Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как однажды избирали Папу Римского

 

По сложившейся традиции, выборы Первосвященника происходили на конклаве (совете кардиналов). Закрывшись в соборе и не общаясь с внешним миром, они должны из своего числа избрать папу.

Один из таких конклавов длился уже месяц, проведено было множество тайных голосований, но ни одна кандидатура не набирала необходимого количества голосов. Кардиналы безумно устали, тем более многие были в почтенном возрасте, заточение и отсутствие свежего воздуха плохо сказывались на их слабом здоровье. Одному из них стало совсем плохо, и он слабел час от часу. Измученные кардиналы, чтобы получить передышку, решили избрать умирающего, так как он долго не протянет. После этого они вышли на волю, чтобы отдохнуть и наметить заранее новую кандидатуру. А потом уже собраться для решающего голосования.

Так и поступили. Избрали папу и разъехались в ожидании нового конклава. Однако время шло, а новоизбранный и не думал умирать. Посетившие его нашли Первосвященника в полном здравии, которое он объяснил вмешательством Всевышнего. А скончался папа лишь через два десятка лет. Так что и не все кардиналы дожили до нового конклава.

Как уже догадался читатель, новоизбранный просто провел ловкую манипуляцию. Мишенью воздействия на членов конклава было их желание передышки. Приманкой — возможность получить ее с помощью «промежуточного» голосования.

 

Гай Юлий Цезарь

 

Этот выдающийся полководец и политический деятель Древнего Рима тратил огромные средства на раздачу хлеба и денег народу и праздники для него. Именно ему принадлежит афоризм: "Хлеба и зрелищ — вот что желает народ".

Война — это продолжение политики другими средствами. На своих воинов он действовал не только приказами, но и скрытым образом: личной храбростью, щедростью, участием в изнурительных пеших переходах и фортификационных работах, он помнил огромное число своих воинов по именам; обращался к воинам «соратники» и т. д.

Мишенью воздействия было чувство уважения, которое он проявлял к воинам своими действиями. Приманкой — те поощрения, которыми он осыпал отличившихся.

Придавал Цезарь значение и визуальному фактору. Тщательно следил за своей внешностью, волосы не только стриг, брил, но и выщипывал.

Рано появившуюся и безобразившую его лысину он прикрывал лавровым венком, который носил постоянно. Это имел право делать только победитель, и Цезарь соответствовал этому и обликом, и подтверждающими это победами.

 

Александр Македонский

 

Снова приведем этот пример:

Отправившись в поход против персов, молодой царь вступил в Малую Азию и занял город Гордион. Там в храме Зевса стояла повозка, к дышлу которой, по преданию, фригийский царь Гордий привязал ярмо, причем очень сложным узлом ("гордиев узел").

Предание гласило, что тот, кто его развяжет, станет властелином мира. Мечтающий об этом Александр взялся развязать этот узел. Когда же убедился, что это ему не под силу, выхватил меч и разрубил узел.

Поступок вошел в историю. И не случайно. Это было знаковое действо, которое должно было показать македонским воинам, что их предводитель добьется победы, в какую бы борьбу ни ввязался. А средство для достижения этого — сила.

 

Наполеон Бонапарт

 

Император Наполеон I неохотно применял наказания. По его мысли, "солдат, обесчещенный ударами, уже заботится о славе и чести".

Характерен для Бонапарта следующий поступок.

Однажды ночью император наткнулся на уснувшего часового. По законам военного времени, это каралось расстрелом перед строем. Но Наполеон задумался: армия измучена, люди еле держатся на ногах от усталости, настроение плохое, а назавтра — серьезное сражение. Наказание не поднимет дух солдат, скорее — наоборот.

Он посмотрел на часы. До смены караула оставались считанные минуты. Поднял ружье и встал на место часового. Подъехавший разводящий лишился дара речи, увидев императора, стоявшего на посту. "Видишь, не выдержал солдатик, — показал Наполеон на спящего. — А мне все равно не спится, думаю о завтрашнем бое".

На следующий день вся армия говорила о человечном поступке командующего, о его доброте к солдатам и понимании трудностей их службы. Настроение поднялось. С криком "Виват император!" они кинулись в бой и сломили сопротивление превосходящих сил неприятеля.

Блестящий пример скрытого управления подчиненными! Наполеон выиграл 60 сражений. Умение скрыто управлять было одной из причин его ратных успехов.

