Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мировозрения, его основные элементы.

Понятие мировозрения, его основные элементы.

Миф, религия, философия: их общие и отличительные черты.

Сущность философского мировоззрения. Предмет философии. Основные функции философии.

Философия в современном мире. Философия и наука.

Философская мысль Древней Индии, ее основные направления и школы.

Философия буддизма

Философия джайнизма, основные принципы.

Ортодоксальные философские школы Древней Индии.

Специфика древнекитайской философии

Основополагающие принципы учения Конфуция.

Социально-этические взгляды Конфуция

Основные проблемы философии даосизма

Философия легизма и моизма.

Античная философия как мировозренческая основа западной цивилизации и культуры. Понятие космоса и логоса

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен 15.Натурфилософcкие и антропологические учения Античной Философии.

Учение Гераклита о мире. Представление Гераклита о преходящем характере всего существующего

Элейская школа: Парменид, Зенон. Апории Зенона

Атомистическое учение Демокрита

Релятивизм в учении софистов

Античный скептицизм

Философия Сократа. Его критика натурфилософии. Смысл девиза Сократа.

Объективный идеализм Платона. Учение Платона об идеях. Критика его Аристотелем.

Учение Платона о государстве

Аристотель – крупнейший мыслитель античности

Апологетика, патристика и схоластика в средневековой философии.

Фома Аквинский

Номинализм и реализм в средневековой философии

Арабский перипатетизм. Философские взгляды аль-Фараби и ибн-Сины

Философия ибн-Рушда. Учение о двойственной истине.

Суфизм-мистико-аскетическое течение в исламе.

Антропоцентризм и гуманизм Возрождения.

Ренессанская философия человека и природы (Н.Кузанский, Дж.Бруно)

Пантеизм и утопизм возрождения

Особенности философии Нового Времени. Рационализм и эмпиризм.

Ф.Бэкон-основоположник эмпиризма нового времени. Сенсуализм Дж.Локка.

Рационализм Нового Времени.

Философия эпохи Просвещения, её отличительная особенность.

Философия эпохи Просвещения, её отличительная особенность.

И.Кант – родоначальник классической немецкой философии.

Критическая философия И.Канта. Агностицизм и априотизм И.Канта

Этика и.канта. Категорический императив как принцип морали по канту.

Идеализм и диалектика в философии Гегеля

Антропологический материализм Фейербаха.

Основные идеи философии марксизма: идея практики и материалистическое понимание истории.

Особенности казахской философии. Мировоззрение Абая Кунанбаева («Слова назидания»).

Шакарим Кудайбердиев

Казахские просветители..

49. Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на проблемы казахской государственности, судопроизводства, культуры, образования и др

Спор славянофилов и западников в России XIX – XX вв

Русский космизм

Критический пересмотр основных принципов классической философии

Волюнтаризм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке, религии ,морали, обществе

Теория бессознательного и психоанализ З.Фрейда

Философия экзистенциализма и ее разновидности

Позитивизм, его основные идеи и исторические формы

Неопозитивизм и Постпозитивизм

Карл Поппер и проблема демаркации. Принцип фальсификации

Герменевтика: проблема метода.

Постмодернизм

Бытие, субстанция, единство мира. Современные представления о структуре и свойствах материи

Общество как объект познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.

Движение, пространство, время - атрибуты материи.

Сознание как философская проблема.

Обшественное сознание и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое

Основные проблемы и понятия гносеологии

Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания

Чувственное познание

Проблемы истины в философии

Общество как объект философского анализа. Формирование философских взглядов на общество и его развитие

Субъективный фактор в истории,

Проблема человека в философии.

Философия буддизма.

Слово «буддизм» произошло с санскрита и означает «учение для просветления». Суть духовной практики буддизма заключается в пробуждении духовных свойств человека для достижения им нирваны. Ключевой фигурой в буддизме является Гаутама Сиддхартха — принц, достигший нирваны и принесший людям свой опыт для передачи знания.

Это реальная историческая личность, он родился в Индии в середине VI века до н. э. Это было особенное время в развитии духовности Востока. Именно тогда в мире воплотилось огромное количество выдающихся философов и духовных учителей: в Китае это Конфуций и Лао-Цзы, в Иране — Заратустра, в Греции — Пифагор и Гераклит, в Индии — Гаутама Сиддхартха.

