Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине«Менеджмент»

на тему: Американская система менеджмента: сущность, позитивный опыт, возможности использования в Республике Беларусь

 

 

Студент

экономического факультета

заочного отделения

4 курса, группы ЗЭ-91 А.П. Осина

 

Руководитель

ассистент А.С. Власкин

 

Витебск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5

1 Теоретико-методологические истоки формирования современного американского менеджмента 7

1.1 Исторические предпосылки формирования американской системы менеджмента 7

1.2 Концепция Ф. Тейлора и его последователей 9

1.3 Концепция Э. Мэйо и использование его положений в современном менеджменте 15

1.4 Концепции Ч. Барнарда и ее вклад в формирование современного американского менеджмента 19

2 Современные концепции американкой системы менеджмента 24

2.1 П. Друкер и его научно-практическое наследие 24

2.2 И. Ансофф и его вклад в развитие американской системы менеджмента 30

2.3 Дж. О’Шоннесси и его принципы эффективного управления 34

3 Основные уроки американской системы менеджмента и возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь 38

3.1 Анализ организационной структуры ОАО "ВЗРД "Монолит" 38

3.2 Возможности использования основных уроков американской системы менеджмента в практике управления организациями Республики Беларусь 42

Заключение 47

Список использованных источников 49

ВВЕДЕНИЕ


За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, в основном направлявшая свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

 

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

 

Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

 

Таким образом, вопрос исследования американской системы менеджмента и выявления возможностей использования основных уроков данной системы в Республике Беларусь является достаточно актуальным.

 

Цельюданнойкурсовой работы являетсяоценка возможности использования основных уроков американской системы менеджмента в практике управления на предприятиях Республики Беларусь.

 

Для достижения цели курсовой работы требуется выполнить следующие задачи:

1) определить теоретико-методологические истоки формирования современного американского менеджмента;

2) рассмотреть современные концепции американской системы менеджмента;

3) выявить основные уроки американской системы менеджмента и исследовать возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы являются организации Республики Беларусь.

 

Предметом является американская система менеджмента.

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Таблица 2.1 -- Правила эффективности фирмы

Достичь цели Преодолеть трудности
1. Добиться долговременной устойчивости организации. 2. Повысить конкурентоспособность организации. 3. Повысить прибыльность организации. 4. Увеличить эффективность функционирования организации. 5. Увеличить гибкость организации. 6. Добиться ритмичности производства. 7. Увеличить возможности сбыта. 8. Защитить активы фирмы. 9. И т.д. 1. Нехватка ресурсов для обеспечения бесперебойного функционирования организации. 2. Нехватка ресурсов для решения новых задач. 3. Устаревание или износ оборудования. 4. Неопределенность среды. 5. И т.д.

Источник: [13].

В книге, написанной профессором в 1979 году под названием «Принципы организации управления фирмой» рассматриваются все основные теории управления организацией: от «классической школы» до ситуационного анализа. Автор обобщает концепции известных буржуазных теоретиков, комментирует их, обосновывает собственные выводы. Изложение отлича­ется полнотой и последовательностью, богатством научного аппарата. В этом учебнике были описаны самые заметные достижения в области управления. Дж. О'Шонесси, рассматривая принципы организации управления фирмой, группирует школы управления за такими подходами: классический подход, теория человеческих отношений, бихевиористичний подход; системный подход; ситуационный подход.

 

В своей книге он пишет, что разные аспекты организации исследуются с по­мощью различных подходов, которые иногда сильно отличаются друг от друга, так как изучаемые ими проблемы различны. [15] Именно этим объясняются кажущиеся противоречия между представителями разных школ.

 

Так, в классической модели, например, внимание сосредотачи­вается на формальных факторах; в теории человеческих отношений — на человеческих факторах, а системный подход и различные ситуационные теории уделяют больше внимания напряжениям, возни­кающим в организации вследствие несовершенства ин­формации. Но поскольку главное внимание во всех подходах уделяется эффективности организации в дости­жении целей, то различные подходы должны скорее до­полнять и поддерживать, чем отрицать друг друга. Имен­но это и хотел доказать Дж О`Шоннесси. Профессор подчеркивал, что переходя от классической теории не должна уступать место ситуационной, недостатки имеются во всех подходах, но бесполез­ным нельзя считать ни один из них.

 

При изучении классической школы менеджмента, О`Шоннесси выдвинул следующие принципы эффективного управления в рамках данной школы: глава каждого отделения должен отвечать за отдельный вид производ­ства, чтобы ответственность распределялась меньше и специали­зация была бы более эффективной. Профессор полагает, что немаловажным является создание особых комитетов на фирме, которые будут координировать определенные области деятельности предприятия. А также он уделяет большое внимание планированию на фирме.

 

В рамках школы человеческих отношений, он предлагает такие принципы устранения недостатков этой системы, как создание «проектных групп», которые будут выполнять функции сбыта, производства, конструкторско-технологической подготовки и специальные функции, а также будут за­ниматься выполнением отдельных заказов. Это позволит организо­вать сотрудничество и создать основу для частого меж­личностного взаимодействия, снизить затраты на контроль и администрирование (потому что «проектные группы» бу­дут осуществлять самоуправление), улучшить обслужива­ние, стимулировать инициативу и исключит разрушитель­ные конфликты.

