Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика – ритуал принятия исключенного в семейную систему

 

Данную технику можно выполнять несколькими способами:

1) в воображении;

2) с помощью стульев;

3) с помощью подушек;

4) с помощью листов.

 

Здесь я опишу способ работы с помощью листов.

1. Возьми лист, нарисуй на нем недоминирующей рукой (для правшей это левая, для левшей – правая) внутренний образ себя, на другом листе – образ того человека, с которым ты хочешь поработать.

На каждом рисунке поставь стрелочку – направление взгляда того, кто изображен.

2. Разложи листы на полу друг напротив друга , чтобы произошла ваша встреча. Выбери комфортное для тебя расстояние. Можно делать то же самое с подушками или со стульями. При этом обозначь, что один предмет (подушка или стул) – это ты, а другой – предок, с которым ты работаешь.

3. Далее нужно занять позицию «Я» – встать на лист. Если ты взял стул – сесть на стул. Если ты выбрал подушки, встань на позицию «Я» и возьми в руки подушку. Если ты работаешь в воображении, представь пространство, где стоишь ты и напротив тебя – другая фигура. Очень хорошо использовать диктофон, чтобы записывать все свои чувства, ощущения и наблюдения.

4. Встав на позицию «Я», произнеси: «Я – на позиции «Я» – и дай себе время вчувствоваться. На это должно уйти как минимум две‑три минуты. Не спеши! Отметь свои ощущения в теле, чувства и то, куда ты смотришь. Потом перейди с листа на пол, положи подушку или встань со стула и займи позицию предка.

Очень важный момент: ничего не добавляй из головы! Когда становишься на позицию «Я», смотри на исключенного. Если смотреть тяжело, увеличь расстояние между вами, но в этой технике необходим контакт с тем человеком, которого ты принимаешь в семейную систему. Увеличивай расстояние до тех пор, пока тебе не будет комфортно. Отмечай только чувства, ощущения и то, куда ты смотришь. Контролируй, чтобы твой взгляд был направлен на исключенного.

Если ты отводишь взгляд, если тебе чересчур некомфортно, если расстояние ничего не меняет и хочется отойти на десятки метров, то лучше в это путешествие не пускаться. Потому что здесь есть какая‑то история, которой ты не знаешь, или та, которую ты знаешь, но она слишком тяжела для тебя или содержит какие‑то неизвестные тебе нюансы.

5. Если же все нормально, переходи на позицию предка . Теперь ты – это не ты, а предок, который стоит напротив тебя. Проделай ту же самую работу: почувствуй, какие у него ощущения в теле, что он чувствует и куда смотрит. Используй диктофон для записи этой информации.

6. После этого возвращайся на свою позицию . По возвращении в первую очередь оцени, что изменилось в тебе теперь. Если первая встреча произошла нормально, ты можешь почувствовать прилив энергии или какие‑то приятные ощущения. Если есть дискомфорт, и он настолько большой, что увеличение расстояния ничего не меняет, лучше в эту сторону не двигаться. Но бывает и так: появляется ощущение, что нужно сделать следующий шаг через этот дискомфорт. Тогда переходи к следующему этапу.

7. На этом этапе ты должен произнести определенные фразы, которые называются разрешающими, так как они разрешают ситуацию исключения. Это может быть: «Для тебя есть место в моем сердце», «Ты – часть нашей семейной системы» (можешь при этом обозначить: «Ты – моя прабабушка, а я – твоя правнучка» или «Ты – моя тетя, а я – твоя племянница»), «Ты один из нас», «Ты относишься к нам». Стандартные фразы лучше применять, если ты в начале пути, в начале процесса принятия и делаешь первые шаги в освоении этих техник. Или если у тебя отложилось в памяти, что кто‑то отзывался об этом человеке плохо.

Здесь я хочу дать тебе несколько рекомендаций во избежание ошибок.

Первое: ни в коем случае на этом этапе не примешивай в процесс каких‑то заумных элементов из других практик . Например, ты стоишь на своей позиции и говоришь: «Я чувствую, предок на меня как‑то не так смотрит», или «Он ко мне не так относится», или «На той стороне идет какая‑то трансформация»… Ты должен считывать только те чувства, которые ты ощущаешь на конкретном месте! Не интерпретируй то, что происходит у другой стороны! Когда ты станешь на ту сторону, ты можешь увидеть, что это абсолютно не так. Это только твое восприятие другой стороны, и не более.

