Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?Философия: смысл и значение 1*. Что такое философия? а) форма общественного сознания; б) учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания; в) наука о здоровом образе жизни.
2*. Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества? а) мифология; б) религия; в) искусство; г) политика; д) право; е) наука; ж) философия. 3*.Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является: а) его обоснованием и развитием; б) его полным опровержением; в) его критическим пересмотром; г) философия это особая область духовной жизни, и она не имеет никакого отношения к обыденному сознанию.
4*. Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания. а) первая в истории человечества попытка познания мира; б) представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия; в) знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений; г) знания, которые никакой пользы древнему человеку не принесли.
5. Среди всех форм переосмысления изначальной наивно-реалистической картины мира исторически наиболее поздней является: а) религия; б) философия; в) мифология; г) искусство.
6* Чем отличаются философские знания от религиозных? а) наличием и использованием четких, однозначных, рациональных понятий; б) степенью обоснованности знаний; в) динамикой знания; г) ничем не отличаются.
7*. Основными принципами религиозно-философского учения, называемого теизмом, являются: монотеизм, персонализм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм, финализм, принцип иерархичности. Соотнесите приведенные ниже трактовки с названными принципами в порядке их перечисления: а) события природы и социума характеризуются как проявления непрерывно действующей божественной воли, «божественного промысла»; б) Бог ставится выше природы и человека; в) провозглашается вера в существование единственного высшего сверхъестественного существа в мире – Бога; г) мир понимается как устремленная к богу «лестница» явлений и существ; д) мир трактуется как результат творения Богом из «ничего»: е) предсказывается конец мира, который наступит в день Страшного Суда; ж) утверждается вера в личностный характер Бога, обладающего разумом и волей.
8*. С теистической точки зрения верны следующие положения: а) реальный мир не является самодостаточным; б) природный мир существует в соответствии с естественными законами; в) свое существование мир получает от Бога; г) мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком; д) явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец; е ) человек может постичь божественное первоначало непосредственным чувственным созерцанием и разумом ; ж) Бог абсолютно недоступен никакому способу познания; з) божественная сущность постигается мистической интуицией, верой.
9*.Философию и науку сближают: а) совпадение внутренних ценностей; б) рациональные способы рассуждений; в) окончательность найденных решений; г) стремление к познанию мира в целом; д) систематизированный поиск истины; е) аксиологический ( ценностный) подход к решению проблем; ж) возможность проверки всех результатов опытом.
Совпадают ли философские и научные взгляды на мир? а) нет; б) в большей части - да.
11*. Стимулом философствования, по мнению Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Гегеля, являются: а) переживание кризиса в реальной жизни людей; б) стремление к умножению жизненных благ; в) удивление, проистекающее из незнания; г) протест против влияния телесности человека на его духовную жизнь. ( ответы следует дать в порядке перечисления имен)
12*. Общей отличительной чертой философствования является: а) тематическая направленность проблематики; б) внеличностный характер формирования воззрений; в) беспредпосылочность; г) опора на авторитетное мнение; д) универсальность, всеобщность постановки проблем; е) ограниченность деятельностью исключительно разума.
13*. Какой, по В. Виндельбанду, «исторической форме проявления философии» - метафизике, философской антропологии, теории познания - какая трактовка соответствует: а) учение о сущности, формах и уровнях познания; б) выражение устремлений и убеждений религиозной веры в познавательной форме; в) учение о месте человека во всеобщей связи вещей и об устроении человеческой жизни; г) учение о первоначалах бытия. (ответы дайте соответственно порядку перечисления) Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель - как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох - как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители? а) религию; б) мораль; в) философию; д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.
15*. Основными сферами философского знания являются: а) философская антропология; б) онтология; в) психология; г) аксиология; д) гносеология (теория познания); е) юриспруденция.
Философская онтология
25*.Что следует отнести к бытию? а) окружающий материальный мир; б) исключительно совокупность философских понятий; в) сознание индивидуального человека; г) совокупность идей, теорий, ценностей, установок поведения людей; д) человека с его телом и психикой.
26. Философскими категориями предельной универсальности являются: а) время и пространство; б) прогресс и регресс; в) материя и сознание; г) бытие и небытие; д) движение и покой.
27*. Проблема бытия исследована, в частности, такими мыслителями как: а) Парменид; б) В.И. Плотников; в) М. Хайдеггер; г) Т. Кун; д) Г. Гегель.
