Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы повышения безопасности на опасных участках

Дорог и на перекрестках

 

Принятие решения о применении того или иного способа повышения безопасности дорожного движения на опасных участках и перекрёстках базируется на обработке статистических данных аварийности, материалах обследования маршрутов движения, материалах обследования каждого места дорожно-транспортного происшествия с учётом дорожно-климатических условий и условий видимости. Но едва ли не решающую роль в принятии такого решения играет возможность финансирования проекта реконструкции или нового строительства дороги или её участка. Поэтому самым распространённым способ повышения безопасности движения остаётся установка знаков ограничения. Такой способ оправдан как временное решение и является не более чем попытка уйти от решения вопроса, если никаких более действенных мер не предпринимается. Ведь если установлено ограничение, значит параметры дороги, улицы, методы регулирования движения не обеспечивают безопасности движения водителей или пешеходов. В дорожно-транспортных происшествиях участвуют люди — водители, пешеходы, а автомобили выступают в качестве инструмента, который неправильно или не по назначению применили. Даже выражение "дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешехода" говорит об ущербности подхода к выявлению причин ДТП. Опосредованно, через водителя, автомобиль становиться равноправным участником движения наряду с пешеходом (человеком). Причина этого подхода лежит в небольшом по историческим меркам промежутке времени бурного развития автомобилизации. В начале прошлого века дороги повсеместно принадлежали пешеходам, поскольку конное движение было соизмеримо в скоростях с пешеходным движением, а интенсивное транспортное движение концентрировалась на небольших участках. Развиваясь, автомобилизация загнала пешеходов вначале на тротуары, а затем и в подземные и наземные пешеходные переходы. Человек в автомобиле стал выше человека пешехода. Далее лавинообразно увеличилось количество ДТП с участием всех участников движения. Локальные методы решения проблемы аварийности, как-то; расширение и строительство новых дорог, качественное развитие техники и т.д. дают временный эффект. Требуется смена философии, осмысления подходов к взаимодействию участников движения. Некоторое понимание и нахождение новых подходов к обеспечению безопасности движения нащупывается в западноевропейских странах, о чём речь пойдёт в следующей главе. Пока же аргументом для обоснования принятия действий для повышения, а правильнее говорить обеспечения безопасности дорожного движения и установления очерёдности проведения мероприятий является применение методов оценки ущерба от дорожно-транспортного происшествия.

 

Определение ущерба от ДТП

 

Ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько составляющих:

· от гибели и ранения людей;

· от повреждения транспортных средств;

· от порчи или утраты груза;

· от повреждения дорожных сооружений;

· от гибели и ранения людей (составляет самую значи­тельную часть ущерба от дорожно-транспортного происшествия);

· от дорожно-транспортного происшествия оценивается на основании расчета прямых и косвенных экономических потерь.

К прямым (непосредственным) потерям относятся: экономические потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей; затраты ГИБДД МВД России и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий и медицинских учреждений на лече­ние потерпевших; затраты предприятий и организаций, сотруд­ники которых стали жертвами аварий (оплата листков нетрудо­способности, выдача пособий); затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.

К косвенным относятся экономические потери вследствие вре­менного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.

Суммарные потери от одного дорожно-транспортного проис­шествия определяют по формуле

 

где П1i — затраты на восстановление поврежденных транспортных средств, руб.; П2i — потери, связанные с простоем транспортных средств с момента происшествия до их восстановления, руб.; П3i — затраты на ремонт поврежденных улиц, инженерных сооружений (направляющих ограждений, технических средств регулирования, перил мостов, опор путепроводов, дорожных знаков и т.д.), руб.; П4i — потери от порчи или утраты грузов в результате происше­ствия, руб.; П5i — затраты, связанные с нарушением нормальных условий движения в зоне происшествия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду) и транспортных средств при пропуске их по объезду) и с уборкой части дороги после происшествия, руб.; П6i — экономические потери от вовлечения человека в происшествие (потеря части на­ционального дохода, расход на лечение, оплата листков нетру­доспособности, пенсии, пособия и т.д.), руб.; П7i — затраты ор­ганов ГИБДД, судов и прокуратуры на обследование, оформле­ние материалов по происшествию, ведение дознания, вызов сви­детелей по происшествию, рассмотрение дела в суде и т.д., руб.; n — число транспортных средств, грузов, людей и т.д., включен­ных в одно происшествие.

