Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соционические советы для сенсориков (на четырех уровнях коммуникации)

 

Как развивать интуицию возможностей (Nе)

1. Физический:

– Больше плавайте, чаще спускайтесь с гор, катайтесь на качелях, прыгайте – выберите те виды спорта, где происходит потеря веса.

– Больше употребляйте в пищу яиц, проросших злаков и других продуктов, содержащих зародыши.

– Мастерите модели сложных машин. Займитесь теорией решения изобретательных задач (ТРИЗ).

2. Психологический:

– Научитесь оптимистично оценивать свои способности и способности близких вам людей.

– Чаще делайте комплименты, ко всему относитесь с любопытством.

– Импровизируйте в общении, ведите себя по‑детски раскованно и непосредственно.

– Шутите, не ввязывайтесь в бытовые споры.

– Активно отстаивайте выношенные вами идеи, но не превращайте их в догму.

3. Социальный:

– Ведите себя нестандартно, но не шокирующе. Предлагайте смелые, далеко идущие проекты.

– Игнорируйте критику и повседневные заботы.

– Посещайте различные семинары, конференции, дискуссии по самым новым направлениям, но только не религиозного толка.

– Интенсивно обменивайтесь идеями со своими оппонентами.

– Имейте на каждой встрече новинку – будоражащую ум гипотезу или парадокс.

4. Интеллектуальный:

– Чаще уходите в себя, погружайтесь во внутренние размышления о самых противоположных вещах. Ищите общее между крайностями.

– Читайте как можно больше научно‑популярной литературы.

– Стройте в уме многослойный «пирог» наложенных друг на друга неподвижных картинок, а потом сжимайте их до тех пор, пока вас не озарит, пока не придет в голову синтезирующая идея.

Как развивать интуицию прогноза (Ni)

1. Физический:

– Откажите себе в излишествах, сядьте на строгую диету. Употребляйте побольше растительной и молочной пищи.

– Освойте различные техники дыхания и очищения организма, а также физические упражнения хатха‑йоги.

2. Психологический:

– Общаясь с людьми, расспрашивайте об их судьбах – прошлом и настоящем, задуманном и свершенном. Донесите до них мысль, что все уже было. Предостерегайте их от ошибок.

– Не бойтесь стать объектом обвинений.

– Научитесь брать вину на себя.

3. Социальный:

– Почувствуйте, как вы изменяетесь с течением времени. Убедитесь, что все преходяще: слава, могущество, признание, а также боль и радость.

– Сосредоточьтесь на потоке времени, который проходит сквозь вас.

– Представьте себя щепкой, которую увлекает за собой бурная река.

4. Интеллектуальный:

– Углубитесь в философскую литературу.

– Займитесь различными техниками медитации.

– Чаще спите, толкуйте свои и чужие сновидения.

 

Резкость в отношениях прямолинейных решающих (J)

 

 

Типоведческие советы для прямолинейных решающих (J)

 

Вы вовсе не всегда правы. Как ни трудно, но вам стоит это принять на веру, если вы хотите, чтобы конфликт вообще когда‑нибудь разрешился. Прямолинейные видят мир в черно‑белых тонах и делят все в нем на правильное и неправильное. Им трудно согласиться с противоположной точкой зрения. Но как тяжело иметь дело с тем, кто во всем считает себя правым!

Прямолинейные, выслушивайте альтернативные точки зрения, так как вы обычно с легкостью забраковываете новые подходы к решению проблемы. Вы знаете, что вы правы, и поэтому вам трудно признать, что и другая точка зрения имеет право на существование.

А. При конфликте с похожим на вас (прямолинейным):

1. Конфликты планировать невозможно, но их решение – можно.

2. Определите круг проблем, а потом назначьте время для их рассмотрения.

3. Если вопрос еще не решен, не утверждайте обратного только ради того, чтобы сделать ситуацию более определенной.

Б. При конфликте с антиподом (гибким):

1. Дайте партнеру возможность изучить различные варианты решения проблемы.

2. Стремитесь к решению ради положительного выхода из конфликта, а не для того, чтобы выиграть спор.

3. Помогите партнеру сосредоточиться на чем‑то одном.

 

Шпаргалка на каждый день

 

1. Демонстрируйте гибкость, завершая свои решения фразами: «Или как?»