28*. Самодостаточность как главный признак бытия выражается в том, что : а) бытие – причина самого себя и ни от чего внешнего не зависит; б) все окружающее зависит от бытия, им определяется; в) ни одна из приведенных выше формулировок не выражает сути, поскольку самодостаточность бытия невыразима; г) все определения верны.
29*. Аналогами к понятию «бытие» являются: а) единство форм и способов существования; б) буквально, то, что есть; в) неосознаваемое человеком; г) реальность; д) действительность; е) наличность, данность; ж) материальный мир; з) существование.
30. Мысль о том, что язык – «дом бытия», принадлежит: а) К. Марксу; б) М. Хайдеггеру; в) Л.Н. Толстому; г) Цицерону.
31. Символы, знаки в качестве культурных средств берут на себя функцию: а) выражения и закрепления отношения человека к миру; б) конструирования особой знаковой реальности, противопоставленной реальному миру.
32*. Человек с неразвитой способностью к абстрагированию: а) не способен держать в поле зрения целое как таковое ; б) обладает выдающимися способностями в сфере материального производства; в) обладает низким уровнем самосознания.
Слово ( речь) а) очищает бытие персональной идентичности человека от чувственного материала; б) является выражением совместного переживания бытия мира; в) является наиболее адекватной формой обнаружения бытия мира; г) все ответы правильные.
34. Культура внутренне различена на следующие группы культурных средств в порядке возрастания универсальности: а) символы, орудия, знаки, предельно универсальные знаки; б) орудия, знаки, символы, предельно универсальные знаки; в) орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки.
35. Человек в его отношении к предметностям мира: а) нейтрален по отношению к ним; так как они существуют независимо от него; б) захвачен ими, «вожделеет» их, поскольку они составляют основу его бытия.
36. Предельное предметное отношение человека к миру выражают: а) образы, символы; б) необычные состояния индивидуального духа; в) универсалии «бытие» и «небытие»; г) понятия, научные теории; д) орудия, материальные предметы. 37. Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем: а) меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности; б) меньше его поглощенность конкретной (единичной) жизненной ситуацией; в) больше зависимость от культурной формы, от полюса общего; г) больше захваченность всеобщей значимостью идеализированного указателя, идеала; д) интенсивней энергия бытия человека; е) все приведенные выше ответы верные; ж) все ответы неверные.
38. Онтология - это учение : а) о законах мышления; б) о природе; в) о бытии; г) о идеальных сущностях. Философия природы 39*. Выберите две верные трактовки сущности понятия «природа»: а) все, что существует вообще, т.е. весь мир в многообразии его форм; б) совокупность естественных ( физических, химических, биологических, геологических, космологических ) явлений; в) внутренний мир человека. 40. Понятия «природа» и «материя» близки по значению, но: а) понятие «природа» шире понятия «материя», так как содержит психические явления мира высших животных; б) понятие «материя» шире понятия «природа», так как отражает объективную реальность.
41. В античных космогонических мифах, отражающих первые представления о природе: а) мир, природа возникает в результате акта творения, является сотворенным бытием; б) мир как упорядоченный Космос возникает из неорганизованного Хаоса; в) природа, населенная множеством богов, является лишь «человеческой картиной» - порождением человеческого сознания. 42*. Природу древние греки воспринимали как: а) лишенное гармонии творение; б) эстетически прекрасное; в) идеальное, совершенное; г) костное, неживое; д) противоположное, враждебное культуре.
43*. Древнегреческие философы часто рассматривали природу с позиций: а) гелеоцентризма; б) креационизма; в) органицизма; г) механицизма; д) гилозоизма.
44*. Природа являлась главным объектом философского анализа: а) в ранней античности; б) в христианском средневековье; в) в эпоху Нового времени; г) в любую эпоху природа всегда главный объект философского исследования.
45. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это: а) метафизика; б) натурфилософия; в) экология.
46. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, это: а) биосфера; б) атмосфера; в) ноосфера. 47*. Концепцию перехода от биосферы к ноосфере ( сфере разума ) разрабатывали: а) Демокрит; б) Дж. Бруно; в) Тейяр де Шарден; г) Аристотель; д) В.И. Вернадский.
48. В современной космологии под Вселенной понимается: а) совокупность звезд, планет, небесных тел, охватываемая научными исследованиями, возможными на современном уровне; б) весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам; в) мир, мыслимый человеческим разумом.
