Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА I Группа. 1.Дети с нормальным развитием. 2.Дети с опережением в развитии. II Группа. 1.Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок. 2.Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/. III Группа. 1.Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока. 2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/. IV Группа. 1.Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока. 2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/. V Группа. 1.Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков. 2.Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/. При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы». При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения. Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития. В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте. В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка. Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения. Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст 1 год 3 месяца 1. Понимание речи. 2. Запас понимаемых слов быстро расширяется. А. Понимание ребенком названий окружающих предметов. 1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, детские игры (машины, часы, мячик, собака). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов. 2. Материал – предметы одежды, обуви. Методика тестирования – ситуация, естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.
Активная речь. Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний. Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.). Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).
Сенсорное развитие. Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).
Игра и действия с предметами. Воспроизводит в игре с предметами ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). 1. Материал – кукла, чашка. Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные выше предметы и предлагают покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка – подносит чашку ко рту куклы либо самостоятельно, либо копируя действия взрослого.
Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
2. Материал – 2 кирпичика, 2 кубика. Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину: «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать. Поведение ребенка – самостоятельно или копируя действия взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой – строит дом. 3. Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины). Методика тестирования – ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка – надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или после показа взрослого.
Движения. Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Материал – не нужен. Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?». Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение.
Навыки. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным. Возраст 1 год 6 месяцев Понимание речи. Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»). 1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз. 2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации. Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь. Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?». Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами.
Сенсорное развитие. Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку. Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Игра и действия с предметами. Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. 1. Материал – кукла, носовой платок. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы. 2. Материал – кукла с волосами, расческа. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа». Поведение ребенка – прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам. Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения. Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно. между ними. Вместо Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает задание, ему надо показать, а затем встать перед ребенком и позвать его к себе. В дошкольном учреждении движение можно проверить на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палки приставным шагом. Если он не устойчив, ищет опору, можно поддержать его за руку.
Навыки. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка. Методика тестирования – ситуация естественная (во время обеда). Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 год 9 месяцев Понимание речи. Понимает вопросы о предметах и действиях, изображенных на картинке. Материал – знакомые картинки, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку; 2) дети умываются; 3) дети поливают цветы; 4) мужчина чинит машину. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол по две картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где мальчик катает лошадку?». Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит знакомые предметы и действия на картинке.
Активная речь. Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Методика тестирования – ситуация естественная. Речевые проявления ребёнка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий. Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие. величины Различает 3-и контрастные предметов (кубы с разницей граней в три см.). Материал – три куба – вкладыша одного цвета. Длина грани первого – 10 см., второго – 7 см., третьего – 4 см. Методика тестирования – взрослый на глазах у ребёнка достаёт кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку их вновь собрать. Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Игра и действие с предметами. Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейка, дом). Материал – 3 кирпичика, маленькая кукла или матрёшка, или машина. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребёнку построить «ворота». При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально. Поведение ребенка – по просьбе взрослого либо после показа воспроизводит постройку. Всё это может пробовать 2-3 раза.
5 Движения. Перешагивает приставным шагом через 3 положенные параллельно на полу палки. Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). Поведение ребенка – перешагивает через палки так, как ему удобно (чередующимся или приставным шагом).
6 Навыки. Раздевается (не полностью) с небольшой помощью взрослого. Методика тестирования – ситуация естественная (при раздевании ребенка). Поведение ребенка – снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку, носки, штаны.
Возраст 2 года Понимание речи. Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомому ребёнку. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Ребёнок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: «Жила-девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). «На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу «ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?». «Что Машенька надела?». «Кто испугал Машу на улице?». «А что тетя сказала Маше?». Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь. При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Методика тестирования – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми). Поведение ребенка – общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие. Подбирает по образцу вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красного, синего и зеленого цветов). Материал –3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета), кукла. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета или надевает ее кукле и предлагает найти такую же или надевает ее кукле. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей варежке синюю, к зеленой зеленую. Ребёнок должен решить одно задание.