2. Не торопите гибкого с принятием решения, выслушайте хотя бы три его варианта («Бог любит троицу!»)

 

Нерешительность и колебания гибких воспринимающих (P)

 

 

Типоведческие советы для гибких воспринимающих (Р)

 

Гибкие, займите в споре четкую позицию!

Вы часто принимаете участие в конфликте на обеих сторонах (гибкие в самом деле способны увидеть обе стороны). Порой это выглядит как уловка. Однако гибкость и умение примирять разные вещи не всегда способствуют разрешению конфликта. Эти качества могут даже усилить спор. Если вы в чем‑то действительно убеждены, займите соответствующую позицию и отстаивайте ее.

Гибким иногда необходимо принять решение, исходя только из того, что имеется в наличии, хотя этого им кажется недостаточно для уяснения общей картины.

А. При конфликте с похожим на вас (гибким):

1. Помогайте друг другу сосредоточиться на чем‑то одном.

2. Как можно яснее сформулируйте свое мнение и нужды. Никаких отклонений!

3. Попытайтесь найти взаимовыгодное решение или договоритесь, кто из вас готов «проиграть», а кто – «выиграть» в данном случае.

Б. При конфликте с антиподом (прямолинейным:)

1. Поймите, что ваш партнер выглядит более сердитым, чем является таковым на самом деле.

2. Помогите партнеру в поисках альтернативы. Удерживайте его от поспешных решений.

3. «Намекните и исчезайте», задайте тему конфликта и уйдите, чтобы позднее вернуться и все решить.

 

Шпаргалка на каждый день

 

Демонстрируйте твердость, после двух‑трех своих вариантов остановитесь и скажите: «Все обсудили, а теперь работаем!»

 

 

Глава 11. С точки зрения типологии…

 

Рефлекс цели и его тренировка

 

В результате большого практического опыта психологического консультирования и проведения различных психологических тренингов авторы пришли к выводу, что если у клиента слабо развит рефлекс цели, то вся работа с ним рано или поздно сводится к благим намерениям.

 

Рефлекс цели

 

Природа наделила все живые организмы инстинктом выживания, человеку она дала еще и другой инстинкт, который ставит нас в совершенно особое положение. Наш организм запрограммирован природой на достижение цели. Мы выбиваемся из последних сил для того, чтобы чего‑то достичь, и глубоко несчастны, когда по каким‑то причинам теряем цель. В эти тяжелые для каждого времена жизнь кажется бесполезной или, как мы говорим, бесцельной. Биология человека устроена так, чтобы он находился в движении к цели и преодолевал препятствия. «Рефлекс цели» – так сформулировал это наше свойство русский физиолог И. П. Павлов. Этот рефлекс, двигательный инстинкт, толкает любое живое существо на активные действия. «Рефлекс цели, – говорил Павлов, – имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас». Данный рефлекс означает способность к целеполаганию с последующим целеустремлением к результату. Этот механизм аналогичен автоматической системе наведения на цель, используемой в теории управления полетами ракет.

В Институте физиологии им. Павлова петербургские ученые сделали уникальное открытие. В течение 20 лет они занимались изучением рефлекса цели. Исследования проводились с детьми от полутора до двух лет. По мнению физиологов, стремление добиваться цели изначально заложено в каждом человеке на генетическом уровне. Оказалось, что примерно 25 % детей с рождения обладают столь необходимым в жизни качеством, как целеустремленность, 50 % можно отнести к промежуточному типу и оставшиеся 25 % природа такими качествами не наделила. Эти опыты с детьми полностью совпали с аналогичными показателями во взрослом мире, где 20–25 % людей относятся к лидерской элите, около 50–55 % – к квалифицированным исполнителям и 20–25 % – к аутсайдерам.

Психологи определяют целеустремленность как действие, направленное на достижение осознанного образа предвосхищаемого результата. Суть рефлекса цели не в том, чтобы просто ставить перед собой цель, а в том, как долго хватает настойчивости удерживать ее и двигаться к ней, не останавливаясь. В одной из телепрограмм «Дежурный по стране» Михаил Жванецкий, отвечая на вопросы, пояснил, как надо стремиться к цели. «Вы должны, – говорил он, – глазами держать перед собой цель, не терять ее из виду ни на секунду, а руки сами будут работать. Главное – смотрите на нее!»

