Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА

В.В. ЯСЕНОВ, Н.Т. ЛОЗОВСКИЙ

 

 

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ

КОМПЛЕКС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

издание второе, переработанное и дополненное

 

Рекомендовано Учёным советом «Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева» в качестве учебно-методического пособия для студентов направлений подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» всех форм обучения

 

 

Нижний Новгород 2014

УДК 656.072:553.13 (07)

ББК 65.37

Ясенов В.В., Лозовский Н.Т.

Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц: учебно-методическое пособие / Ясенов В.В., Н.Т. Лозовский -изд. 2-е, перераб. и доп.; Н.Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева - Нижний Новгород, 2014. - 90 с.

 

 

Содержит учебную программу дисциплины. Изложен опорный конспект лекций и вопросы для контроля знаний студентов.

Предназначено для студентов специальностей 190600 и 190700 всех форм обучения.

 

 

Рецензент зам.директора ОАО «Нижегородский Промстройпроект»

Р.Т. Валиев

 

 

Редактор Э.Б. Абросимова

Компьютерная вёрстка Е.В. Рябинина

 

Подписано в печать 20.02.2014. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл.печ.л. 5,6. Уч.-изд.л. 7. Тираж 300 экз. Заказ 433.

_______________________________________________________________

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Типография НГТУ.

Адрес университета и полиграфического предприятия:

603950, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

 

© Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева,2014

© Ясенов В.В., Лозовский Н.Т. 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка............................................................................ 4

2. Рабочая программа дисциплины........................................................... 6

3. Опорный конспект лекций...................................................................... 9

3.1. Введение. Определение дороги. Роль дорог в жизни общества.. 9

3.1.1. Введение..................................................................................... 9

3.1.2. Определение дороги.................................................................. 9

3.1.3. Роль дороги в жизни общества................................................. 10

3.1.4. Дорожная сеть Российской Федерации.................................... 12

3.1.5. Дороги в транспортной стратегии России до 2030 года......... 13

3.2. Классификация автомобильных дорог.............................................17

3.2.1. Категории дорог по устройству..................................................21

3.2.3. Классификация городских дорог и улиц ..................................23

3.2.4. Типы транспортной сети городов. Коэффициент прямолинейности..............................................................................................26

3.3. Общее устройство дорог и улиц.......................................................27

3.3.2. Устройство и классификация «дорожной одежды»...............37

3.3.3. Транспортные потоки.................................................................40

3.4. Интенсивность движения..................................................................46

3.4.1. Уровни удобств движения.......................................................47

3.4.2. Пропускная способность дорог и улиц....................................49

3.5. Скорости движения.........................................................................51

3.5.1. Скорость движения на автомобильных дорогах и городских

улицах.......................................................................................51

3.5.2. Методика расчета средней скорости движения транспортного

потока.........................................................................................55

3.5.3. Коэффициент безопасности движения...................................57

3.6. Прочность «дорожной одежды»....................................................58

3.6.1. Силы, действующие на « дорожную одежду» со стороны

автомобиля.................................................................................58

3.6.2 Коэффициент сцепления.......................................................62

 

3.7. Ровность «дорожной одежды»........................................................66

3.7.1. Шероховатость покрытия «дорожной одежды».....................66

3.7.2. Теоретическое определение годового износа покрытия.......68

3.8. Работоспособность и надёжность дорог….. .................................71

3.8.1 Оценка безопасности дорог и перекрёстков...........................71

3.8.2. Способы повышения безопасности на опасных участках

дорог и на перекрестках..........................................................75

3.8.3. Определение ущерба от ДТП………………………………..78

3.9. Программа "За Европейскую Безопасность Российских

Автодорог" (ЗЕБРА).................................................................86

4. Контроль знаний ……………………………………………….……….88

Глоссарий.........................................................................................................90

Список рекомендуемой литературы……………………………….…….91

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методические материалы курса "Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц» для студентов всех форм обучения соответствуют стандартам высшего образования направлений подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов". Данная книга является второй редакцией ранее выпущенной и содержит некоторые исправления и дополнения, направленные на повышение её качества и учитывает новые, появившиеся за последнее время материалы.

Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог и городских улиц, определения их места и значения в транспортной отрасли страны и государственных программах.

