Это происходит во время завершения процесса (переваривания). Причинная связь здесь такова: по большей части, «огненный» ветер соответственно рождает горячий вкус; жар не порождает ветер, а в силу порождения ветра горечью он (горячий вкус) в соответствии с основным «Восьмичленным» комментарием определяется как горький.

Таким образом, эта обладающая пятью (великими) элементами пища в (соответствующих) местах прежних комментариев ясно не описывается, а из современных врачей, хотя (этот) вопрос тщательно исследуется, кто только ни пытался дать ясный ответ, (подходя) с обратной стороны (логического) метода, (предлагая) отписку на вопрос! — Лечимое тело и лекарственное питание в главах своих (книг авторы) подробно описывают как состоящие из пяти (великих) элементов. Например, «пища элемента «земля» развивает и образует мясо, кости и обоняние»; таким же образом всеми понимается образование каждой отдельной сущности тела из пищи, (обладающей сущностью) каждого отдельного элемента, и речь ведется о пище, обладающей пятью (признаками).

В грамматической сутре «Калапа»4 и других не разъясняется то, что собрано здесь (в этом комментарии).

Подобно этому во всех толковых словарях, если в них объясняются пять влиятельных элементов, утверждается, что в связанной с ними пище каждый из этих элементов исполняет свою функцию, но (разъяснение этого) подобно всей пятерице опирается на непонятные слова прежних тантр. И хотя «Тантра руки», комментарии и др. к познанию пищи не обращаются, узнавание вкуса (пяти великих) элементов описывается [51б] подобно описанию вкуса лекарств в главе девятнадцатой как все шесть вкусов. Так, лекарством из миробалана хэбула, который обладает пятью или шестью вкусами (начиная) от терпкого, устраняются все болезни. Подобно (этому) нужна также пища пяти-шести вкусов. Если это выразить по методу современных ученых, (получится следующее), (Например,) на разговорном языке индийцев слово муласэта означает: 1) молочный сироп, получаемый из нижней части белого тибетского подснежника; 2) гнида; 3) приглашение ко льву; (в медицине это —)пища, известная как финики, растет в районе индийской Бхатраны, ствол цвета чая, листья зеленые, плодоносит. Несозревшая бывает разного цвета, после созревания похожа на миробалан с соответствующим круглым отверстием — так утверждает Сypxapбa. Эти два (миробалан и муласэта) являются главными (растениями), порождающими необходимую силу всех шести вкусов. И подобно тому, как они необходимо определяются как пища, обладающая пятью (великими) элементами, пятерица элементов тела увеличивается и развивается качествами пищи, обладающей силой олицетворяемых ею пяти элементов.

(5)Как же проиходит процесс (пищеварения)? — Можно представить его себе так. В желудке слизь и желчь разлагают пищу, при последующем переваривании растопленной (пищи) «огнеподобным» (ветром) отделяются один от другого питательный сок и осадок. Осадок поступает внутрь пустых кишок, вновь разделяется на вязкую и жидкую (части): вязкая (субстанция), проникнув внутрь черной кишки, становится калом. Жидкая часть по внутренним каналам входит в ргйу-кхрог и мньэ-ма(?)и через связь с мочевым пузырем превращается в мочу. Все основы

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...