В основе буддистской религии — учение Четырёх Благородных Истин (Чатур Арья Саттьяни): «О страдании», «О природе страдания» (закон кармы), «О прекращении страдания путем устранения его источников» и «Об истинных путях прекращения страдания».

Учение о карме — одна из основополагающих доктрин буддизма. Само по себе слово «карма» означает «действие», а вовсе не не как «судьба» или «предопределенность», как привыкли у нас считать. Карма — это именно действие, за которым следует результат. Совокупность всех дел, совершенных человеком в жизни — и есть результат, который проявляется в следующем воплощении как отправная точка, с которой душа начинает свой новый виток развития или деградации. Таким образом, карма может быть благоприятной или неблагоприятной.

Сансара — это «колесо» перевоплощений человеческого духа из одной физической формы в другую, которое воспринимается как школа взросления духа. Итогом проживания сансары является достижение высшей точки духовного бытия — просветления. При этом воплощения на пути к нирване могут быть самые разные. Кроме человеческого, концепция буддизма предполагает возможными ещё несколько форм существования: божество (дэв), воин (асур), человек — это благоприятные формы рождения, а также животное, голодный дух (прета) и обитатель ада — это, мягко говоря, неблагоприятные формы рождения.

Учение буддизма воспринимает Бога как абсолютную энергию творения и не имеет традиции поклонения Богу как воплощенной личности. Буддизм видит бога в каждом человеке, он повсюду, всё сущее есть проявление Творца. И если индуизм первостепенное внимание уделяет мифологии и ритуалу, то буддизм, напротив, сродни современной психологии — он заботится о состоянии человека, его духовном прогрессе как пути к достижению вечного блаженства, нирваны. Способ достижения этого блаженства заключается не столько в том, чтобы удовлетворить человеческое любопытство относительно происхождения мира и природы божественного, а скорее в том, чтоб понять причину страданий и пути их преодоления.

 

Философия легизма и моизма.

Релятивизм в учении софистов

Релятивизм учения софистов. (РЕЛЯТИВИ́ЗМ- Философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний. Софисты, развивали учение Демокрита. Один из основоположников этого учения Протагор (ок. 480 г. — 410 г. до н. э.) делает отступление в сторону субъективизма. Он провозглашает человека мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: «То ведь, что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает». А скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгия: 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.

Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. Однако не только релятивизм определяет этику софистов. Вслед за Демокритом софисты скептически относятся к существованию богов, и первые проблему «зла в мире» используют для отрицания божественного вмешательства в людские дела. Еще более значительным достижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идея равенства всех людей — знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных и рабов; «Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины», — утверждал Антифонт. Просветительская деятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания – человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на творчество морального закона. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным – в обще значимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма).

Античный скептицизм

Античный скептицизм – (от греч. Рассматривающий)- философское направление исследующий, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. В обыденном смысле скептицизм-психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздержаться от высказывания категорическиих суждений. Скептики не верили в возможность рационального обоснования норм поведения, отрицали объективное существование добра и зла; отвергали существование причины явлений и т.д. Систематизировал идеи скептицизма древнегреческий философ, врач по профессии Секст Эмпирик. В своих произведениях «Пирроновы основоположения», «Против ученых» разбирая взгляды ученых разных областей знания , он ищет элементы скептического взгляда на мир. Категорически утверждал что «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». Поэтому нужно воздерживаться от суждений.

 

