Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институт леса и природопользованияИнститут леса и природопользования Кафедра Землеустройства и кадастров
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б14 «Устойчивое развитие»
Направление 022000.62Экология и природопользование Профиль подготовки Природопользование Квалификация - бакалавр Количество зачетных единиц (трудоемкость, час) 2 (72)
Разработчик доцент, кафедры «Землеустройство и кадастры» к.с-х.н. Коковин П.А.
Екатеринбург, 2015 г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка 2 1.1. Введение 3 1.2. Цели и задачи дисциплины 4-6 1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 6-8 1.4. Требования к знаниям, умениям и владениям 8-10 2. Тематический план 10-13 2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины 10-11 2.2. Содержание разделов (модулей) 11-13 3. Перечень, содержание и трудоемкость практических занятий 12 4. Содержание, трудоемкость и контроль самостоятельной работы студентов 12 5. Контроль результативности учебного процесса 13 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13 7. Требования к ресурсам 15
Пояснительная записка Введение
Природные ресурсы являются основой современной цивилизации, а основная задача экономических структур – преобразование природного вещества в конечный продукт, необходимый для повышения качества жизни. В соответствии с традиционными представлениями, чем больше ресурсов подается на входе в экономику, тем больше продукции на выходе и, соответственно, выше уровень экономического развития. Такой подход к проблеме взаимоотношений общества и природы в ходе исторического развития определил крайне нерациональный тип использования природных ресурсов, которое сопровождается мощным загрязнением и разрушением окружающей природной среды, и чаще всего – возникновением не только экологических, но и социально-экономических проблем. Для решения этих вопросов необходима новая концепция взаимоотношений человека и биосферы, которая утвердила бы единство экономики, природы и общества – концепция устойчивого развития. Природопользование – это междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке естественных, гуманитарных и общественных наук, и занимающаяся разработкой принципов рационального природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов в русле устойчивого развития. При разработке программы учебной дисциплины «Устойчивое развитие» в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 022000 Экология и природопользование - Учебный план направления 022000 Экология и природопользование одобрен ученым советом ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» протокол №__ от «__»____________2015г. - Стандарт УГЛТУ СТП 1.2.1.3-00-15 «Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению». 1.2. Цели и задачи дисциплины
Целями изучения дисциплины являются: - формирование у студентов способности действовать в соответствии с принципами научного подхода и экологической целесообразности при решении вопросов по использованию природных ресурсов; - развитие способностей анализировать антропогенные воздействия на природную среду, а также прогнозировать последствия таких воздействий; - осознание актуальности концепции устойчивого развития общества как новой экологически приемлемой модели экономического развития современной цивилизации для возможности последующих разработок более совершенных форм социоприродных взаимодействий. Задачи преподавания дисциплины: - рассмотреть биосферные процессы, лежащие в основе устойчивого развития общества; - раскрыть понятие и дать определение устойчивого развития территории; - изучить современные тенденции в управлении и планировании природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов; - рассмотреть роль государственных, международных и общественных организаций в реализации идей устойчивого развития. В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); профессиональными компетенциями (ПК): в организационно-управленческой деятельности: - обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1); - общепрофессионалъными компетенциями: - иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4); - знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6); - владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11); в проектной деятельности: в производственно-технологической деятельности: в научно-исследовательской деятельности: - способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований ; - способностью и готовностью к участию во внедрении результатов исследований и новых разработок.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Устойчивое развитие» входит в цикл базовых дисциплин. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: земельные и другие виды природных ресурсов; категории земельного фонда; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; зоны землепользования и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; земельные угодья; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая и картографическая основы землеустройства и кадастра недвижимости. Бакалавры по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: - организационно-управленческая; - проектная; - производственно-технологическая; - научно-исследовательская.
Изучение дисциплины «Устойчивое развитие» направлено на подготовку выпускника к решению следующих ряда задач профессиональной деятельности: в организационно-управленческой деятельности: - участие в составлении технической документации и отчетности; - выполнение работ по подготовке к сертификации объектов добычи природных ресурсов; - обоснование научно-технических и организационных решений; - анализ результатов и выбор оптимального решения; в проектной деятельности: - участие в разработке проектной и рабочей группах по разработке и сертификации объектов природопользования; - контроль и авторский надзор за исполнением проектных решений. в производственно-технологической деятельности: - участие в осуществлении проектно-изыскательских работ по разработке и добыче природных ресурсов; - правовое обеспечение деятельности в области природопользования; - участие в проведении мероприятий за использованием природных ресурсов, охраны окружающей среды; - участие в проведении работ по кадастровой оценке природных ресурсов; в научно-исследовательской деятельности: - проведение экспериментальных исследований; - изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки и использования природных ресурсов; - участие во внедрении результатов исследований и новых разработок.