 

Дамоклов меч

 

Тиран Сиракуз Дионисий I Старший (ок. 432–367 до н. э.) показал льстецу Дамоклу, что такое жизнь тирана.

Дамокла поместили на золотом ложе, ему прислуживали красавцы-слуги, угождавшие малейшему его желанию, стол был полон яств, курились ароматы. А над самой головой Дамокла висел на конском волосе блестящий, остро заточенный меч. Дамокл не захотел такой жизни и стал умолять Дионисия отпустить его.

Дионисий применил такой способ непрямого воздействия, который остался в людской памяти на все последующие века.

 

От Тарквиния до Мао

 

Многие приемы скрытого управления, используемые современными политиками, были открыты в глубокой древности.

Когда Тарквиний Гордый, последний римский царь (ок. 534–510 до н. э.), начал войну с царством Габи, его сын бежал туда, инсценировав ссору с отцом. Жители Габи избрали его своим военачальником. Однажды этому юному правителю потребовалась очень важная консультация, и он отправил к отцу верного человека. Тарквиний принял посланника и, гуляя с ним в саду, начал молча сшибать самые высокие головки мака у того на глазах. После встречи с вернувшимся посланником сын Тарквиния казнил или отправил в изгнание всех влиятельных граждан своей новой родины, и царство Габи очень скоро сдалось Риму.

Отец и сын реализовали принцип, который уже в XX веке четко сформулировал китайский лидер Мао Цзэдун. "Ударь по голове — все остальное развалится самостоятельно" . Во время печально известной "культурной революции" в КНР этот принцип выражался логом: "Огонь по штабам!".

Аллегорическая форма совета, данного Тарквинием была продиктована требованиями секретности.

 

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Три задачи кандидатов

 

Чтобы быть избранным в депутаты, мэры, губернаторы и т. д., политик должен решить следующие задачи.

· Стать известным, узнаваемым, то есть стать публичным политиком.

· Сформировать свой положительный имидж (образ) в глазах избирателей.

· Сделать этот образ более привлекательным, чем у конкурентов.

 

Эффект Жириновского

 

Многие удивлялись, как В. Жириновский — человек, открыто попирающий нормы поведения, несущий порой несусветную чепуху, стал политиком общероссийского масштаба. Оказывается, потому что сумел с блеском решить первую из обозначенных выше задач. Не так важны средства, как важен результат — стать узнаваемым.

Но был ли Жириновский первооткрывателем избранного им пути? Отнюдь. Он оказался хорошим учеником.

На заре демократии в России в порядке помощи в ее становлении в Москве стали проходить семинары для политиков. Проводили их специалисты из ведущих зарубежных фирм, занимающихся "Паблик Рилейшн" ("общественными связями" — сокращенно PR, по-английски звучит "пи-ар"). Специалисты по PR (в просторечии — "пиарщики) передавали накопленный десятилетиями опыт обработки избирателей, помогающий одерживать победу на выборах. Самым прилежным учеником на них был Владимир Вольфович.

 

Не все книжки врут

 

В своем произведении "Увиденные факты" французский писатель Виктор Гюго (1802–1885) рассказывает о некоем господине де Сальванди, чья политическая карьера была блистательна. Он сделался министром, академиком, посланником, был награжден большим крестом ордена Почетного легиона. Ко всему этому он еще пользовался успехом у женщин, а это уже дорогого стоит. Так вот, когда этот Сальванди впервые появился в свете, куда его ввела госпожа Гайль, одна из присутствующих воскликнула: "Но, дорогая, в вашем милом юноше столько смешного. Нужно заниматься его манерами". "Боже упаси! — вскричала госпожа Гайль. — Не лишайте его своеобразия! Что же у него тогда останется? Ведь именно оно-то и приведет его к успеху…" Будущее подтвердило правоту госпожи Гайль.

