Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешение конфликтной ситуации.

В коллективе разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от отношения к ней и поведения руководителя:

1. Руководитель ведет себя так, как будто ничего не случилось. Он уходит от решения вопроса, пускает случившееся на самотек, не нарушая видимость благополучия. Это бездействие может окончиться плачевно. В конфликт втягивается все большее количество людей, усложняются отношения между ними.

2. Руководитель терпеливо, трезво относится к тому, что происходит. Он приспосабливается к требованиям конфликтующих, идет у них на поводу, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, просьбами.

Руководителю в этом случае следует учесть, что уговоры и поблажки могут привести к тому, что его перестанут уважать.

3. Руководитель признает наличие критической ситуации и не скрывает конфликта. Он не игнорирует случившееся и не пытается угодить «и нашим и вашим», а действует в соответствии с собственными моральными принципами и убеждениями, игнорируя индивидуальные особенности конфликтующих, ситуацию в коллективе, причины конфликта. В результате складывается картина внешнего благополучия, прекращения ссоры, но при этом нередко участникам конфликта наносятся серьезные моральные травмы.

4. Руководитель ведет себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. Он учитывает объективные и субъективные причины конфликта, проводит тщательный анализ случившегося.

Поскольку существуют конкретные причины конфликтов, каждую из них можно выявить и, таким образом, предупредить столкновение, ссору. Дело в том, что конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. Для этого нужен инициатор конфликта. Любой человек в той или иной ситуации может вступить в конфликт. Но люди конфликтны в разной степени. Одних вынуждает к конфликту сложившаяся ситуация, у других конфликтность - черта характера, проявляющаяся постоянно. К таким конфликтным личностям наиболее часто относится человек с завышенной или заниженной самооценкой.

Конфликтный человек обычно вспыльчив и упрям. Он капризен и любит поломаться перед людьми, не думает о последствиях собственных поступков. Часто переносит собственные недостатки на других. С тем, кто постоянно конфликтует, лучше поддерживать строго официальные отношения. Разговаривать вежливо, но решительно пресекать разговоры на личные темы. Не верить раскаянию. Чаще всего это игра. Посочувствуете, расслабитесь, постараетесь помочь - и будете долго жалеть.

Если все же неприятность произошла, то в преддверии конфликта необходимо помочь его участникам перейти с эмоционального уровня на интеллектуальный, задуматься над ситуацией, проанализировать ее, подтолкнуть стороны к взаимным уступкам. Если это не поможет, следует изолировать одну из конфликтующих сторон, а если это невозможно свести их взаимодействие до минимума.

Можно подчинить одну конфликтующую сторону другой, скажем, включить одного спорщика в команду, где другой является капитаном и т.д.

Для правильного разрешения противоречия необходимо предварительно проанализировать ситуацию. Для этого надо установить участников и инициаторов конфликта, выявить, какие цели они преследуют, чьи интересы и каким образом затронуты, каково отношение других членов коллектива к сложившейся ситуации? Недостаточная предварительная подготовка, непродуманное решение могут усугубить случившееся, резко осложнить выход из конфликта.

Необходимо найти такой компромисс между конфликтующими сторонами, чтобы он, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.

Основной путь воздействия на конфликтующих - убеждение. Долг арбитра убедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам и коллективу в целом, после чего раскрыть подлинную причину конфликта и указать путь его разрешения. В тех случаях, когда убеждение не помогает, используются прямые и косвенные способы выхода из конфликтной ситуации.

Прямой путь ликвидации последствий конфликта.

Поочередно пригласив к себе обе конфликтующие стороны, руководитель с целью выявления подлинного объекта конфликта предлагает каждому изложить суть и причины столкновения. При этом он просит приводить только сухие факты, не допуская их эмоциональной окраски. Уточнив факты, выявив объект конфликта и сделав выводы, руководитель вызывает противостоящие стороны и предлагает им свое решение, если это не даст результат, взаимные претензии могут быть высказаны участниками конфликта друг другу на собрании. В этом случае решение принимается после выступления участников собрания. Если это не помогает, необходимо использовать административные меры: от повторных замечаний и требований прекратить конфликт, до административных взысканий и предупреждений.

Косвенные методы угашения конфликта.

1. Объективизация конфликта. Следует рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.

Погашение эмоционального возбуждения (принцип «выхода чувств»).

