Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?

Философия: смысл и значение

1*. Что такое философия?

а) форма общественного сознания;

б) учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;

в) наука о здоровом образе жизни.

 

2*. Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества?

а) мифология;

б) религия;

в) искусство;

г) политика;

д) право;

е) наука;

ж) философия.

3*.Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является:

а) его обоснованием и развитием;

б) его полным опровержением;

в) его критическим пересмотром;

г) философия это особая область духовной жизни, и она не имеет никакого отношения к обыденному сознанию.

 

4*. Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания.

а) первая в истории человечества попытка познания мира;

б) представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия;

в) знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений;

г) знания, которые никакой пользы древнему человеку не принесли.

 

5. Среди всех форм переосмысления изначальной наивно-реалистической картины мира исторически наиболее поздней является:

а) религия;

б) философия;

в) мифология;

г) искусство.

 

6* Чем отличаются философские знания от религиозных?

а) наличием и использованием четких, однозначных, рациональных понятий;

б) степенью обоснованности знаний;

в) динамикой знания;

г) ничем не отличаются.

 

7*. Основными принципами религиозно-философского учения, называемого теизмом, являются: монотеизм, персонализм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм, финализм, принцип иерархичности.

Соотнесите приведенные ниже трактовки с названными принципами в порядке их перечисления:

а) события природы и социума характеризуются как проявления непрерывно действующей божественной воли, «божественного промысла»;

б) Бог ставится выше природы и человека;

в) провозглашается вера в существование единственного высшего сверхъестественного существа в мире – Бога;

г) мир понимается как устремленная к богу «лестница» явлений и существ;

д) мир трактуется как результат творения Богом из «ничего»:

е) предсказывается конец мира, который наступит в день Страшного Суда;

ж) утверждается вера в личностный характер Бога, обладающего разумом и волей.

 

8*. С теистической точки зрения верны следующие положения:

а) реальный мир не является самодостаточным;

б) природный мир существует в соответствии с естественными законами;

в) свое существование мир получает от Бога;

г) мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком;

д) явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец;

е ) человек может постичь божественное первоначало непосредственным чувственным созерцанием и разумом ;

ж) Бог абсолютно недоступен никакому способу познания;

з) божественная сущность постигается мистической интуицией, верой.

 

9*.Философию и науку сближают:

а) совпадение внутренних ценностей;

б) рациональные способы рассуждений;

в) окончательность найденных решений;

г) стремление к познанию мира в целом;

д) систематизированный поиск истины;

е) аксиологический ( ценностный) подход к решению проблем;

ж) возможность проверки всех результатов опытом.

 

Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?

а) нет;

б) в большей части - да.

 

11*. Стимулом философствования, по мнению Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Гегеля, являются:

а) переживание кризиса в реальной жизни людей;

б) стремление к умножению жизненных благ;

в) удивление, проистекающее из незнания;

г) протест против влияния телесности человека на его духовную жизнь.

( ответы следует дать в порядке перечисления имен)

 

12*. Общей отличительной чертой философствования является:

а) тематическая направленность проблематики;

б) внеличностный характер формирования воззрений;

в) беспредпосылочность;

г) опора на авторитетное мнение;

д) универсальность, всеобщность постановки проблем;

е) ограниченность деятельностью исключительно разума.

 

13*. Какой, по В. Виндельбанду, «исторической форме проявления философии» - метафизике, философской антропологии, теории познания - какая трактовка соответствует:

а) учение о сущности, формах и уровнях познания;

б) выражение устремлений и убеждений религиозной веры в познавательной форме;

в) учение о месте человека во всеобщей связи вещей и об устроении человеческой жизни;

г) учение о первоначалах бытия.

(ответы дайте соответственно порядку перечисления)

Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель - как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох - как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?

а) религию;

б) мораль;

в) философию;

д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.

 

 

15*. Основными сферами философского знания являются:

а) философская антропология;

б) онтология;

в) психология;

г) аксиология;

д) гносеология (теория познания);

е) юриспруденция.

 

 

Философская онтология

 

25*.Что следует отнести к бытию?

а) окружающий материальный мир;

б) исключительно совокупность философских понятий;

в) сознание индивидуального человека;

г) совокупность идей, теорий, ценностей, установок поведения людей;

д) человека с его телом и психикой.

 

 

26. Философскими категориями предельной универсальности являются:

а) время и пространство;

б) прогресс и регресс;

в) материя и сознание;

г) бытие и небытие;

д) движение и покой.

 

 

27*. Проблема бытия исследована, в частности, такими мыслителями как:

а) Парменид;

б) В.И. Плотников;

в) М. Хайдеггер;

г) Т. Кун;

д) Г. Гегель.

