Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора и обработки информации

Одним из основных методов сбора первичной информации является наблюдение. Преимущество его в том, что он дает моментальный снимок объекта, позволяет избежать влияния респондентов на информацию, повышает качество исследования. С учетом разных оснований можно определить различные виды наблюдений.

Взависимости от элементов контроля выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдение. Первые проводится в условиях реальной жизненной ситуации, при этом осуществляется лишь общее описание атмосферы. Недостатком его является опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Контролируемым называют наблюдение в том случае, когда поставлена специальная задача сбора материала. Контроль, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения их результатов, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта включенное наблюдение, когда исследователь является членом того коллектива, который отобран для эксперимента, и невключенное наблюдение. В этом случае исследователь наблюдает со стороны, не вступая в контакт с людьми.

По степени формализации наблюдения выделяют структурированное и неструктурированное наблюдение. При структурированном наблюдении исследователь пользуется детальной инструкцией по фиксации результатов. Для фиксации результатов используются специальные документы, бланки. При неструк­ту­рированном – отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие границы наблюдения. Непосредственно в ходе наблюдения уточняются границы объекта и его важнейшие элементы.

По условиям организация бывают полевое наблюдение, т.е. такое, которое проводится в естественной обстановке, и лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

Можно назвать как достоинства, так и недостатки метода наблюдения. Преимущество состоит в том, что осуществляется непосредственное восприятие изучаемого объекта, это незаменимо на начальных этапах исследования, помогает уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезу. В то же время, чтобы минимизировать недостатки, следует помнить о типичных их проявлениях. Во-первых, присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на испытуемых, а измерить это невозможно. Во-вторых, человеческое восприятие ограничено, можно пропустить что-то значимое. Некоторые формы поведения, эмоциональное выражение записать однозначно очень сложно. В целом можно отметить, что наблюдение – трудоемкий процесс, требующий значительных затрат, времени, людских и финансовых ресурсов. Кроме того, следует помнить, что если надо наблюдать не весь речевой поток, а отдельные его фрагменты (например, фонетические или морфологические), то посредством наблюдения это сделать непросто, ведь нельзя сказать человеку, чтобы он создавал только такие речевые акты, которые нужны исследователю. Поэтому часто сбор материала осуществляется посредством опроса. К опросу относятся устное интервью и анкетирование.

Метод опроса заимствован из социологии, однако он претерпел значительные изменения. Социологов интересуют факты, события, мнения, оценки людей. Тогда как социолингвистов главным образом интересует форма ответов.

Можно использовать прямые вопросы, например, выясняя мнение людей о правильности или неправильности той или иной формы. Однако современную социолингвистику интересует, прежде всего, спонтанное использование языка различными социальными группами. Поэтому целесообразно интервью проводить посредством свободной беседы на заданную тему или заранее составить вопросы, провоцирующих испытуемого употреблять те языковые единицы, которые изучаются. Беседу удобнее проводить вдвоем, это снижает напряжение, которое естественно при проведении эксперимента.

Преимущество интервью по сравнению с письменным опросом является то, что можно следить за реакцией, отношением к поставленным вопросам, а следовательно, и корректировать вопросы, менять формулировки, ставить дополнительные вопросы, заметить, искренне или неискренне отвечает человек.

Конечно, при работе с информантами важны личные качества интервьюера: общительность, дружелюбие, приветливость, уравновешенность, а также образовательный и культурный уровень, знание проблемы.

Таким образом, эффективность сбора информации посредством интервью будет зависеть от того, насколько осознанно составлена программа беседы, насколько умело составлены вопросы, требующие ответа, и целесообразно подобраны информанты.

Одним из самых распространенных методов социолингвистических исследований является анкетирование. Этот метод используется чаще всего при обследовании больших совокупностей говорящих.

Анкета представляет собой перечень вопросов. Социолингвистические анкеты подразделяют на два вида: во-первых, нацеленные на объективное исследование функционирования языка в обществе, а во­-вторых, направленные на изучение речевого узуса, на оценку носителями языка конкурирующих языковых вариантов.

Успех дела во многом определяется тем, насколько правильно и целесообразно составлена анкета. В каждом конкретном случае в зависимости от задач обследования анкеты различаются. В анкетах, направленные на изучение функционирования языка, целесообразно соблюдать основные структурные части, используемые и в социологических анкетах. Представим их.

Первая из них – вводная – содержит непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко сообщается о целях, задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использоваться результаты. Приводятся правила заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов. Во вводной части надо настроить информанта, от которого во многом зависит качество заполнения и возврат анкет.

Вторая часть – основная, она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение информации. Вначале лучше давать контактные вопросы – простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкет. Это могут быть вопросы о конкретных фактах, ситуациях. Затем более сложные вопросы, направленные на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. Здесь излагаются интересующие вопросы, например, какой язык признается родным, на каком языке человек обучался в школе, на каком языке предпочитает читать книги, газеты и т.д.

Третья часть – паспортный блок. В ней выясняются социально-демографи­чес­кие характеристики: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы.

И, наконец, в заключительной части выражается благодарность за заполнение анкеты.

В приведенной структуре анкеты внимание направлено на выяснение деталей языковой ситуации. От них отличаются анкеты, предназначенные для выявления языкового варьирования. В таких анкетах вслед за паспортным блоком идут десятки вопросов, часто сформулированных однотипно. Такие анкеты обычно называются вопросниками.

Значительный объем вопросников вызван несколькими причинами. Во-первых, надо спросить не об одном каком-то языковом варианте, а об их сериях, которые реализуются в различных контекстных условиях. Во-вторых, следует спросить о ряде однотипных языковых явлениях, чтобы избежать случайности ответа. В-третьих, следует об одном и том же спросить в разной форме, что повышает надежность полученных ответов.

Сложность социолингвистического анализа обусловлена тем, что отбор, анализ и интерпретация языковых явлений проводятся в контексте социальных условий. Это вызывает необходимость использовать не какого-то одного метода, а целого их комплекса, т.е. следует найти такие методы исследования, которые бы дали возможность определить характер соотношения лингвистических и социальных переменных (установление корреляций).

Таким образом, методы социолингвистики постоянно обогащаются. Широко используются не только экспериментальные методы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, но и различные измерительные шкалы, факторный анализ, дисперсионный анализ силы влияния, контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Социолингвистика как наука о функционировании языка в обществе значительно расширила предмет своего исследования. Она обогатилась новой информацией о факторах социальной вариативности языка, стала активно использовать данные смежных наук – культурной антропологии, этнопсихологии, психолингвистики, социологии и др.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...