Учение Платона о государстве

Платон – основоположник объективного идеализма со всей его тысячелетней перспективой в последующих европейских культурах. Он несет с собой все недостатки абстрактного идеализма. Истинное бытие, учил Платон, составляет мир идей (эйдосы), чувственные вещи изменчивы и непостоянны, они возникают и исчезают и являются только тенями идеи - вечных и неизменных духовных сущностей. Высшей идеей является благо, высшее добро. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. В этой связи следует считать правильной аристотелевскую критику Платона за его учение о неподвижных и изолированных сущностях. Изучая Платона, мы находим у него в разных местах тенденцию представлять себе идеи в виде абстрактных сущностей вещей, изолированных от самих вещей и получающих для себя место где-то в небесных или “занебесных” областях. Тут Аристотель совершенно прав: сущность вещи не может быть вне самой вещи. С точки зрения Платона, высшим благом для государства, т.е. эйдосом государства выступает справедливость. Справедливость он понимает как распределение труда в соответствии с природными задатками, которое делает всех граждан нужными друг другу. В идеальном государстве должно быть 3 группы граждан: философы, правители (господствует разумная часть души, высшая добродетель – мудрость), воины, стражи (господствует яростная часть души, высшая добродетель – мужество), ремесленники, земледельцы (господствует вожделеющая часть души, высшая добродетель – умеренность). Как в душе человека должна господствовать разумная часть, так и в идеальном государстве должны править философы.

 

Пантеизм и утопизм возрождения

Пантеизм - фил-ское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах. Человек как бы поднимается на пьедестал, он учится у природы, улучшает ее. Крупнейшим представителем пантеизма был Дж.Бруно . Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.утопизм-Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунис

 

Рационализм Нового Времени.

Рационализм — направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т. е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. Рационализм берет свое начало в философии французского философа Рене Декарта. В поисках истины Р. Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение «Мыслю, следовательно, существую», — поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Р. Декарт - дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Духовная- неделимая. Материальная – делимая до бесконечности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, присущие ей изначально, не приобретенные в опыте, так называемые врожденные идеи.

Спиноза(монист) считал, что существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны, есть «природа творящая» (Бог), а «с другой - «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над ней. Бог внутри природы. В центре внимания Спинозы, стоял вопрос о свободе. Его мысль, выраженная им в формуле «Свобода- это осознанная необходимость».(человек, знающий рамки)

 

Шакарим Кудайбердиев

- Представителем казахской культуры и философии – Шакарим Кудайбердиев. Шакарим является одним из последователей Абая, так же родственником и воспитанником.

- Центральный объект философии Шакарима – человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

- В своей философии он формулирует два основных направления развития человеческой мысли: одно – признающее идею творца-хозяина, другое – признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителей всех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи; материалисты же верны второй идее.

Три истины Шакарима

- Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. - Вторая истина – это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления.

- Третья истина – это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Казахские просветители..

Шокан Валиханов (1835-1865гг) родился 1835 года на территории современной Костанайской области, в Кусмурунском укреплении. Шокан- потомок Абылая. Его настоящее имя Мухаммед Ханафия.В 5 лет он научился читать. Бабушка прозвала его Шоканом. Шынгыс знал многих русских ученных.. В 1847 году его отец отдал в Сибирский кадетский корпус в г.Омске. Здесь он проучился 7 лет и, в 1853 г. закончив его, получилзвание корнета ковалерии. С молодых лет Шокан участвовал во многих экспедициях по изучению Средней Азии. В 1857 году посетил алатауских кыргызов, и побывал в Кашгарии.Во время поездки к алатауским кыргызам он первым записал кыргызский эпос «Манас». В Кашгарии Шокан был первым ученым после Марко Поло и иезуита Гоеса. Шокан был знаком с русским писателем Ф.М.Достоевским и со многими деятелями культуры и науки. В этот период он написал несколько интересных статей об истории и этнографии казахского народа. В 1861 году из-за болезни легких он вернулся в родной край.В апреле 1865 года болезнь обострилась и Шокан ушел из жизни.

Абай Кунанбаев- великий казахский акын, философ, основатель казахской письменной литературы. Он родился в 1845 году в Восточно-Казахстанской области на территории современного Абайского района у подножья гор Шынгыстау. Настоящее его имя-Ибрагим. Его мать Улжан называла сына Абаем. Его бабушка Зере положительно повлияла на воспитание внука. Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполни лось 10 лет, отец отдал его в семипалатинское медресе. Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. Участвуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей из народной среды. Абай часто общался с русскими учеными, с которыми познакомился в Семипалатинске. . Абай начал сочинять стихи рано, но как к серьезным занятию к поэзии начал относиться только тогда, когда ему исполнилось 40 лет. Его произведения призывали молодежь к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные условия жизни казахского народа. Вместе с его стихами до нас дошли 45-слов назиданий Абая. Это его произведение полно глубокого философского содержания о смысле жизни и о духовных ценностях человека. А.Кунанбаев переводил на казахский язык произведения русских писателей, таких как А.С. Пуушкин, М.Ю.Лермонтов, М.Е.салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой. А. Кунанбаев был он был и композитором. Избранные места поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил на эти стихи песни («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). В 1904 году Абай покинул этот мир. Сегодня бесценное наследие поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры.

