Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт леса и природопользования

Институт леса и природопользования

Кафедра Землеустройства и кадастров

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.Б14 «Устойчивое развитие»

 

Направление 022000.62Экология и природопользование

Профиль подготовки Природопользование

Квалификация - бакалавр

Количество зачетных единиц (трудоемкость, час) 2 (72)

 

 

Разработчик доцент, кафедры «Землеустройство и кадастры» к.с-х.н.

Коковин П.А.

 

Екатеринбург, 2015 г.

 


 

Содержание программы

 

 

1. Пояснительная записка 2

1.1. Введение 3

1.2. Цели и задачи дисциплины 4-6

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 6-8

1.4. Требования к знаниям, умениям и владениям 8-10

2. Тематический план 10-13

2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины 10-11

2.2. Содержание разделов (модулей) 11-13

3. Перечень, содержание и трудоемкость практических занятий 12

4. Содержание, трудоемкость и контроль самостоятельной работы студентов 12

5. Контроль результативности учебного процесса 13

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13

7. Требования к ресурсам 15

 

 


 

 

Пояснительная записка

Введение

 

Природные ресурсы являются основой современной цивилизации, а основная задача экономических структур – преобразование природного вещества в конечный продукт, необходимый для повышения качества жизни. В соответствии с традиционными представлениями, чем больше ресурсов подается на входе в экономику, тем больше продукции на выходе и, соответственно, выше уровень экономического развития.

Такой подход к проблеме взаимоотношений общества и природы в ходе исторического развития определил крайне нерациональный тип использования природных ресурсов, которое сопровождается мощным загрязнением и разрушением окружающей природной среды, и чаще всего – возникновением не только экологических, но и социально-экономических проблем. Для решения этих вопросов необходима новая концепция взаимоотношений человека и биосферы, которая утвердила бы единство экономики, природы и общества – концепция устойчивого развития.

Природопользование – это междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке естественных, гуманитарных и общественных наук, и занимающаяся разработкой принципов рационального природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов в русле устойчивого развития.

При разработке программы учебной дисциплины «Устойчивое развитие» в основу положены:

- ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 022000 Экология и природопользование

- Учебный план направления 022000 Экология и природопользование одобрен ученым советом ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» протокол №__ от «__»____________2015г.

- Стандарт УГЛТУ СТП 1.2.1.3-00-15 «Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению».

1.2. Цели и задачи дисциплины

 

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование у студентов способности действовать в соответствии с принципами научного подхода и экологической целесообразности при решении вопросов по использованию природных ресурсов;

- развитие способностей анализировать антропогенные воздействия на природную среду, а также прогнозировать последствия таких воздействий;

- осознание актуальности концепции устойчивого развития общества как новой экологически приемлемой модели экономического развития современной цивилизации для возможности последующих разработок более совершенных форм социоприродных взаимодействий.

Задачи преподавания дисциплины:

- рассмотреть биосферные процессы, лежащие в основе устойчивого развития общества;

- раскрыть понятие и дать определение устойчивого развития территории;

- изучить современные тенденции в управлении и планировании природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов;

- рассмотреть роль государственных, международных и общественных организаций в реализации идей устойчивого развития.

В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими

общекультурными компетенциями (ОК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

профессиональными компетенциями (ПК):

в организационно-управленческой деятельности:

- обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

- общепрофессионалъными компетенциями:

- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

- знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

в проектной деятельности:

в производственно-технологической деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований ;

- способностью и готовностью к участию во внедрении результатов исследований и новых разработок.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Устойчивое развитие» входит в цикл базовых дисциплин.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: земельные и другие виды природных ресурсов; категории земельного фонда; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; зоны землепользования и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; земельные угодья; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая и картографическая основы землеустройства и кадастра недвижимости.

Бакалавры по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- проектная;

- производственно-технологическая;

- научно-исследовательская.

 

Изучение дисциплины «Устойчивое развитие» направлено на подготовку выпускника к решению следующих ряда задач профессиональной деятельности:

в организационно-управленческой деятельности:

- участие в составлении технической документации и отчетности;

- выполнение работ по подготовке к сертификации объектов добычи природных ресурсов;

- обоснование научно-технических и организационных решений;

- анализ результатов и выбор оптимального решения;

в проектной деятельности:

- участие в разработке проектной и рабочей группах по разработке и сертификации объектов природопользования;

- контроль и авторский надзор за исполнением проектных решений.

в производственно-технологической деятельности:

- участие в осуществлении проектно-изыскательских работ по разработке и добыче природных ресурсов;

- правовое обеспечение деятельности в области природопользования;

- участие в проведении мероприятий за использованием природных ресурсов, охраны окружающей среды;

- участие в проведении работ по кадастровой оценке природных ресурсов;

в научно-исследовательской деятельности:

- проведение экспериментальных исследований;

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки и использования природных ресурсов;

- участие во внедрении результатов исследований и новых разработок.

