Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие

Межкультурная коммуникация представляет собой сложную систему, все элементы которой функционируют в тесной взаимо­связи и взаимозависимости. Согласно О.А. Леонтович, состав­ляющие межкультурной коммуникации существуют в динамике и меняются под влиянием различных факторов, от которых и зави­сят характер и исход коммуникации.

Межкультурная коммуникация включает следующие пере­менные, наделенные межкультурной спецификой.

Участники коммуникации. Коммуникация - это процесс кру­гового взаимодействия, который включает в себя отправителя ин­формации, ее получателя и само сообщение. Участниками комму­никации являются отправитель и получатель информации, кото­рые различаются по своей функции в процессе межкультурной коммуникации (источник / адресат), степени активности (отправи­тель более активен, чем получатель), по характеру деятельности (кодировщик / декодировщик информации). В межкультурные коммуникации могут вступать отдельные личности, малые или большие группы лиц и целые культуры.

Взаимоотношения между коммуникантами. Качество взаи­моотношений между коммуникантами может зависеть от степени знакомства, соотношений комплексов ценностей, ролевых отно­шений.

Отношение к межкультурной коммуникации. Осознание се­бя как участника межкультурной коммуникации является положи­тельной предпосылкой, настраивающей коммуникантов на эффек­тивное общение. Собеседники, вступающие в контакт с предста­вителями чужой культуры, должны учитывать это обстоятельство при выборе коммуникативных средств, так как это облегчает их взаимодействие. Так, носители языка, обладающие опытом меж­культурного общения, стараются говорить более четко и медленно, избегают использования идиом, сленга, окказионализмов и усе­ченных синтаксических конструкций. Однако в некоторых ситуа­циях высокий уровень коммуникативной компетенции иностранца вводит в заблуждение носителя лингвокультуры, и он обращается к собеседнику как к соотечественнику. Такие коммуникативные акты нередко заканчиваются неудачей. Ситуация усложняется, если оба собеседника не информированы о принадлежности друг друга к разным культурам. Социальный мотив при вступлении в межкультурные контакты оказывает существенное влияние на ха­рактер межкультурной коммуникации. Речь может идти о выжи­вании в чужой стране, чисто деловом общении, основанном на расчете, искреннем и доброжелательном отношении, связанном с желанием познать чужую культуру, враждебном настрое и т. д. По мнению О.А. Леонтович, исходные позиции коммуникантов могут быть классифицированы как идеализирующая, нейтральная, отри-

дающая. Они могут быть направлены на познание или отторжение чужой культуры. Негативный настрой в межкультурной коммуни­кации способен вызывать дисбаланс в восприятии чужой культу­ры, следствием которого могут стать упрощение, недооценка или искажение информации о той или иной культуре. Интенсивность культурных переживаний в межкультурной коммуникации нахо­дится в прямой зависимости от того, насколько действенны сле­дующие факторы: этноцентризм, языковая компетентность, глу­бина погружения в чужую культуру и т. д. Как пишет О.А. Леон-тович, глубина переживания, несомненно, сильнее у человека, лично вступающего в межкультурное общение (в магазине, в бан­ке, на улице, с параллельным осуществлением различных комму­никативных действий, включая речевые), нежели у туристов, кото­рые наблюдают чужую страну из окна автобуса [Леонтович, 2007, с. 29].

Формы межкультурной коммуникации. По форме коммуни­кация может быть прямой / косвенной и опосредованной / неопо­средованной.

При прямой коммуникации информация адресована отправи­телем получателю. Она может осуществляться в устной или пись­менной форме. Устная речь сочетает вербальные и невербальные средства.

В косвенной коммуникации информационными источника­ми являются произведения искусства, телевидение, пресса, Интер­нет и т. д. Косвенные формы коммуникации включают также чте­ние иностранных журналов, книг, просмотр иностранных фильмов и международной рекламы, дистанционное обучение и т. д.

Неопосредованная и опосредованная формы общения раз­личаются с точки зрения наличия / отсутствия в коммуникативной цепочке промежуточного звена, выступающего в роли посредни­ка. Функции посредника может выполнять человек (переводчик) или техническое средство (телефон, компьютер и т. д.).

Виды коммуникативной деятельности. Коммуникация пре­дусматривает различные виды коммуникативной деятельности: го­ворение, аудирование, письмо и т. д. Общение представляет собой двусторонний процесс, действия со стороны отправителя и получа­теля информации синхронизируются, являясь своего рода зеркаль-

 

ным отражением друг друга. Говорение всегда идет в паре со слу­шанием, а жесты и мимика - в паре с их зрительным восприятием. Эти закономерности универсальны как для коммуникации внутри одной культуры, так и для межкультурной коммуникации.

Параметры содержания информации. Тематика общения мо­жет разделяться на «опасную» и «безопасную». Безопасными те­мами при общении с малознакомыми людьми считаются погода, дети, род занятий, домашние животные. Опасными темами счита­ются религиозные верования, политические убеждения, сексуаль­ные, этнические, расовые проблемы. Общение может отличаться по стилистической тональности и жанру.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...