Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы самоконтроля за функциональным

Методы самоконтроля за функциональным

Состоянием организма (функциональные пробы)

Общее представление о функциональном состоянии

 

Функциональное состояние — это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедея­тельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специ­фическую деятельность.

Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамич­ной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологи­ческих систем, которые являются ведущими в процессе выполне­ния физической нагрузки.

При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуются функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.

Методика оценки функционального состояния

Дыхательной системы

 

Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать вдох на 80–90 % от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40–50 с, для тренированных — на 60–90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности — снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину — до 30–35 с.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25–30 с, для тренированных — 40–60 с и более.

При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутом­ления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.

Частота дыхания – количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16–18 раз/мин, у спортсменов — 8–12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40–60 раз/мин.

 

2.3.5. Организация и содержание методико-практического занятия

Цель: ознакомиться с методикой оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оборудование: секундомеры, метроном, тумба (высота от 30 до 50 см), таблицы, протокол занятия.

Ход занятия:

1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи, структуру занятия.

2. Одновременное выполнение студентами функциональных проб для оценки дыхательной системы:

а) проба задержки дыхания на вдохе. Во время отдыха после пробы результат занести в протокол;

б) одновременный подсчет частоты дыхания в течение одной минуты. Результат занести в протокол;

в) проба задержки дыхания на выдохе. Между пробами задержки дыхания на вдохе и выдохе должно быть время для отдыха. Поэтому после первой пробы рекомендуется сначала подсчитать частоту дыхания, занести результат в протокол (т. е. дать время для восстановления дыхания) и только потом выполнить пробу на выдохе; результат занести в протокол.

3. Одновременное выполнение студентами действий для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы:

а) подсчет пульса в состоянии покоя. Для техники подсчета пульса рекомендуем пользоваться методикой и рисунками методико-практического занятия «Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции»;

б) измерение артериального давления. Работу можно выполнять в парах, тройках под руководством и инструкцией последовательности действий преподавателя, результаты занести в протокол;

в) выполнение степ-пробы по Крэшу подготовленным студентом (кой). Студенты ведут наблюдение за техникой выполнения, участвуют в математических расчетах результатов тестирования. Полученные данные записывают в свой протокол.

4. Сопоставление всех полученных величин исследования функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем с рекомендуемыми стандартами (табл. 2.3.1, 2.3.2).

5. Обсуждение результатов методико-практического занятия.

 

Протокол занятия

Тема: методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой

и дыхательной систем

Студент __________________________________________________________

Спортивная специализация __________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

 

Функциональные системы Функциональные показатели и пробы Фактические данные Средние показатели (стандарты) Оценка
Дыхательная система Проба Штанге     60–65 сек  
Проба Генче     25–30 сек  
Частота дыхания     16–18 раз/мин  
Сердечно-сосудистая система ЧСС в покое     60–90 уд/мин  
АД в покое     100–130 мм рт. ст.  
Пульсовое давление     40–60 мм рт. ст.  
Проба Крэша: ЧСС исходное   ЧСС восстановл.     60–90 уд/мин.   82 уд/мин и менее — отлично 82–90 — хорошо 90–100 — удовл. 101 и > — плохо  

Домашнее задание: провести самостоятельно функциональную пробу по методике Крэша (степ-тест). Результаты занести в протокол занятия, при необходимости обсудить с преподавателем.

В результате проведенного методико-практического занятия студенты должны:

знать простые методы самоконтроля за функциональным со­стоянием организма;

уметь проводить функциональные пробы и анализировать реакцию организма на выполненную физическую нагрузку.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «функциональное состояние организма».

2. По каким показателям можно оценить функциональное состояние ССС в покое?

3. Перечислите известные вам нагрузочные функциональные пробы.

4.Какие пробы можно использовать при самоконтроле дыхательной системы?

5. Продемонстрируйте методику измерения артериального давления.

Методы самоконтроля за функциональным

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...