49. Обе гипотезы возникновения Вселенной – « ядерной капли» и «пульсирующей Вселенной» - исходят из идеи: а) естественной изменчивости, эволюции природных процессов, в результате которых сложилась уровневая организация Вселенной; б) постоянства, статичности всего существующего, что проявляется в определенной иерархической связи всех уровней организации природы; в) естественных революционных изменений в природе, приводящих к разрушению уровневой организации Вселенной.
50. Эволюция природы носит направленный характер, который обнаруживается: а) в нарастании со временем сложности связей элементов систем; б) в возрастании упорядоченности вещества и его структур во Вселенной; в) во всем вышеперечисленном.
51. Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля: а) чувственно воспринимаем; б) образует материальные тела; в) обладает массой покоя. 52. Философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния, это: а) движение; б) развитие; в) взаимодействие; г) коэволюция.
53*. Взаимодействие является: а) фундаментальной философской категорией; б) научной категорией; в) конечной причиной всех явлений мира природы; г) способом существования материальных объектов; д) важнейшим атрибутом материальной природы.
54*. Пространство в понимании Аристотеля, Ньютона, Беркли, Канта: а) абсолютная протяженность, пустота; б) протяженность материи и эфира; в) комплекс ощущений и опытных данных; г) априорные ( доопытные) чувственные созерцания. ( ответы следует дать в порядке перечисления философов ) 55*. Время в понимании Ньютона, Канта, Маха: а) абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной; б) форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность; в) длительность существования и мера изменений материи; г) априорная форма чувственного созерцания; д) форма упорядочивания комплексов ощущений. ( дайте ответы в порядке перечисления мыслителей ) 56*. В реляционной концепции пространство и время: а) особого рода материальные отношения между объектами и процессами; б) особого рода сущности, нетелесные субстанции; в) пространство и время независимы от физических взаимодействий; г) пространственно-временные характеристики зависят от физических взаимодействий.
57. Философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире, это: а) жизнь; б) время; в) вечность; г) бесконечность; д) становление.
58. Анализ общих причин и истоков экологической катастрофы, обоснование стратегии взаимодействия человека и общества с природой - задача: а) микробиологии; б) религии; в) медицины; г) политики; д) экологической философии. 59. Глубинные истоки современных экологических проблем общества содержатся: а ) в недостатке принципиально новой техники и устаревших технологиях; б) в ценностно- этических представлениях человека, общества; в) в истощении природных ресурсов. 60. Суть идеи коэволюции: а) в возврате к природе, к «естественному» состоянию человека; б) в совместном развитии природы и общества; в) в ускорении подчинения природы интересам человека и общества; г) в отказе от техногенной культуры; д) во всем вышеперечисленном.
Социальная философия 73*. Какие вопросы относятся к сфере рассмотрения социальной философией? а) что такое общество? б) каковы структурные аспекты общественной жизни? в) какова динамика общественной жизни? г) возможно ли взаимодействие природы и общества, при котором разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития? д) в какой мере человек природное существо, а в какой - существо социальное? е) является ли история общества одной для всех времен и народов или у каждого народа своя собственная историческая дорога?
Онтология сознания 85*. В соответствии с субъектно-атрибутивной концепцией сознания, субъект - это: а) человек как носитель творческой деятельности или сообщество людей, действующее как единое целое; б) носитель деятельностной способности; в) то, на что направлена познавательная и преобразующая деятельность.
86*. Согласно К. Марксу, опредмечивание есть: а) переход свойств объекта в свойства субъекта; б) превращение живого труда человека в материальный продукт труда; в) оба определения верны.
87. Высказывание философов XIX в. о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, принадлежит: а) идеалистам; б) вульгарным материалистам ( по определению Ф.Энгельса); в) К. Попперу и его последователям.
88. По определению Тейяр де Шардена, «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь», это: а) мудрость; б) психологизм; в) рефлексия; г) откровение. 89. К формам общественного сознания не относится сознание: а) религиозное; б) нравственное; в) эстетическое; г) политическое; д) правовое; е) научное; ж) философское; з) все вышеперечисленное есть формы общественного сознания.
Научное познание 123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла: а) в Древнем Египте; б) в Древнем Китае; в) в Древней Греции; г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.
124*. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся: а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой; б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»; в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»; г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.
125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться: а) в эпоху Средневековья; б) в Новое время; в) в середине ХХ века. 126. Формирование экспериментального метода познания происходит: а) в конце эпохи античности; б) в начале эпохи Нового времени; в) в ХХ веке – «веке науки». 127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает: а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки; б) математику, физику, химию, биологию и технические науки; в) математику, технические и социальные науки.