Поочередно приглашая к себе всех участников конфликта, руководитель дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо иметь терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его эмоционально. Причем эмоциональная поддержка (сочувственное выражение лица, реплика, жест) совсем не говорит о согласии с поведением человека. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой человек легче принимает доводы старшего.

2. Авансирование похвалой (принцип «эмоционального возмещения»).

Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.

3. Раскрытие «секрета» рефери (судьей) (принцип «авторитетного третьего»).

Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше (если, конечно, это имело место в действительности) сообщил одному из спорящих, как «соперник» за что-либо его похвалил.

Причем объект обращения не должен почувствовать, что его «ведут» к примирению. Для этого большая часть беседы посвящается какой-то интересной и далекой от конфликта теме и только вскользь рефери касается цели своей беседы. Для обиженного человека положительное суждение о нем со стороны противника - это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса.

4. Принцип «обнажения агрессии».

Руководитель (старший) намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» партнеров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, игре, трудовом соревновании. Т.е. старший побуждает участников конфликта ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им выговорить самое «наболевшее», старший не отпускает их, а продолжает работу на основе одного из принципов, следующих ниже.

5. Воспроизведение сказанного противником (принцип «принудительного слушания оппонента»).

В процессе разговора старший подает следующую инструкцию: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Невольно вникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А, кроме того, прием уменьшает накал страстей.

6. Принцип «обмена позиций».

Целесообразно поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это непросто. Но если авторитетному руководителю такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих. Однако, если серьезный конфликт длится долго или руководитель недостаточно авторитетен, оскорбление не позволяет обиженному даже временно встать на позицию оппонента.

7. Опора на духовность и интеллект конфликтующих.

Тем или иным способом протоколируя разговор (магнитофон, видеомагнитофон), фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем в присутствии обеих сторон старший жестко, без снисхождения показывает гримасы на лицах и ошибки в аргументах спорящих беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подмена тезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкие обоим конфликтующим. Стыд за происшедшее, стремление изменить свое поведение толкают ссорящихся к сближению.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

1. Что такое конфликт?

2. Какие существуют способы конструктивного решения конфликтов?

3. Какие стратегии выхода из конфликта наиболее приемлемы в работе вожатого, педагога?

Проанализируйте предложенные конфликтные ситуации в деятельности вожатого и предложите алгоритм разрешения конфликтов:

- конфликт в системе «вожатый-администрация»

- конфликт в системе «вожатый-вожатый»

- конфликт в системе отношений «вожатый-ребенок»

- конфликт в системе отношений «вожатый-детский коллектив»

 

КЕЙС 2. Основы вожатской этики

Этика вожатого - это профессиональная этика, вы­ступающая как средство формирования личности са­мого вожатого и как педагогический фактор, обеспе­чивающий влияние на детей, формирование их мора­ли, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней боль­шое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, осо­бой теории.

Другой частью педагогической этики является ее при­кладная сторона,определение правил, заповедей, вы­работка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения во­жатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сли­вается с повседневной жизнью, решением возникаю­щих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способ­ность вожатого строить свои действия в духе педагоги­ческой этики.

Этика вожатых в лагере скла­дывается из таких элементов, как костюм, личная ги­гиена, жилище, бытовой труд, питание, формы от­дыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм куль­туры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родите­лями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности.Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся мало­культурными людьми? Общая установка здесь ясна: от­ношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспре­кословное выполнение всех законных требований ру­ководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку прису­ще чувство собственного достоинства. Отношение под­чиненного по службе не должно носить оттенка подо­бострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серь­езных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этичес­ки недопустимы. Если же деловые и этические каче­ства руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не уни­жении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, началь­ника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разго­вор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Общение с воспитанниками

Общение с детьмив лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более об­суждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, де­вочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в луч­шую сторону и также наедине похвалить ребенка, по­радоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.

Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подхо­дить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.

3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.

4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.

Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

- как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

- у кого спросить совета;

- кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения.

В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на гру­бость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубо­стью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпе­ливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллек­тивное дело, подавить инициативу товарищей - и эти­ми средствами утвердить свое «превосходство», поста­вить себя хотя бы в лице части ребят в исключитель­ное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может прини­мать решительные меры, защищающие его личное до­стоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, ос­корбительных действий одного или группы воспитан­ников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

- будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

- развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

- умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

- учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

- следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.