Игра и действие с предметами. Воспроизводит в игре ряд последовательных действий начало сюжетной игры; Материал – кукла-голыш размером 30 см. губка полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. 1. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребёнка, если он купает куклу. Перед ребёнком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Поведение ребенка – воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению. 2. Методика тестирования – наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы. Поведение ребенка – если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, а также предметы заместители, можно считать задание выполненным.
Движения. 1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки. Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом. 2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки). Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
Навыки. Частично надевает одежду (ботинки, шапку). Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку. Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы. Часть I
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст 2 года 6 месяцев Активная речь. 1. Говорит многословными предложениями (белее 3 слов). Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. Поведение ребенка – в своей речи употребляет многословные предложения (более 3 слов). 2. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – хотя бы раз задает вопрос: «Где?» или «Куда?».
Сенсорное развитие. 1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой - у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же. Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру. 2. Подбирает по образцу различные предметы 4-х основных цветов. Материал – цветное лото, в котором имеются карты с основными 4 цветами, изображение разнообразных предметов 4-х цветов (необходимо использовать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карты с 4-мя основными цветами, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередует) и спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить. Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра. Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы. Материал – пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Подобранные игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации. Поведение ребенка – дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий, их детализация, использует воображаемые предметы.
Конструктивная деятельность. Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Материал – строительные детали разнообразной геометрической формы (10-14 шт.) по 2 шт. каждой. Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дается набор строительных деталей и предлагается что-либо построить. Поведение ребенка – делает 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (например, стол, стул, кровать, дом и др.). Навыки. 1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку). Поведение ребенка – самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто. 2. Ест аккуратно. Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка – ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения. 1. Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую от пола на 15 см. Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (15 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки. 2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу. Материал – палка длиной 40 см. – 1 м. или веревка. Можно нарисовать палку на полу. Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку так, как он может (одной или двумя ногами, с места или с разбега). Поведение ребенка – перепрыгивает через палку любым способом.
Возраст 3 года Активная речь. 1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребенка с помощью картинки. Поведение ребенка – хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение, либо отвечает на вопрос взрослого. 2. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?». Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – хотя бы раз употребляет вопросы: «Почему?» или «Когда?».
Сенсорное развитие. 1. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению. Материал – геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку–образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец. Поведение ребенка – правильно подбирает мозаику к рисунку.
Называет 4 основных цвета. Материал – 8 однотонно окрашенных предметов (по два одинаковых цвета) разной формы (например, красный шарик, красная чашка и др.). Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует). Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра. Появляются элементы ролевой игры. Материал – разнообразные сюжетные игрушки. 1. Методика тестирования – ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом. 2. Методика тестирования – ситуация провоцируется. Взрослый, наблюдая за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?». Поведение ребенка – на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Конструктивная деятельность. Появляются сложные сюжетные постройки. Материал – разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка. Если занятия проходят за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу – крупный строительный материал (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки). Методика тестирования – ситуация провоцирующая, ребенку предлагают что-нибудь построить. Поведение ребенка – делает сюжетную постройку, например, гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой. Изобразительная деятельность. 1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. Материал – кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4 - 6 см., диаметром 1,5 - 2 см. Методика тестирования – ситуация провоцируется. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь. Поведение ребенка – лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком. 2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их. Материал – лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до состояния густой сметаны). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Поведение ребенка – изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
Навыки. 1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого. Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда небольшая помощь может быть оказана при застегивании пуговицы или завязывании шнурков. 2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. Методика тестирования – ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения. 1. Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см. Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (20 см.) для палки, на этой высоте закрепить палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки. 2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу. Материал – палка длиной 40 см. или веревка. Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку с места двумя ногами. Нельзя задевать палку. Поведение ребенка – перепрыгивает через палку с места двумя ногами. Го года жизни
Имя, фамилия Дата рождения Анамнез: биологический Дата и возраст социальный при поступлении в группу
Года жизни Имя, фамилия Дата рождения Анамнез: биологический Дата и возраст социальный при поступлении в группу
|