Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.

 

Многочисленные факты доказывают, что нет должных оснований для этого эффекта, что он основан на заблуждениях.

Почему же в массовом сознании этот эффект существует? Чтобы понять это, приведем результаты эксперимента. (Подобные эксперименты проводились неоднократно.)

Группе (классу, студенческому потоку) дают задания. Затем, не проверяя, одной половине участников говорят, что они справились с работой прекрасно, другой — что плохо. После этого снова дают задания аналогичной сложности. Проверка работ показывает, что большинство из тех, кого похвалили, сделали второе задание лучше, а те, кого оценили плохо, — хуже.

Опытные наставники начинают тренировать штангистов и прыгунов в высоту с малых весов и высот, чтобы закрепить привычку к успеху.

Таким образом, в краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени.

Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.

Проявление эффекта ореола многообразны. Для краткости остановимся лишь на одном, хорошо известном каждому студенту обстоятельстве. Старшекурсники учат младших: "Первые год-два ты работаешь на зачетку. А остальное время она работает на тебя". Дело в том, что пролистывая зачетку до нужной страницы, преподаватель удовлетворяет свое любопытство, видя предыдущие оценки экзаменующегося. Если это хорошие оценки, создается образ хорошего студента, и экзаменатор сокращает время экзамена, выбирая между «4» и «5». Срабатывает эффект ореола.

Наоборот, плохие оценки создают студенту имидж слабого студента, и преподаватель ориентирован на выбор между «2» и «3». Чтобы оценить знания выше, нужно основательно и долго спрашивать. Ведь если двоечник списал и тем самым обманул экзаменатора, он не преминет растрезвонить, каким «препод» является «лопухом».

Студентам, слабо сдавшим первые сессии, трудно выбраться в «хорошисты», им мешает "эффект неудачника", к которому мы сейчас и переходим.

По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного — мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: "Успех — это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом" . Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: "Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед".

Проиграв президентские выборы, Лех Валенса заявил: "Как говаривал еще Пилсудский, поражение — это когда ты с ним смирился. А если не смирился, то это временная неудача" .

Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.

Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует…

 

Эффект неудачника

 

 

Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.

 

 

Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи, о котором говорит и эксперимент, описанный выше.

Известно высказывание: "Женщины не любят неудачников". На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе и этой.

Представим себе такую ситуацию. Клиент приходит в банк, просит кредит: "Мне в «Приорбанке» отказали, в «Агропромбанке» отказали, может, вы мне дадите?" Всякий скажет, что и здесь ему откажут. Потому что он — неудачник.

В бизнесе указанные эффекты проявляются и работают. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи, особенно плохое финансовое положение.

В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос "Как дела?" ответит только бодрым "О'кей" и никогда не станет плакаться о своих неудачах (в отличие от многих наших соотечественников).

Возвращаясь к вопросу о студентах — жертвах эффекта неудачника, дадим простой рецепт, как лишить преподавателя негативной информации о себе.

Достаточно зажать скрепкой листки с оценками предыдущих сессий. Снимать их преподавателю неудобно.

Автор надеется, что читателю будет интересно узнать ответы и на следующие вопросы: При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны принимать как более достоверную более свежую информацию или поступившую ранее? Тот же вопрос при поступлении непротиворечивой, однотипной информации.

Попытаемся вместе найти ответы на эти вопросы.

Известен следующий эффект восприятия: мы не любим менять свое мнение. Изменить его очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников. Это называется "успеть вдуть в уши начальству".

 

Эффект порядка (1)

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...