 

 

28*. Самодостаточность как главный признак бытия выражается в том, что :

а) бытие – причина самого себя и ни от чего внешнего не зависит;

б) все окружающее зависит от бытия, им определяется;

в) ни одна из приведенных выше формулировок не выражает сути, поскольку самодостаточность бытия невыразима;

г) все определения верны.

 

 

29*. Аналогами к понятию «бытие» являются:

а) единство форм и способов существования;

б) буквально, то, что есть;

в) неосознаваемое человеком;

г) реальность;

д) действительность;

е) наличность, данность;

ж) материальный мир;

з) существование.

 

 

30. Мысль о том, что язык – «дом бытия», принадлежит:

а) К. Марксу;

б) М. Хайдеггеру;

в) Л.Н. Толстому;

г) Цицерону.

 

 

31. Символы, знаки в качестве культурных средств берут на себя функцию:

а) выражения и закрепления отношения человека к миру;

б) конструирования особой знаковой реальности, противопоставленной реальному миру.

 

 

32*. Человек с неразвитой способностью к абстрагированию:

а) не способен держать в поле зрения целое как таковое ;

б) обладает выдающимися способностями в сфере материального производства;

в) обладает низким уровнем самосознания.

 

 

Слово ( речь)

а) очищает бытие персональной идентичности человека от чувственного материала;

б) является выражением совместного переживания бытия мира;

в) является наиболее адекватной формой обнаружения бытия мира;

г) все ответы правильные.

 

 

34. Культура внутренне различена на следующие группы культурных средств в порядке возрастания универсальности:

а) символы, орудия, знаки, предельно универсальные знаки;

б) орудия, знаки, символы, предельно универсальные знаки;

в) орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки.

 

 

35. Человек в его отношении к предметностям мира:

а) нейтрален по отношению к ним; так как они существуют независимо от него;

б) захвачен ими, «вожделеет» их, поскольку они составляют основу его бытия.

 

 

36. Предельное предметное отношение человека к миру выражают:

а) образы, символы;

б) необычные состояния индивидуального духа;

в) универсалии «бытие» и «небытие»;

г) понятия, научные теории;

д) орудия, материальные предметы.

37. Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем:

а) меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности;

б) меньше его поглощенность конкретной (единичной) жизненной ситуацией;

в) больше зависимость от культурной формы, от полюса общего;

г) больше захваченность всеобщей значимостью идеализированного указателя, идеала;

д) интенсивней энергия бытия человека;

е) все приведенные выше ответы верные;

ж) все ответы неверные.

 

 

38. Онтология - это учение :

а) о законах мышления;

б) о природе;

в) о бытии;

г) о идеальных сущностях.

Философия природы

39*. Выберите две верные трактовки сущности понятия «природа»:

а) все, что существует вообще, т.е. весь мир в многообразии его форм;

б) совокупность естественных ( физических, химических, биологических, геологических, космологических ) явлений;

в) внутренний мир человека.

40. Понятия «природа» и «материя» близки по значению, но:

а) понятие «природа» шире понятия «материя», так как содержит психические явления мира высших животных;

б) понятие «материя» шире понятия «природа», так как отражает объективную реальность.

 

 

41. В античных космогонических мифах, отражающих первые представления о природе:

а) мир, природа возникает в результате акта творения, является сотворенным бытием;

б) мир как упорядоченный Космос возникает из неорганизованного Хаоса;

в) природа, населенная множеством богов, является лишь «человеческой картиной» - порождением человеческого сознания.

42*. Природу древние греки воспринимали как:

а) лишенное гармонии творение;

б) эстетически прекрасное;

в) идеальное, совершенное;

г) костное, неживое;

д) противоположное, враждебное культуре.

 

43*. Древнегреческие философы часто рассматривали природу с позиций:

а) гелеоцентризма;

б) креационизма;

в) органицизма;

г) механицизма;

д) гилозоизма.

 

44*. Природа являлась главным объектом философского анализа:

а) в ранней античности;

б) в христианском средневековье;

в) в эпоху Нового времени;

г) в любую эпоху природа всегда главный объект философского исследования.

 

 

45. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это:

а) метафизика;

б) натурфилософия;

в) экология.

 

 

46. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, это:

а) биосфера;

б) атмосфера;

в) ноосфера.

47*. Концепцию перехода от биосферы к ноосфере ( сфере разума ) разрабатывали:

а) Демокрит;

б) Дж. Бруно;

в) Тейяр де Шарден;

г) Аристотель;

д) В.И. Вернадский.

 

48. В современной космологии под Вселенной понимается:

а) совокупность звезд, планет, небесных тел, охватываемая научными исследованиями, возможными на современном уровне;

б) весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам;

в) мир, мыслимый человеческим разумом.