Изучение дисциплины базируется на предварительном изучении курсов: "Высшая математика", "Устройство автомобиля", "Теория автомобиля", "Техническая эксплуатация автомобилей» и др.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· формирование у студентов чёткого представления о значении автомобильных дорог и городских улиц в области безопасности дорожного движения, влияния качества автодорог на техническое состояние транспортных средств и технико-экономические показатели перевозок;

· ознакомление студентов с мировым и отечественным опытом обустройства автодорог, улиц, перекрёстков;

· ознакомление студентов с современными методами и техническими средствами контроля и управления транспортными потоками;

· выработка у студентов приемов и навыков в решении инженерных задач на основе альтернативных подходов с использованием эксперимента, математических методов, компьютерной техники, связанных с управлением безопасностью движения и преследующих цель снижения аварийности в России в соответствии со «Стратегией транспортного развития России до 2030 года» и программой "Цель - ноль";

В результате изучения курса студент должен иметь представление: о состоянии дорожной сети в РФ, влияния дорог на социально экономическую обстановку, классификации дорог и их основных параметрах, общем устройстве дороги (улицы) и дорожной одежды, методах контроля и регулирования транспортных потоков. В области обеспе­чения безопасности дорожного движения студенту следует знать: основные направления стратегии развития транспорта в России до 2030 года; основные транспортно-эксплуатационные качества дорог (улиц), их влияние на состояние автомобиля и показатели транспортного процесса, влияние автомобиля на дороги (улицы), методы определения транспортно-эксплуатационных качеств дорог; методы определения интенсивности движения и пропускной способности дороги (улицы), технической и эксплуатационной скоростей, средней скорости потока, скользкости «дорожной одежды», степени опасности для движения отдельных участков дорог (улиц), геометрических параметров дорог (улиц), состояния дорожной одежды; обязанности руководящих работников АТО по контролю состояния автодорог (улиц); порядок определения степени опасности маршрута и его отдельных участков; порядок составления протоколов осмотра места ДТП с учётом состояния проезжей части;

Особое внимание при изучении курса уделяется вопросам, связанным с повышением безопасности дорожного движения;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц» содержит следующие основные темы:

Общее устройство дорог и улиц

Основные составляющие объекты автомобильной дороги. Общее устройство автомобильной дороги, проходящей во впадине и на ровном участке.

Общее устройство городской магистральной дороги регулируемого движения. Транспортные сооружения на дорогах и городских улицах: их типы, назначение, основные параметры. Устройство «дорожной одежды». Классификация «дорожной одежды». «Дорожная одежда» дорог различных категорий. Общее устройство капитальных (усовершенствованных и облегченных), переходных и низших «дорожных одежд». Минимальная толщина слоев «дорожной одежды». Основные показатели дорог и улиц.

Транспортные потоки: закономерности их формирования, свойства и характеристики потоков, влияние их на транспортно-эксплуатационные показатели дорог и экологическую обстановку.

 

Интенсивность движения

Влияние интенсивности на выбор категории дороги, безопасность движения, скорость движения, статистические данные об изменении интенсивности по месяцам года, дням недели, часам суток. Коэффициент неравномерности интенсивности движения.

Уровни удобств движения. Коэффициенты, оценивающие уровень удобств движения. Изменение безопасности движения. Характеристики различных уровней удобств движения. Уровень удобств, как критерий расчетной интенсивности движения дороги. Распределение уровней удобств движения на дорогах различных категорий.

Пропускная способность. Определение пропускной способности. Определение теоретической пропускной способности одной полосы движения. Влияние различных факторов на пропускную способность дороги. Методика оценки безопасности движения на различных участках дороги по пропускной способности. Влияние состава движения на безопасность движения. Статистические данные о среднем составе движения на дорогах различных категорий. Коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю.

 

Прочность «дорожной одежды»

Силы, действующие на «дорожную одежду» со стороны автомобиля. Допустимые значения осевых масс автомобилей, их сравнение с действующими в других странах мира. Причины нарушения прочности «дорожной одежды». Методы определения прочности.

Скользкость «дорожной одежды». Сила сцепления колес с дорогой - показатель скользкости дороги. Причины возникновения силы сцепления колеса с дорогой. Коэффициент сцепления. Продольная и поперечная силы сцепления колеса с дорогой. Возможность изменения относительно друг друга величины этих сил. Продольный и поперечный коэффициенты сцепления, их взаимосвязь с общим коэффициентом сцепления. Зависимость продольного коэффициента сцепления от режимов движения колеса по дороге, состояния дороги, устройства и состояния шины колеса. Влияние скользкости на безопасность и скорость движения транспортных средств.