Ыбырай Алтынсарин- просветитель, педегог, ученый, основоположник казахской дестской литературы. И.Алтынсарин родился в 1841 году в Костанайской области, в местности Аракарагай. Ибрай рано лишился отца, поэтому его воспитал дед Балгожа би. В 1857 году он с золотой медалью закончил школу Оренбургской пограничной комиссии. В школе Ибрай в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. В том же 1857 году он работает у деда- бия Балгожи в качестве переводчика. В 1864 году в Торгае открылась казахская школа, и Ибрай стал учить там казахских детей. Ибрай ездил по аулам и призывал казахский народ к учению .В 1879 году Ибрай стал инспектором школ Тургайской области. В этом году увидела свет его первая книга «Казахская хрестоматия», вышедшая в Оренбурге. «Казахская хрестоматия» была поучительна и носила воспитательный характер. Ибрай одним из первых призвал казахских девушек в овладению знаниям. В 1887 году Иргизе открылась школа для девочек с проживанием в интернате. Он писал рассказы для казахских детей, учитывая их возрастные особенности. И.Алтынсарин переводил книжки с русского на казахский язык. Он внес огромный вклад в развитие народного образования и покинул мир в возрасте 48 лет,оставив после себя много трудов. Деятельность И.Алтынсарина сыграла значительную роль в культурном и духовном развитии казахского народа, способствовала приобщению казахов к передовым достижениям мировой культуры.

 

49. Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на проблемы казахской государственности, судопроизводства, культуры, образования и др

В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия "Алаш", принята ее программа. Партия заявила, что будет бороться за создание казахской автономии, добиваться решения земельного вопроса, формирования народной милиции, налаживания дела просвещения, судопроизводства. В частности, партия "Алаш" в своей программе записала, что она выступает за правовое равенство женщин с мужчинами, за отмену калыма, аменгерства, многоженства, раннего сватовства и т.д.В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся второй всеказахский съезд, на котором было образовано правительство "Алаш-Орда". Председателем "Алаш-Орды" был выбран Алихан Букейханов (1866-1937). В состав правительства вошли Х.Досмухамедов, Дж.Досмухамедов, А.Беремжанов, М.Чокаев, М.Тынышбаев, Х.Габбасов, Ж.Акпаев, А.Ирмеков и другие. Правительство "Алаш-Орда" строило свою работу, исходя из программы партии "Алаш". А.Букейханов, разъясняя некоторые вопросы программы, сказал, что "милиция наша - это войско". Алаш-Ординское правительство признало, что народное образование (начальное, среднее и высшее, включая университеты) является делом бесплатным. Суды рассматривали все вопросы уголовного и гражданского порядка, кроме записей актов гражданского состояния: браков, рождения, смерти и разводов, которые оставались уделом казахских мулл. 1919 году советская власть поставила "Алаш-Орду" как правительство вне закона, и оно прекратило свою деятельность. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток, в Монголию. Мы знаем, что там культуры нет, наши взоры устремлены на Запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских". Судьба алашординцев окончилась трагически. Они были уничтожены как контрреволюционеры, враги народа.Таким образом, правительство "Алаш" сошло с исторической арены непонятым.

Русский космизм

Особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм и естественнонаучный. Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров. В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”.Учение К.Э. Циолковского относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В.И Вернадский (1863-1945) . Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

 

Неопозитивизм и Постпозитивизм

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).

Б. Рассел метод логического анализа применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Течения: -критический рационализм К. Поппер. -научный материализм П. Фейерабенда

Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ философии науки, объединенных критическим отношением к наивным эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и ставили целью получение объективного знания из опыта.

Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера. Выступая против неопозитивизма Венского кружка, Поппер подверг критике принцип индукции, указав, что никакое теоретическое знание из опыта не выводится. Поскольку кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно. Это утверждение получило название принципа фаллибилизма. В основе теории лежит догадка, подкрепленная эмпирическими фактами. Теория должна быть способна предсказывать новые факты, которые в ходе проверки могут не подтвердиться (принцип фальсификационизма). Рано или поздно любая теория оказывается опровергнутой, а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием (эволюция знания). Поппер обратил внимание, что эмпирический базис науки — это в значительной мере продукт рациональной конвенции, а термины языка науки всегда теоретически нагружены.

 

Герменевтика: проблема метода.

Наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Франс Гадамер-нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими и историческими науками.

Понятие герменевтики имеет несколько основных значений. Во-первых, это теория и методология толкования текстов («искусство понимания»). Во-вторых, герменевтика – течение в философии ХХ века. Хотя история герменевтики может быть прослежена через средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине XVII в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методологической рефлексии практики комментирования.

Возникновение современной герменевтики датируется рубежом XVIII и XIX веков. Решающий вклад в ее создание внес немецкий философ и теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834).

Шлейермахер часто рассматривается как автор идеи герменевтического круга, понимаемого в качестве основного принципа интерпретации. Дух, который пронизывает целое (например, текст), оставляет свой отпечаток на его отдельных частях. Части должны быть поняты на основе целого, а целое должно быть понято как внутренняя гармония частей. Точка зрения Шлейермахера на герменевтику отмечена влиянием Романтизма. Центральным аспектом герменевтики становится идентификация исследователя текста с индивидуальным, уникальным содержанием духа («индивидуальностью»), скрывающегося за текстом. Для Шлейермахера герменевтика имеет дело прежде всего не с текстом самим по себе, а с творческим духом, воплощенным в тексте. Основная проблема понимания связана с пространственной и временной дистанцией, разделяющей исследователя и объект понимания. Герменевтика может способствовать преодолению этой исторической дистанции. Шлейермахер подчеркивает необходимость идентификации исследователя с текстом, с авторским стилем мышления и с историческим контекстом. Филология оказывает важную помощь в позиционировании исследователя во внутрь интеллектуального горизонта автора и текста. Благодаря этому лучшее понимание текста дает нам лучшее постижение фундаментальных проблем эпохи. Кроме того, герменевтическая интерпретация может быть понята как возобновляющееся круговое движение от целого к частям и от частей к целому.

Следуя Шлейермахеру, герменевтика вызвала широкий переворот внутри новых гуманитарных наук. Она оказалась общей основой не только для теологии, литературоведения, юриспруденции и историографии, но и для остальных гуманитарных наук. В определенном смысле, она как их общее достояние способствовала конституированию их уникальности по отношению к естественным наукам. С герменевтической точки зрения, целью гуманитарных наук является понимание, а естественных наук – объяснение.

 

Постмодернизм

В поисках адекватной терминологии. Постмодернизм – сложное, многомерное, интенсивно развивающееся движение современной философской и социо-гуманитарной мысли Запада, своеобразная реакция на существенные перемены, происходящие в мировой культуре в последней трети ХХ века.

Постмодернизм – наметившийся в последней трети ХХ века сдвиг в культурном самосознании западного мира (после «модерна» или «современности») идейно-художественное течение, преодолевающее «современность», которая, однако, понимается по-разному: как рационализм Нового времени, как вера в прогресс, опирающийся на научное знание, как литературный эксперимент второй половины XIX века, как авангард в искусстве 10-20-х гг. XX века.

Постмодернизм – обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры, философской парадигмы второй половины XX в.

Постмодернизм можно рассматривать как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими.

Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Наличие многочисленных любопытных концепций постмодернизма свидетельствует о возникновении новой культурной ситуации, однако постмодернизм не имеет четкого парадигматического определения. Постмодернизм не является логическим понятием, определяющим реальною существующий объект. Поэтому неправомерна логическая, или хронологическая локализация постмодернизма, хотя такая возможность не исключается.

Сам термин указывает на то, что явление во многих своих формах и аспектах продолжает и завершает традиции Модернизма. Поэтому существующие теоретические разработки парадигмы постмодернизма строятся на различных основаниях в зависимости от того, что понимается под модернизмом и с какого времени последний берет свое начало. Размытость понятия «модернизм» делает таким же

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...