Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое цикловое объединение по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплинам «Специальная композиция» и «Исполнительское мастерство

 

По теме: «Времена года»

 

Студентка: Максимова В.А

 

 

Курс: 5 группа 1-519Н.

 

Специальность: 070802 Декоративно - прикладное искусство

и народные промыслы

 

 

Преподаватель:___________________________________________

(ФИО) (подпись, дата)

 

Санкт- Петербург 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. История возникновения и развития жанра………………………..5

1.1Жанр пейзажа………………………………………………………….…..5

1.2 История возникновения и развития Веджвудского фарфора.

Голландская делфтская роспись по фарфору………………………………...12

1.3 Этапы работы по созданию композиции блюд с художественной росписью на тему «Времена года». ……………………………………………19

 

Глава II. ТЕХНОЛОГИЧСЕКИЙ ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ 21

2.1 Техника безопасности в мастерских. 21

2.2 Инструменты и материалы.. 22

2.3 Основные инструменты.. 23

2.4 Технологическая последовательность выполнения росписи блюда…….24

2.5 Классификация возможных видов браков и способы их устранения..….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..30

 


За работою тупится сталь,

Нет покоя руке онемелой,

Для тебя дня и ночи не жаль,

Цвет победный гравюр-черно-белый1.

ВВЕДЕНИЕ

Мы часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба. Многое можно изобразить в рисунке. Сегодняшняя цель – показать красоту пейзажа и выявить методику изображения графической композиции пейзажа.

Графической технике изображения пейзажа отдавали предпочтение многие известные и именитые художники.

Картины с изображением графического пейзажа столь же разнообразны, как и природа.

 

В настоящее время у современных художников очень большой выбор картин в жанре графического пейзажа. Картины пейзажа красивы, разнообразны по сюжетам и технике исполнения.

 

Задача работы - изучить литературу по теме графическая композиция пейзажа, раскрыть понятия: графическая композиция, техники графики. На основе проанализированной информации выполнить на изделии графический пейзаж.

 

Объектоммоей курсовой работы стало изображение графического пейзажа.

 

Предметом – стали технические приемы изображения объектов пейзажа, способы декоративной переработки изображения пейзажа с целью выявления их характерных качеств и фактур, приближенными к техническим приемам художественной росписи блюда.

Цель данной курсовой: изучение графических композиций, и создание на этой основе индивидуального проекта росписи декоративного блюда.

Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить источники информации.

2. Собрать иллюстративный материал

3. Изучить собранный материал.

4. Выявить особенности данной темы.

5. Разработать варианты композиции.

6. Создать индивидуальный проект росписи.

Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.

7. Выполнить изделие в материале – роспись декоративных блюд.

Основным источником информации послужила книга Альберхт Дюрер «Гравюры»

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Введение, в котором указывается проблема, актуальность, цели и задачи.

2. Основная часть, состоящая из двух глав: теоретической, где исследуется и описывается история появления графического пейзажа, и практической, где описан процесс работы над созданием изделия.

3. Заключение, состоящее из выводов, списка литературы, в котором указаны информационные источники.

4. Приложение, в котором представлен иллюстративный материал.

 

Каждый пейзаж есть состояние души.

Анри Амьель

ГЛАВА 1. История возникновения и развития жанра

Жанр пейзажа

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед “Джокондой”.

За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах нидерландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Многие исследователи именно Альбрехта Альтдорфера считают родоначальником немецкой пейзажной живописи. Маленькие человеческие фигурки на его полотне “Лесной пейзаж с битвой св. Георгия” (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди могучих стволов деревьев, мощные кроны которых заслоняют землю от солнечного света.