 

 

49. Обе гипотезы возникновения Вселенной – « ядерной капли» и «пульсирующей Вселенной» - исходят из идеи:

а) естественной изменчивости, эволюции природных процессов, в результате которых сложилась уровневая организация Вселенной;

б) постоянства, статичности всего существующего, что проявляется в определенной иерархической связи всех уровней организации природы;

в) естественных революционных изменений в природе, приводящих к разрушению уровневой организации Вселенной.

 

 

50. Эволюция природы носит направленный характер, который обнаруживается:

а) в нарастании со временем сложности связей элементов систем;

б) в возрастании упорядоченности вещества и его структур во Вселенной;

в) во всем вышеперечисленном.

 

 

51. Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля:

а) чувственно воспринимаем;

б) образует материальные тела;

в) обладает массой покоя.

52. Философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния, это:

а) движение;

б) развитие;

в) взаимодействие;

г) коэволюция.

 

 

53*. Взаимодействие является:

а) фундаментальной философской категорией;

б) научной категорией;

в) конечной причиной всех явлений мира природы;

г) способом существования материальных объектов;

д) важнейшим атрибутом материальной природы.

 

 

54*. Пространство в понимании Аристотеля, Ньютона, Беркли, Канта:

а) абсолютная протяженность, пустота;

б) протяженность материи и эфира;

в) комплекс ощущений и опытных данных;

г) априорные ( доопытные) чувственные созерцания.

( ответы следует дать в порядке перечисления философов )

55*. Время в понимании Ньютона, Канта, Маха:

а) абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной;

б) форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность;

в) длительность существования и мера изменений материи;

г) априорная форма чувственного созерцания;

д) форма упорядочивания комплексов ощущений.

( дайте ответы в порядке перечисления мыслителей )

56*. В реляционной концепции пространство и время:

а) особого рода материальные отношения между объектами и процессами;

б) особого рода сущности, нетелесные субстанции;

в) пространство и время независимы от физических взаимодействий;

г) пространственно-временные характеристики зависят от физических взаимодействий.

 

 

57. Философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире, это:

а) жизнь;

б) время;

в) вечность;

г) бесконечность;

д) становление.

 

58. Анализ общих причин и истоков экологической катастрофы, обоснование стратегии взаимодействия человека и общества с природой - задача:

а) микробиологии;

б) религии;

в) медицины;

г) политики;

д) экологической философии.

59. Глубинные истоки современных экологических проблем общества содержатся:

а ) в недостатке принципиально новой техники и устаревших технологиях;

б) в ценностно- этических представлениях человека, общества;

в) в истощении природных ресурсов.

60. Суть идеи коэволюции:

а) в возврате к природе, к «естественному» состоянию человека;

б) в совместном развитии природы и общества;

в) в ускорении подчинения природы интересам человека и общества;

г) в отказе от техногенной культуры;

д) во всем вышеперечисленном.

 

 

Социальная философия

73*. Какие вопросы относятся к сфере рассмотрения социальной философией?

а) что такое общество?

б) каковы структурные аспекты общественной жизни?

в) какова динамика общественной жизни?

г) возможно ли взаимодействие природы и общества, при котором разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития?

д) в какой мере человек природное существо, а в какой - существо социальное?

е) является ли история общества одной для всех времен и народов или у каждого народа своя собственная историческая дорога?

 

 

Онтология сознания

85*. В соответствии с субъектно-атрибутивной концепцией сознания, субъект - это:

а) человек как носитель творческой деятельности или сообщество людей, действующее как единое целое;

б) носитель деятельностной способности;

в) то, на что направлена познавательная и преобразующая деятельность.

 

86*. Согласно К. Марксу, опредмечивание есть:

а) переход свойств объекта в свойства субъекта;

б) превращение живого труда человека в материальный продукт труда;

в) оба определения верны.

 

87. Высказывание философов XIX в. о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, принадлежит:

а) идеалистам;

б) вульгарным материалистам ( по определению Ф.Энгельса);

в) К. Попперу и его последователям.

 

88. По определению Тейяр де Шардена, «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь», это:

а) мудрость;

б) психологизм;

в) рефлексия;

г) откровение.

89. К формам общественного сознания не относится сознание:

а) религиозное;

б) нравственное;

в) эстетическое;

г) политическое;

д) правовое;

е) научное;

ж) философское;

з) все вышеперечисленное есть формы общественного сознания.

 

 

Научное познание

123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:

а) в Древнем Египте;

б) в Древнем Китае;

в) в Древней Греции;

г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.

 

 

124*. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:

а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;

б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;

в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;

г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.

 

 

125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:

а) в эпоху Средневековья;

б) в Новое время;

в) в середине ХХ века.

126. Формирование экспериментального метода познания происходит:

а) в конце эпохи античности;

б) в начале эпохи Нового времени;

в) в ХХ веке – «веке науки».

127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:

а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;

б) математику, физику, химию, биологию и технические науки;

в) математику, технические и социальные науки.