В нас встроен механизм достижения цели, но не любой. Природа мудра, она предохраняет нас в большинстве случаев от завышенных целей. Мы выбираем те цели, которые нам по силам! Каждый стремится к своей вершине. Если мы желаем поднять планку своих устремлений, то рефлекс цели необходимо тренировать.

 

Тренировка рефлекса цели

 

Тренировать рефлекс цели следует методом постепенных приближений, в два этапа.

 

Подготовительный этап

 

В семидесятые годы были популярны труды отечественных ученых‑исследователей В. Аршавского и В. Ротенберга, являющихся авторами концепции «поисковой активности». Они пришли к следующему выводу: чтобы не заболеть неврозом, т. е. сохранить свое психическое здоровье, следует придерживаться активной жизненной позиции – соблюдать принцип поисковой активности, то есть даже в самой безвыходной ситуации продолжать искать выход.

На подготовительном этапе воспитания в себе рефлекса цели необходимо отчетливо осознать влияние механизма поисковой активности на здоровье. Это касается, в первую очередь, тех, кто не имеет развитого рефлекса цели (это психотипы с функциями этики (F) и воспринимающие (Р).

Для начала надо задаться вопросом не «Как стать успешным?», а «Как быть психически здоровым?» При слове «успех» мы думаем о реализации поставленной цели, о конкретных достижениях. А если не получится? А что как второй раз не получится? В жизни столько неизвестностей. Поэтому вернее будет позиция, которая призывает человека не к достижению «во что бы то ни стало», а к вариативности цели («не догоню, так хоть согреюсь»). Поэтому лучше задачу поставить по‑иному. Нужны не постоянные рекорды‑достижения, а необходимо сначала воспитать в себе, а затем поддерживать в боеготовности механизм неустанной поисковой активности. Важен любой результат, и не обязательно со 100 %‑ной гарантией. Поначалу такой опыт будет ценнее, чем результат.

Самое главное на этом этапе – научиться поддерживать источник полнокровной жизни, огонь в очаге своих мотивов – механизм поисковой активности. Непрерывный поиск оптимальных решений поддерживает в «боевом» состоянии психофизиологический аппарат активной жизни человека, т. е. является базисом нашего психического и физического здоровья.

Успех все привыкли определять обязательным достижением цели как таковой. А ведь для организма реализация цели всего лишь означает, что он остается «на плаву» и двигается дальше. Вспомните слова из песни Юрия Лозы: «Плот мой не так уж и плох!»

В коучинге есть такой закон, что правильно сформулированная цель – половина успеха. Выполнить эту, казалось бы, легкую задачу не так‑то и просто. Дело в том, что процесс постановки цели непрерывно связан с прогнозированием возможного достижения результата. Неосознанно мы выбираем задачи, которые нам по плечу, иначе могут произойти как физические, так и психические сбои в организме. Мозг мгновенно просчитывает жизнь человека дальше целеполагания, пытаясь дать свой прогноз. Мы инстинктивно понимаем, насколько данная цель нам по силам и возможностям. Работу мозга можно сравнить в этот момент с работой мощного компьютера: ясно, что с такой задачей может справиться только «хорошо устроенный мозг». Человек, витающий в облаках, постоянно отвлекающийся, чрезмерно эмоциональный, несобранный и т. п., а тем более невротизированный, безусловно, не готов к эффективной деятельности. Вспомним фразу О. Генри: «Из тех, кто страдает избытком чувствительности, настоящие деловые люди не получаются».

Чаще всего у невротиков в цепочку рассуждений по принятию решений вкрадывается так называемая обученная беспомощность.

Такая беспомощность в человеке появляется не сразу, а складывается на протяжении достаточного количества лет, прожитых бесцельно и бессмысленно. Что делать, чтобы такого не случилось? Оказывается, что «поломки в психике» начинаются с потери самоуважения, когда пропадает позитивная самооценка. Исправная работа механизма поисковой активности поддерживается адекватным «Я‑образом», он в порядке – ты в порядке, и все о'кей! Жизнь прекрасна! Но этот образ складывается постепенно и он очень устойчив, его нельзя сменить в одночасье. Вот почему родителям важно не упустить тот момент, когда он только‑только зарождается в ребенке. Не торопитесь помогать ему, когда он говорит «Я сам!», пытаясь самостоятельно завязать шнурки. Не мешайте ему, именно в такие моменты развивается рефлекс цели.