 

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Устойчивое развитие» необходимы знания ряда обеспечивающих дисциплин. В свою очередь освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения других важных естественно-научных и профессиональных дисциплин направления.

Сведения об обеспечивающих, сопутствующих и обеспечиваемых дисциплинах

 

 

Обеспечивающие Сопутствующие Обеспечиваемые
1. Математика Методы исследования и обработки информации в природопользовании Выпускная квалификационная работа.
2. Информатика Сертификация природных ресурсов и окружающей среды  
3. Биоразнообразие Рациональное использование земельных ресурсов  
4. Биогеграфия Экологический менеджмент и аудит  
5. Рациональное использование ресурсов    

 

Требования к знаниям, умениям и владениям

До начала изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен:

знать:

- основы фундаментальных наук (математики, физики, химии, биологии);

- строение биосферы и основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов с природной средой;

- основные понятия и законы экологии;

уметь:

- использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

владеть:

- методами работы с учебно-методической и справочной литературой;

-методамиобработки и анализа экспериментальных данных;

иметь представление:

- об основных экологических проблемах человечества;

- о механизмах функционирования и устойчивости биосферы;

- о материальном составе окружающей среды;

- о критериях оценки изменения материального состава окружающей среды;

- о мероприятиях по регулированию процессов загрязнения природных сред;

- о подходах к оценке состояния экосистем;

- об экологических принципах использования природных ресурсов.

 

После окончания изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен:

знать:

- экологические принципы рационального природопользования;

- основы экологического регулирования и прогнозирования последствий природопользования;

- назначение, правовой статус и экологическую значимость для общества и системы биотической регуляции окружающей среды особо охраняемых территорий;

- цели, организацию управления природопользованием и порядок его взаимодействия с другими сферами управления;

- основные положения концепции устойчивого развития;

- современные направления перехода к рациональному природопользованию с учетом экологических, социальных, экономических, международных и научно-технических факторов;

- роль государственных структур и рыночной экономики в решении проблем природопользования;

- роль системы образования в концепции Устойчивого развития

уметь:

 

- применять на практике общесистемные законы и принципы, лежащие в основе

концепции Устойчивого развития;

- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;

- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием,

разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы;

- использовать методологические принципы функционально-стоимостного анализа при разработке территориальных природоохранных программ;

владеть:

 

- методами оценки природно-ресурсного потенциала территории и отдельных видов природных ресурсов, их вещественно-энергетических характеристик и воздействия на окружающую среду;

- методами определения эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды;

иметь представление:

 

- об изменениях природной среды в ходе эволюции человечества;

- о природно-ресурсном потенциале;

- о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем;

- о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф;

- об основных положениях концепции устойчивого развития;

- об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и в других промышленно развитых странах.


 

2.Тематический план

2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины

№ раздела (модуля) Коды формируемых компетенций Содержание Кол-во часов Рекомендуемая литература
аудиторная работа само-стоят. работа
лекции практич. занятия
1. ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-11 Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества. 1-5, 15, 16
2. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития История и проблемы создания новой концепции развития 1, 2, 4, 5, 7, 13, 15, 17, 18
3. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика) 1, 5, 13,15-17, 18
4. Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий 2, 4, 8, 15, 20  
5. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий. 2-5, 8, 9, 13, 18  
6. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории 10, 14  
7. Многокритериальная оптимизация. 3, 4, 8, 11, 17
8. Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества. 9, 12, 15
9. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития. - 2, 4, 5, 8, 15  
10. Международное сотрудничество в области Устойчивого развития - 1, 2, 5, 8, 9  
Итого:  

2.2. Содержание разделов (модулей)

1. Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества.

1.1 Экологический кризис.

1.2 Экономический кризис.

1.3 Социальный кризис.

Лист контрольных мероприятий

(для выдачи обучающемуся)

 

Максимально возможный балл по виду учебной работы
Перечень и содержание модулей учебной дисциплины Текущая аттестация Контрольное мероприятие Итого
Защита отчетов по практическим работам Выполнение практиче-ских заданий Выполнение домашних заданий Написание и защита реферата Контрольное мероприятие Посещаемость занятий Активность на занятиях Экзамен Зачет
Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества.   0,5       0,5 0,5  
Предмет, задачи и цели Устойчивого развития История и проблемы создания новой концепции развития     0,5 0.5
Природно-ресурс-ный потенциал     0,5 0.5
Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий         0,5  
Индикаторы экологически устойчивого развития территорий.   0,5 0.5
. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории     0,5 0.5
Многокритериальная оптимизация     0,5 0.5
Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества     0,5 0.5
Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития.         0,5  
- Обязательный минимум для допуска к экзамену (зачету) 3,6 3,9 3,6 1,2 0,6 3,0 2,1      

