Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как возникли солнце, месяц и звезды
Опубл.: ИФ, т. II, с. 20. Записал И. А. Дахкильгов в 1963 г. на ингушском языке от одаренной сказительницы Г. Бековой сестры известного ингушского поэта Т. Бекова, г. Грозный.
Все это неправда, но в старину рассказывали следующее. Жил молодой человек неописуемой красоты. Он был искусный кузнецом. От искр его кузни, казалось, молнии сверкали. В это же время жила одна девушка. Она безвыходно сидела в высокой башне без окон и дверей. От ее красоты исходило сияние, которое было видно издали. — Я женюсь на ней, — решил молодой человек и послал сватов. Девушка была его сестрой; он не знал об этом, а девушка знала. — От огня и золы его кузни исчезнет мое лучезарное сияние я не пойду за него замуж, — придумала причину девушка, чтобы отказать юноше. Она не имела права признаться в том, что она его сестра. Отказ девушки очень огорчил молодого человека. Темной ночью он взял золотую головешку, которая неделю калилась в его кузне, и отправился к девушке. Увидев его, девушка бросилась бежать, он за ней. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры от золотой головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну.
Спор о солнце и луне
Записал И. Л. Дахкильгов на ингушском языке от А. Ханиева, г. Грозный. Личный архив И. А. Дахкильгова.
Жили два брата. Однажды они повздорили между собой. — Солнце мое, а луна твоя, — говорил один. — Нет, твоя луна, а солнце мое, — говорил другой. Долго они спорили, но к согласию не пришли и пошли по свету разрешить этот спор. Долго они шли и сильно устали. Сели отдохнуть в тени чинары. С чинары упала большая змея, обвилась вокруг старшего и стала сдавливать его горло. Тогда младший брат взял змею за голову и потянул. Змея оставила старшего брата в обвила младшего. Старший ударом шашки убил ее и случайно перерезал горло младшему. Младший брат испустил дух. С горя старший брат размотал с тела младшего змею и бросил ее в трясину. Змея сразу ожила. Старший брат понял, в чем дело. Отрубил он мизинец левой руки и ткнул палец в трясину. Палец тут же прирос обратно. Взял он из трясины воду и побрызгал ею брата. Тот сразу ожил. Поняли братья, что это за трясина. — Мы можем из этой трясины добыть много золота, — сказал младший брат. — Что нам надо делать? — спросил старший брат. — Ты будешь врачевать. Я распущу слух, что ты оживляешь мертвых. Младший брат приносил из трясины воду, а старший оживлял ею мертвых и врачевал больных. Прошло пять лет. Сильно разбогатели братья. С каждым днем младшему брату становилось все труднее, так как вода в трясине стала кончаться. Однажды, когда он пошел за водой, из трясины поднялся сармак и сказал: — Ты хочешь лишить меня покоя? Что ты делаешь с водой? Как много ты ее уносишь! Испугался младший брат и бросился бежать. — Остановись! — крикнул сармак. — Если ты сделаешь еще шаг, я убью тебя. Подойди и отвечай на мои вопросы. Подошел младший брат и все рассказал: как упала с чинары змея, как старший брат убил ее, как она ожила, как брат оживил его, как они излечивали людей… — В этой трясине вода кончилась не потому, что ты ее уносил. Когда люди на земле не умирают вода в трясине уменьшается. Если вода в трясине кончится, весь мир погибнет. Поклянись своим отцом, что придешь сюда со своим старшим братом. — Я не могу дать тебе такую клятву, потому что, поклявшись за него (а он может и не прийти), я могу стать клятвопреступником. Я передам ему твои слова. Сам же, клянусь отцом, завтра приду к тебе. — Ты прав. Иди, а завтра придешь вместе с братом, — и сармак скрылся под водой. Понурый пришел младший брат домой, передал старшему весь разговор с сармаком и добавил: — Завтра мы должны пойти к нему. — Я не такой глупец, как ты, чтобы встречаться с сармаком. Если хочешь, сам иди к нему. На второй день младший брат пошел с сармаку. — Ну, где твой брат? — спросил сармак. — Он не захотел прийти, — ответил младший. — Если бы он пришел, я бы отпустил вас невредимыми и освободил бы вас от врачевания. Вы вышли из дому со спором о луне и солнце. Этот спор разрешу я. — Ты человек честный, и солнце тоже. Ты будешь славным соколом с зорким взглядом и будешь летать днем. Твой брат бесчестный человек — луна его. С этого дня он будет лупоглазой совой и будет летать только ночью. Только сармак произнес молитву, как младший брат превратился в славного сокола, а старший в лупоглазую сову. Увидит сокол днем сову и бросается на нее. Это младший брат недоволен старшим, а старший, вспоминая, как лишился солнца, прячется от дневного света.
Сын Месяца
Записала Ж. Торшхоева в 1967 г. на ингушском языке от X. Торшхоева, с Чермен Северо-Осетинскои АССР. Личный архив А. О. Мальсагова. Возможно, данный сюжет сказочный, за исключением концовки, которая относится, скорее, к легендам.
