Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работоспособность и надёжность дороги

Определение работоспособности. Виды работоспособности дорог. Работоспособность дорог с различным видом покрытия «дорожной одежды». Определение надежности дороги и отказа. Теоретическое определение надежности дороги. Изменение надежности в зависимости от срока службы «дорожной одежды». Диаграмма изменения надежности «дорожной одежды» в процессе эксплуатации.

Оценка безопасности дорог. Коэффициент аварийности. Значения частных коэффициентов аварийности для различных показателей дороги. Зоны влияния частных коэффициентов. Коэффициенты учета тяжести ДТП. График изменения коэффициента аварийности по длине дороги. Определение опасных участков дороги.

Программа "За Европейскую Безопасность Российских Автодорог" (ЗЕБРА). Оценка безопасности перекрестков и пересечений. Типы перекрестков и пересечений. Опасные места перекрестков и пересечений. Определение уровня безопасности перекрестков без светофорного регулирования. Определение уровня безопасности пересечений дорог.

Способы повышения безопасности на опасных участках дорог и перекрестках.

 

Тематический план дисциплины

№ п/п Наименование темы Всего часов Ауд. Лекции Лаб. работы Практ. занятия Сам. работа Курсов. проект Контр. работа
  1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 1 - - - - -
Тема 2 - - - - -
Тема 3 - - - - -
Тема 4 - - - - --
Тема 5 - - - - -
Тема 6 - - - - -
Тема 7 - - - - -
Тема 8 - - - - -
Итого - - - -
Форма контроля знаний студентов Зачёт

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ВВЕДЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОРОГИ. РОЛЬ ДОРОГ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Введение

Данный курс описывает правовую регламентацию строительства и содержания автомобильных дорог, их обустройства, современные направления развития улично-дорожной сети, а так же влияние дорожного фактора на состояние аварийности.

Помимо печатных источников, указанных в библиографическом списке, материалы данной направленности регулярно публикуются в бюллетенях: "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ АВТОДОРОГ. ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ"; "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ", журналах "Дороги России ХХI века"; "Автотранспортное предприятие" и других профессиональных журналах. Наиболее полную информацию по нормативным документам, программам развития дорожно-транспортной сети можно почерпнуть на сайте Министерства транспорта РФ.

 

Определение дороги

В словаре В.Даля дорога определена как "ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода". В современных справочниках и действующем СНиПе нет раскрытия понятия дороги без сочетания с конкретным назначением, как то: железная дорога, автомобильная дорога, временная автомобильная дорога и т.п. Поэтому на практике возникают юридические противоречия при расследовании каких-либо инцидентов, что обуславливает необходимость использования официально принятой терминологии определения дороги.

Росавтодор Минтранса РФ даёт следующее определение автомобильной дороги: "Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог." Уже в определении видны будущие противоречия (упущено движение пешеходов, животных, самоходной техники и т.п.), которые снимаются какими-то другими источниками, прежде всего нормативными документами (ПДД, ГОСТы, СНиПы), и подзаконными актами (Положения, Приказы и т.п.).

Поэтому в контексте пособия при возникновении какого-либо несоответствия ситуации приведённому определению будут вноситься пояснения и дополнения. Принятые в нормативной документации определения, связанные с дорогами, приведены в глоссарии в конце пособия.

 

Роль дорог в жизни общества

 

Первобытнообщинный строй почти не знал дорог; люди жили небольшими группами, надобность в дорогах отсутствовала, перемещались по тропам. С возникновением рабовладельческих государств появилась возможность использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии, Риме. Уже в 3000 г. до н. э. появились первые колесные повозки. В 750-612 гг. до н. э. в Ассирии создана дорожная сеть (начало почтовых сообщений); в 530-330 гг. до н. э. в Персии уже существовала развитая сеть хороших дорог; на рубеже новой эры произошёл расцвет дорожного строительства в древнем Риме.
Существующая и в настоящее время поговорка: «Все дороги ведут в Рим» имеет в своей основе буквальный смысл — 29 дорог соединяли столицу Римской империи с Испанией, Галлией и другими завоеванными римлянами государствами.

Римская дорога — своеобразная безрельсовая магистраль (прямая, с высокими насыпями и т. д.) шириной в 11 м и толщиной каменного слоя в 0,9 м, требовавшая колоссального расхода каменных материалов: 10000-15000 м3 на 1 км дороги (примерно в 10 раз больше, чем на современные автомагистрали). Скорость движения по римским дорогам доходила до 20 км/ч (выше, чем в Европе и Америке в середине XVIII в.).

В средние века в Европе отмечается упадок в дорожном деле. Однако зарождение крупной промышленности с ее постоянным перебрасыванием капитала и масс рабочих из одной сферы производства в другую и с созданными ею мировыми рыночными связями потребовало разрыва пут, завещанных ей мануфактурным периодом. Связь и транспорт были постепенно приспособлены к запросам крупной промышленности.

На рубеже XIX в. возникают первые шоссейные дороги. Примечательно, что в этот период появились первые (паровые) автомобили.
В конце XIX в. начавшееся развитие автомобильного транспорта потребовало приспособления шоссейных дорог к автомобильному движению. Активное строительство автомобильных дорог началось в Европе и в США.

В XIV-XV вв. Москва была узлом развитой сети дорог (Можайская, Волоколамская, Тверская, Дмитровская, Владимирская, Рязанская, Ордынская). В XVII в. издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, в IX главе которого — «О мытах, о перевозах и о мостах» — излагались правила содержания так называемых ямских дорог. Ямские слободы, располагавшиеся на этих дорогах через каждые 40-50 верст, ведали содержанием подставных (сменных) подвод, выдачей подорожных документов и благоустройством дорог. Благоустройство в то время сводилось главным образом к строительству гатей, заделке выбоин и провалов. В 1832 г. инженер Рихтер предложил использовать в «дорожной одежде» искусственные материалы — «кирпич-железняк, сожженный до совершенного стеклования». Это предложение было реализовано в 1847 г. инженером А. И. Дельвигом, построившим в Нижнем Новгороде опытные участки шоссе из искусственного кирпичного щебня, чугунной руды и болотной железной руды, потому что "во многих местах нет камня, в других он доходит уже до цены неимоверной". Построенные дороги без значительных повреждений пропускали обозы на Нижегородскую ярмарку с тяжелыми повозками с грузом 150—200 пудов.

Тем неменее в России, изобилующей водными путями и болотами, препятствующими строительству грунтовых дорог, внимание строительству шоссейных дорог уделялось мало вплоть до 20-х годов прошлого века. Достаточно сказать, что автодорога соединяющая восток и запад России сдана в эксплуатацию только в 2010 году показательным пробегом премьер министра РФ В.Путина из Читы в Хабаровск.

Развитая сеть автомобильных дорог гарантирует свободу передвижения населения, транспортную устойчивость экономики и обеспечивает занятость значительной части населения. Придорожные деревни и городки, расположенных на федеральных дорогах, находятся в лучших условиях, чем удалённые от них.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...