 

 

128*. Научный закон - это:

а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;

б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);

в) предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить.

129*. Для классической науки характерно следующее:

а) акцент на предмете природы как объекте исследования;

б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя;

в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;

г) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования;

д) включение в сферу научного исследования комплексных исторически развивающихся систем ( таких как биосфера Земли, генофонд человечества и др.).

 

 

130. Научная проблема проявляется как:

а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;

б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.

 

 

131*. Гипотеза - это:

а) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел;

б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;

в) форма развития научного знания.

132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:

а) теория;

б) механизм;

в) метод.

 

133. Существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения?

а) к общенаучным методам;

б) к частнонаучным методам;

в) к междисциплинарным методам.

134. Научное познание имеет уровни:

а) научный и практический;

б) эмпирический и теоретический;

в) дилетантский и профессиональный.

 

 

Философия: смысл и значение

1*. Что такое философия?

а) форма общественного сознания;

б) учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;

в) наука о здоровом образе жизни.

 

2*. Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества?

а) мифология;

б) религия;

в) искусство;

г) политика;

д) право;

е) наука;

ж) философия.

3*.Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является:

а) его обоснованием и развитием;

б) его полным опровержением;

в) его критическим пересмотром;

г) философия это особая область духовной жизни, и она не имеет никакого отношения к обыденному сознанию.

 

4*. Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания.

а) первая в истории человечества попытка познания мира;

б) представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия;

в) знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений;

г) знания, которые никакой пользы древнему человеку не принесли.

 

5. Среди всех форм переосмысления изначальной наивно-реалистической картины мира исторически наиболее поздней является:

а) религия;

б) философия;

в) мифология;

г) искусство.

 

6* Чем отличаются философские знания от религиозных?

а) наличием и использованием четких, однозначных, рациональных понятий;

б) степенью обоснованности знаний;

в) динамикой знания;

г) ничем не отличаются.

 

7*. Основными принципами религиозно-философского учения, называемого теизмом, являются: монотеизм, персонализм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм, финализм, принцип иерархичности.

Соотнесите приведенные ниже трактовки с названными принципами в порядке их перечисления:

а) события природы и социума характеризуются как проявления непрерывно действующей божественной воли, «божественного промысла»;

б) Бог ставится выше природы и человека;

в) провозглашается вера в существование единственного высшего сверхъестественного существа в мире – Бога;

г) мир понимается как устремленная к богу «лестница» явлений и существ;

д) мир трактуется как результат творения Богом из «ничего»:

е) предсказывается конец мира, который наступит в день Страшного Суда;

ж) утверждается вера в личностный характер Бога, обладающего разумом и волей.

 

8*. С теистической точки зрения верны следующие положения:

а) реальный мир не является самодостаточным;

б) природный мир существует в соответствии с естественными законами;

в) свое существование мир получает от Бога;

г) мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком;

д) явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец;

е ) человек может постичь божественное первоначало непосредственным чувственным созерцанием и разумом ;

ж) Бог абсолютно недоступен никакому способу познания;

з) божественная сущность постигается мистической интуицией, верой.

 

9*.Философию и науку сближают:

а) совпадение внутренних ценностей;

б) рациональные способы рассуждений;

в) окончательность найденных решений;

г) стремление к познанию мира в целом;

д) систематизированный поиск истины;

е) аксиологический ( ценностный) подход к решению проблем;

ж) возможность проверки всех результатов опытом.

 

Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?

а) нет;

б) в большей части - да.

 

11*. Стимулом философствования, по мнению Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Гегеля, являются:

а) переживание кризиса в реальной жизни людей;

б) стремление к умножению жизненных благ;

в) удивление, проистекающее из незнания;

г) протест против влияния телесности человека на его духовную жизнь.

( ответы следует дать в порядке перечисления имен)

 

12*. Общей отличительной чертой философствования является:

а) тематическая направленность проблематики;

б) внеличностный характер формирования воззрений;

в) беспредпосылочность;

г) опора на авторитетное мнение;

д) универсальность, всеобщность постановки проблем;

е) ограниченность деятельностью исключительно разума.

 

13*. Какой, по В. Виндельбанду, «исторической форме проявления философии» - метафизике, философской антропологии, теории познания - какая трактовка соответствует:

а) учение о сущности, формах и уровнях познания;

б) выражение устремлений и убеждений религиозной веры в познавательной форме;

в) учение о месте человека во всеобщей связи вещей и об устроении человеческой жизни;

г) учение о первоначалах бытия.

(ответы дайте соответственно порядку перечисления)

Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель - как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох - как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?

а) религию;

б) мораль;

в) философию;

д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.

 

 

15*. Основными сферами философского знания являются:

а) философская антропология;

б) онтология;

в) психология;

г) аксиология;

д) гносеология (теория познания);

е) юриспруденция.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...