Второе: не пытайся кого‑то прощать, применять ритуалы прощения, которые описаны во многих книгах и используются во многих практиках . Когда ты считаешь, что должен кого‑то простить, ты этого человека осуждаешь, обвиняешь. А если речь идет о предке, ты еще и нарушаешь иерархию, возвышаясь над старшими. Младшие не имеют права прощать старших, что бы ни происходило. Это не их задача, не их роль.

Когда у тебя вдруг возникает желание попросить прощения, это тупик. Извиняющийся хочет освобождения от того, что он совершил, от своей вины. Таким образом он стремится это событие как будто бы исключить, но оно, наоборот, должно быть принято. Поэтому еще раз подчеркиваю: не добавляй от ума каких‑то фраз!

Третье. Судьбы наших предков в начале работы действительно воспринимаются как тяжелые. Предположим, женщина потеряла много детей, мужа, и дальше у нее была нелегкая жизнь. Здесь необходимо понимать, что твое уважение к этой судьбе, такой, какая она есть, играет колоссальную роль . Женщина, которая пережила столько потерь, продолжала жить и растить своих детей, обладает колоссальной силой! Если ты смотришь только на то, что ее потери и боль – это плохо и, не дай бог, все это отразится на тебе, ты не видишь ее жизненный ресурс, а он у нее потрясающий. Об этом поговорим позже.

Фразы совсем не простые. Пойми правильно: в семейном поле ты никого не сможешь обмануть, и, если слова не будут искренними, лучше их вообще не говорить. Если ты сделал только шаг – сказал стандартную фразу – и дальше пойти не можешь, лучше не иди. Вернешься к этой ситуации позже. Но если вдруг у тебя появился импульс подойти ближе, прикоснуться к предку, ты можешь сделать это.

Очень важно в этом процессе полностью отключить мысли и слышать именно те фразы, которые идут из твоего сердца , а не подбирать их логически. Доверься пространству, семейному полю, где ты находишься. Если это удастся, ты услышишь те фразы, которые необходимы во время встречи с твоим предком. Поступая таким образом, ты сможешь прикоснуться к тому, что называют чтением семейного поля. Большинство расстановщиков не подбирают фразы – они их просто считывают в поле и предлагают своим клиентам. А поскольку эти фразы не искусственные, они имеют эффект и ведут к разрешению.

Также нужно понимать следующее: когда ты ставишь фигуру предка, в любой момент эта фигура может стать уже не только тем предком, которого ты выбрал . Бабушка или прабабушка, дедушка или прадедушка на каком‑то этапе может объединить в себе несколько фигур из твоего рода, несколько историй. Ведь истории, которые есть в нашем роду, достаточно часто с определенной периодичностью, через 2–3 поколения повторяются. Мы их обычно не знаем, потому что у нас мало информации о седьмом, восьмом, десятом поколении.

Вот почему так важно именно прислушаться к тому, какие фразы будут идти к тебе в поле, и произносить только их. Не бери фраз из моих книг: там тоже приведены стандартные фразы. Не бери их и из какой‑то другой литературы. Если не идут никакие фразы, просто стой на своем месте и прислушивайся к тому, что произошло после того, как ты сказал стандартную фразу. Просто чувствуй, что происходит с тобой на этом месте.

Далее ты можешь перейти на позицию предка еще раз, чтобы прочувствовать, что там изменилось и есть ли что‑то, что ему необходимо. Закончить ритуал нужно на своем месте. Еще раз настоятельно рекомендую записывать свои слова, чувства и ощущения на диктофон: через какое‑то время ты можешь прослушать эти записи и услышать, сколько в твоих фразах правды. Тогда ты увидишь всю эту ситуацию по‑другому.

Если ты выбираешь человека для работы из соображений «у него настолько тяжелая судьба, что с ней однозначно нужно что‑то делать» – вряд ли эта техника тебе поможет. Например, самоубийство. Сначала нужно понять: этот человек выбрал самоубийство, потому что внутри его была определенная динамика, находясь в которой он стремился уйти из жизни, и это был лишь один из вариантов ухода. Когда ты перестанешь расценивать самоубийство как нечто плохое, то, с чем срочно надо что‑то делать, чтобы это не оказало на тебя влияние, тогда ты можешь проводить ритуал.

