Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социолингвистических исследований

Методы социолингвистических исследований

План

1. Объект и задачи социолингвистики.

2. Комплекс методов социолингвистики.

3. Отбор информантов.

4. Методы сбора и обработки информации.

 

Объект и задачи социолингвистики

Объектом социолингвистики является то, «как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) додрактеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.нияаты, значимые для лингвис особенностей конкретного речевого акта» (В.И. Беликов, Л.П. Крысин).

Следовательно, объект социолингвистики – язык в его функционировании. Если в обществе используется два или несколько языков, то значит, изучается функционирование этих языки в их взаимодействии, использовании их в тех или иных социальных сферах, каковы они по статусу и функциям и т.д. Так как язык (или языки) функционируют в обществе, имеющем социальную структуру, то социолингвистика как наука исследует язык в социальном контексте.

На современном этапе в социолингвистике вполне сложилось представление об объекте, целях и задачах исследования, получены существенные результаты, значимые для лингвистики. Междисциплинарным характером социолингвистики обусловлено то, что многие ее методы заимствованы у социологов, например, методы массовых обследований, анкетирование, устный опрос и интервью. Однако следует иметь в виду, что, заимствуя у социологов эти методы, социолингвисты адаптировали их применительно к задачам изучения языка. Кроме того, в социолингвистике возникли собственные приемы анализа языковых фактов.

В задачи социолингвистики входит установление обусловленности явлений языка социальными явлениями. В современных социолингвистических исследованиях заметно стремление к сочетанию теоретической разработки и конкретного анализа социально-языковых связей и зависимостей. Характерной чертой социолингвистики нашего времени является переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов.

Исходными понятиями современной социолингвистики являются понятия «языковой коллектив (общность)» и «речевой коллектив (общность)». Первое понятие более широкое, оно определяется на основе как социальных, так и языковых признаков, т.е. представляет собой совокупность социально взаимодействующих индивидов, которые обнаруживают определенное единство языковых признаков. В работах отечественных и зарубежных ученых (Л.П. Крысин, А.Д. Швейцер, J.J. Gumperz и др.) понятие «речевой коллектив» отражает иной аспект исследования и связывается с изучением не инвентаря языковых единиц, и их употребление в речи. В то же время эти понятия перекрещиваются, так как в действительности являются разными аспектами одного явления – речевой деятельности, обусловленной социальными факторами.

Отбор информантов

Вопрос об отборе информантов важен при любом социолингвистическом исследовании. Так как социолингвист всегда исследует определенную социальную группу, то надо сделать выбор, какое количество информантов должно быть привлечено к эксперименту. Если изучается особенности коммуникативного поведения в малой группе, то они все могут быть включены в исследование. В таком случае социолингвист будет иметь дело с генеральной совокупностью, т.е. с множеством всех индивидов, чьи языковые особенности являются объектом конкретного социолингвистического исследовании.

Однако чаще всего генеральная совокупность труднообозрима, поэтому исследователь должен сделать отбор типичных представителей генеральной совокупности. Так формируется выборочная совокупность, которая представляла бы весь объект в целом и выступала его своеобразной моделью. Сложность состоит в том, чтобы найти такую часть, которая достаточно точно отражает все основные характеристики объекта. Следовательно, необходимо поставить вопрос о количестве, структуре и качестве совокупности.

Выборочная совокупность должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Различают квотно пропорциональную выборку. В этом случае единицы обследования выбираются направленно, т.е. задается система параметров-квот (в качестве квот – пол, возраст, образование и т.д.).

Второй способ – случайная (механическая) выборка. Из генеральной совокупности испытуемые выбираются по какому-то принципу (жребий, списочный состав, где берется каждый третий, пятый и т.д.). Выделяют такие разновидности случайных выборок, как стратифицированная, т.е. отбор ведется с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности, и гнездовая, когда отбираются статистические группы, классы, бригады и т.д., которые затем подвергаются целиком или выборочно обследованию.

Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки. Например, если генеральная совокупность до 500 человек, то объем выборки 222 человека (не менее 50%). При массиве 100–200 человек целесообразно сплошное исследование.

Таким образом, отбор информантов обусловлен целями и задачами исследования, требует формулировки гипотезы исследования, без которой невозможно определиться с тем, какой круг информантов наиболее целесообразен, чтобы обеспечить достоверность полученных данных.

Методы социолингвистических исследований

План

1. Объект и задачи социолингвистики.

2. Комплекс методов социолингвистики.

3. Отбор информантов.

4. Методы сбора и обработки информации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...