Взаимоотношения с коллегами.В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.

2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.

3. Установите общие точки зрения.

4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.

5. Найдите общие точки зрения.

Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же. Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.

Соблюдение этических норм и отношения с родите­лями воспитанников.

Никогда не следует жаловаться родителям на ре­бенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, побла­годарить за совет. Следует так­тично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются гру­бо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, реп­ликами, оценками личного достоинства родителей. Все­гда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохра­нить доброжелательное, заботливое отношение к вос­питаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обяза­тельная этико-педагогическая норма.

Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас: внешний вид, выражение вашего лица, ваши запахи, тембр вашего голоса, ваша жестикуляция. Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен.

Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Записная книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».

Голос, тон, дикция вожатогоочень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспи­танника страх криком или грозным молчанием, пренеб­режительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажа­ет воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, от­ражать нравственную культуру вожатого.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

1. Сформулируйте основные этические принципы деятельности вожатого с воспитанниками, родителями, администрацией, коллегами?

2. Какие существуют трудности в соблюдении этики деятельности вожатых?

3. Составьте памятку вожатому по соблюдению этики в педагогической деятельности


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижневартовский государственный университет»

Кафедра педагогики и педагогического и социального образования

 

Тесты

по дисциплине Организация летнего отдыха детей и подростков

для студентов 3 курса

по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование

 

1. В зависимости от типа учреждения, на базе которого создается лагерь, принято различать детские оздоровительные лагеря (ДОЛ):

а) загородные

б) санаторно-курортные

в) выездные

г) лагеря при общеобразовательных (дополнительного образования) и культурно-досуговых учреждениях

2. По времени пребывания ребенка в лагере выделяют детские оздоровительные лагеря:

а) круглосуточные

б) дневные

в) смешанные

3. В ДОЛ одна лагерная смена составляет:

а) 14 дней

б) 18 дней

в) 21 день

г) 31 день

4.По направлению деятельности в детском оздоровительном лагере выделяют смены:

а) комплексные (многопрофильные)

б) профильные

в) тематические

г) смешанные

5. Отряд отдыхающих в лагере насчитывает:

а) 25 человек в возрасте 6-9 лет

б) 25 человек в возрасте 6-14 лет

в) 30 человек в возрасте 10-14 лет

г) 30 человек в возрасте 6-14 лет

6. Временное многопрофильное учреждение дополнительного образования для детей и подростков, создаваемое в целях обеспечения их сезонного отдыха – это…

7. Определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач – это …

8. Определите, какие из перечисленных ниже прав имеет вожатый:

а) право принимать активное участие в деятельности педагогического коллектива лагеря, выступать на педсоветах, принимать самостоятельные решения;

б) право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней;

в) право устанавливать собственный режим работы;

г) право обратиться за помощью к старшему педагогу, начальнику лагеря.

9. Вожатый в своей деятельности подчиняется:

а) только начальнику лагеря;

б) только старшему педагогу;

в) начальнику лагеря и старшему педагогу;

г) всему педагогическому коллективу лагеря.

10. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

а) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

б) появившегося на работе со своими друзьями;

в) незнающего основы безопасности жизнедеятельности;

г) не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр;

д) опоздавшего на работу.

11. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя из-за несоответствия работника занимаемой должности по причине:

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) неисполнения работником трудовых обязанностей;

г) прогула.

12. Определите, какие из перечисленных ниже обязанностей имеет вожатый:

а) организует жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей;

б) контролирует прием детьми пищи;

в) составляет психолого-педагогическую характеристику детей отряда;

г) информирует детей о правилах, нормах, традициях лагеря

д) ведет работу с родителями.

13. Персональную ответственность за жизнь и здоровье детей на занятиях на кружках, в технических мастерских, в секциях несет:

а) начальник лагеря;

б) руководители кружков;

в) вожатые;

г) воспитатели.

14. Купание детей в лагеря разрешается:

а) в присутствии начальника лагеря, воспитателя, вожатого, медицинского работника, инструктора по физкультуре и плаванию;

б) в присутствии начальника лагеря, вожатого, медицинского работника, инструктора по физкультуре и плаванию.

в) группы детей не более 10 человек;

г) группы детей не более 15 человек.

