Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская мысль Древней Индии, ее основные направления и школы.

Главной особенностью индийской философии является то, что она занималась религиозными проблемами, поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса.

В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1. Ведийский период (1500 год до н. э. — 600 год до н. э.) Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими в собственном смысле этого слова. То было время поисков ощупью, когда суеверие и мысль еще находились в конфликте. Мир и его явления как совершенствование первичной сущности (Пуруши). В основе всего лежит вечно сущее Брахман, из которого развивалось все существующее и которое тождественно вечному, внутреннему ядру – Атману. В этот жепериод была создана теория о переселении души, хороших и дурных поступках – карма, теория круговорота повторяющихся рождений – сансары.

2. Классический период (600 год до н. э. — 1000 год н. э.) – проявляется интерес к этическим проблемам. Материалисты и фаталисты выступают против брахманов, реформистов, что приводит к развитии религиозных систем буддизма, джайнизма, шайвизма.

3. Постклассический, или индуистский период (с 1000 г. н.э.). Буддизм угасает, джайнизм теряет своб силу и значение.

Основопологающими принципами древнеиндийской философии являются: космизм (единая, неразрывная связь человека с космосом, небом), альтруизм (нравственный принцип, по которому благо другого и он сам нравственнно более значимы, чем собственное я и его благо), экологизм (неразрывная связь человека с природой и забота об окружающей среде).

Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Знанием, дававшим второе рождение, было знание Вед. В широком смысле слово «Веды» означает знание, в узком — «библию» брахманов.

Веды состоят из нескольких книг. До наших дней дошло всего четыре Веды:

♦ Ригведа – основопологающий сборник;

♦ Самаведа – сборник песен и священных заклинаний;

♦ Яджурведа – сборник жертвенных формул и заклинаний;

♦ Атхарваведа – сборник магических формул и заклинаний, сохранившихся с доарийских времен. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

♦ буддизм; ♦ джайнизм; ♦ чарвана-лакаята.

Локаятики выступали против основных положений религиозно – философских школ. Они признавали только этот мир – лока, говорили, что нет ни рая, ни ада, призывали к счастью на земле. Философия джайнизма – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Основная идея буддизма – освобождение от страстей путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающегося какие-либо желания, жажду жизни.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Вайшешика, Йога.

 

Основные черты и особенности индийской философии.

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).

В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан, любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Для Индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши.

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.

В древней индий общество делили на четыре варны, или касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.

Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.

Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.

Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

Философия буддизма.

Слово «буддизм» произошло с санскрита и означает «учение для просветления». Суть духовной практики буддизма заключается в пробуждении духовных свойств человека для достижения им нирваны. Ключевой фигурой в буддизме является Гаутама Сиддхартха — принц, достигший нирваны и принесший людям свой опыт для передачи знания.

Это реальная историческая личность, он родился в Индии в середине VI века до н. э. Это было особенное время в развитии духовности Востока. Именно тогда в мире воплотилось огромное количество выдающихся философов и духовных учителей: в Китае это Конфуций и Лао-Цзы, в Иране — Заратустра, в Греции — Пифагор и Гераклит, в Индии — Гаутама Сиддхартха.

В основе буддистской религии — учение Четырёх Благородных Истин (Чатур Арья Саттьяни): «О страдании», «О природе страдания» (закон кармы), «О прекращении страдания путем устранения его источников» и «Об истинных путях прекращения страдания».

Учение о карме — одна из основополагающих доктрин буддизма. Само по себе слово «карма» означает «действие», а вовсе не не как «судьба» или «предопределенность», как привыкли у нас считать. Карма — это именно действие, за которым следует результат. Совокупность всех дел, совершенных человеком в жизни — и есть результат, который проявляется в следующем воплощении как отправная точка, с которой душа начинает свой новый виток развития или деградации. Таким образом, карма может быть благоприятной или неблагоприятной.

Сансара — это «колесо» перевоплощений человеческого духа из одной физической формы в другую, которое воспринимается как школа взросления духа. Итогом проживания сансары является достижение высшей точки духовного бытия — просветления. При этом воплощения на пути к нирване могут быть самые разные. Кроме человеческого, концепция буддизма предполагает возможными ещё несколько форм существования: божество (дэв), воин (асур), человек — это благоприятные формы рождения, а также животное, голодный дух (прета) и обитатель ада — это, мягко говоря, неблагоприятные формы рождения.

Учение буддизма воспринимает Бога как абсолютную энергию творения и не имеет традиции поклонения Богу как воплощенной личности. Буддизм видит бога в каждом человеке, он повсюду, всё сущее есть проявление Творца. И если индуизм первостепенное внимание уделяет мифологии и ритуалу, то буддизм, напротив, сродни современной психологии — он заботится о состоянии человека, его духовном прогрессе как пути к достижению вечного блаженства, нирваны. Способ достижения этого блаженства заключается не столько в том, чтобы удовлетворить человеческое любопытство относительно происхождения мира и природы божественного, а скорее в том, чтоб понять причину страданий и пути их преодоления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...