Ни в коем случае не стоит утверждаться в мысли, что главное – не результат, а участие. Этот принцип помогает реально жить, а не бороться за жизнь, просыпаться утром с мыслью, что каждый день как подвиг, ведь при таком подходе нет места отчаянию, человек продолжает полноценно жить. Только на таком благоприятном фоне возможно приступать к тренировкам рефлекса цели.

 

Основной этап

 

После того как будет усвоен принцип непрерывной поисковой активности (на поведенческом уровне), когда сформируется устойчивый динамический стереотип, можно вплотную заняться трансформированием его в рефлекс цели. В отличие от поисковой активности, где не так важен результат, рефлекс цели подразумевает обязательное достижение конкретных целей. Цель без результата – не цель. В лучшем случае – мечта.

Человек, действующий на основе рефлекса цели, похож на профессионального спортсмена. Спортивную форму необходимо поддерживать физическими тренировками в спортзале. Для успешного менеджера тренировочной средой является его профессиональная деятельность, где он нацелен на получение результатов. Того и другого остановки в систематических тренировках приводят к поражениям.

У каждого человека свой жизненный путь. Огромную роль в его выборе играет биологический организм, который инстинктивно ставит задачи, исходя из своих психофизиологических возможностей. Прекрасно сказал по этому поводу великий психотерапевт Карл Роджерс: «Хорошая жизнь – это движение по пути, выбранному человеческим организмом».

Своими психическими вмешательствами, например, при горящем желании срочно стать успешным, мы можем «перенапрячь» свой организм и тем самым испортить тонкий механизм жизненной саморегуляции. Это, конечно, может привести к временному успеху, но платой будет невротическое расстройство личности. Вот почему важно тренировать рефлекс цели методом постепенных приближений. Нужно время, чтобы успевали закрепиться новые нарождающиеся психологические механизмы. Если рассматривать этот процесс глубже, то следует помнить, что у каждого человека имеется свой запас жизненной энергии – АЭ, который не бесконечен и имеет постоянный показатель.

Можно сказать, что в ходе тренировок рефлекса цели у человека добавляется не количество энергии, а повышается эффективность использования имеющейся АЭ.

То есть происходит это не за счет количественных приращений, а за счет качественных изменений. Кто‑то скажет, а какая разница, что там внутри меня происходит, основным для меня является конечный результат. Стоит повторить, что этого результата может и не быть, если не понимать одного важного момента: цели должны выбираться по силам, а не по желанию‑хотению. Не зря в Библии сказано: «Да воздастся каждому по силам его!» И тогда результат не замедлит сказаться. А результат при таком подходе будет обязательно, поскольку все цели будут реальными. Добавим, что для поддержания «спортивной формы» цели надо чуть‑чуть завышать, выбирая цель «на цыпочках», делая, таким образом, вызов самому себе.

Итак, рефлекс цели развивается тренировками под руководством тренера (коуча). И его тренинг‑воспитание успешности ничем не отличатся от подготовки спортсмена, желающего стать чемпионом. Потребуются месяцы и месяцы упорных тренировок.

Как мы уже писали, с точки зрения типологии, рефлекс цели более всего присущ психотипам, имеющим в своей формуле буквенное сочетание – (ТJ). Например, эмоциональные этики (F) должны развивать в себе недостающие качества расчетливого логика (Т), а невнимательные воспринимающие (Р) – учиться целеустремленности и планированию решающих (J). В случае же, когда интуиция (N) является настолько яркой, что превращает человека в абстрактного мечтателя и неуемного фантазера, ему следует «приземлить» свои устремления, занявшись тренировкой сенсорики (S).

Рефлекс цели – врожденное качество, он имеется у тех, у кого есть изначально достаточное количество адаптационной энергии (АЭ). Ибо достижение цели требует от человека непрерывной поисковой активности. Вы никогда не задумывались о причине лентяйства?