 

Практическая часть

 

 

Работа Анастасии со своей свекровью

 

Оксана:Итак, выбираем, с кем будете работать и каким способом: со стульями, подушками или рисунками. Определяем две позиции – кладем листы или подушки либо ставим стулья на полу друг напротив друга. Вначале найдите свою позицию, потом на некотором расстоянии поместите предмет, означающий вторую позицию. Расстояние определите самостоятельно и отметьте, на сколько метров или шагов от себя вы хотите расположить вторую фигуру.

В подобной работе важно учитывать вот какой нюанс: когда вы ставите предмет на свою позицию, это не есть вы на все сто процентов – это какая‑то часть вас, связанная с вашим предком. Точно так же ваш предок – это не на все сто процентов он, а какая‑то часть его личности, его судьбы, которая связана с вами либо, возможно, у которой есть послание для потомков или еще что‑то важное.

Настя:Я выбрала для работы свекровь. Смотрю на нее спокойно, без отрицательных эмоций, хорошо ее вижу.

Оксана:Хорошо, Настя, вслушайтесь, есть ли еще какие‑то чувства или ощущения в теле?

Настя:Да, у меня к ней интерес.

Оксана:Хорошо. Переходите на пол, а потом в позицию свекрови. Теперь вы – это не вы, а свекровь. Вчувствуйтесь две‑три минуты в эту позицию. Что вы ощущаете на месте свекрови?

Настя:Сначала ее взгляд направлен сквозь меня, потом на меня. При этом идут сильные вибрации и ощущение наполнения энергией.

Оксана:Хорошо. Можете минуту или две постоять: может, еще что‑то добавится. Настя, что вы чувствуете на месте свекрови?

Настя:На месте свекрови никак не могу ощутить ее чувства.

Оксана:Попробуйте отодвинуть лист на один шаг назад. Смотрит ли фигура свекрови на вас?

Настя:Вроде бы почувствовала благодарность и тепло.

Оксана:Хорошо, Настя, переходите сначала на пол, потом на свой лист. Если почувствуете, что можете это сделать, скажите разрешающую фразу.

Настя:Говорю свекрови, что она одна из нас. Но как будто убеждаю в этом не ее, а себя. Нет правды в голосе.

Оксана:Конечно, это пока звучит именно так. Вы не ее убеждаете, а себя! С помощью подобных фраз вы признаете ее право принадлежать вашей семейной системе. Она – ваша свекровь, а вы – ее невестка. И эту фразу вы говорите и для себя в том числе: когда вы ее произносите вслух, вы сами реагируете на эти фразы и внутри вас что‑то меняется.

Настя:Мне хочется понять, что же чувствовала свекровь ко мне на самом деле. Наши отношения были как будто с двойным дном. Внешне все пристойно, а что было в сердце – не могу почувствовать.

Оксана:Настя, вы ставите не ту цель. Вы пришли с целью какой‑то разведки. Но смысл этого ритуала в том, чтобы произошло разрешение, принятие, соединение того, что внутри вас разделено. И вы уже говорили, что у свекрови было к вам чувство благодарности и тепло. Настя, попробуйте со своей позиции посмотреть на свекровь и кроме тех фраз, которые вы сказали, поблагодарить ее за сына и, если у вас есть совместные дети, за внуков. Скажите, что в них продолжается и ее жизнь тоже.

Настя:Сказала свекрови все слова благодарности. Ей, кажется, приятно это слышать. Но свекровь при жизни не хотела много знать о здоровье и проблемах своего сына.

Оксана:Настя, вы делаете совсем не то. Во‑первых, то, что происходит на внутреннем плане между нами, нашими близкими и нашими предками, – это совершенно не то, что происходит на внешнем плане. А вы сейчас привязываетесь к тому, что было на внешнем плане. Но когда мы пытаемся почувствовать внутренние процессы, надо довериться только своим ощущениям и чувствам, а не соображениям, которые идут от головы. Скажите ей слова благодарности за мужа, за детей таким образом, чтобы они были действительно искренними. Если вы сможете это сделать, то это разрешит что‑то внутри вас. Но вы все время ждете от свекрови какой‑то реакции. Что происходит внутри вас, когда вы сказали эти слова? Вы им верите? Сколько в них правды?

Настя:Да, я не согласна внутри с этими словами. Благодарность свекрови за сына скорее формальная.

Оксана:Настя, с теми людьми, которых мы знали и с которыми у нас были непростые отношения, начинать ритуал принятия действительно сложно. Если у вас уже будет в этих техниках какой‑то опыт, появится навык, тогда можно будет взять вашу свекровь и дорабатывать эту ситуацию. Вы говорите, что все проблемы ее сына, идущие из детства, многие годы приходилось решать с ним вам, уже когда он был взрослым.