Традиции венецианской школы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Грек по происхождению (настоящее имя — Доменикос Теотокопулос), он оставил свою родину, Кипр, и уехал в Венецию, а затем поселился в Испании. Среди самых известных картин мастера — пейзаж “Вид Толедо” (1610–1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк). Эль Греко очень эмоционально и живо передает природу в момент грозы. По небу несутся свинцовые тучи, освещаемые вспышками молний. Застывший серебристо-серый город с домами, башнями, церквями кажется в таинственном фосфорическом свете сказочным видением. Напряженный драматизм, пронизывающий полотно, помогает художнику донести до зрителя свою идею о противоборстве земных и небесных сил.

В Северной Европе в XVI веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции.

Образы природы занимают важное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. В картинах, посвященных временам года, мастер проникновенно и поэтично показал суровые северные ландшафты. Все пейзажи Брейгеля оживлены фигурами людей, занятых повседневными делами. Они косят траву, жнут рожь, гонят стада, охотятся. Спокойный и неторопливый ритм человеческого быта — это тоже жизнь природы. Своим творчеством Брейгель словно стремится доказать: небо, реки, озера и моря, деревья и растения, животные и человек — все это частицы мироздания, единого и вечного.

Эти рисунки, а также некоторые другие, вскоре после возвращения из Италии, скомпонованные Брейгелем на основе альпийских воспоминаний и дополненные библейским, мифологическим или же жанрово-бытовым стаффажем1 послужили оригиналами для ряда гравюр, изданных Коком», писал о графике Брейгеля М.И. Флекель2. Рисунки Брейгеля, особенно предназначавшиеся для гравировки, обладают четким, прорисованным острым перовым штрихом. В ряде случаев они уже сами имеют вид гравюры.

Традиции Брейгеля в области пейзажной живописи подхватили представители голландской школы.

Нидерландская буржуазная революция (1566–1609) оживила культурную жизнь страны и способствовала творческому прогрессу. На XVII век приходится необычайный расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становится пейзажный.

Голландские пейзажисты смогли запечатлеть на своих полотнах всеобъемлющую картину мира во всех его проявлениях. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов. Чувство искренней и безграничной любви к окружающему миру ощущается во всех произведениях голландских пейзажистов.

Каналы с парусными лодками, равнинные ландшафты, мельницы, густые леса, заснеженные селения, городские улицы с каменными домами и площади — все эти приметы говорят зрителю, что перед ним настоящий голландский пейзаж.

 

 

1Стаффаж-второстепенные элементы живописной композиции.например фигуры человека в пейзаже.

2 Флекель М.И. От Марка Антонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой:Очерки по историии технике репродукционной гравюры XVI-XX веков.М.,1987.с.80

 

Полные лирического чувства и поэтической прелести картины изображают окружающий мир в разное время года и в различные часы суток. Но все же большая часть этих пейзажей передает природу в минуты затишья, когда низкие облака медленно плывут над землей, окутанной влажной, туманной атмосферой, а солнечные лучи, пробиваясь сквозь тучи, легко ложатся на воду каналов, ветви деревьев, крыши зданий.

Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирно точных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественность окружающего мира.

Ян ван Гойен, основоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно как и другой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы.

С тонким лиризмом передает дороги с деревьями по обочинам и аллеи в лесу замечательный художник Мейндерт Хоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, Альберта Кейпа, — соединение пейзажа с анималистическим жанром. Его картины восхищают зрителя своими насыщенными и звучными красками.

Интерес к изображению природы проявлял и знаменитый голландский жанрист, Ян Вермер Делфтский. В его обширном творческом наследии всего два пейзажа, но и в них он сумел проявить свое величайшее мастерство. Чудесный город, омытый дождем и освещенный робкими солнечными лучами, представлен на красочном полотне “Вид Делфта” (до 1660, Маурицхейс, Амстердам). Тихий уголок города изображен в пейзаже “Улочка” (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам). Используя простой мотив, Вермер сумел придать своему пейзажу, исполненному в гамме кирпично-красных оттенков, глубокую содержательность и значимость. Поражает то, с каким мастерством художнику удалось соединить в своих картинах тщательность в изображении всех деталей с виртуозной передачей световоздушной атмосферы.