Для успешного усвоения материала по дисциплине «Устойчивое развитие» необходимы знания ряда обеспечивающих дисциплин. В свою очередь освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения других важных естественно-научных и профессиональных дисциплин направления. Сведения об обеспечивающих, сопутствующих и обеспечиваемых дисциплинах
Требования к знаниям, умениям и владениям До начала изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен: знать: - основы фундаментальных наук (математики, физики, химии, биологии); - строение биосферы и основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов с природной средой; - основные понятия и законы экологии; уметь: - использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду; владеть: - методами работы с учебно-методической и справочной литературой; -методамиобработки и анализа экспериментальных данных; иметь представление: - об основных экологических проблемах человечества; - о механизмах функционирования и устойчивости биосферы; - о материальном составе окружающей среды; - о критериях оценки изменения материального состава окружающей среды; - о мероприятиях по регулированию процессов загрязнения природных сред; - о подходах к оценке состояния экосистем; - об экологических принципах использования природных ресурсов.
После окончания изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен: знать: - экологические принципы рационального природопользования; - основы экологического регулирования и прогнозирования последствий природопользования; - назначение, правовой статус и экологическую значимость для общества и системы биотической регуляции окружающей среды особо охраняемых территорий; - цели, организацию управления природопользованием и порядок его взаимодействия с другими сферами управления; - основные положения концепции устойчивого развития; - современные направления перехода к рациональному природопользованию с учетом экологических, социальных, экономических, международных и научно-технических факторов; - роль государственных структур и рыночной экономики в решении проблем природопользования; - роль системы образования в концепции Устойчивого развития уметь:
- применять на практике общесистемные законы и принципы, лежащие в основе концепции Устойчивого развития; - планировать и осуществлять мероприятия по охране природы; - планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности; - использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы; - использовать методологические принципы функционально-стоимостного анализа при разработке территориальных природоохранных программ; владеть:
- методами оценки природно-ресурсного потенциала территории и отдельных видов природных ресурсов, их вещественно-энергетических характеристик и воздействия на окружающую среду; - методами определения эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды; иметь представление:
- об изменениях природной среды в ходе эволюции человечества; - о природно-ресурсном потенциале; - о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем; - о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф; - об основных положениях концепции устойчивого развития; - об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и в других промышленно развитых странах.
2.Тематический план 2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины
2.2. Содержание разделов (модулей) 1. Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества. 1.1 Экологический кризис. 1.2 Экономический кризис. 1.3 Социальный кризис. Лист контрольных мероприятий (для выдачи обучающемуся)
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины
1. Компьютерный (мультимедийный) класс с выходом в Интернет (интерактивная доска, проектор, компьютеры). 2. Программное обеспечение: Microsoft Office 2007. 3. Презентационная техника (проектор, экран, компьютеры). 4. Задания для практических занятий. 5. Нормативно-справочная литература.
Приложение1 Вопросы для подготовки к зачету: 1. История и проблемы создания новой концепции развития. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития 2. Римский клуб (1968 г.) 3. Стокгольмская конференция (1972 г.) 4. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио–92 (1992 г.) 5. Итоги конференции в Рио-де-Жанейро. 6. Монреальский процесс – устойчивое управление лесами (с 1994 г.) 7. Саммит в Йоханесбурге, ЮАР (2002 г.) 8. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио+20 (2012 г.) 9. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика) 10. Концепция взаимодействия биоты и окружающей среды. 11. Методология оценки природных объектов, явлений и процессов; 12. Взаимосвязь индивидуальных интересов природопользователей и общественных предпочтений; 13. Многокритериальная оптимизация в природопользовании. 14. Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий. 15. Концептуальный уровень; 16. Идеологический уровень; 17. Политический уровень; 18. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий. 19. Общая характеристика индикаторов устойчивого развития; 20. Системы индивидуальных индикаторов экологически устойчивого развития; 21. Индикаторы Монреальского процесса (устойчивого управления лесами); 22. Интегральные индикаторы экологически устойчивого развития4 23. Приоритеты индикаторов экологически устойчивого развития;
24. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории. 25. Многокритериальная оптимизация; 26. Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества. 27. Экологическая экономика – «зелёная экономика». 28. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития. 29. Россия на пути к устойчивому развитию
Институт леса и природопользования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |