Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость значения коэффициента сцепления от различных факторов

Состояние дорожного покрытия Условия движения Коэффициент сцепления φ (при скорости движения 60 км/ч)
Сухое, чистое Особо благоприятные 0,7
Сухое, чистое Нормальные 0,5
Влажное, грязное Неблагоприятные 0,3
Обледенелое Особо неблагоприятные 0,1...0,2

 

При торможении колеса автомобиля часто возникают большие касательные усилия (рис.14)

 

Рис.14 Силы, действующие на дорожное покрытие при торможении:

Gкт — вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колёса; Мт — тормозящий момент; Ркт — сила торможения; v — скорость автомобиля

 

Сила торможения определяется по формуле

 

Ркт = φ Gкт,

 

где Gкт — вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колёса, Н.

Боковые касательные силы возникают при движении по криволинейным участкам дорог, при обгонах, боковом заносе, при сильном поперечном ветре, при наличии большого поперечного уклона проезжей части. Действие касательных сил в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием приводит к истиранию и деформации дорожного покрытия и истиранию шины.

Коэффициент сцепления является критерием скользкости дорожного покрытия.

Скользкость дорожного покрытия — важнейшая характеристи­ка транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Недостаточное сцепление шины колеса с дорожным покры­тием является, как правило, первопричиной дорожно-транспорт­ных происшествий с тяжелыми последствиями.

Статистика показывает, что вследствие низкого значения ко­эффициента сцепления в весенний и осенний периоды происхо­дит до 70% всех дорожно-транспортных происшествий, в летний период 30 %.

Наиболее резкое снижение скорости наблюдается при появлении льда, поскольку водители в этот период наиболее осторожны.

Для рекомендации водителям безопасных режимов движения и для выявления участков дорог с низкими сцепными качествами необходимы данные о значении коэффициента сцепления.

Коэффициент сцепления измеряют с помощью портативных (малогабаритных) приборов, динамометрических установок и методом торможения.

При измерении коэффициента сцепления портативными приборами не требуется специальных установок и автомобилей. С помощью этих приборов возможно измерение коэффициента продольного сцепления на площадях ограниченного размера. Недостатком портативных приборов являются малые размеры резинового элемента, имитирующего протектор автомобильной шины. По этой причине такие приборы не используют для измерения коэффициента сцепления грубо-шероховатой поверхности. Другим недостатком портативных приборов является моделирование качения колеса автомобиля с низкими скоростями.

Определение коэффициента сцепления с помощью динамических установокпроизводят при движении автомобиля с определённой скоростью. Существует много конструкций динамометрических установок. Как правило, установки состоят из одноколёсного прицепа.

Динамометрическими тележками определяют коэффициент сцепления по силе тяги, необходимой для протаскивания по дорожному покрытию заторможенного колеса с заданной постоянной скоростью. Сила сцепления шины тележки и дорожного по­крытия при торможении Рх, Н, определяется динамометром.

Коэффициент продольного сцепления определяют по формуле

 

φ1 = Рх/G,

 

где G - вертикальная нагрузка, которая передается колесом на дорогу, Н.

Метод определения сцепления дорожного покрытия по отрицательному ускорению является расчётным. Для этого автомобиль оборудуется регистрирующей аппаратурой и акселерометром — прибором, измеряющим отрицательное ускорение в процессе торможения.

Коэффициент продольного сцепления определяют по формуле

 

φ1 =j/g,

 

гае j - отрицательное ускорение, м/с2; g - ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2.

Однако приведенная зависимость справедлива только для горизонтальных участков дороги и прямолинейного движения автомобиля.

Для измерения коэффициента сцепления методом тормозного пути выбирают горизонтальный ровный участок дороги с сухим покрытием и разгоняют автомобиль до скорости 40 км/ч и в момент пересечения намеченного места тормозят до полной остановки, затем замеряют тормозной путь. Допускается производить замеры на участках дорог не отвечающим вышеуказанным требованиям. Коэффициент продольного сцепления в этом случае вычисляют по нижеприведённой формуле по длине измеренного тормозного пути:

где Кэ — коэффициент эффективности торможения, для легковых автомобилей Кэ =1,2; v — скорость в начале торможения, км/ч; SТ — длина тормозного пути, м; i — продольный уклон дорожного покрытия (знак "минус" при подъёме, "плюс" на спуске).

Результаты измерений методом тормозного пути несколько превышают значения, полученные с помощью динамометрического прицепа.

Существенное влияние на коэффициент сцепления оказывает температура воздуха. В качестве эталона принимается коэффициент сцепления, полученный при температуре воздуха 20°С. При определении коэффициента сцепления при других температурах вводят поправки.

Состояние дорожного покрытия по сцепным качествам оцени­вают путем сравнения фактического значения коэффициента про­дольного сцепления с его предельно допустимым значением. До­рожное покрытие удовлетворяет требованиям эксплуатации, если фактическое значение коэффициента сцепления оказывается больше предельно допустимого значения или равным ему. Предельно допустимое значение коэффициента продольного сцепления ус­тановлено в ГОСТ Р 50597—93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», и составляет 0,3 при измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора.

С целью повышения коэффициента сцепления устраивают по­верхностную обработку, обеспечивающую высокую шероховатость, или устраивают дорожные покрытия, способствующие быстрому отводу поверхностного стока жидкости с дороги.

Появление приборов, измеряющих коэффициент поперечного сцепления, позволяет нормировать значения этого коэффициента. В ряде стран (Великобритания, Франция) коэффициент поперечного сцепления принят в качестве основного показателя сцепных качеств дорожного покрытия, так как он более точно отражает взаимодействие шины колеса автомобиля с дорожным покрытием в момент дорожно-транспортного

происшествия.

 

РОВНОСТЬ «ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ»

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...