Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика и судоговорение в Древней Греции

История риторики

1. Риторика и судоговорение в Древней Греции.

2. Ораторское искусство в Древнем Риме.

3. Риторика Средних веков и Возрождения.

4. Искусство красноречия в России X–нач.XVIII вв.

5. Классическая российская риторика кон. XVIII–XIX в.

6. Cудебная риторика кон. XIX–нач. XX вв.

7. Риторика XX в.–нач.XXI вв.

 

PERSONALIA

Др. Греция Др. Рим Россия
Горгий Лисий Исократ Демосфен Платон Аристотель Цицерон Квинтилиан Ник. Фёд. Кошанский Фёд. Никифор. Плевако Анат. Фёд. Кони Пётр. Серг. Пороховщиков

Подготовить сообщение на тему «Риторика [personalium]». Регламент – 5 мин. Нормы оценки:

1. Нарушение регламента (плюс/минус 2 мин. –1 балл).

2. Назнание предмета, бессодержательность речи, нараскрытие темы, «говорение по-писаному» –2.

3. Неясность авторской позиции, оценки, незаинтересованность, равнодушие к предмету речи –1.

4. Нарушение композиции речи: отсутствие вступления, отсутвсие рубрикации в основной части, нарушение логики изложения –1.

5. Речевые ошибки: неправильные произношение, ударение, грамматические формы, построение фразы, неточное или неправильное словоупотребление –1.

6. «Цветы красноречия»: эпитеты, метафоры, сравнения, риторические вопросы и т.д. +1.

7. Контакт с аудиторией: учёт особенностей аудитории, элементы интерактивности, медийности, диалог со слушателями, умение заинтересовать слушателя +1.

 

Европейская наука красноречия насчитывает уже 2,5-тысячелетнюю историю, и ее возникновение связывают с античными цивилизациями Древней Греции и Рима.

Как было уже сказано, в античной риторике сложилось 2 понимания целей и содержания риторики: эстетическое (литературное, поэтическое) и логическое (научное, рационалистическое). Проследим соотношение этих начал в ораторском искусстве на протяжении веков.

 

Искусство красноречия в России X–нач.XVII вв.

Красноречие X–XVIII вв.

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.

Этому способствовал образ жизни славян, их культур­ные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались демократическим путём – на городских площадях, куда сходились все жители. Подобное народное собрание называлось вече (от вещать ‘говорить, произносить речь’). Демократизм народного собрания, безусловно, которое требовал от его участников владения навыками публичного выступления. Кроме того, проявить искусство оратора предоставляли и княжеские пиры, и проводы войска, и напутствия перед битвами, и встречи победителей, и тризны, и дипломатические переговоры.

С развитием письменности и литературы в X в. на Руси создаются оптимальные условия для работы над слогом, для фиксации и распространения слова. Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется памятники словесного и риторического искусства: «Поучение Владимира Мономаха»; «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве».

Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его «Слово о законе и благодати» — великолепный образец красноречия.

Замечательным образцом полемической риторики стала переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Большой силой убеждения и обличения новых церковных традиций отличались проповеди и сочинения протопопа Аввакума (XVII в.)

Первые теоретические работы по искусству красноречии появились в XVII–XVIII вв.: «Сказание о семи свободных мудростях», Риторика 1620 г., «Риторика» Михаила Усачева (1699); «Риторическая рука» Стефана Яворского (1698); риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706-1712). Известны также сочинения Феофана Прокоповича, в сочинениях которого со­держится много практических рекомендаций и советов для ораторов.

История риторики

1. Риторика и судоговорение в Древней Греции.

2. Ораторское искусство в Древнем Риме.

3. Риторика Средних веков и Возрождения.

4. Искусство красноречия в России X–нач.XVIII вв.

5. Классическая российская риторика кон. XVIII–XIX в.

6. Cудебная риторика кон. XIX–нач. XX вв.

7. Риторика XX в.–нач.XXI вв.

 

PERSONALIA

Др. Греция Др. Рим Россия
Горгий Лисий Исократ Демосфен Платон Аристотель Цицерон Квинтилиан Ник. Фёд. Кошанский Фёд. Никифор. Плевако Анат. Фёд. Кони Пётр. Серг. Пороховщиков

Подготовить сообщение на тему «Риторика [personalium]». Регламент – 5 мин. Нормы оценки:

1. Нарушение регламента (плюс/минус 2 мин. –1 балл).

2. Назнание предмета, бессодержательность речи, нараскрытие темы, «говорение по-писаному» –2.