128*. Научный закон - это: а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области; б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии); в) предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить. 129*. Для классической науки характерно следующее: а) акцент на предмете природы как объекте исследования; б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя; в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация; г) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования; д) включение в сферу научного исследования комплексных исторически развивающихся систем ( таких как биосфера Земли, генофонд человечества и др.).
130. Научная проблема проявляется как: а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний; б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.
131*. Гипотеза - это: а) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел; б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве; в) форма развития научного знания. 132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это: а) теория; б) механизм; в) метод.
133. Существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения? а) к общенаучным методам; б) к частнонаучным методам; в) к междисциплинарным методам. 134. Научное познание имеет уровни: а) научный и практический; б) эмпирический и теоретический; в) дилетантский и профессиональный.
Философия: смысл и значение 1*. Что такое философия? а) форма общественного сознания; б) учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания; в) наука о здоровом образе жизни.
2*. Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества? а) мифология; б) религия; в) искусство; г) политика; д) право; е) наука; ж) философия. 3*.Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является: а) его обоснованием и развитием; б) его полным опровержением; в) его критическим пересмотром; г) философия это особая область духовной жизни, и она не имеет никакого отношения к обыденному сознанию.
4*. Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания. а) первая в истории человечества попытка познания мира; б) представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия; в) знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений; г) знания, которые никакой пользы древнему человеку не принесли.
5. Среди всех форм переосмысления изначальной наивно-реалистической картины мира исторически наиболее поздней является: а) религия; б) философия; в) мифология; г) искусство.
6* Чем отличаются философские знания от религиозных? а) наличием и использованием четких, однозначных, рациональных понятий; б) степенью обоснованности знаний; в) динамикой знания; г) ничем не отличаются.
7*. Основными принципами религиозно-философского учения, называемого теизмом, являются: монотеизм, персонализм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм, финализм, принцип иерархичности. Соотнесите приведенные ниже трактовки с названными принципами в порядке их перечисления: а) события природы и социума характеризуются как проявления непрерывно действующей божественной воли, «божественного промысла»; б) Бог ставится выше природы и человека; в) провозглашается вера в существование единственного высшего сверхъестественного существа в мире – Бога; г) мир понимается как устремленная к богу «лестница» явлений и существ; д) мир трактуется как результат творения Богом из «ничего»: е) предсказывается конец мира, который наступит в день Страшного Суда; ж) утверждается вера в личностный характер Бога, обладающего разумом и волей.
8*. С теистической точки зрения верны следующие положения: а) реальный мир не является самодостаточным; б) природный мир существует в соответствии с естественными законами; в) свое существование мир получает от Бога; г) мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком; д) явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец; е ) человек может постичь божественное первоначало непосредственным чувственным созерцанием и разумом ; ж) Бог абсолютно недоступен никакому способу познания; з) божественная сущность постигается мистической интуицией, верой.
9*.Философию и науку сближают: а) совпадение внутренних ценностей; б) рациональные способы рассуждений; в) окончательность найденных решений; г) стремление к познанию мира в целом; д) систематизированный поиск истины; е) аксиологический ( ценностный) подход к решению проблем; ж) возможность проверки всех результатов опытом.
Совпадают ли философские и научные взгляды на мир? а) нет; б) в большей части - да.
11*. Стимулом философствования, по мнению Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Гегеля, являются: а) переживание кризиса в реальной жизни людей; б) стремление к умножению жизненных благ; в) удивление, проистекающее из незнания; г) протест против влияния телесности человека на его духовную жизнь. ( ответы следует дать в порядке перечисления имен)
12*. Общей отличительной чертой философствования является: а) тематическая направленность проблематики; б) внеличностный характер формирования воззрений; в) беспредпосылочность; г) опора на авторитетное мнение; д) универсальность, всеобщность постановки проблем; е) ограниченность деятельностью исключительно разума.
13*. Какой, по В. Виндельбанду, «исторической форме проявления философии» - метафизике, философской антропологии, теории познания - какая трактовка соответствует: а) учение о сущности, формах и уровнях познания; б) выражение устремлений и убеждений религиозной веры в познавательной форме; в) учение о месте человека во всеобщей связи вещей и об устроении человеческой жизни; г) учение о первоначалах бытия. (ответы дайте соответственно порядку перечисления) Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель - как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох - как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители? а) религию; б) мораль; в) философию; д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.
15*. Основными сферами философского знания являются: а) философская антропология; б) онтология; в) психология; г) аксиология; д) гносеология (теория познания); е) юриспруденция.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |