Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

Вопрос 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно- психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия и общения людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи

Задачи социальной психологии:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.

 

Вопрос 2

Функции социальной психологии.

1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3)Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4)Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.

6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

Другие функции:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

 

Вопрос3

Отросли:

1) Этническая-изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей

2) Психология религии – изучает псих людей, вовлеченных в различные религиозные общности

3) Политическая –

4) Псих управления (организационная) –

5) Семьи

6) Масс

7) Соц псих личности

8) Псих конфликтных решений

 

Вопрос 4

Виды взаимоотношений

Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные (приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель— ученик, начальник—подчиненный, врач — пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.

В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.

В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения.

 

Вопрос 12

ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

 

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

 

Вопрос 13

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ — конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс. Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным, ибо в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Конативная (поведенческая) сторонаобщения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

 

Вопрос 14

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ — типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность— существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия. Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения —принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения “начальник—подчиненный”, воинские уставные отношения. Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

 

 

Вопрос 15

Общение осуществляется посредством знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Остро стоит проблема повышения эффективности речевого воздействия, в рамках которой развивается экспериментальная риторика (искусство убеждения посредством речи).

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

 

 

Вопрос 16

КОММУНИКАЦИЯ –передача информации, сообщений, сведений между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

В межличностной коммуникации психологический аспект общения существенно обогащает процесс двустороннего обмена информацией, оказывает регулирующее воздействие на ход общения. Поскольку межличностная коммуникация реализуется путем непосредственных контактов между субъектами общения, то они должны находиться в пространственной близости друг от друга.

Коммуникация— это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми в процессе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей.

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совет; или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - аудитория (реципиент) - обратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

 

Вопрос 17

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ— это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания (непонимания), барьеров социально-культурных различий и барьеров отношения. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, он может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные прежде всего с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Существует также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий. Это — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры, отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер —это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Вопрос 18

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Уровни педагогического общения

Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:

- высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;

- средний;

- низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи .

Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно изученным Б.Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:

- положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

- отрицательные - замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.

 

Вопрос 19

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализирует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.

При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в "чистом" виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения.

Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. Так, Л.Б.Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим стилями целый ряд промежуточных: эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатиях; деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися; направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью; требовательный, когда задачи ставятся прямо перед воспитанниками; побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций; принуждающий, основанный на давлении.

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

 

Вопрос 20

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение.

Различают несколько видов психологического воздействия.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) представляет собой воздействие словом, информацией. Оно ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно вызывая у них положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности

• шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику и т. п.

Психоаналитическое воздействие - это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Нейролингвистическое воздействие - вид психологического воздействия, изменяющий мотивации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистических программ. Можно составлять тексты сообщений в средствах массовой информации таким образом и в такой форме (содержании), что они вызывают определенные реакции психики и поведения людей.

Психотронное(парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это влияние на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Существуют определенные методы психологического воздействия. Убеждение - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Внушение - это воздействие на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом восприятии информации. Заражение - это воздействие, основанное на бессознательной подверженности людей эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта. Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека, в частности, его движений, манер, действий, поведения и т. д. Гипноз - бессознательное восприятие информации в процессе сна.

 

Вопрос 21

Типы взаимодействия людей.

Кроме видов, обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию и конкуренцию.

КОНКУРЕНЦИЯ – взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

КООПЕРАЦИЯ – взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии, которые представлены в

 

Название Особенность
Сотрудничество направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции).
Противодействие предполагающее, ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
Компромисс реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Уступчивость предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
Избегание которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...