В Голландии XVII века большой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которых специализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле. Но не они, а полотна с мотивами скромной нидерландской природы сделали живопись Голландии столь значительным явлением мировой культуры.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера (“Вид виллы Медичи”, 1650–1651, Прадо, Мадрид). Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

Картины Веласкеса свидетельствуют о зарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художники отправились работать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру.

В XVII веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Французский живописец Никола Пуссен, работавший в Италии, стал создателем героического пейзажа. Картины Пуссена, показывающие грандиозность мироздания, населены мифологическими персонажами, героями, воспитывающими в зрителе возвышенные чувства. Художник, полагавший, что основная цель искусства — воспитание человека, считал главной ценностью порядок и рациональное устройство мира. Он писал произведения с уравновешенной композицией, четко выстраивал пространственные планы, согласно строгим правилам распределял цвета. Пуссен не делал публику участницей своих картин. Зрители, смотревшие на его пейзажи, должны были довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.

В рамках классицизма Клод Лоррен разработал концепцию идиллического пейзажа. Его картины проникнуты духом идеальной гармонии. Художник так умело выстраивает планы — памятники античности, древние руины, деревья с густыми кронами, что на полотне остается достаточно места для передачи широких пространств моря, земли и воздушных далей. И если на картинах Пуссена мифологические герои располагаются в центре композиции, то в произведениях Лоррена они лишь стаффажные фигуры.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Все сказанное можно отнести к его “Пейзажу с радугой” (Эрмитаж, Санкт-Петербург), на котором мастер запечатлел уходящие за горизонт просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями, пастушек и пастухов, стада коров и овец. Великолепный пейзаж венчает радуга, сверкающая нежными красочными оттенками.

Ярким представителем искусства рококо был французский художник Франсуа Буше, создававший пейзажи, полные чувственного очарования. Словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков, они кажутся восхитительными волшебными грезами (“Пейзаж в окрестностях Бове”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). У Буше учился другой французский художник, работавший в стиле рококо, — Жан Оноре Фрагонар, чьи красочные пейзажи, пронизанные воздухом и светом, передают свежесть воздуха, тепло солнечных лучей, трепетное движение листвы на деревьях (“Сады виллы д’Эсте”, собрание Уоллес, Лондон).

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал. Многие живописцы, работавшие в этот период, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности. Величественные руины Древнего Рима воссоздают картины Юбера Робера. Как и другие пейзажисты своего времени, Робер соединял в своих композициях реальность и вымысел.

Основанные на натурных наблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещения вызывали восторг современников. Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии — Каспар Давид Фридрих.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога. Солнечные блики на поверхности воды, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в дивизионистской технике.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистических направлений (Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо).

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина — М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников — М.Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

М.Н. Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд чудесных литографических акварельных пейзажей с видами окрестностей Петербурга выполнил А.П. Брюллов, брат знаменитого К.П. Брюллова, позднее ставший архитектором. Но произведения этих мастеров тускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы.

Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.

Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Васильев Ф.А пишет Илье Крамскому: «Если написать картину,состоящую из одного этого голубого воздуха и гор,без единого облачка, и передать это так, как оно в природе,то, я уверен,преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы. Будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе»3

Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н. Дубовским.

Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского).

Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

 

Инструменты и материалы

· Скипидарное масло - это связующий материал, который используют для приготовления керамических красок, путём отстаивания скипидара в сухом тёплом месте. Используют для эластичности красок.

· Керамические краски- смеси жаростойких пигментов(измельченных оксидов металлов) с легкоплавкими стеклами(флюсами). Представляют собой цветные порошки, способные при высоких температурах вступать во взаимодействие с керамическими материалами, образуя окрашенные соединения. В зависимости от температуры обжига делятся на 3 группы- легкоплавкие, среднего огня и тугоплавкие.

