Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скорость движения на автомобильных дорогах и городских улицах

Скорость vх; х2; t) определяется как отношение пройденного участка дороги (х1; х2) к промежутку времени за который этот участок пройден. В практике организации движения используют понятия скорости: мгновенной, сообщения, крейсерской, технической, эксплуатационной, транспортного потока.

Мгновенная скоростьхарактеризуется мгновенным фиксированным значением va в определенном сечении дороги.

Скорость сообщения vc определяется как отношение расстояния между пунктами сообщения к времени нахождения транспортного средства на маршруте.

Темп движения — время, затрачиваемое на преодолеть единицы длины пути, т. е. величина, обратная скорости сообще­ния, Т = 1/ vс. Скорость транспортного средства зависит от всего многообразия факторов, составляющих систему В—А—Д—С. Верхний предел определяется максимальной конструктивной скоростью vc , заложенной в конструкцию транспортного средства заводом-изготовителем. Однако реализация максимальной скорости в условиях движения происходит кратковременно и в чрезвычайных случаях. Фактически наблю­даемый диапазон скоростей ниже ввиду неоднородности и слож­ности условий движения. Одним из важнейших факторов, опре­деляющих выбор водителем скоростного режима, является условие видимости.

Техническая скорость определяется отношением пройденного пути к сумме времени в движении и остановок, связанных с ОДД (светофоры, переезды и т.п.)

Эксплуатационная скорость определяется отношением пройденного пути ко всему времени нахождения на маршруте, включая время, связанное с технологией перевозок (погрузка-выгрузка, оформление документов и т.п.)

Для оценки принятых проектных решений и эффективности выбранных мероприятий по улучшению геометрических элемен­тов дорог и повышению безопасности дорожного движения в ка­честве критерия применяют скорость движения.

Методы расчета скорости движения одиночных автомобилей основаны на положениях теории автомобиля и позволяют рассчи­тать теоретические максимальные значения скорости движения одиночного автомобиля в любой точке продольного профиля до­роги криволинейного очертания.

Общий вид уравнения движения автомобиля по вертикальной кривой

где А, В — коэффициенты, получаемые при аппроксимации кривой вращающего момента двигателя;k — коэффициент сопротивления воздуха; F — площадь проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную направлению его движения, м2; v — скорость движения автомобиля, м/с; G — масса автомобиля, Н; f — коэффициент сопротивления качению; i — продольный уклон дороги, ‰; δ — коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс автомобиля; g — ускорение свободного падения; dv/dt — ускорение автомобиля в м/с2.

Выполнив интегрирование получаем выражение для определения скорости

 

где vн — начальная (входная) скорость движения на участке дороги, м/с;

a = A/G; b = (B+kF)/ G; μ = 2gb/δ ; S1 — расстояние от начала участка, м;

k2 = - 1/R; R — радиус вертикальной кривой, м.

 

Эффективность использования метода расчета скорости дви­жения автомобиля в проектировании автомобильных дорог зави­сит от того, насколько точно этим методом учитывается влияние элементов дорог на скорость движения.

Развитие и совершенствование методов расчета скорости дви­жения, основанных на теории автомобиля, заключалось в более полном учете реальных условий движения, геометрических эле­ментов плана и продольного профиля дороги.

Максимально возможная скорость движения на участках кри­вых в плане

 

 

где R — радиус кривой в плане, м; γ2φ2 — используемая доля коэффициента поперечного сцепления, принимаемая в зависимости от скорости движения от 0,18 при 20 км/ч до 0,11 при 150 км/ч;

iв — поперечный уклон дороги, ‰;

Максимально возможная скорость движения на вогнутых кри­вых в плане

где а — центробежное ускорение, м/с2;

Скорость движения на выпуклых вертикальных кривых опреде­ляют с учетом среднего уклона отдельных участков ломаной, которой заменяют вертикальную выпуклую кривую (в зависимости от длины кривой отдельные участки ломаной принимают равны­ми 50; 100 или 200 м). Скорость движения в конце участка

 

 

где vн — скорость движения в начале участка, км/час; Lр — длина участка ломаной, м; D — средний динамический фактор для интервала скоростей; f — коэффициент сопротивления качению; iср — средний уклон на участке, усл. ед;

iср = iн - Δ i / 2; iн — уклон в начальной точке участка, усл.ед; Δ i — изменение уклонов на участке, усл.ед.

Среднюю скорость движения на дороге определяют по средней скорости движения на отдельных элементах дороги:

где vср — средняя скорость движения на отдельных участках дороги, соответствующих Si .

Рассмотренные методы расчета скорости движения на участках с малыми продольными уклонами не дают результатов, близких к реальным.

Особенно важна точность определения скорости движения при оценке безопасности дорожного движения по методу коэффициентов безопасности. В этом случае необходимо иметь данные о допустимой скорости движения на отдельных элементах дороги. Значе­ния скорости движения, получаемые по описанным выше методам, следует проверять по формулам расчета предельно допустимых скоростей движения:

- на кривых в плане:

,

где R — радиус кривой в плане, м; μ=0,15 — коэффициент поперечной силы; iп — поперечный уклон, усл.ед;

- на кривых в плане при ограниченной видимости:

 

,

где φ1— коэффициент продольного сцепления; i — продольный уклон, на котором расположена кривая, усл.ед; S — расстояние видимости определяют по формуле, м; 5 — запас пути для остановки перед препятствием, м.

 

,

где В — ширина земляного полотна, м.

 

- на подъемах с уклоном i (до 20‰) заканчивающихся горизонтальным участком:

 

;

где 5 — запас пути для остановки перед препятствием, м; kэ — коэффициент эксплуатационных условий торможения, для легкового автомобиля kэ = 1,45, для грузового автомобиля kэ = 1,8;

 

- при выпуклом переломе с сопрягающимися уклонами i1 и i2

.

При определении скорости движения необходимо учитывать психофизиологическое воздействие дорожных условий на водителя, выражающееся в уменьшении (на горизонтальных кривых, мостах и т.п.) и увеличении (конец спуска с последующим подъёмом) расчётной скорости движения по рекомендуемым коэффициентам.

Мгновенная скорость движения автомобилей определена "Правилами дорожного движения".

В России вне населенных пунктов разрешается движение:

• легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;

• междугородным и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч;

• другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более

70 км/ч;

На практике, приведённая выше методика, позволяет получать более высокие расчётные скорости движения даже для автомагистралей. Для сравнения, максимальная скорость на автомагистралях ограничивается: в Норвегии и на Кипре — 100 км/ч; в России, Швеции, Испании, Эстонии— 110 км/ч. Причём в Испании это временное ограничение скорости введено в целях экономии топлива. В Белоруссии, Бельгии, Ирландии, Нидерландах, Румынии, Швейцарии — 120 км/ч; в Австрии, Болгарии, Дании, Франции, Словакии, Словении, Украине, Чехии, Турции, Венгрии — 130 км/ч; в Великобритании и Польше — 140 км/ч; в США от 88 до 120 км/ч в зависимости от штата; в Германии скорость движения на автобанах до сих пор не ограничена, хотя попытки введения ограничения скорости предпринимаются регулярно с 1949 года.

Вместе с этим повсеместно снижаются скорости движения в городах до 30-50 км/ч, на подобных автобану экспресс-улицах предел скорости в Великобритании увеличился со 110 до 120 км/ч, на остальных экспресс-улицах максимальная скорость осталась 100 км/ч. В России, к сожалению, пока нет понятия экспресс-улица.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...