Для оценки потерь общества из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Основой данного метода является выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получило бы в случае предотвращения гибели человека в дорожно-транспортном про­исшествии. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан.

Ущерб от гибели и ранения людей в результате дорожно-транспортного происшествия определяют по формуле

 

П6i = Пс + Пб + Пинв + Пин + Пр + П ,

 

где Пс — потери, связанные с гибелью людей, имевших семью, руб.; Пб — потери, связанные с гибелью людей без семьи, руб.; Пинв — потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, полностью лишившей их трудоспособности, руб.; Пин — потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, частично лишившей их трудоспособности, руб.; Пр — потери, связанные с временной нетрудоспособностью, руб.; Пд — потери связанные с гибелью детей, руб.

Потери, связанные с гибелью в результате дорожно-транспортного происшествия людей, имевших семью (Пс), и людей без семьи (Пб) определяют по формулам:

Пс = Н1 + Кс;

 

Пб = Н2 + Кб,

 

где Н1 — стоимостная оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью, руб.; Кс = Nпdис — число погибших, имевших семьи чел.; dис— удельный вес людей из числа погибших, имевших семью, отн. ед.; Nп общее число погибших в результате происшествия, чел.; Н2 — стоимостная оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семью, руб.; Кб = Nп - Кс — число погибших без семьи, чел.

Потери, связанные с получением инвалидности, в результате которой пострадавшие полностью (Пинв) или частично (Пин) ли­шены трудоспособности, рассчитывают по формулам:

 

Пинв = Н3Кинв;

 

Пин = Н4Кин,

 

где Н3 — стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы, руб.; Кинв = Кн - Кин — число инвалидов, которые получают пенсию, чел.; Кин = Кн dри — число инвалидов, которые получают пенсию и од­новременно работают, чел.; dри — удельный вес инвалидов, кото­рые получают пенсию и одновременно работают, отн. ед.; Кн = Nр dри — число пострадавших, получивших инвалидность, чел.; Nр — общее число раненых в результате происшествия, чел.; dпи — удельный вес пострадавших, получивших инвалидность, отн. ед.; Н4 — стоимостная оценка ущерба от ранении с получением инва­лидности и возможностью дальнейшей работы, руб.

Потери от ранения людей, получивших временную нетрудо­способность в результате дорожно-транспортного происшествия:

 

ПР = Н5КР,

 

где Н5 — стоимостная опенка ущерба от ранения без получения инвалидности; Кр= Np - Кн — число пострадавших, получивших временную нетрудоспособность, чел.

Потери от гибели детей в результате дорожно-транспортного происшествия:

Пд = Н6Кд ,

 

где H6 — стоимостная опенка ущерба от гибели ребенка, руб., Кдчисло погибших детей, чел.

К основным составляющим ущерба от гибели или ранения людей в результате дорожно-транспортных происшествий относятся:

· потери экономического вклада из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные поврежде­нии;

· затраты на оказание пострадавшим первой медицинской по­мощи и лечение;

· выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших); оплата по временной нетрудоспособности.

При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад во внутренний валовой продукт. Средний возраст погибших в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий определяется на осно­вании официальных статистических данных по формуле, отражаю­щей удельный вес числа погибших каждой возрастной категории:

где Si — средний возраст погибших данной возрастной категории; Ri — удельное число погибших данной возрастной категории, отн. ед.

Расчеты показывают, что средний возраст погибших в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера­ции 39,5 лет. При проведении ежегодных расчетов стоимостной оценки ущерба от гибели человека данная величина должна уточ­няться исходя из последних статистических данных.

Согласно существующему законодательству пенсионный воз­раст для мужчин 60 лет, женщин 55 лет. Ожидаемое количество лет, которое не дорабатывают до пенсионного возраста: у мужчин 20,5 лет, у женщин 15,5 лет, что составляет в среднем 18,5 лет.