Настя:Видимо, я никак не могу смириться с тем, что родители мужа не хотели вникать в его проблемы, считая, что все хорошо.

Оксана:Понимаете, у родителей есть право, с их точки зрения, считать, что у сына все хорошо. А то, что вы с ними не согласны, – это ваше право. Вопрос в том, почему вы решили его проблемы? Зачем вам это было нужно? Возможно, вы хотели, чтобы у вас что‑то изменилось в отношениях, или еще чего‑то.

Об отношениях в паре мы будем говорить в тренинге далее. То, что мы делаем с благими намерениями, не всегда продиктовано именно благими намерениями. Отношения в паре – это обмен, и у них есть своя цена.

Принятие не означает, что, если я сегодня проделываю ритуал с человеком, я обязательно его приму. Вы продвинулись в этом процессе ровно настолько, насколько смогли. Опять же, я рекомендовала взять не ту фигуру, с которой вы находитесь в конфликтных отношениях. С близкими людьми этот процесс происходит несколько иначе: вы можете продвинуться на каких‑то полшажка, шажок или даже на большой шаг, но после этого обязательно будут еще шаги.

Я бы рекомендовала вам сейчас остановиться. Но, опять же, завершать технику надо на своем месте. Вы поблагодарили, как получилось, и, если есть желание, можно поклониться этой истории. То есть вы понимаете, что сейчас разрешения нет, и просто соглашаетесь с этим. А в знак согласия делаете поклон не свекрови, а всей ситуации, которая происходит между вами или в вашей семье. Позднее вы можете взять другую фигуру и проделать эту технику.

Кстати, Настя, можно взять фото свекрови и поставить его на то место, куда часто падает ваш взгляд: в перспективе это поможет вам завершить процесс принятия.

Настя:Спасибо, теперь я поняла, что легче начинать ритуал принятия с тем, кого не знаешь.

Оксана:Почему я рекомендую начинать эту технику именно с фигуры, которую вы не знаете, но которая исключена? Потому что в истории, связанной с ней, как показывает практика, очень много энергии. Чаще всего принятие более далекого предка происходит очень быстро: такое впечатление, что он как будто бы ждет, когда вы подойдете.

 

Работа Елены с дедушкой

 

Лена:Я решила работать с дедушкой. Стою на своей позиции, смотрю в его сторону. У меня сильный интерес и большое волнение, как будто встретила того, кого знаю очень давно, давно не видела, но хотела увидеть.

Оксана:Прекрасно! Лена, переходите на пол. Это обязательное условие в этой технике. Ни в коем случае нельзя прыгать с одной позиции на другую. А теперь перейдите на место дедушки. Какие результаты?

Лена:Дедушка стоит и не смотрит на меня, глаза отводит в сторону. У меня чувство, как будто он не хочет меня видеть.

Оксана:Лена, отодвиньте листочек дедушки на шаг назад. Возможно, у вас слишком близкое расстояние.

Лена:Отодвинула листок дедушки дальше, теперь он смотрит на меня словно украдкой. Ощущаю его чувство вины, прячет глаза.

Оксана:Хорошо, Лена, становитесь на пол и переходите к своей позиции.

Лена:Вернулась на свое место. Чувство большого сожаления и даже как будто немного высокомерия. Я стою прямо и смотрю прямо.

Оксана:Лена, вы можете переходить к разрешающим фразам. Попробуйте сказать: «Дорогой дедушка, я – твоя внучка! У тебя есть место в моем сердце», или «Ты – часть нашей семейной системы», или «У тебя есть место в нашей семейной системе», или «Ты один из нас. Я – твоя внучка, ты – мой дедушка». Смотрите, что вам больше подходит. Что происходит?

Лена:Расстояние между мной и дедушкой словно стало мягче. Мне стало очень грустно. Почувствовала тепло к моему родному дедушке.

Оксана:Лена, внимательно почувствуйте, есть ли у вас движения в теле, означающие желание ближе подойти к дедушке? Идите за своими импульсами. Почувствуйте, стоит ли к стандартным фразам что‑то добавить. Возможно, какие‑то из этих фраз захочется повторить. Возможно, вы захотите сказать слова любви или благодарности.