· Скипидар-это бесцветная или желтоватая жидкость с острым запахом, получаемая из живицы, является связующим материалом, который используют для приготовления керамических красок, для мытья кисточек и для удаления рисунка с поверхности фарфорового изделия(живичный).

Основные инструменты

· Перо - стальное, которые фиксируются при помощи держателя, используются для нанесения графических рисунков, обеспечивает тонкий равномерный штрих.

· Шпатель - из упругой, достаточно тонкой, нержавеющей стали, с заточенным под углом лезвием. Используется для растирания красок на палитре со скипидаром и скипидарным маслом, а также для перемешивания краски.

· Палитра - изготовлена из стекла или из фарфора, размером обычно 10*15 см, применяется для смешивания и растирания краски.

· Технические салфетки- хорошо впитывающая льняная или хлопковая ткань, используется для снятия неудачной росписи, очистки кистей.

· Скипидарница - фарфоровая или стеклянная ёмкость с крышкой, предназначенная для хранения скипидара.

· Калька - тонкая полупрозрачная бумага, используется, чтобы точно перенести рисунок с образца на изделие.

· Гравировальная игла - представляет собой держатель с закрепленной на конце иглой, используется для прокалывания кальки.

· Карандаш - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала, применяемый для снятия рисунка с образца.

· Войлок - плотный нетканый текстильный материал из валенной шерсти или синтетических волокон, который используется для прокалывания кальки. Для лучшей просвечиваемости кладут белую техническую салфетку.

· Припорох - представляет собой уголь березовый и тампон для припорашивания, предназначенный для переноса рисунка с кальки на изделие.

 

Операция

- выполнение графики

- подготовка изделия к обжигу. Производится тщательная зачистка фарфоровых изделий от пыли, грязи и жирных пятен.

- декоративный обжиг при температуре 810 градусов.

Обжиг производится в муфельных печах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой курсового проекта является «Времена года». За время, отведенное на выполнение курсовой работы, было проведено изучение литературных, изобразительных источников, исторических фактов, касающихся выбранной темы. Тема полностью раскрыта в первой главе.

Изучив, литературу мы ознакомились с техникой и композицией графического пейзажа.

Выявили виды композиции, техники изображения, характерные особенности природного пейзажа.

В жанре графического пейзажа работали многие художники. В их работах была дана многогранная и динамичная картина жизни современного города, благодаря чему пейзаж обрёл равные права с изображениями природы.

На основе изученного материла, был разработан проект, продумана технология выполнения изделия в материале. Проект выполнен на изделии, в процессе выполнения росписи были использованы практические знания и умения, приобретённые на дисциплинах: исполнительское мастерство, композиция, рисунок.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы актуальные для современного поколения. В представленной работе изложена история возникновения графики и жанра пейзажа, а также художников работающих в графической технике.

Очень важно изучать и развивать декоративно прикладное искусство, так как знание методов, приемов, техники изображения графических мотивов с различной степенью творческого обобщения позволит специалисту подойти к решению художественного оформления фарфоровых изделий и найти для каждого изделия свою трактовку графического пейзажа.

Данная курсовая работа может послужить учебным пособием для таких предметов, как: исполнительское мастерство и композиция.

Выполненное в материале изделие может послужить учебным пособием, украшением интерьера, а так же подарком.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Альберхт Дюрер «Гравюры» Золотова А., перев. Издательство: Магма

2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по направлению подгот.дипломир. специалистов «Художеств.проектирование изделий текстил. и лег.пром-сти.»/ с.:32с.:ил.-(изобразительное искусство)

3.О.В.Николаевич., «Рассказы о русском пейзаже».,Москва 1966

4.Декоративно- прикладное искусство Санкт- Петербурга за 300 лет: иллюстративная энциклопедия в 3 т.- СПб: Издательство Государственный Эрмитаж, 2009- 304с.: ил.

5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция/М.: Владос, 2006, 142 с.

