Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О запретах полевых и огородных работ в определённые дни церковного календаря

Церковные праздники были одним из самых главных понятий народного календаря, которые всегда противопоставлялись будням. Христиане различают великие, большие и малые праздники. К первым относятся Рождество Христово, Пасха, и Троица; вторым остальные годовые двунадесятые, к третьим, прочии.

Праздники отличаются от будней запретом на все виды работ, который вступает в силу накануне праздника, после захода солнца. То есть со времени начала служения в храме вечерни. Нарушение этого запрета грозило различными наказаниями и неудачами во всех делах, которые совершались в эти дни.

Так скажем, был известен запрет на работы в день памяти святого Власия епископа Севастийского память 24 февраля. Христиане не работали в этот день не только ради здоровья, но и для того чтобы хлеб на корню не выростал без колоса.

Также у крестьян высоко почитался праздник Воздвижения Честнаго Креста, празднование начинается с вечера 26 и утром 27 сентября. В этот день совершались обходы домов и полей священником, а также служились благодарственные молебны об урожае.

На праздник Вознесения Господня (он отмечается на сороковой день после Пасхи) Украинцы, Белоруссы и Русские ходили проведовать посевы, обходили поля с крестным ходом, и каждый своё поле с иконой и святой водой.

Одним из самых чтимых в Киевской Руси святых был святой великомученик Георгий победоносец, память его чтится 6 мая. На святаго Георгия открывали пору полевых работ. Он считается в народе покровителем земледельцев. А скажем, день Усекновения главы святаго пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, память коего совершается 11 сентября, назывался в древности «головосек».

Православные христиане в этот день соблюдали строгий пост. В день, на который приходился этот праздник не начинали никаких важных полевых работ пахоты, сева. Также некоторые христиане подвижники не вкушали в этот день арбузов, яблок, репы, лука, капусты и тд. В этот день не резали хлеб, хлеб надо было ломать. Христиане не пили красного вина, не ели винограда, помидоров, красного перца. Также христиане в этот день не плясали, чтобы не подражать Иродовой падчерице, племяннице которая на пиру угодив царю Ироду бесстыдным танцем, наученная своей матерью упросила в награду отрубить голову святому пророку Иоанну Предтече крестившему Господа Иисуса Христа и принести ей её на блюде. Ради своей клятвы нечестивый царь Ирод исполнил эту страшную просьбу. Потом они с матерью искололи иглами язык святого Иоанна, обличавший их в грехах и призываюший к покаянию и исправлению своей жизни, и кинули святую главу в отхожее место. Христиане благочестивые достали главу, омыли её и с молитвами и честью погребли. Вскоре нечестивая тансовщица погибла несчастной смертью.

Очень почитались сельскохозяйственниками и праздники Спаса. Иконы трёх Спасов.

Икона праздника происхождение честных древ животворящего креста

Икона преображения Господня

Икона нерукотворного образа Спасителя

История изображения иконы такова, при земной жизни Господь утёрся полотенцем и на нём изобразился чудесно Его Лик. Этот лик слуга отнёс своему господину князю Авгарю который был болен, поцеловав его он исцелился от мучевшей его болезни. Это убрус долгое время хранился в городе Едессе, потом при кораблекрушении был утерян. С тех пор иконописцы изоброжают лик Иисуса Христа на льняном полотенце.

Икона князь Авгарь получает нерукотворный образ Спасителя

На первый медовый Спас, как называют в народе праздник происхождения честных древ животворящаго Креста, верующие освящали в храме новый мёд, на второй яблочный Спас праздник Преображения Господня освящали в храме яблоки, и на третий льняной Спас, праздник Нерукотворного образа Спасителя люди приносили и освящали льняные ткани для пошива одежды. На праздник Спаса христиане рвали на своём поле горох и с поздравлениями угощали друг друга. Считается, что горох на поле способствует урожаю и других растений. Также горох у славян был одним из важнейших блюд на святки, дни после праздника Рождества Христова с 7 января по 14 января.

На день празднования святаго святителя Гурия ходили к колодцам родникам и источникам, где служили водосвятные молебны, освящали воду и молились о ниспослании дождя.

Вообще христиане всегда считали, что такое стихийное бедствие как засуха, посылается людям в наказание за грехи.