Методы определения скользкости дороги. Предельно допустимые величины скользкости дороги и время их исправления.

Ровность «дорожной одежды»

Определение ровности. Влияние ровности на безопасность и скорость движения автомобиля, его надежность. Методы определения ровности «дорожной одежды». Допустимые значения уменьшения ровности. Шероховатость покрытия «дорожной одежды». Определение шероховатости. Виды шероховатости. Влияние шероховатости на безопасность и скорость движения автомобиля. Изменение шероховатости от срока покрытия. Оптимальная величина шероховатости покрытия «дорожной одежды». Методы определения шероховатости. Допустимые минимальные значения величины шероховатости. Методы увеличения шероховатости покрытия «дорожной одежды».

Износ покрытия «дорожной одежды». Причины, вызывающие износ покрытия. Изменение износа покрытия по поперечному сечению дороги. Теоретическое определение годового износа покрытия из различных материалов. Методы определения износа покрытия. Допустимые величины износа покрытия.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Введение

Данный курс описывает правовую регламентацию строительства и содержания автомобильных дорог, их обустройства, современные направления развития улично-дорожной сети, а так же влияние дорожного фактора на состояние аварийности.

Помимо печатных источников, указанных в библиографическом списке, материалы данной направленности регулярно публикуются в бюллетенях: "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ АВТОДОРОГ. ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ"; "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ", журналах "Дороги России ХХI века"; "Автотранспортное предприятие" и других профессиональных журналах. Наиболее полную информацию по нормативным документам, программам развития дорожно-транспортной сети можно почерпнуть на сайте Министерства транспорта РФ.

 

Определение дороги

В словаре В.Даля дорога определена как "ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода". В современных справочниках и действующем СНиПе нет раскрытия понятия дороги без сочетания с конкретным назначением, как то: железная дорога, автомобильная дорога, временная автомобильная дорога и т.п. Поэтому на практике возникают юридические противоречия при расследовании каких-либо инцидентов, что обуславливает необходимость использования официально принятой терминологии определения дороги.

Росавтодор Минтранса РФ даёт следующее определение автомобильной дороги: "Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог." Уже в определении видны будущие противоречия (упущено движение пешеходов, животных, самоходной техники и т.п.), которые снимаются какими-то другими источниками, прежде всего нормативными документами (ПДД, ГОСТы, СНиПы), и подзаконными актами (Положения, Приказы и т.п.).

Поэтому в контексте пособия при возникновении какого-либо несоответствия ситуации приведённому определению будут вноситься пояснения и дополнения. Принятые в нормативной документации определения, связанные с дорогами, приведены в глоссарии в конце пособия.

 

Роль дорог в жизни общества

 

Первобытнообщинный строй почти не знал дорог; люди жили небольшими группами, надобность в дорогах отсутствовала, перемещались по тропам. С возникновением рабовладельческих государств появилась возможность использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии, Риме. Уже в 3000 г. до н. э. появились первые колесные повозки. В 750-612 гг. до н. э. в Ассирии создана дорожная сеть (начало почтовых сообщений); в 530-330 гг. до н. э. в Персии уже существовала развитая сеть хороших дорог; на рубеже новой эры произошёл расцвет дорожного строительства в древнем Риме.
Существующая и в настоящее время поговорка: «Все дороги ведут в Рим» имеет в своей основе буквальный смысл — 29 дорог соединяли столицу Римской империи с Испанией, Галлией и другими завоеванными римлянами государствами.

Римская дорога — своеобразная безрельсовая магистраль (прямая, с высокими насыпями и т. д.) шириной в 11 м и толщиной каменного слоя в 0,9 м, требовавшая колоссального расхода каменных материалов: 10000-15000 м3 на 1 км дороги (примерно в 10 раз больше, чем на современные автомагистрали). Скорость движения по римским дорогам доходила до 20 км/ч (выше, чем в Европе и Америке в середине XVIII в.).

В средние века в Европе отмечается упадок в дорожном деле. Однако зарождение крупной промышленности с ее постоянным перебрасыванием капитала и масс рабочих из одной сферы производства в другую и с созданными ею мировыми рыночными связями потребовало разрыва пут, завещанных ей мануфактурным периодом. Связь и транспорт были постепенно приспособлены к запросам крупной промышленности.