6. Японская гравюра и живопись, Савельева А.В.,

7.Гравюры Алексея Авдышева.,Москва. «Советская россия»198

8.Гурий Захаров «Графика».,Москва.,Советский художник 1985

9.Альберхт Дюрер «Акварели и Рисунки.,Арт-Родник.,2002

10. http://www.royaldelft.com/index.asp?lang=2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

"Загородный пейзаж", декоративная тарелка. Фарфор, роспись. Wedgwood. Великобритания. 1940 - 1950-е гг.
Диаметр - 25 см.
Маркировка: подглазурное клеймо коричневого цвета " Enoch Wedgwood (Tunstall) LTD. England".

Самсон убивает льва. Гравюра на дереве. Около 1496 – 1498

СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплинам «Специальная композиция» и «Исполнительское мастерство

 

По теме: «Времена года»

 

Студентка: Максимова В.А

 

 

Курс: 5 группа 1-519Н.

 

Специальность: 070802 Декоративно - прикладное искусство

и народные промыслы

 

 

Преподаватель:___________________________________________

(ФИО) (подпись, дата)

 

Санкт- Петербург 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. История возникновения и развития жанра………………………..5

1.1Жанр пейзажа………………………………………………………….…..5

1.2 История возникновения и развития Веджвудского фарфора.

Голландская делфтская роспись по фарфору………………………………...12

1.3 Этапы работы по созданию композиции блюд с художественной росписью на тему «Времена года». ……………………………………………19

 

Глава II. ТЕХНОЛОГИЧСЕКИЙ ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ 21

2.1 Техника безопасности в мастерских. 21

2.2 Инструменты и материалы.. 22

2.3 Основные инструменты.. 23

2.4 Технологическая последовательность выполнения росписи блюда…….24

2.5 Классификация возможных видов браков и способы их устранения..….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..30

 


За работою тупится сталь,

Нет покоя руке онемелой,

Для тебя дня и ночи не жаль,

Цвет победный гравюр-черно-белый1.

ВВЕДЕНИЕ

Мы часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба. Многое можно изобразить в рисунке. Сегодняшняя цель – показать красоту пейзажа и выявить методику изображения графической композиции пейзажа.

Графической технике изображения пейзажа отдавали предпочтение многие известные и именитые художники.

Картины с изображением графического пейзажа столь же разнообразны, как и природа.

 

В настоящее время у современных художников очень большой выбор картин в жанре графического пейзажа. Картины пейзажа красивы, разнообразны по сюжетам и технике исполнения.

 

Задача работы - изучить литературу по теме графическая композиция пейзажа, раскрыть понятия: графическая композиция, техники графики. На основе проанализированной информации выполнить на изделии графический пейзаж.

 

Объектоммоей курсовой работы стало изображение графического пейзажа.

 

Предметом – стали технические приемы изображения объектов пейзажа, способы декоративной переработки изображения пейзажа с целью выявления их характерных качеств и фактур, приближенными к техническим приемам художественной росписи блюда.

Цель данной курсовой: изучение графических композиций, и создание на этой основе индивидуального проекта росписи декоративного блюда.

Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить источники информации.

2. Собрать иллюстративный материал

3. Изучить собранный материал.

4. Выявить особенности данной темы.

5. Разработать варианты композиции.

6. Создать индивидуальный проект росписи.

Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.

7. Выполнить изделие в материале – роспись декоративных блюд.

Основным источником информации послужила книга Альберхт Дюрер «Гравюры»

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Введение, в котором указывается проблема, актуальность, цели и задачи.

2. Основная часть, состоящая из двух глав: теоретической, где исследуется и описывается история появления графического пейзажа, и практической, где описан процесс работы над созданием изделия.

3. Заключение, состоящее из выводов, списка литературы, в котором указаны информационные источники.

4. Приложение, в котором представлен иллюстративный материал.

 

Каждый пейзаж есть состояние души.

Анри Амьель

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...