Земледельцы с большим благоговением относились и к празднику святаго пророка Божия Илии, память его совершается с вечера 1 августа и 2 августа утром. Христиане считают его покровителем плодородия и урожая. Ильинские церкви всегда были местом совершения молебнов и крестных ходов, особенно в засуху. В Ильин день в различных местах совершались молебны в церквях и часовнях, посвящённых этому святому. Христиане счтитают, что святой Илья может избавить посевы от грозы и града. Обычно, услышав гром, крестьяне говорили: Илья грозы держит, Илья-пророк по небу на колеснице ездит. Святой пророк Илья был взят на небо живым на огненной колеснице. Его ученику Елисею с неба упал плащ святого и был дан дар пророчества. Он воскрешал мёртвых, исцелял больных проказой, чудесно умножал в домах бедных пшеницу и олию.

Соблюдая этот святой праздник и опасаясь, что Илья пророк накажет, не чтущих его память, в этот день ни в коем случае не работали. Во всём разумеется надо избегать крайностей. Эти запреты не относятся к людям находящимся на службах государственных, трудящихся в школах, больницах, детских садах и других заведениях. Необходимые домашние дела надо всегда выполнять и исполнять заповеди о любви к людям ближним своим. В дни праздников, когда человек находится на неотложной работе можно везде обратиться с молитвой к Богу, к святым, прочесть им молитву, тропарь краткое песнопение и это будет почтение угодное Богу.

В земледельческих областях на Ильин день принято подавать на стол хлеб из муки нового урожая. Во многих других местах Ильин день приходился на самый разгар полевых работ и связывался с их разными этапами. Как правило с Ильина дня начинали жатву, и заканчивали сенокос: «Илья пророк-косьбе срок».

Икона пророка Божия Илии

Несомненно, одним из самых почитаемых праздников считается Пасха Христова. В этот день испокон веков парни попеременно забирались на колокольню и звонили в колокола. Считается, что кто позвонит красивее и мелодичнее всех у того уродится гречиха.

Икона воскресения Христова

Не работали наши предки и на память святаго первомученика архидиакона Стефана побиенного камнями за Господа Иисуса Христа в первом веке. Память его совершается Церковью с вечера 14 августа и с утра 15 августа. Ему молятся о том, чтобы не помешали выростить урожай неблагоприятные ветра.

Икона побиение камнями святаго первомученика архидиакона Стефана

Святой Варсанофий великий в своей книге «руководство к духовной жизни», пишет, отвечая на вопрос одного брата: «Надо ли наблюдать различие в днях, благоприятные и неблагоприятные?», отвечает следующее: «О днях скажу: всё почитай равно святыми и добрыми. Делай всё разумно, с молитвой и это приведёт тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем, которому слава во веки, аминь».

Слово Божие

цитаты из книги книг Библии

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке. Тит. 2,11-12

Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Тит. 2,2-5

Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 1 Тим. 2,9-10

..дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов. Мк.11,17

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Кол.3,15

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Мф 18,19

и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. Мф.16,18

..ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. 1Тим. 3,15

И если какая душа обратится к вызывающим мёртвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Моё на ту душу и истреблю её из народа её. Лев.20,6

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Рим.2,3

Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу. Рим.14,12

Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его - верно; против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его - справедливо. Сир.31,27-28

Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель. Сир.29,13

Свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их - приятный язык. Сир.40,21

Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных взвешиваются на весах. Сир.21,28

В устах глупых - сердце их, уста же мудрых в сердце их. Сир.21,29

А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Иак.3,8

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. Мф.12,36-37

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Притч.14,15

Наушник (сплетник) оскверняет свою душу и будет ненавидим везде, где только жить будет. Сир.21,31

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
глаза гордые, язык лживый и руки проливающие кровь невинную,
сердце кующее злые замыслы, ноги быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Притч.6,16

Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. Ос.5,4

Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. Втор.32,28

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Еф.4-17,18

Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Ам.4,9

Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Иак.2,5

 

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19,1

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. Притч.28,19

А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? Иов. 21,14

Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. - За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Агг.1,9

Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Ин.5,47

 

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Екк.7,20

Всё вообще создал Живущий вовеки; Господь один праведен. Сир.18,1

Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Мих.7,2

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 1Ин.3,4

..ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией. Рим.3,22

 

Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего.