В далекие времена жили муж с женой. У них было семеро сыновей. Они молили бога, чтобы он даровал им девочку. Через некоторое время родилась девочка — все ее любили и лелеяли. Не исполнилось ей и нескольких месяцев, как у этих людей стали пропадать с яблонь яблоки. Стали они сторожить, и выстрелом из ружья ранили одного вора в палец. Но вор убежал. Тогда собрали всех жителей села, чтобы опознать вора. У всех пальцы были целы. — Остался ли кто-нибудь в селе непроверенным? — спросили. — Остался один ребенок в люльке, — ответили. Осмотрели ребенка, и у него действительно не хватало мизинца. Это была недавно родившаяся девочка. — Эта девочка станет ведьмой, — сказали люди и решили, что ее надо убить. Но мать упросила людей не убивать девочку, и они оставили ее в живых. На ее смерти настаивал младший брат: — Если вы ее не убьете, я покину дом. И через некоторое время он уехал. После этого прошло много лет, и он решил проведать своих отца-мать и братьев. Возвратился он в село и не увидел ни одного живого человека. Подъехал к своему дому, спешился, но никого в доме не обнаружил. Сидит он в комнате, а из-под пола выскочила мышка, из-за двери, вышла кошка, из-под подоконника выполз муравей. — Кто ты и откуда? — спросили они. Тогда младший брат рассказал им, почему он ушел из дому, и о своем решении повидать родителей и братьев. — Хорошо, что ты ушел отсюда, потому что твоя сестра, как только начала ходить, сразу съела мать, отца, потом братьев, всех односельчан и все живое. Только мы трое от нее спаслись. Сейчас она придет. Она предложит тебе есть, но ты скажи, что сыт, и попроси ее, чтобы она принесла тебе в решете воды. Так ты сможешь от нее спастись. И мышка, кошка и муравей быстро спрятались. В это время вернулась сестра-ведьма. — С добрым приходом, гость из нашего края! Как долго ты не возвращался к своей сестре, — сказала она. — Пусть долго ты не проживешь![177]— сказал брат. Видит брат: выскочила его сестра-ведьма и съела одну ногу у коня. Вбежала она в дои и спросила: — На скольких ногах ты прибыл? Да умрет твоей матерью рожденная![178] — На трех ногах прибыл, чтобы моей матерью рожденная умерла! — ответы брат. Опять выскочила ведьма во двор и съела вторую ногу коня. Зашла и спрашивает: — На скольких ногах ты прибыл? — На двух ногах прибыл. Съела еще одну ногу и спрашивает: — На скольких ногах ты прибыл? — На одной ноге приехал, да умрет моей матерью рожденная! — ответил брат. Съела сестра-ведьма последнюю ногу коня и спрашивает: — На чем ты приехал, моей матерью рожденный? — Ползком на животе приехал. Съела сестра-ведьма всего коня, оставила одни кости и спрашивает: — А теперь ты на чем приехал, мой братик? — Пришел пешком, — ответил брат. — А что бы ты поел, братик? — Я сыт, — ответил младший брат, но хотел бы выпить водицы, принесенной в отцовском решете. Схватила сестра-ведьма решето и бросилась за водой. В это время из-под пола появилась мышка, через дверь вошла кошка, из-под подоконника вылез муравей. Они сказали: — Возьми с печки брусок и точило, потри ими кости своего коня и произнеси: «Стань прежним, мой конь», и конь твой оживет. Потом возьми гребенку матери, купорос и уголь из очага. Как только почувствуешь за собой погоню, бросишь они тебе помогут. И они попрятались по своим местам. Младший брат исполнил их советы и бросился бежать. Только он стал скрываться из глаз, сестра-ведьма бросила решето и пустилась за ним. К полудню она стала догонять брата. Брат бросил гребенку и пожелал, чтобы между ними оказался лес. И вырос лес, густой, как зубья этого гребешка. Брат дал отдохнуть коню и поскакал дальше. Через некоторое время он услышал за собой погоню. Тогда он бросил купорос, и между ним и сестрой-ведьмой раскинулось большое купоросное поле. Ведьма преодолела купоросное поле и стала его догонять. Бросил брат уголь, и между ними возник туман, черный как уголь. Уже наступил вечер, потом ночь, и брат подумал, что спасся, но в это время он вновь услышал шум погони. Во всю прыть пустил он своего коня. — Не убегай, все равно не спасешься! — услышал он за собой крики сестры-ведьмы. Младший брат уже не знал, что ему делать, как спастись. Посмотрел на небо. Увидел в небе Месяц и обратился к нему с просьбой: — Ва, Месяц, возьми меня к себе! И Месяц стал поднимать его к себе. Ведьма бросилась вслед и успела оторвать одну ногу коню. Старики говорят, что месяц и брат будут находиться вместе до наступления абаде[179].
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |