Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элейская школа: Парменид, Зенон. Апории Зенона

Другой философской школой У в. до н.э. была элейская школа (по имени города Элей в Южной Италии). В отличие от своих предшественников представители элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) считали бытие неизменимым, неподвижным, всегда равным себе. Греки впервые обратили внимание на такую сторону бытия как неизменность, тождество, единство. Бытие – неизменно, изменение и движение есть небытие, видимость, мнение. Небытие непознаваемо, мыслимо же только бытие (принцип тождества мышления и бытия - Парменид). Парменид был известен своей "Поэмой о природе", одна часть которой называется "Об истине", а другая - "О мнении". Есть две философии, полагал он, одна соответствует истине, а другая - мнению. Критерий же истины - разум. Ощущения не дают точной информации, они обманчивы. Парменид объяснял Вселенную как единое сущее, безначальное и шаровидное, неподвижное. Все суждения о ее возникновении относятся к области кажимости, подчинены ложному мнению. Для того, чтобы знать истину, нужно изгнать ощущения. Есть только неподвижное бытие, небытия (чего-то сверх бытия) не существует. Все это и есть Бог, он неподвижен, конечен и имеет форму шара. Как и Демокрит, Парменид считал, что все подчинено необходимости. Судьба, Провидение и Творец мира тождественны.

Учение Парменида отражает основное содержание философской школы элеизма. Но основателем элеизма был не Парменид, а его учитель Ксенофан. Ксенофан вел скитальческую жизнь (с 25 до 92-х лет), писал произведения в поэтической форме, обладал острым критическим умом. Впервые в истории философии он высказал мысль о том, что все боги - плод людской фантазии, что люди изобрели богов по своему образу, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Богам античности он противопоставил одного Бога, который един с природой.

Доказательством не мыслимости движения служат знаменитые апории Зенона “Ахилесс и черепаха”, “Стрела” и другие. Два суждения, отрицающие движение, состояли в следующем. Первое суждение. Летящая стрела пребывает в покое (поскольку каждое мгновение она находится, т. е. покоится в каком-то месте). "Летящая стрела стоит неподвижно", ибо "время слагается из отдельных "теперь". Второе суждение об Ахиллесе и черепахе. Они начинают двигаться вместе. Но он никогда не догонит ее, хотя движется в 10 раз скорее, потому что пока пройдет остающееся расстояние между ними, она уйдет на 1/10 этого расстояния, и т. д. до бесконечности.

 

Атомистическое учение Демокрита

Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом (род. 460 г., умер 90—100 лет). Это был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы и находятся в постоянном движении. Они различаются формой, порядком и положением, что является причиной многообразия вещей. Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была

гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия. В учении Демокрита впервые употребляется понятие “микрокосм” (малый мир), который отождествляется с человеком. Микрокосм существует параллельно с Макрокосмосом (Космосом.), органически связан с ним. Демокриту принадлежат две версии о мире. Первая — атомы хаотично движутся во всевозможных направлениях, сталкиваются, образуются вихри, из них — земля и светила, луна втянута в вихрь земли. Вторая — атомы вначале падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее и нагоняли более легкие; от ударов образовывались вихри и далее по первой версии. И в первой, и во второй версии в качестве источника движения действовала роковая необходимость. Атомисты говорили о бесконечно возникающих и гибнущих мирах. Эти миры сущесвуют не случайно, а по необходимости. Атомизм являлся логическим завершением античного материализма.

 

Релятивизм в учении софистов

Релятивизм учения софистов. (РЕЛЯТИВИ́ЗМ- Философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний. Софисты, развивали учение Демокрита. Один из основоположников этого учения Протагор (ок. 480 г. — 410 г. до н. э.) делает отступление в сторону субъективизма. Он провозглашает человека мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: «То ведь, что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает». А скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгия: 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.

Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым. Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. Однако не только релятивизм определяет этику софистов. Вслед за Демокритом софисты скептически относятся к существованию богов, и первые проблему «зла в мире» используют для отрицания божественного вмешательства в людские дела. Еще более значительным достижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идея равенства всех людей — знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных и рабов; «Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины», — утверждал Антифонт. Просветительская деятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания – человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на творчество морального закона. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным – в обще значимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма).

Античный скептицизм

Античный скептицизм – (от греч. Рассматривающий)- философское направление исследующий, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. В обыденном смысле скептицизм-психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздержаться от высказывания категорическиих суждений. Скептики не верили в возможность рационального обоснования норм поведения, отрицали объективное существование добра и зла; отвергали существование причины явлений и т.д. Систематизировал идеи скептицизма древнегреческий философ, врач по профессии Секст Эмпирик. В своих произведениях «Пирроновы основоположения», «Против ученых» разбирая взгляды ученых разных областей знания , он ищет элементы скептического взгляда на мир. Категорически утверждал что «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». Поэтому нужно воздерживаться от суждений.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...