На рубеже XIX в. возникают первые шоссейные дороги. Примечательно, что в этот период появились первые (паровые) автомобили.
В конце XIX в. начавшееся развитие автомобильного транспорта потребовало приспособления шоссейных дорог к автомобильному движению. Активное строительство автомобильных дорог началось в Европе и в США.

В XIV-XV вв. Москва была узлом развитой сети дорог (Можайская, Волоколамская, Тверская, Дмитровская, Владимирская, Рязанская, Ордынская). В XVII в. издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, в IX главе которого — «О мытах, о перевозах и о мостах» — излагались правила содержания так называемых ямских дорог. Ямские слободы, располагавшиеся на этих дорогах через каждые 40-50 верст, ведали содержанием подставных (сменных) подвод, выдачей подорожных документов и благоустройством дорог. Благоустройство в то время сводилось главным образом к строительству гатей, заделке выбоин и провалов. В 1832 г. инженер Рихтер предложил использовать в «дорожной одежде» искусственные материалы — «кирпич-железняк, сожженный до совершенного стеклования». Это предложение было реализовано в 1847 г. инженером А. И. Дельвигом, построившим в Нижнем Новгороде опытные участки шоссе из искусственного кирпичного щебня, чугунной руды и болотной железной руды, потому что "во многих местах нет камня, в других он доходит уже до цены неимоверной". Построенные дороги без значительных повреждений пропускали обозы на Нижегородскую ярмарку с тяжелыми повозками с грузом 150—200 пудов.

Тем неменее в России, изобилующей водными путями и болотами, препятствующими строительству грунтовых дорог, внимание строительству шоссейных дорог уделялось мало вплоть до 20-х годов прошлого века. Достаточно сказать, что автодорога соединяющая восток и запад России сдана в эксплуатацию только в 2010 году показательным пробегом премьер министра РФ В.Путина из Читы в Хабаровск.

Развитая сеть автомобильных дорог гарантирует свободу передвижения населения, транспортную устойчивость экономики и обеспечивает занятость значительной части населения. Придорожные деревни и городки, расположенных на федеральных дорогах, находятся в лучших условиях, чем удалённые от них.

 

Рис.1. Схема федеральных дорог Российской Федерации

Категории дорог по устройству

Существующие и проектируемые в РФ дороги должны по своему устройству соответствовать установленным стандартам. Показатели определяют: «Федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257 – ФЗ от 08.11.2007, а также ГОСТ Р 52748 - 2007 " Дороги автомобильные общего пользования" и ГОСТ Р 52398 - 2005 "Классификация автомобильных дорог". Параметры дорог определены СНиП 2.05.02.-85* "Автомобильные дороги". Согласно ГОСТу Р 52398 техническая классификация автомобильных дорог —это разделение автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

Класс автомобильной дороги —это характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

Категория автомобильной дороги—характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

Доступ на автомобильную дорогу —возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

· автомагистраль;

· скоростная дорога;

· дорога обычного типа (не скоростная дорога).

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой. Они не имеют пересечений в одном уровне с автомобильными или железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, и доступ на них возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой. Они не имеют пересечений в одном уровне с автомобильными или железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками, и доступ на них возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога». Они имеют единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой. Доступ на них возможен через пересечения и примыкания в разных или одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

· количества и ширины полос движения;

· наличия центральной разделительной полосы;

· типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

· условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

В табл. 1 приведены соответствия класса и категорийности автодорог, и основные требования к автодорогам.

Согласно указанному СНиПу категории дорог (при наличии данных) допускается назначать в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью движения, приведённых в ед/ч:

· свыше 2400 ............. I категория

· свыше 1600 до 2400 ..... II категория

· свыше 800 до 1600 .... III категория

Таблица 1

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДОРОГ И УЛИЦ

Рис.3. Схема свободной УДС г. Смоленска

 

нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, «дорожная одежда», мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

Рис.4. Схема радиально-кольцевой УДС г. Москвы

Рис.5. Схема прямоугольной УДС г. С-Петербурга

Рис.6. Схема прямоугольно-диагональной УДС г. Н. Новгорода

Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог и дорожных сооружений:

· скорость;

· пропускная способность;

· непрерывность;

· удобство и безопасность движения;

· способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующей категории дороги.