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

№ п/п Авторы, наименование Год издания Кол-во экземп-ляров Кол-во обуча-ющихся Коэфф. обеспе-ченности
Основная литература:
1. Ю.В.Лебедев Теоретические основы экологически устойчивого развития территорий: патриотический взгляд. Екатеринбург, Изд-во УГГУ, 2015.- 156с.                 0.03
2. Ю.В.Лебедев Экологически устойчивое развитие территорий. Уро РАН 2013.- 221с. электронный вар    
3. Батенков В.А. Охрана биосферы: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2002. – 193 с. 1,3
4. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования; Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 256 с.   1,3
5. Лебедев Ю.В.Оценка лесных экосистем в экономике природопользования; Екатеринбург: УрО РАН, 2011.- 536с. 1.0
6. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Э.В. Гирусова и В.Н. Лопатина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 519 с.   1,4
7. Колесников С.И. Природопользование: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1999. – 40 с. 1,3
Дополнительная литература:
8. Алексеев А.С. Мониторинг лесных экосистем: Учебное пособие.– Санкт-Петербург: СПбЛТА, 1997. – 116 с. 0,5
9. Бобылев С.Н., Грицевич И.Г. Глобальное изменение климата и экономическое развитие: Учебное пособие для курса экономики природопользования высш. специальн. учебн. заведений. – М.: ЮНЕП, WWF-Россия, 2005. – 64 с. 0,5
10. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник.– М.: МГУ, 2003. – 567 с. 0,8
11. Данилов-Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 1997. – 744 с. 0,5
12. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 119 с. 0,5
13. Колесников С.И., Кутровский М.А. Экономика природопользования: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 99 с. 0,5
14. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие. – СПбГУАП. СПб., 2004. – 104 с. 0,5
15. Мусохранов В.Е. Основы рационального природопользования: ресурсы, их воспроизводство, технологии, управление: Учебное пособие. Часть 1. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. – 183 с. 0,5
16. Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия. / Пер. с англ. О.С. Якименко, О.А. Зиновьевой. – М.: Изд-во Научного и учебно-методич. центра, 2002. – 256 с. 0,5
17. Разумова Е.Р. Экология: Электронный учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: Московский ин-т экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010 (www. e-college.ru). -  
18. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник.. – М.: Мысль, 1990. – 637 с. 0,5
19. Рекус И.Г., Шорина О.С. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 146 с. 0,5
20. Решетько М.В. Рациональное природопользование: Учебное пособие. Часть 1. – Томск: Изд-во Томского политехнич. университета, 2011. – 140 с. 0,5
Методическая литература:
21. Алексеев А.С., Кузнецов Л.М. Экологический менеджмент. Методические указания к практическим работам для студентов всех специальностей. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный Инженерно-экономический университет ИНЖЭКОН, 2001. – 23 с. 0,5
22. Колесников С.И. Природопользование. Практикум: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2005. – 16 с. 0,5
23. Копицентр В.Н., Олексова Г.С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Основы экологии и экономика природопользования» для студентов ФПУ специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (специализация 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика»). – Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2004 – 41с. 0,5
24. Моткин Г.А. Экономическая теория природопользования и охраны окружающей среды; Институт проблем РАН.-М.:2009.- 345с. 1.0

 

7. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины

 

1. Компьютерный (мультимедийный) класс с выходом в Интернет (интерактивная доска, проектор, компьютеры).

2. Программное обеспечение: Microsoft Office 2007.

3. Презентационная техника (проектор, экран, компьютеры).

4. Задания для практических занятий.

5. Нормативно-справочная литература.

 

Приложение1

Вопросы для подготовки к зачету:

1. История и проблемы создания новой концепции развития. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития

2. Римский клуб (1968 г.)

3. Стокгольмская конференция (1972 г.)

4. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио–92 (1992 г.)

5. Итоги конференции в Рио-де-Жанейро.

6. Монреальский процесс – устойчивое управление лесами (с 1994 г.)

7. Саммит в Йоханесбурге, ЮАР (2002 г.)

8. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио+20 (2012 г.)

9. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика)

10. Концепция взаимодействия биоты и окружающей среды.

11. Методология оценки природных объектов, явлений и процессов;

12. Взаимосвязь индивидуальных интересов природопользователей и общественных предпочтений;

13. Многокритериальная оптимизация в природопользовании.

14. Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий.

15. Концептуальный уровень;

16. Идеологический уровень;

17. Политический уровень;

18. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий.

19. Общая характеристика индикаторов устойчивого развития;

20. Системы индивидуальных индикаторов экологически устойчивого развития;

21. Индикаторы Монреальского процесса (устойчивого управления лесами);

22. Интегральные индикаторы экологически устойчивого развития4

23. Приоритеты индикаторов экологически устойчивого развития;

 

24. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории.

25. Многокритериальная оптимизация;

26. Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества.

27. Экологическая экономика – «зелёная экономика».

28. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития.

29. Россия на пути к устойчивому развитию

 

Институт леса и природопользования

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...