15. При перевозке детей в автобусе следует:

а) размещать детей в автобусе строго в соответствии с посадочными местами;

б) закрывать окна с левой стороны автобуса;

в) педагогу (вожатому) постоянно находиться в конце автобуса;

г) пересчитать детей во время посадки в автобус;

д) пересчитать детей в автобусе.

16. Определите, какие виды работ разрешается выполнять детям на кухне и в столовой:

а) чистка вареных овощей;

б) уборка со столов;

в) резка хлеба;

г) разнос холодных блюд;

д) приготовление пищи.

17. Определите варианты поведения вожатого, соответствующие стилю руководства «распределение и стимулирование»:

а) кратко с каждым исполнителем уточняет его действия;

б) требователен, но тактичен;

в) ограничивает прямые указания и контроль

г) выявляет общие интересы;

д) поощряет за позитивную самостоятельную деятельность.

18. Определите варианты-поведения вожатого, соответствующие стилю руководства «участие в принятии решений»:

а) создает систему самоконтроля;

б) следит за тем, чтобы задания выполнялись точно;

в) предоставляет больше самостоятельности;

г) часто проводит инструктаж;

д) соизмеряет возможности ребенка и сложность задания.

19. Устойчивая во времени, организованная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных (личных) взаимоотношений между членами группы – это …

20. Определите характерные особенности детей младшего возраста:

а) кризис непосредственности;

б) конкретность мышления;

в) укрепление воли;

г) мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых

д) сопротивляются критике.

21. Определите характерные особенности детей среднего возраста (10-12 лет):

а) не умеют долго концентрировать свое внимание;

б) бурно проявляют эмоции;

в) стремятся «испытать» себя в практической деятельности;

г) дразнят друг друга;

д) отстраняются от взрослых.

22. Определите характерные особенности детей подросткового возраста:

а) считают друзьями тех, кого видят чаще других;

б) проявляют интерес к заработку;

в) нуждаются в постоянной деятельности;

г) дисциплина страдает из-за «группового» авторитета;

д) выполняют легко и охотно поручения.

23. Определите задачи диагностики в условиях детского лагеря:

а) изучение личностных особенностей детей;

б) прогнозирование развития детей;

в) изучение мотивов поведения;

г) изучение интересов;

д) анализ способностей, нравственных качеств.

24. В период подготовки к смене используют следующие виды диагностики:

а) анкетирование детей;

б) анкетирование родителей;

в) медицинское обследование;

г) социометрия;

д) тест самооценки.

25. Временный детский коллектив в лагере обладает следующими специфическими чертами:

а) кратковременный срок совместной жизнедеятельности

б) специфичность состава

в) однородный возраст членов коллектива

г) замкнутый характер организации жизни

26. Для формирования сплоченного детского коллектива вожатому следует:

а) вовлечь ребят в совместную деятельность

б) использовать игры и другие формы деятельности, привлекательные для ребят

в) создать и культивировать традиции отряда;

г) контролировать все действия детей

д) сформировать детское самоуправление

27. К формам и методам формирования детского самоуправления относят:

а) игру

б) диспут

в) индивидуальные занятия

г) тренинг

д) коллективно-творческое дело

28. Форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей – это..

29. Постоянное наблюдение за детьми в лагере необходимо вожатому для...

а) выявления детей, склонных к депрессиям;

б) изучения настроения воспитанников;

в) изучения состояния здоровья воспитанников;

г) оперативного замечания;

д) предупреждения правонарушений.

30. Определите основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

а) создание необходимых условий для оздоровления, отдыха детей и подростков;

б) создание максимальных условий для быстрой адаптации детей с учетом возрастных особенностей;

в) создание необходимых условий для удовлетворения всех потребностей воспитанников;

г) формирование и поддержка коллективов детей и подростков;

д) создание необходимых условий для удовлетворения потребностей воспитанников и педагогического коллектива лагеря

31. Определите периоды смены в лагере:

а) подготовительный

б) организационный

в) отчетный

г) основной

д) заключительный

32. Определите задачи организационного периода смены:

а) знакомство детей друг с другом

б) регистрация детей и подростков

в) выявления склонностей, способностей, интересов детей и подростков

г) формирование актива детей

д) корректировка плана жизнедеятельности отряда на лагерную смену.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...