Лена:Мне хочется плакать. Повторила, что я вижу твою судьбу и принимаю ее. Есть желание сократить расстояние. Почувствовала, как будто узел развязался.

Оксана:Если есть желание приблизиться к дедушке, приближайтесь, но делайте это не спеша, следите за своими ощущениями.

Да, разрешающие фразы мы говорим не для кого‑то в пространстве и не для предков, хотя для них это тоже важно. Для себя! Процесс принятия происходит внутри нас, а семейное поле работает именно через нас.

Лена, что у вас происходит дальше?

Лена:Появились слезы. Подошла к дедушке, положила голову ему на плечо и почувствовала его большую благодарность ко мне. Я не знала этих чувств. Воспоминания мамы о нем ужасные.

Оксана:Хорошо. Если идет поток чувств, то побудьте там, сколько вам необходимо.

Лена:Появилось ощущение, что что‑то соединилось. Ранее на это не было шанса. И так грустно из‑за понимания, какое нагромождение всего в роду у мамы.

Оксана:Здесь, Лена, важно оставить маме эти нагромождения. Хотя это ваше ощущение этих нагромождений. Ваша грусть тоже поднялась неспроста. Вам неплохо было бы помянуть дедушку: возможно, сходить в церковь, поставить свечку или проделать что‑то другое, в зависимости от того, каких ритуалов вы придерживаетесь. Если вы знаете, где его могила, хорошо бы прийти к нему. Это не значит, что надо срочно бежать прямо завтра. Возможно, это произойдет со временем, когда вы почувствуете, что можете и хотите это сделать.

Лена:Я была оторвана от деда.

Оксана:Елена, сейчас важно, с чем вы соединяетесь. С теплом от встречи с дедушкой или с тем, что были оторваны от него? С новым ощущением или с тем, что что‑то не так.

 

Если ты работаешь с умершими, после этого ритуала неплохо было бы помянуть этих людей. У каждого могут быть свои ритуалы, в зависимости от вероисповедания. Православные могут пойти в церковь и поставить свечку. Кто‑то печет пирожки, кто‑то угощает конфетами…

Если ты знаешь, где могила этого человека, можно туда сходить. Посещение могилы часто становится толчком для множества процессов: добавляется ресурсов, облегчается процесс принятия, появляются новые состояния. Что еще можно сделать? Если у тебя есть фотография этого человека, можешь поставить эту фотографию на место, куда часто падает твой взгляд. Пусть она там постоит столько, сколько это необходимо.

То есть ритуал принятия – это не какая‑то суперсложная техника, но тем не менее не такая уж и простая. С ее помощью действительно можно получить доступ к ресурсным состояниям.

Есть удивительные случаи, когда процесс принятия происходит спонтанно, без применения техник. Правда, я знаю именно о тех случаях, когда человек ранее уже касался этой темы в беседах и в расстановках.

 

У меня была участница коучинга, которая не знала об этом ритуале, потому что не была на тех мероприятиях, где я о нем рассказываю. Она часто вспоминала судьбу своей бабушки Марии, потому что ее тоже назвали Марией. У бабушки сложная и странная судьба – ее сестра‑близнец Настя украла у нее паспорт (дело было в деревне), уехала поступать в город и даже встретила там мужчину, которого любила ее сестра. Бабушка не могла уехать и учиться, потому что ее документ присвоила сестра. Еще много испытаний ждало ее в личной жизни.

Мария считала, что в ее жизни повторяется многое из жизни ее бабушки: она часто болела и даже теми же заболеваниями, что и ее бабушка; ее тревожило то, что личная жизнь ее не складывается; и она считала, что «живет не свою жизнь». Был момент, когда она даже хотела поменять свое имя.

Все‑таки откуда шли ощущения, что Мария проживает не свою жизнь?

Однажды, когда Маша шла по улице, на нее вдруг нахлынули мысли о бабушке. Она вспомнила о своем желании отгородиться от бабушки и от ее судьбы, и вдруг словно почувствовала, что ощущала бабушка когда‑то давно, когда ее жизнь изменилась от поступка сестры. Ведь именно сестра‑близнец забрала возможность уехать в город из деревни и встретиться с любимым мужчиной. Ощущения были яркими, но недолгими. Этого было вполне достаточно, чтобы прикоснуться к ее ощущениям. Мария расплакалась и машинально стала говорить бабушке слова о принятии, о важности ее судьбы. Ощущение «проживания не своей жизни» после этого растаяло.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...