3. Неясность авторской позиции, оценки, незаинтересованность, равнодушие к предмету речи –1.

4. Нарушение композиции речи: отсутствие вступления, отсутвсие рубрикации в основной части, нарушение логики изложения –1.

5. Речевые ошибки: неправильные произношение, ударение, грамматические формы, построение фразы, неточное или неправильное словоупотребление –1.

6. «Цветы красноречия»: эпитеты, метафоры, сравнения, риторические вопросы и т.д. +1.

7. Контакт с аудиторией: учёт особенностей аудитории, элементы интерактивности, медийности, диалог со слушателями, умение заинтересовать слушателя +1.

 

Европейская наука красноречия насчитывает уже 2,5-тысячелетнюю историю, и ее возникновение связывают с античными цивилизациями Древней Греции и Рима.

Как было уже сказано, в античной риторике сложилось 2 понимания целей и содержания риторики: эстетическое (литературное, поэтическое) и логическое (научное, рационалистическое). Проследим соотношение этих начал в ораторском искусстве на протяжении веков.

 

Риторика и судоговорение в Древней Греции

Местом рождения риторики является Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Однако общественно-политический строй, особенности судебной системы, а также идеология греческих государств-полисов и философия способствовали небывалому развитию риторической теории и практики. Самыми знаменитыми ораторами Древней Греции были Горгий, Лисий, Исократ и Демосфен, а обобщили их опыт философы Сократ, Платон (диалоги «Федр» и «Горгий») и Аристотель («Риторика» в 3-х частях).

По своему устройству Древняя Греция была демократическим государством, а подобное устройство само по себе предполагает столкновение различных убеждений, идеологий и умения отстаивать свою точку зрения. В период становления греческой государственности, когда активизировалась участие народа (демоса) в жизни греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или в суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично. Так были заложены основы одного из видов риторики – социально-политическое (политическое). Произошло это в V в. до н.э. Это был период наивысшего расцвета науки, культуры, политики.

В это же время зародилась и судебная риторика с её основными жанрам – это обвинительная и защитительная речь. Дело в том, что само судебное устройство требовало от греческого гражданина искусства говорения. В демократической Греции каждый гражданин должен был готов к публичным выступлениям в суде. А судиться в Афинах было делом нелегким, поскольку профессиональных защитников и обвинителей тогда не было, от умения гражданина убеждать в своей правоте зачастую зависела его судьба, его материальное положение, его свобода или даже сама жизнь. Знаменитые законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде.

Однако не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам – людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа – заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Всё это способствовало повышению роли риторики как науки. Знаменитых ораторов одаряли почестями, их авторитет был сродни авторитету государственного деятеля. Кроме того, в условиях низкой образованности публичные выступления было важным источником информации, и опытный оратор собирал толпы слушателей и почитателей. Умение говорить красиво и убедительно было источником дохода, основой благосостояния. Умению владеть словом хотели учиться, и учителям красноречия (риторам) дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования. Так были заложены основы риторики как науки.

Именно в античной Греции появляются систематические работы по теории ораторского мастерства. Начало формирования риторики как науки было положено софистами (греч. sophistes - искусник, мудрец). Они были выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Софисты основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

К школе софистов принадлежали Горгий и его ученик Лисий. Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать.

Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов». Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ (436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах. Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений.

В речи Демосфена большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Во время произнесения речи Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами оратора.

Практическая деятельность ораторов и воззрения софистов стали основой для философских воззрений Платона и Аристотеля.

Теоретические разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии.

Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.

По Платону, красноречие прежде всего связано с убеждением, влиянием на душу, на мнение. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и плохо.

По его мнению, инструментом внушения служат не доказательства, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение. И в этом недостаток теории Платона. Стремление к эмоциональному внушению приводило к свободной интерпретации факта как такового и к его эмоциональной оценке, которая всецело зависела от восприятия этого факта оратором и аудиторией.

В связи с эмоциональным воздействием красноречие Платон сравнивает с другими искусствами: музыкой, поэзией, театром.

Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель значительно расширил область риторики, связав её с общими законами бытия, человеческой деятельности (в т.ч. коммуникативной) и творчества (в т.ч. словесного). Таким образом, риторику Аристотель ставит в общую систему своего философского учения, выделяя в нем теоретическую часть – учение о бытии, практическую часть – учение о человеческой деятельности и поэтическую часть – учение о творчестве.

Композиция «Риторики» Аристотеля весьма четкая. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук, и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи.

Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Таким образом, уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...