Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-юридическая доктрина Моизма

С идеями конфуцианства боролся философ Мо-цзы (479 – 400 гг. до н.э.), по имени которого и названо направление философско-правовой парадигме др. Китая.

Мо-цзы защищает идею естественного равенства людей.

Моизм считает, что источником мудрости являются не врождённые добродетель и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Поэтому на государственные должности следует выдвигать наиболее мудрых с этой точки зрения людей независимо от их происхождения. Способности человека к государственному управлению должны определяться по его деловым качествам – желанию служить простому народу, усердию в делах и т.п.

В противовес конфуцианской системе этико-правовой регуляции общественной жизни Мо-цзы выдвинул «десять принципов»:

- почитание мудрости; - почитание единства; - всеобщая любовь и взаимная выгода; - ненападение; - неприятие музыки; - бережливость; - бережливость при захоронении; - неприятие судьбы; - признание воли неба; - духовидение.

Главным из них считается «принцип всеобщей любви и взаимной выгоды».

В учении Моизма утверждается, что конфуцианское человеколюбие представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей.

В учении моизма прослеживаются призывы к тому, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не знающего, чтобы люди делили друг с другом имущество и т.п.

Идеальной государственной властью Мо-цзы считал гос-во с мудрым правителем во главе и чётко отлаженной исполнительной службой. Главным условием существования гос-ва Мо-цзы считал упомянутые «десять принципов». Основой управления гос-вом в моизме считается принцип почитания мудрости.

Принцип всеобщей любви и взаимной выгоды применительно к гос-ву в моизме означает следующее:

- он проявляется в признании и уважении суверенитета другого гос-ва, а так же в категорическом осуждении войн

- внутрии гос-ва этот принцип проявляется в том, что государственные чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, а государь платит ему ответной любовью – назначает высокое жалование, награждает рангами и т.п.

Философско-юридическая доктрина Легизма

Основателем легизма считается Шень Бухая (400 – 337 гг. до н.э.)Легисты рассматривали вопрос: «как следует управлять людьми? На основе следования этикетным нормам поведения (ли) или на основе соблюдения жёстких требований закона (фа) и наказаний?» Они высказывались за приоритет закона. Основанием такого мышления легистов была их уверенность в изначально злой природе человека. Пытаясь дать определение «дурной» и «злой» природе человека, легисты высказывали мнение, что человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, поэтому в обществе неизбежны столкновения разных эгоистичных интересов. В такой ситуации единственной регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора. Порядок в гос-ве может осуществляться лишь на основе всеобщего жестокого повиновения закону, обращённому в настоящее и будущее.

Легисты предлагаю простой метод: за хорошие, законопослушные поступки – поощрение, за дурные, посягающие на государственность – наказание.

Легизм – философское обоснование сильной государственной власти, опирающейся на закон и насилие.

 

Античная философия как мировозренческая основа западной цивилизации и культуры. Понятие космоса и логоса

Античная философия охватывает время с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. За свою более чем тысячелетнюю историю, античная философия выдвинула множество школ и направлений, различных учений. Античная, западная философия более решительно отходит от религиозно-мифологического сознания. Основными представителями направлений и школ античной философии являются:

1) пифагорейцы (Пифагор) — рассматривали числовые отношения как первооснову (субстанцию) мира;

2) диалектика Гераклита (Гераклит) — учение о единстве противоположностей (диалектика);

3) элеаты (Парменид, Зенон) — ввели понятие «бытие» и считали, что небытия (пустоты) нет, поэтому никакое движение невозможно;

4) атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур; Фалес, Анаксемен) — первые учили, что мир состоит из атомов и пустоты, а вторые сводили его к единой материальной первооснове (субстанции) — воде, воздуху, апейрону;

5) софисты и Сократ — впервые обратились к философскому осмыслению бытия человека;

6) платоники (Сократ, Платон, Плотин) — рассматривали вещи как воплощение идей;

7) школа Аристотеля (перипатетики) — утверждали, что никакое самодвижение невозможно, поэтому источник движения мира должен находится за его пределами (метафизика). Аристотель создал учение о материи и форме.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т. д.).

3. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и другие).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...