Французский журналист и политический деятель Анри де Жувенель (1876–1935), который в начале своей карьеры был редактором газеты «Матен», когда-то рассказал, что в молодости его поразили первые шаги в парламенте депутата от Кальвадоса некоего Анри Шерона. У этого Шерона был большой живот, борода, и он носил старомодный сюртук; влезая на стол, он громко распевал «Марсельезу» и произносил высокопарные речи. Клемансо назначил его помощником военного министра. Шерон немедленно начал объезжать казармы и пробовать солдатскую пищу. Журналисты потешались над ним. Жувенель подумал, что будет занятно написать о нем статью, и решил повидать Шерона. Тот встретил его с вызывающим видом. "Знаю, молодой человек! — воскликнул он. — Вы пожаловали, чтобы удостовериться в том, что я смешон… Ну как? Удостоверились? Да, я смешон. Но смешон-то я намеренно, ибо запомните, молодой человек, в этой завистливой стране казаться смешным — единственный безопасный способ прославиться".

Так что начинающим политикам есть у кого поучиться, начиная со своих давних предшественников.

 

Что говорят имиджмейкеры

 

Если особых отличительных черт, включая интеллект, позволяющих кандидату выделиться из общей массы нет, то, по признанию одного известного «пиарщика», "я рекомендую ему хотя бы поковырять перед камерой пальцем в носу — это-то зрители точно запомнят!"

Упомянув об интеллекте, так захотелось поделиться следующей историей.

Старый милиционер поучает молодого:

— Значит, наше главное оружие — это, елы-палы, ну, на «Н», как его?

— Нож!

— Да не! Ну э-э-э — как там?

— Наган!

— Да нет! Ну, на «Н» начинается.

— А, наручники!

— Да какие наручники! А! Вспомнил: НТЕЛЕКТ!!!

Необходимо как можно чаще мелькать на телеэкране. Пусть лучше говорят о кандидате плохо, чем не говорят о нем ничего.

 

Манипуляторы-"мордоделы"

 

Формированием благоприятного имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры — специалисты по созданию требуемого образа. Рекламируя свои возможности, они утверждают, что "сделают лицо", помогут слепить соответствующий образ. Наш остроумный народ тут же окрестил их «мордоделами».

Вот типичная разработка одной из имиджмейкерских фирм:

"Создадим образ молодого, с мозгами человека, родившегося в рабочей семье, но самостоятельно добившегося успеха в жизни. По требованию народа он принимает решение идти в Госдуму. На экране нужно появляться только в однотонных рубашках, галстуках с мелким геометрическим рисунком. Предпочтительнее одежда темных тонов. Не горбиться и не зажиматься. Энергично двигаться, слепо откинув назад голову. При поездках по округу желательно использовать только отечественные автомобили типа «Волга». Во время прямых эфиров желательно садиться в левый полупрофиль, немного выше камеры. Доброжелательно улыбаться, откинув назад голову, — важно создать у избирателя ощущение, что ты ситуацию контролируешь.

В эфире не оправдываться, даже если виноват, — действовать только наступательно, сваливая вину на чиновника, помощника или подчиненного. Демонстрировать гнев, оптимизм и уверенность в том, что все трудности удастся преодолеть. Не прятать руки под стол.

Необходимо иметь следующий видеоряд: с женой и дочкой на рынке. Приценивающийся… В церкви с верующей бабушкой. С курсантами военного училища. Ни стройке нового цеха в робе и каске. Среди молодежи, что-то ей объясняющий, слушающий. Открывающий дверь в областную администрацию — обернувшийся, в темном плаще…"

Плата за "делание морды" весьма высока — от 250 тысяч долларов и выше — в зависимости от объективных данных кандидата. Наиболее «проходными» для попадания в Госдуму (по данным имиджмейкеров) являются кандидаты, имеющие славянский тип лица, возраст в диапазоне от 45 до 55 лет, успех в жизни, желательно — депутатское прошлое и юридическое образование плюс незапятнанную репутацию.

Однако берутся и за всех других, в том числе и уголовных авторитетов. Плата, естественно, многократно возрастает.

 

Почему кандидаты так говорят?

 

Кандидат должен говорить то, что желают услышать избиратели. Серьезные исследования, проведенные в США, показывают, что изменить сложившееся мнение избирателя практически невозможно. Следовательно, надо к нему подстраиваться. (Как выразился президент Украины Леонид Кучма, "место сидения определяет точку зрения".)

Мишенью манипулятивного воздействия здесь является удовлетворение потребности в общности: избиратель, слушая свои мысли и пожелания в изложении кандидата, испытывает удовлетворение. Одновременно он объединяет себя с кандидатом в одну общность, то есть кандидат становится "своим человеком", которого и захочется поддержать.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...