Иов.22,23

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии . 1Тим.2,11-12

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. 1Тим.6,9

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои. Пс.106,17

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём [надобно] судить духовно. 1Кор.2,14

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Рим.15,1,2

Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов. Притч.14,34

Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла! Пс.70,13

Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Плач.3,25

Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Плач.3,26

Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16,20

Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Мф.6,19-20

Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Пс.33,9

Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышней. Пс.91,2

Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец. Пс.68,31-32

Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Пс.83,12

Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. 1Петр.5,5

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда-же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом. Тит.3,3-5

Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Еф.6,24

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Притч.3,27

Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего; помни завет Всевышнего и презирай невежество. Сир.28,6-8

Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. Сир.10,3

Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями. Сир.8,6

Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и всё, что на нём. 1Пар.16,32

..благословен Ты, Господи Боже мой, и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки: да благословляют Тебя все творения Твои вовек!
Тов.3,8

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Пс.33

Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Сир.3,8-9

Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Притч.19,17

Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоён будет. Притч.11,25

Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Пс.143,15

Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Рим.4,7

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Пс. 111,1-3

Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. Сир.23,19

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21,22

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иак.2,26

Начальствующего в народе твоём не злословь. Деян.23,5 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 1Тим 2,1-2

Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. Екк.8,9

Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Рим.13,7

Господь - Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Пс.22,1-3

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

1. АЗЪ ЕСМЬ ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ: ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ, РАЗВЕ МЕНЕ.

Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании: никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.

2. НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА И ВСЯКОГО ПОДОБИЯ, ЕЛИКА НА НЕБЕСИ ГОРЕ, И ЕЛИКА НА ЗЕМЛЕ НИЗУ, И ЕЛИКА В ВОДАХ ПОД ЗЕМЛЕЮ: ДА НЕ ПОКЛОНИШИСЯ ИМ, НИ ПОСЛУЖИШИ ИМ.

Осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Идолопоклонники имеются и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан. Ведь идолопоклонники и те, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина, угождения чреву или других наслаждений. Всё это - измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему.

3. НЕ ПРИЕМЛИ ИМЕНЕ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСУЕ.

Слово Божие воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы - образ Божий) имеет великую силу. Нужно осмотрительно произносить каждое слово и в особенности имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, благословения и проповеди. Произнося имя Божие напрасно, мы оскверняем имя Божие в пустых и суетных разговорах, а тем более не употребляйте его для подтверждения какой-либо лжи.

4. ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЕЖЕ СВЯТИТИ ЕГО: ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ, И СОТВОРИШИ В НИХ ВСЯ ДЕЛА ТВОЯ, В ДЕНЬ ЖЕ СЕДЬМЫЙ, СУББОТА, ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ.

В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира или иначе - Его внутреннебожественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной (созерцательной) жизни человека, к которой субботний покой призывал. Для сегодняшних христиан день Господень - это день воскресный; в воспоминание Воскресения Христова. Так же и праздники: красные дни церковного календаря - это дни молитв, чтения Слова Божия и Евхаристии. Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.

5. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШИ НА ЗЕМЛЕ.

Это призыв не только любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех, кто нам всего ближе. Прообразом совершенной любви является Любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Почитание родителей и внимание к их советам - основание культуры. Неуважение к ним (которое олицетворил второй сын Ноя, Хам) - начало распада всякого человеческого общества и отпадение от Церкви. К грехам против этой заповеди относится и осуждение священнослужителей.

6. НЕ УБИЙ.

Убийство есть предельная противоположность любви. Любить - значит, желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни - любовь. Занятие охотой и убийство животных для жизни не является грехом. А напрасное убийство животных также является грехом.

7. НЕ ПРЕЛЮБЫ СОТВОРИ.

Прямым нарушением этой заповеди является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но за нарушение её почитается и любое чувственное излишество и всякое действие, способствующее этому. Не угождайте плоти.

8. НЕ УКРАДИ.

Запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Можно задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести настоящее нравственное увечье. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность, ни благо, ни зло, но могущее стать или благом или злом.

9. НЕ ПОСЛУШЕСТВУЙ НА ДРУГА ТВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛОЖНА.

Запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь, в том числе клевета и несправедливое порицание, сплетничество.

10. НЕ ПОЖЕЛАЙ ЖЕНЫ ИСКРЕННЯГО ТВОЕГО, НЕ ПОЖЕЛАЙ ДОМУ БЛИЖНЯГО ТВОЕГО НИ СЕЛА ЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИ ВСЯКОГО СКОТА ЕГО, НИ ВСЕГО, ЕЛИКА СУТЬ БЛИЖНЯГО ТВОЕГО.

Воспрещает даже всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть - главный грех против этой заповеди.

Заповеди блаженств

Что научает нас христианской надежде?

Мы можем научиться христианской надежде через заповеди блаженства, твердое следование которым должно присоединить к молитве. Эти заповеди блаженства Спаситель произнес во время Своей Нагорной проповеди (Мф. 5-7 и Лк. 17-49). Учение о блаженстве разделяется на девять изречений.

Как читаются заповеди блаженства?

1. Блажени нищии духомъ, яко техъ есть Царствие небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследятъ землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будутъ.

6. Блажени чистии сердцемъ, яко тии Бога узрятъ.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко техъ есть Царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносятъ вамъ и изжденутъ вы, и рекут всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесехъ. (Мф. 5, 3-12).

Что такое блаженство?

Святой Григорий Нисский пишет, “прежде всего, полагаю, должно составить понятие о самом блаженстве, что оно такое. Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием. Но понятие о блаженстве соделается для нас более известным из сличения с противоположным. Признак блаженства - непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели. А противоположно блаженству состояние бедственное”. Блаженный то-есть счастливый.

О ПЕРВОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное.

Чему учит нас эта заповедь блаженства?

Она учит нас быть нищими духом, то есть верить, что мы ничего своего не имеем, а имеем лишь то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати, и таким образом вменяем себя в ничто, и во всем прибегаем к милосердию Божию. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что в этой заповеди Господь “выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой - это нищие духом”.

Чему еще учит нас Господь в этой заповеди?

Он учит нас обнищать от всего порочного и не собирать себе “сокровище” грехов и ошибок. Кроме того здесь Бог повелевает нам собирать сокровище духовное, состоящие из добрых и благих дел, как Сам призывает к тому нас: “не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут; собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет сердце ваше” (Мф. 6,19-21), ибо “какая польза человеку, если мир весь приобретет, душе же своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф. 16,26).

О ВТОРОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Кто такие плачущие?

Плачущие - это те люди, которые непрестанно плачут и сокрушаются о грехах своих и ближних, о своем недостойном служении Господу, но при этом не впадают в отчаяние: “печаль, которая ради Бога, производит покаяние неизменное во спасение, а сего мира печаль смерть производит” (2 Кор. 7,10).

Что обещает Бог плачущим?

То, что они утешатся в Царствии Небесном, получив полное благодатное прощение грехов от Господа; Библия так повествует об утешении в Раю праведников, пришедших от великой скорби и плача: “они пребывают пред престолом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле вселится в них; (они) не будут уже ни алкать, ни жаждать, не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец (Христос), Который посреди престола будет пасти их и наставит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их” (Отк. 7,15-17).

О ТРЕТЬЕМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Кто такие кроткии?

Это люди, которые никого не раздражают и ничем не раздражаются, никогда не возвышаются, ни жизнью, ни именем; не ропщут, не только на Бога, но и на людей; не умеют гневаться и возвышаться. Господь Бог постоянно призывает нас быть кроткими, как кроток Он Сам: “научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11,29). К этому же зовет нас и апостол Павел: “кротость ваша известна да будет всем человекам” (Фил. 4,5). Святой Ефрем Сирин так пишет о свойствах кротких: “кроткий, если и обижен словом, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневливых укрощает любовию; принимая удары, не мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; когда подчиняют, веселится; не уязвляется (чужою) гордынею, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен, начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти”

Что Бог обещает кротким?

Господь обещает им, что они наследуют землю, как об этом древле говорил царь Давыд: «праведницы же наследят землю и насладятся о множестве мира... праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней». (Пс. 36, 11 и 29). Под этой землей мы понимаем жизнь вечную на земле живых, там, где блаженно живут и никогда не умирают праведники, то есть в Царствии Небесном, как об этом говорит святой Давид: “верую видети благая Господня на земли живых, тоесть верую, что увижу благость Господню на земле живых” (Пс. 26,13).

О ЧЕТВЕРТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Что мы узнаем из этой заповеди?

Мы узнаем, что блаженны жаждущие правды, уклоняющиеся от лжи, лести и лицемерия. Под правдой мы можем разуметь и всякую добродетель, которой должно полностью посвятить себя во славу Господа и которую необходимо жаждать и алкать подобно пище и питью. Христиане должны желать, чтоб Божественная правда утвердилась на земле вместо той неправды, которая гонит благочестие. Но полное насыщение этой правдой на земле возможно только через веру во Христа, как об этом говорит апостол Павел: «правда же Божия верою в Исуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3,22). Святой Афанасий Великий пишет о жаждущих правды, что это те, “которые творят правду с усердием и сильным желанием. Они, как сказано, насытятся и здесь, потому что довольны и малым; а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Христом, где нет ни печали, ни воздыхания”.

Что Господь обещает алчущим и жаждущим правды?

Милосердный Господь обещает, что все истинно алчущие и жаждущие правды и добродетели совершенно насытятся ею в Царствии Небесном, на новом небе и на новой земле, на них же правда живет. (2 Пет. 3,13). Там, в вечной жизни, наслаждаясь блаженством и славой Христа, душа праведника сможет насытиться и Божественной правдой, как о том поет царь Давыд: “ насыщусь, когда явится мне слава Твоя” (Пс.16,17).

О ПЯТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Как должно исполнять эту заповедь блаженства?

Эту заповедь Христову должно выполнять посредством дел милости, телесных и духовных. Господь Бог на Своем Страшном Суде спросит каждого христианина о шести добродетелях, которые и есть дела милосердия, это: 1. дать есть алчущему, 2. напоить жаждущего, 3. принять странника, 4. одеть нагого, 5. посетить болящего, 6. прийти к заключенному в темнице (Мф. 25,35-36).

К телесным делам милосердия также относится погребение умерших в нищете и молитва за них; люди совершающие это приятны Господу и сподобляются помощи и благословения от Него, как о том сказал архангел Рафаил благочестивому Товиту: когда ты молился со слезами и погребал мертвых и, оставив обед свой, мертвого укрывал днем в дому своем, а ночью погребал его, я приносил молитву твою Господу Богу и приятна была пред Ним” (Тов. 12,12-13).

Каковы духовные дела милосердия?

Прежде всего, это наставление грешников на путь истинный, к чему призывает нас апостол Иаков: братья, если кто из вас уклонится от пути истинного и вернет, обратит кто его, да знает он, что обративший вернувший грешника от пути его заблуждения, и спасет душу от смерти, и покроет множество грехов” (Иак. 5,19). Второе духовное дело милосердия - иметь ко всем любовь, как тому учит нас Слово Божие: “любите друг друга” (Ин.15,17), “прежде же всего между собой любовь усердную имейте, ибо любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4,8). Всякий, кто будет соблюдать эти духовные и телесные дела милосердия будет помилован Богом на Страшном Суде и вкусит вечного райского блаженства.

О ШЕСТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Кто такие чистые сердцем?

Это те, кто соблюдают чистоту сердечную и телесную. Они должны отвергать от себя всякие худые желания и мысли, пристрастие к земному, к чему Он Сам призывает нас: “внемлите же себе, да некогда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими” (Лк. 21,34). Чистые сердцем должны помышлять только о Господе Боге. Святой Афанасий Великий так говорит о чистых сердцем: “очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога”. Образцом жизни, чистой сердцем и душою, может служить жизнь монашеская, как об этом пишет святой Феодор Студийский: “исповедаю, что монашеский образ высок, возвышен, ангельский и очищает всякий грех совершенною жизнию”.

Что Бог обещает тем, кто имеет чистое сердце?

