Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика взаимодействия

В социологии употребляется дефиниция «социальное взаимодействие» для определения такой формы общения лиц, социальных сообществ, группировок, по которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенную степень солидарности и согласия между ними.

Общество - это система взаимодействия человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многогранностью социальных интересов.

В социально-психологическом контексте под взаимодействием понимают не только взаимосвязанный обмен действиями, а прежде организацию людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.То есть, общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует эти действия. Постановка вопроса именно таким образом не предполагает отрыва коммуникации от взаимодействия и не отождествляет эти понятия.

Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество.

К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособления, ассоциация).

Вторая группа охватывает действия, той или иной степени препятствующие совместной деятельности, создавая преграды на пути к согласию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциации. Упомянутая классификация использует так называемое дихотомическое разделение всех видов взаимодействий.

Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, т.е. речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

 

Вопрос 26

В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов (уровней).

На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция- подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

На своем среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивающееся постепенно активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность.

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемое свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

 

Вопрос 27

Типы взаимодействия людей.

Кроме видов, обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию и конкуренцию.

КОНКУРЕНЦИЯ – взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

КООПЕРАЦИЯ – взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии, которые представлены в

 

Название Особенность
Сотрудничество направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции).
Противодействие предполагающее, ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
Компромисс реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Уступчивость предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
Избегание которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.

Пересекающееся — это такое взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой — ярко проявляют свои собственные намерения и действия.

Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

 

Вопрос28

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Взаимопонимание — социально-психологическим феномен, сущность которого проявляется в:

• согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

• взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Причинами недопонимания могут быть:

• отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

• различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

• дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

• умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

• отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

• отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;

• нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

• потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать:

• понимание речи взаимодействующей личности;

• осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

• выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

• выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.

Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:

• предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;

• прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его значимости для обеих сторон; рефлексия: осмысление субъектом того, что партнер (партнеры) воспринимают его;

• оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодействию.

 

Вопрос 29

КОНФЛИКТ– острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, характеризующееся сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения.

Конфликт – это сложное, многомерное, многоуровневое социально-психологическое явление.

В конфликте принимают участие индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Выделяют также конфликт и на уровне отдельного индивида, между элементами внутренней структуры личности. Внутри – личностный конфликт также является социально-психологическим, а не только психологическим феноменом, т. к. удовлетворение взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов связано с целой системой определенных социальных отношений.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д.

Конфликт – это своеобразное качество взаимодействия (между людьми или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В основе всех конфликтов лежат противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер, т. е. быть обусловленными субъективными или мнимыми личностными факторами. Однако не все противоречия вызывают развитие конфликта, некоторые из них могут существовать в бесконфликтной форме, лишь в определенной социальной ситуации приобретая конфликтную форму (например, противоречие между мужчиной и женщиной).

Конфликт всегда развивается во взаимодействии социальных субъектов. Это касается и внутри – личностного конфликта, для возникновения которого также необходимо социальное окружение. Однако не всякое социальное взаимодействие является конфликтом, а только то, в котором обнаруживаются острые противоречия. Для возникновения конфликта необходимо сознание, поэтому борьбу, происходящую в неорганическом мире нельзя с полным правом назвать конфликтом.

Он носит временный характер.

Объектом конфликта является та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Возникновение конфликта возможно только при наличии его объекта, который может быть истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.

Предметом конфликта служат те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

 

Вопрос 30

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...