У лодырей просто не хватает АЭ, вот почему они лодыри, а не потому, что не хотят! Но о таких часто говорят, что стоит им захотеть, они могут горы свернуть. Верно, их энергии хватает всего лишь на одноразовые вспышки. Они вынуждены постоянно экономить свою энергию. И взрослые вынуждены для таких детей придумывать воспитательные меры, чтобы те научились «самостоятельности», внушая им, что это же здорово – добиться успеха и испытать гордость, чувство удовлетворения и т. п. Но, увы: а где же взять на эти достижения энергию?!

Ответ: только за счет борьбы со своими внутренними провокациями, забирающими на себя полезную энергию. Этим самым вы получите дополнительный источник полезной энергии, и таким образом происходит развитие рефлекса цели за счет преобразования имеющегося количества в новое качество.

Непосредственные советы и упражнения по тренировке рефлекса цели вы найдете в «Типологическом корректоре личности».

Если говорить о менеджерах‑управленцах, то рефлекс цели помогает им научиться организовывать себя, а научившись управлять собой, они могут смело переходить к управлению другими, именно на этом качестве строится управленческий авторитет. Исполнители подчиняются охотно только тем, кому могут позавидовать в самоорганизованности. Да и без этого рефлекса руководитель не справится с функцией контроля, ибо управление означает «организацию плюс контроль» (см. параграф 6.4 «Развитие управленческой компетентности»). Сейчас же предложим вам специальное упражнение для развития рефлекса цели.

 

Тренировка дисциплины мышления

 

Особую роль в рефлексе цели играют воспитание и самовоспитание, ибо данный рефлекс является не только безусловным, но и условным, то есть тренируемым.

Собаке нужно повторить 23 раза, чтобы выработать у нее новый рефлекс. Человеку не обязательно делать реальные действия, ему достаточно их представлять. Это вызывает в коре головного мозга те же самые процессы, что и в реальности. Для усиления эффекта идеомоторики нужно все свои мысленные представления подкрепить движениями руки, записывая планы авторучкой на бумаге. Более того, при письме скорость виртуальных движений– действий гораздо ниже, чем скорость мысли (при полном отсутствии движения). Темп письма более близок к темпу физических реальных действий, вот почему в этом случае человек «прокручивает» в голове более реальный план‑путь продвижения к цели. Этим самым «писание» рукой на бумаге приучает мозг к «дисциплине мышления», когда в процесс целеполагания не встраиваются помехи (несбыточные мечты!).

Предлагаем развивать у себя дисциплину мышления (коучинг‑мышление). Приучать себя к такому стилю «думания» надо с освоения техники «Трехэтапной кристаллизации решений».

Перефразировав известное выражение, можно сказать, что воздушные замки – это мечты в уме, но мечты, излагаемые на бумаге, превращаются в планы.

Прежде чем приступать к решению проблемы, ознакомьтесь с перечнем типовых ошибок в целеполагании и постарайтесь их избежать.

Постановка новых целей обычно требует решения ряда проблем, поскольку человек выходит на более высокий уровень достижений, чем тот, который был до этого. Психологи выяснили, что мы приходим к окончательному решению вопроса только после трехстороннего его рассмотрения: то, что зависит от нас, зависит от других и что ни от кого не зависит, а является объективным препятствием. Для этого данный алгоритм вынесем на бумагу в виде следующего бланка.

 

Этапы решения проблемы

 

1. Кратко сформулируйте свою проблему. Не торопитесь, помните, что правильно сформулированная проблема – половина ее решения.

Проблему разложите на три составные части (I; II; III): зависимость от объективных обстоятельств, от других людей и от вас лично.

В каждой из этих частей надо записать по три причины: долго не раздумывайте, пишите любые, которые пришли в голову (как правило, они являются самыми насущными).

2. Теперь можно проанализировать все перечисленные причины и выбрать в каждой части по одной – самой существенной причине.

3. В столбце № 2 у вас останется всего три причины, которые нужно ранжировать, начиная с самой важной.

4. После определения важности причин необходимо составить перечень мероприятий по их разрешению.

5. И в последнюю очередь укажите реальные сроки выполнения каждого мероприятия.

Теперь оцените свой план решения проблемы в процентах. Если он окажется для вас выполнимым менее чем на 80 %, вернитесь к исходной позиции и проведите коррекцию всех пунктов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...