Потери в рабочих днях, если человек не работает в течение 1 года — 262 рабочих дня.

Для стоимостной оценки ущерба общества в результате гибели и ранения человека методом общих доходов определяется величи­на Д — не произведенный им внутренний валовой продукт. Оценка ущерба рассчитывается как частное от деления суммы фактическо­го конечного потребления Пкон населения и государственных учреждений (за вычетом социальных трансфертов в натуральной форме) и валового накопления Вн за год, на который ведется расчет, на среднегодовую численность населения, занятого в экономике за тот же год, Nч:

При расчете стоимостных оценок ущерба от гибели или ранения человека за базу принимается прогноз Минэкономразвития России о росте внутреннего валового продукта и оценка индекса дефлятора внутреннего валового продукта. Доходы, которые могли бы быть получены в будущем, если бы человек не погиб и работал, приводятся к текущему моменту времени методом дисконтирования.

Составляющими пособий по случаю потери кормильца являются:

· пособия детям в возрасте до 16 лет;

· пособия другим членам семьи, находящимся на иждивении.

При оценке потерь от ранения человека учитывают две группы пострадавших: получившие инвалидность и получившие времен­ную нетрудоспособность.

При получении инвалидности учитывают стоимость нахожде­ния в стационаре, оплату по временной нетрудоспособности, выплату пенсии по инвалидности, потери доходов обществом. При временной нетрудоспособности учитывают стоимость нахождения в стационаре, оплату по временной нетрудоспособности, потери доходов обществом.

По степени тяжести ранения, полученные в результате дорож­но-транспортного происшествия, подразделяют на две категории: тяжелые и легкие.

К тяжелым ранениям относятся:

· длительные расстройства здоровья с временной утратой трудо­способности (60 дней и выше);

· пособия другим членам семьи, находящимся на иждивении.

При оценке потерь от ранения человека учитывают две группы пострадавших: получившие инвалидность и получившие времен­ную нетрудоспособность.

При получении инвалидности учитывают стоимость нахожде­ния в стационаре, оплату по временной нетрудоспособности, выплату пенсии по инвалидности, потери доходов обществом. При временной нетрудоспособности учитывают стоимость нахождения в стационаре, оплату по временной нетрудоспособности, потери доходов обществом.

По степени тяжести ранения, полученные в результате дорож­но-транспортного происшествия, подразделяют на две категории: тяжелые и легкие.

К тяжелым ранениям относятся:

· длительные расстройства здоровья с временной утратой трудо­способности (60 дней и выше);

· стойкая утрата трудоспособности (инвалидность).

К легким ранениям относится расстройства здоровья с вре­менной утратой трудоспособности продолжительностью до 60 дней.

При определении потерь, связанных с временной нетрудоспо­собностью, используют следующие данные: средняя продолжи­тельность временной нетрудоспособности; затраты на медицин­ское обслуживание при стационарном лечении; потери доходов общества из-за временной нетрудоспособности человека.

Оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семьи:

 

Н2 = Днп+Ру,

 

где Ру — расходы на оказание ритуальных услуг, руб.; Днп — доходы, которые принес бы человек, если бы работал с момента гибели до пенсии, руб.:

где tp — прогноз темпа роста внутреннего валового продукта, отн. eд. в сопоставимых ценах; i — индекс внутреннего валового продукта за рассматриваемый период, отн. ед. в текущих ценах; r — коэффициент дисконтирования, отн. ед.

Оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью:

 

Н1 = Н2ижд,

 

где Пижд — сумма ожидаемых к выплате пособий по случаю потери кормильца за 12 лет, руб.:

где Пиж — пособие по случаю потери кормильца (среднемесяч­ное) в год, на который ведется расчет, руб.; 1,381 — среднее количество человек в семье, получающих пособие по случаю по­тери кормильца.

После ранения в дорожно-транспортном происшествии и до получения инвалидности пострадавшему выплачивается пенсия по инвалидности в среднем в течение 10,6 лет. Сумма пенсии опреде­ляется следующим образом:

где Пр, — среднемесячная пенсия по инвалидности в год, на ко­торый ведется расчет, руб.