То, что во Царствии Небесном они узрят Его Самого. Апостол Иоанн Богослов, соблюдший чистоту сердца и тела, так описывает в своем Откровении (Апокалипсисе) блаженство праведников, сохранивших чистоту, - они стоят пред престолом Господним и поют дивную песнь Богу - “сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственицы бо суть; сии последуют Агнцу, яможе аще пойдет. Сии суть куплени от людии первенцы Богу и Агнцу, и во устех их не обретеся лесть, яже без порока убо суть пред престолом Божиим/ это те, которые с женщинами не осквернились, ибо они девственники; они следуют Агнцу (Христу), куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей - первенцы Богу и Агнцу, и во устах их не обретается лесть, ибо они непорочны пред престолом Божиим” (Отк. 14,4-5).

О СЕДЬМОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Как должно исполнять эту заповедь блаженства?

Мы, если желаем получить вечное блаженство в Царствии Божием, должны иметь со всеми мир, лишенный злобы и ненависти, к чему и призывает всех святой Павел: “мир Божий, превосходящий всякий ум, да соблюдает сердца ваша” (Фил. 4,7). Мы также должны поступать со всеми дружелюбно и никогда не подавать причин к несогласию; случившееся же несогласие прекращать любыми способами, даже с уступкою нашего права, если только это не противно закону Божию и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собою примирять, насколько хватит наших возможностей и сил, а когда примирить не можем, должны молить Бога, чтоб Он примирил враждующих.

Какая награда ждет миротворцев?

В Царствии небесном они будут названы сынами Божиими, поскольку своим подвигом они подражают Единородному Сыну Божию, Пришедшему на землю примирить согрешившего человека с Богом. Поэтому и обещается им имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О ВОСЬМОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие небесное.

О чем говорится в этой заповеди Христовой?

О том сколь блаженны люди, пострадавшие за правду Божию, но не изменившие ей. Эта заповедь блаженства требует от нас правдолюбия, постоянства и твердости в добродетели, мужества и терпения, когда мы подвергаемся бедствиям за то, что не хотим изменить правде Божией и добродетели и покориться греховному миру; а о том, что мир ненавидит христиан, предупреждает нас Сам Бог: “если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы от мира вы были, то мир свое любил бы; а вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир” (Ин. 15,18-19). Кроме всего этого восьмая заповедь блаженства призывает нас мужественно исповедывать нашу истинную православную веру, не боясь ни пыток, ни гонений, ни казней. Что ожидает гонимых за правду?

Их ожидает Царство Небесное, ибо они отреклись от греховного мира - царства земного. О всех верующих, избранных Им от мира, Сам Христос возносил молитву Богу Отцу, говоря: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со мною” (Ин. 17,24). И если мы, православные христиане, не убоимся соблазнов этого мира, угроз и казней врагов Божиих, но будем исповедывать нашу веру даже до смерти, то получим великое воздаяние у Христа: “блаженны мертвые, умирающие за Господа; отныне, говорит Дух, да почиют от трудов своих, дела их идут вслед за ними” (Отк. 14,13).

О ДЕВЯТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

Блажени есте, егда поносят вам и изжденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Как должны мы исполнять эту заповедь Христову?

Эта заповедь целиком касается исповедания нашей истинной православной веры и служения нашей Святой Православной Церкви Христовой. Исповедовать веру и служить Церкви мы должны будучи готовы с радостью принять всякое поношение, гонение, бедствие и саму смерть за Христа. Подобный подвиг называется подвигом мученичества. Награда на небесах за этот подвиг столь велика, что человеческий язык не в силах описать ее. Писание многократно призывает нас исповедывать веру Христову - Сам Господь призывает нас: “не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь же более того, кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10,28), “блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда разлучат вас, и оклевещут, и пронесут имя ваше, как бесчестное, ради Сына Человеческого” (Лк. 6,22). Святые апостолы испытав темничное заключение и побои от еврейского Синедриона: “пошли из собрания (Синедриона), радуясь, что за имя Его (Христа) сподобились бесчестие принять” (Деян. 5,41). И мы должны во всем последовать примеру апостолов и заповедям Господа, дабы совершенно исповедывать пред всеми свою православную веру, не страшась гонений и казней, но чаю Царствия Небесного, как тому научает нас святой Александр Александрийский: “мы готовы и умереть, не обращая внимания на тех, которые вынуждают нас отказаться от веры, хотя бы принуждение сопровождалось и пыткой”.

О том как научиться молитве

ВНУТРЕННЯЯ ПОДГОТОВКА К МОЛИТВЕ

«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который вт

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...