На рис. 7 приведена примерная конструкция автомобильной дороги. В основании дороги лежит земляное полотно, требования к земляному полотну приведены в разделе 6 части 2 вышеуказанного СНиПа.

Земляное полотно — дорожное сооружение, служащее для размещения «дорожной одежды» и других элементов дороги. В зависимости от рельефа местности земляное полотно может быть в виде насыпи — искусственно отсыпанного земляного массива или выемки грунта на косогорах для снижения продольного уклона. Уклоны дорожного полотна различаются как продольные и поперечные, измеряемые в промилле (pro mille — за тысячу). Использование промилле (‰) удобно тем, что в точности соответствует соотношению катетов условного треугольника, длина одного из которых составляет 1000 м.

Строительство дорог до сих пор осуществляется преимущественно с учётом рельефа местности и состояния грунтов. Прокладка дороги по возвышенным участкам позволяет сократить объём отсыпки земляного полотна, которое в меньшей степени подвергается снежным и песчаным заносам, просадкам грунта и имеет другие преимущества. Этими факторами обуславливается кривизна дорог в плане и продольных плоскостях.

Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями; необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб и т.п. Поперечный профиль автодорог выполняется двускатным (15-40‰) для обеспечения стока воды, на поворотах профиль может быть с односторонним уклоном (20-60‰), так называемый вираж, способствующий улучшению устойчивости автомобиля на дороге при крутом повороте.

Устройство автомобильной дороги во впадине чревато возможным появлением грунтовых и паводковых вод. Особенности устройства дорог в сложных условиях определены СНиПом.

Улица — элемент дорожной инфраструктуры. Обычно с двумя рядами домов и пространством между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом. В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт.

Одним из формальных отличий улиц от дорог является наличие тротуаров. На самом деле, многие улицы, даже в крупных городах, не имеют тротуаров, либо пешеходные дорожки не являются элементом улицы. Кроме того, по улицам часто проходят трамвайные рельсы, посередине бывают высажены деревья, что редко встречается на дорогах.

В отличие от дороги, которая предназначена для движения в определенный пункт назначения, улица может заканчиваться тупиком.

Часто улица имеет один ряд домов, с другой стороны может быть парк, берег реки, пустырь. Часть улицы может быть вообще свободна от строений.

Параметры дорог и улиц приведены в табл.4

Все искусственные сооружения, построенные в городах, можно разделить на четыре основные группы:

1) пересекающие естественные препятствия местности;

2) предназначенные для улучшения условий движения транспортных средств и пешеходов;

3) обеспечивающие движения специальных видов транспорта;

4) необходимые для непродолжительной стоянки автомобилей.

 

К первой группе сооружений относятся мосты и виадуки. Мосты возводят через водные преграды (реки, озера, морские проливы и т. д.), а виадуки — через глубокие лога и ущелья. Мост и виадук обеспечивают движение автомобилей и пешеходов по улице или автомагистрали. Их конструкция определяется главным образом видом препятствия, его характеристиками, а также транспортными требованиями.

Сооружения всех остальных групп по существу выделились в самостоятельный вид, специфичный для городских условий.

Путепроводы и эстакады можно отнести ко второй группе сооружений. Путепроводом называют мостовое сооружение через автомобильную или железную дорогу или улицу. Путепроводы, используемые только для пропуска пешеходов над автомагистралью, следовало бы называть пешеходными путепроводами, но их обычно называют пешеходными мостами или надземными пешеходными переходами.

 

Таблица 4

Категория дорог и улиц Расчетная скорость движения, км/ч Ширина полосы движения, м Число полос движения Наимень- ший радиус кривых в плане, м Наиболь- ший продоль- ный уклон, Ширина пеше- ходной части тротуара, м
             
             
  Магистральные дороги:            
скоростного движения 3,75 4-8 -
регулируемого движения 3,50 2-6 -
Магистральные улицы:            
общегородского значения:            
непрерывного движения 3,75 4-8 4,5
регулируемого движения   3,50 4-8 3,0
  Продолжение таблицы 4
 
             
районного значения: транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные     3,50 4,00   2-4       2,25 3,0
Улицы и дороги местного значения:            
улицы в жилой застройке 3,00 3,00 2-3* 1,5 1,5
улицы и дороги научно- производственных, 3,50 2-4 1,5
промышленных и коммунально-складских районов 3,50 1,5
парковые дороги 3,00 -
Проезды:            
основные 3,50 1,0
второстепенные 2,75 0,75
Пешеходные улицы:            
основные - 1,00 По расчету - По проекту
второстепенные - 0,75 То же - То же
Велосипедные дорожки:            
обособленные 1,50 1-2 -
изолированные 1,50 2-4 -

 

Под эстакадой понимают сооружение для беспрепятственного пропуска автотранспортных средств над поверхностью земли. Если путепроводы возводят только на пересечениях транспортных магистралей, то область применения и назначения эстакад значительно шире.

