Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы проведения инвентаризации ценных бумаг.Этап 1. Распоряжение о проведении инвентаризации. Руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации ценных бумаг по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, которым назначаются председатель инвентаризационной комиссии, указывается причина инвентаризации, сроки ее проведения. В крупных организациях для проведения инвентаризации создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия, в составе которых включаются опытные специалисты, обладающие необходимыми навыками и знаниями в области обращения ценных бумаг. До начала проверки фактического наличия ценных бумаг все приходные и расходные документы или отчеты о их движении сдаются в бухгалтерию. Председатель инвентаризационной комиссии визирует приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчета), с указанием: «до инвентаризации на « » (дата)», что является основанием для определения остатков ценных бумаг к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение активов или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Этап 2 Подсчет ценных бумаг и обязательств Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг производится по их видам (например по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются: правильность оформления ценных бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; условия хранения ценных бумаг; своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам. При хранении ценных бумаг в кассе организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным элементам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организаций, с данными выписок этих специальных организаций. В процессе инвентаризации финансовых вложений проверяется наличие документов, подтверждающих затраты в депозиты, облигации, векселя, другие ценные бумаги, а также инвестиции средств в акции и иные формы участия в хозяйственных обществах и товариществах и уставные фонды унитарных предприятий. Финансовые вложения в уставные фонды других организаций, а также займы при инвентаризации подтверждаются документами (договорами, выписками банков, товаросопроводительными документами). В описи указываются: наименование организации, в которую осуществлены вложения; суммы вложений; срок на который предоставлены средства; номера документов, подтверждающих предоставление займа и его возврат; суммы доходности по акциям, вкладам в уставные фонды.
Этап 3. Составление инвентаризационной описи Данные о наличии бланков ценных бумаг вносятся в опись по форме согласно приложению 18 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, которая является примерной. Сведения о их фактическом наличии записываются в инвентаризационную опись, составляемую не менее чем в двух экземплярах. При наличии излишков или недостач материально ответственное лицо прилагает к инвентаризационной описи объяснение их причин. Затем объяснение рассматривает руководитель организации и принимает решение, дата которого является моментом определения окончательных результатов инвентаризации.
Этап 4. Оформление результатов инвентаризации По результатам проведенной инвентаризации оформляется протокол заседания инвентаризационной комиссии согласно приложению 22 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств в крупных организациях – центральной инвентаризационной комиссией). В случае выявления при инвентаризации расхождений фактического наличия ценных бумаг с данными бухгалтерского учета такие расхождения регулируются в соответствии со ст.12 Закона о бухучете.- Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 58-2 «Долговые ценные бумаги» и кредиту счета 92 «внереализационные доходы и расходы». Сумма недостачи и порчи активов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом с чета 58-2 «долговые ценные бумаги». Если по недостаче или порче отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с дебетом счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, сумма по недостаче и порче отражается по кредиту счета 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы». При списании недостач или порчи ценных бумаг в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» необходимо иметь в виду, что в документах, предоставляемых для оформления списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи активов, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) (п.73 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств). Поскольку нормы естественной убыли на ценные бумаги законодательством не устанавливаются, то списание недостающих или испорченных бланков ценных бумаг может быть проведено только при наличии вышеназванных решений и заключений.
Этап 5. Налогообложение В соответствии со ст.2 Закона от 22.12.1991 №1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» (далее – Закон о налогах на прибыль» объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью в целях данного Закона для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг) иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационнтых операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В целях Закона о налогах на прибыль стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации включается в состав доходов от внереализационных операций, а суммы недостач, потер и порчи активов, в т. ч. Произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, виновники которых не установлены или суд отказал во взыскании с них, включается в состав расходов от внереализационных операций. С учетом изложенного результаты инвентаризации ценных бумаг учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке. Инвентаризация бланков строгой отчетности проводится в аналогичном порядке.
|