 

Анализируя проблемы системного похода к управлению фирмой, профессор пришел к такому выводу: необходимо организовать такие же отделения, как и при классическом подходе, поскольку взаимозависимость между видами продукции, относящей­ся к одной группе, сильнее, чем между группами. А также возможно создание «проектных групп».

 

Рассматривая ситуационный подход, О`Шоннесси выделил следующие принципы эффективности управления в рамках данной подхода: 1) для мелкосерийного или еди­ничного производства необходима плоская, децентрализованная организационная структура, также требуется повышенное внимание к техническим разработкам как к важнейшему фактору эффективности производства. 2) для отделения продукции массового потребления мо­жет быть рекомендована более «механистическая» модель, но высокая интеграция все же потребуется, и решением вопроса будет подбор особого персонала по связям или, например, групп, состоящих из представи­телей разных отделов.[15]

 

Таким образом, Джон О`Шоннесси внес значительный вклад в развитие современного менеджмента. Он проанализировал все основные сформировавшиеся подходы американского менеджмента, выявил их недостатки и выработал рекомендации по их устранению, а также сумел показать их сходство, несмотря на различие видов анализа и терминологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Американский опыт управления предприятиями -- это неиссякаемый источник новых идей, технологий, методов менеджмента. Для нашей страны весьма важным является изучение зарубежного опыта и применение основных, уже зарекомендовавших себя иностранных концепций эффективности управления.

 

В ходе выполнения курсовой работы были определены теоретико-методологические истоки формирования современного американского менеджмента; рассмотрены современные концепции американской системы менеджмента. Это позволило выявить следующие черты американской системы менеджмента:

1) История американской системы менеджмента насчитывает множество подходов к определению процесса управления персоналом и производством.

2) Достижения Ф. Тейлора, Э. Мэйо, Ч. Барнарда в области менеджмента оказали значительное влияние на формирование современного менеджмента. Их исследования до сих пор используются современными менеджерами.

3) Современные исследователи продолжают открывать в науке менеджмента новые грани с целью создания наиболее эффективной системы управления на предприятии.

4) Исследования П.Друкера, И.Ансоффа, Дж. О`Шоннесси активно используются многими предприятиями, в том числе и крупными известными корпорациями.

5) Американская система менеджмента основывается на важности:

- понимания менеджером своей ответственности;

- хороших отношений менеджеров к своим подчиненным;

- точных подсчетов норм выработки для рабочих, потребности фирмы в ресурсах и проч.;

- эффективного управления предприятием даже в условиях кризиса;

- анализа всех показателей деятельности фирмы;

- учета как внешних, так и внутренних факторов влияния на организацию и др.;

 

Таким образом, на основании изучения теоретической информации проведен анализ организационной структуры конкретного предприятия на примере ОАО «ВЗРД «Монолит», а также проведена оценка возможностей использования основных уроков американской системы менеджмента в практике управления организациями Республики Беларусь.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине«Менеджмент»

на тему: Американская система менеджмента: сущность, позитивный опыт, возможности использования в Республике Беларусь

 

 

Студент

экономического факультета

заочного отделения

4 курса, группы ЗЭ-91 А.П. Осина

 

Руководитель

ассистент А.С. Власкин

 

Витебск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5

1 Теоретико-методологические истоки формирования современного американского менеджмента 7

1.1 Исторические предпосылки формирования американской системы менеджмента 7

1.2 Концепция Ф. Тейлора и его последователей 9

1.3 Концепция Э. Мэйо и использование его положений в современном менеджменте 15

1.4 Концепции Ч. Барнарда и ее вклад в формирование современного американского менеджмента 19

2 Современные концепции американкой системы менеджмента 24

2.1 П. Друкер и его научно-практическое наследие 24

2.2 И. Ансофф и его вклад в развитие американской системы менеджмента 30

2.3 Дж. О’Шоннесси и его принципы эффективного управления 34

3 Основные уроки американской системы менеджмента и возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь 38

3.1 Анализ организационной структуры ОАО "ВЗРД "Монолит" 38

3.2 Возможности использования основных уроков американской системы менеджмента в практике управления организациями Республики Беларусь 42

Заключение 47

Список использованных источников 49

ВВЕДЕНИЕ


За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, в основном направлявшая свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

 

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

 

Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

 

Таким образом, вопрос исследования американской системы менеджмента и выявления возможностей использования основных уроков данной системы в Республике Беларусь является достаточно актуальным.

 

Цельюданнойкурсовой работы являетсяоценка возможности использования основных уроков американской системы менеджмента в практике управления на предприятиях Республики Беларусь.

 

Для достижения цели курсовой работы требуется выполнить следующие задачи:

1) определить теоретико-методологические истоки формирования современного американского менеджмента;

2) рассмотреть современные концепции американской системы менеджмента;

3) выявить основные уроки американской системы менеджмента и исследовать возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы являются организации Республики Беларусь.

 

Предметом является американская система менеджмента.

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...