Продолжительность нахождения пострадавшего в стационаре 120 дней, а временной нетрудоспособности — 150 дней.

Потери дохода общества при временной нетрудоспособности

Дбл = 150Пс,

где Пс — потери в сутки, руб.:

Пс = Д/262.

 

Доходы, которые принес бы человек при условии полноценной работы с момента ранения в течение 10,6 лет:

Ущерб от тяжелого ранения человека, получившего инвалидность и неработающего:

Н3 = Дтр + Пинвбт + Дбл.

где Нб — затраты на стационарное лечение; НТ — оплата временной нетрудоспособности.

Ущерб от тяжелого ранения человека, получившего инвалидность и работающего:

Н4 = 0,5Дтринв б т + Дбл ,

Средняя длительность стационарного лечения одного пострадавшего 20 дней, а средняя продолжительность последующей временной нетрудоспособности пострадавшего 30 дней.

Ущерб от легкого ранения складывается из затрат на лечение в стационаре (20 дней) Об, оплаты временной нетрудоспособности (30 дней) Oбл, потерь общества за время лечения в стационаре и временной нетрудоспособности:

Двит = Пс (30 + 20).

 

Суммарные потери общества от легкого ранения человека

 

Н5 = Об+ Обл + Двит.

 

Анализ проведенных исследований показал, что средний воз­раст гибели ребенка составляет 11 лет. Расчет ущерба для обще­ства в результате гибели ребенка проводится следующим образом. Затраты на обучение одного ребенка

Зобуч= Зг.обуч/Nуч ,

 

где Зг.обуч — затраты на образование в году, на который ведется расчет, руб.; Nуч— общее число учащихся в расчетном году, чел.

Доля учащихся в средних специальных учебных заведениях:

 

ΔNт = Nспо /Nуч,

 

где Nспо — число студентов в учреждениях среднего профессио­нального образовании в расчетный год, чел.

Подобным образом рассчитывается доля учащихся в вузах в расчетном году

Затраты общества на обучение, если бы ребенок не погиб: на обучение в школе (дети в возрасте от 11 до 16 лет):

на обучение в учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях:

где 3,5 — продолжительность обучения соответственно в учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях.

Заработная плата родителей, необходимая для того, чтобы вырастить ребенка до трудоспособного возраста:

на детей, учащихся в школе:

где 3г — среднегодовая заработная плата одного работника в рас­четный год, руб.;

на детей, учащихся в учреждении среднего профессионально­го образования или высшем учебном заведении:

 

Доходы, которые недополучены обществом от ребенка в ре­зультате его гибели:

 

 

где 0,757 — коэффициент, учитывающий долю учащихся, начи­нающих работать в 16 лет.

При технико-экономических расчетах суммарные экономические потери от дорожно-транспортных происшествий определяются по формуле:

 

где Тсл — период суммирования, лет; Псрt — средние потери от одного происшествия в t-м году, руб.; Мт — коэффициент, учитывающий тяжесть происшествий; Nт — среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут; L — протяженность реконструируемого участка, км; Енп — нормативный коэффициент эко­номической эффективности, Енп = 0,08.

Для оценки степени снижения ущерба от дорожно-транспортных происшествий может быть использован метод коэффициентов снижения потерь, которые характеризуют уровень снижении потерь от дорожно-транспортных происшествий после проведения соответствующих мероприятий.

Годовой ущерб от дорожно-транспортных происшествий в проектируемых условиях после внедрения мероприятий и годовую экономию от снижения числа дорожно-транспортных проис­шествий ЭƩ можно определить по формулам:

ПƩпр = ПƩсущƩКп1Кп2Кп3...Кпn ;

ЭƩ =ПƩсущ (1 - Кп1Кп2Кп3...Кпn),

где ПƩсущ — годовой материальный ущерб от дорожно-транспорт­ных происшествий до реализации мероприятий по снижению числа дорожно-транспортных происшествий; Кп1Кп2Кп3...Кпn — коэффициенты снижения потерь по отдельным мероприятиям (табл. 7)

Целесообразность проведения мероприятий, направленных на сокращение ущерба от дорожно-транспортных происшествий:

Таблица 7

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...