Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения и развития Веджвудского фарфора

Керамика британской фабрики Wedgwood почти два с половиной столетия считается эталоном качества. Ее лучшие образцы — фарфор и фаянс элегантной формы с тончайшими стенками и строгим рисунком — признаны подлинными произведениями искусства. Они украшают собрания музеев, в том числе Эрмитажа и Петергофа, и являются предметом гордости состоятельных частных коллекционеров. Заказчиками веджвудской посуды в разное время были многие королевские семьи Европы и прочие высокопоставленные особы. В числе ее именитых ценителей — российская императрица Екатерина II, заказавшая фабрике 952 столовых предмета с видами Англии.

Идея создания одной из самых лучших в мире марок фарфора принадлежит потомственному керамисту Джозайе Веджвуду самому младшему из 13 детей Томаса и Мэри Веджвуд. Родился он в 1730 году в Бурслеме, Стэффордшире. Его семья занималась гончарным делом, поэтому Джозайя выучился и также, как отец и братья стал керамистом.

В 1759 Джозайя открыл собственную небольшую фабрику. Производство быстро разрасталось, и к 1769 он выстроил небольшой городок для работников мануфактуры, Он дал ему эксцентричное название — Этрурия, в честь древней цивилизации этрусков, прославившейся помимо прочего своей керамикой и живописью.

Изучение книг по керамике и собственные эксперименты помогли ему разработать новые составы глины, а также способы ее окрашивания и закалки.

В 1762 году Джозайя Веджвуд познакомился с Томасом Бентли, торговцем из Ливерпуля, который потом стал его другом и компаньоном. Несколькими годами позже они подписали договор о сотрудничестве.
Бэнтли был знатоком искусств, отличался тонким вкусом и имел большие социальные связи, что не могло не сказаться на развитии компании Wedgwood.
Ещё одним открытием марки Веджвуд стало создание фаянса тёплого кремового оттенка «цвета сливок» или так называемого «cream-coloured ware». В 1762 году он впервые создал изделия из этого материала, который позже, после того, как Веджвуд изготовил в 1765 году чайный сервиз для Королевы Шарлотты. В соответствии с высочайшим статусом заказчицы сервиз был изготовлен из лучшего сливочного или кремового фаянса, покрытого тончайшей глазурью. Шарлотта пришла в восторг и впоследствии неоднократно оказывала монаршее покровительство Веджвуду в его разработках. Сам же материал после этого случая был удостоен звания «королевского». Российская императрица Екатерина II, тонкая ценительница прекрасного, тоже оценила этот сервиз по достоинству и Веджвуд специально для российской императрицы создал два сервиза из фаянса «цвета сливок» – «Хаск-сервиз» и знаменитый «Сервиз с зелёной лягушкой».

Первый - «Хаск-сервиза» («Hask Service»). Такое название связано с орнаментом. «Хаск» – роспись, которая напоминала сухой пшеничный колос. Изготовили его на мануфактуре Wedgwood в короткий срок в 1769-1770 годах. Состоял он из двух частей – обеденной и десертной, из 1500 предметов и был рассчитан на 24 персоны. С самого начала выполнения заказа Веджвуд и его компаньон Томас Бентли окрестили сервиз «русским». Предметы для него делал и отбирал сам Джозая Веджвуд на фабрике «Этрурия» в Берслеме.

Изготавливался сервиз из фаянса тёплого кремового оттенка «цвета сливок», так называемого «cream-coloured ware», который ещё называют «фаянсом королевы». Это второй авторский фарфорWedgwood. Именно из него в 1765 году был сделан чайный сервиз для королевы Шарлоты. Расписывали же предметы «Хаск-сервиза» в декорационной студии в Челси в Лондоне. Расписывали цветами и гирляндами в лилово-сиреневых тонах. За росписью уже следил Бентли, который был негоциантом, знатоком искусств и ещё ко всему коллекционером. «Хаск-сервиз» доставили ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в 1770 году. Сейчас он находится в Петергофе и насчитывает всего 192 предмета, причём 107 из них – доделки, датируемые 1840-ми годами.

Второй заказ Джозайе Веджвуду Императрица сформулировала так: «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!». Вся Англия должна была поместиться в большом обеденном и десертном сервизе, сделанном также, как и «Хаск-сервиз» из усовершенствованного маркой Веджвуд «фаянса королевы». За выполнение заказа Джозайя Веджвуд и его компаньон Томас Бентли взялись в 1773 году. Через год, в 1774 мастера преподнесли Екатерине II полный сервиз, окрещённый в России как «Сервиз с зелёной лягушкой». Екатерина II заплатила за сервиз 16406 рублей 43 копейки – немногим более 2700 фунтов стерлингов. Предназначался он для Чесменского дворца императрицы под Санкт-Петербургом. Рассчитан сервиз был на 50 персон и состоял из 952 предметов. Каждый предмет был украшен изображением лягушки в треугольном обрамлении и видами Туманного Альбиона – 1244 изображения Англии, Шотландии и Уэльса.

Состав сервиза был связан с требованиями этикета, дипломатическим протоколом, а также и с кулинарной спецификой времени. Огромное количество тарелок просто объясняется тем, что во время специальных обедов блюда подавали в несколько перемен. После каждой – меняли тарелки. Также в запасе были и резервные, на случай если битые понадобится заменить.В 1795 году Джозфйя Веджвуд умер и его дело перешло в руки сыновей, а затем внуков. Потомки Джозайи Веджвуда, как некогда он сам, решили сделать ставку на новые технологии, механизацию, а также экспорт костяного фарфора, при этом сохраняя традиции заложенные отцом – высокое качество фарфора, добротность и изящность, и неизменно прекрасный вкус. Так в 19 веке компания Веджвуда производила посуду, которая была стилизована под китайский фарфор – это не копирование, просто в то время это самым считались именно изделия в восточном стиле.

Уникальность Веджвуда, как считают некоторые специалисты, в том, что он перевернул представления о производстве фарфора и керамики, стал законодателем добротного качества и высокого вкуса, но при этом не изобрёл и не открыл ничего принципиально нового.
Он не создал новый стиль, не изобрёл новую технологию, многое из того, что производил, заимствовал у других, однако смог стать настоящим воплощением Великобритании. Сегодня Веджвуда называют символом настоящей викторианской эклектики, с присущей ей мягкостью, пластичностью и эмоциональностью. « Приложение № 1»

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...