Эстакады применяют в следующих слчаях: на пересечениях двух и более транспортных магистралей; для увеличения пропускной способности улиц; для пропуска скоростных автомагистралей над городской застройкой, независимо от сложившейся сети улиц; на подходах к большим мостам вместо высоких насыпей; на подходах к местам скопления большого числа автомобилей (вокзалам, аэродромам, гостиницам, стадионам); для уширения набережных и организации движения вдоль рек; на косогорах, болотах и в других сложных условиях взамен насыпей и подпорных стен. За рубежом эстакады называются highway. Рис.8

По расположению в плане различают прямолинейные, криволинейные, разветвляющиеся, кольцевые и спиральные эстакады; по числу уровней движения — одно- и многоярусные. Эстакады предназначены в основном для пропуска автомобильного и других видов городского транспорта. Весьма редко по ним организуют одновременно и пешеходное движение.

 

Рис.8 Расположение Highway

По условиям службы эстакады могут быть постоянными, обеспечивающими движение на весь срок их эксплуатации, и временными (сборно-разборными).

Сложные транспортные пересечения, основными составляющими которых являются многоярусные эстакады под различные направления движения, распространены в городах со сложной уличной сетью и на подходах к крупным мостам.

В тех случаях, когда существующая улица не обеспечивает необходимую пропускную способность, вдоль них устраивают эстакады с одним или несколькими уровнями движения. В условиях сформировавшейся городской застройки это практически единственный способ обеспечения пропуска необходимой интенсивности движения. При организации движения вдоль городских набережных увеличение их пропускной способности достигается сооружением эстакад в пределах русла рек. В ряде случаев возникает необходимость пропуска больших транспортных потоков в определенном направлении, не совпадающим с сетью улиц. Тогда возможен вынос движения на эстакаду, проходящую над городскими строениями в избранном направлении. Эта эстакада может быть транзитной или иметь ответвления для связи с улицами пересекаемого района.

Необходимость в возведении эстакад возникает у аэропортов, крупных гостиниц, сложных перекрёстков, стадионов, в речных и морских портах. Эстакады в таких местах должны соответствовать их общему архитектурному облику и поэтому часто имеют достаточно сложную форму.

В городах, расположенных в сильно пересеченной или гористой местности, возможно устройство эстакад вдоль склонов. К сооружениям второй группы можно отнести и подпорные стены городских набережных, так как они обеспечивают проезд транспорта вдоль рек, играя одновременно роль регулирующих сооружений реки и элементов архитектурного ансамбля города.

К группе специальных городских транспортных сооружений следует отнести эстакады монорельсовых дорог, по которым перемещаются вагоны с пассажирами. В эту группу входят и вертолетные площадки, обеспечивающие транспортную связь центра города с его окрестностями. Вертолетные площадки располагают как на поверхности земли, так и на крышах высоких зданий.

И наконец, обилие автомобилей в городах требует организацию мест их стоянки. В центральных частях города редко можно найти достаточно свободную площадь для устройства наземных стоянок, что приводит к заполнению улиц стоящими автомобилями и ухудшению их пропускной способности. Во многих случаях экономически выгодно строить надземные или подземные многоэтажные стоянки, относящиеся к сооружениям четвертой группы. Их располагают в районах скопления большого числа автомобилей в пределах пешеходной доступности от объектов административного, культурного или бытового назначения или прямо под ними.

Все перечисленные выше транспортные сооружения имеют единое назначение, заключающееся в обеспечении эффективной работы транспорта в условиях города.

Отдельным направлением является водоотведение, поскольку вода является главным "врагом" дорог и улиц. Проникая в земляное полотно дороги, вода размягчает грунт, сильно снижая его несущие свойства. Замерзая вода, вследствие расширения, разрушает вместе с земляным полотном и твёрдое покрытие дорожного полотна. Поэтому для их защиты от разрушительного действия поверхностного стока и капиллярного

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...