Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности казахской философии. Мировоззрение Абая Кунанбаева («Слова назидания»).

Говоря о духовной культуре казахов следует особо отметить,что у них получило исключительное развитие устное народное творчество: сочинять стихи,запоминать услышанное и воспроизводить его точь-в-точь ,хотя бы это было целая поэма-такими способностями обладали многие.Эта способность духовной культуры казахов была отчасти связана с неграмотностью большей части населения ,особенностью духовной и семейной культуры казахов.

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Кара Саз» (в дословном переводе «Чёрное слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления.

 

Шакарим Кудайбердиев

- Представителем казахской культуры и философии – Шакарим Кудайбердиев. Шакарим является одним из последователей Абая, так же родственником и воспитанником.

- Центральный объект философии Шакарима – человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

- В своей философии он формулирует два основных направления развития человеческой мысли: одно – признающее идею творца-хозяина, другое – признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителей всех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи; материалисты же верны второй идее.

Три истины Шакарима

- Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. - Вторая истина – это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления.

- Третья истина – это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Казахские просветители..

Шокан Валиханов (1835-1865гг) родился 1835 года на территории современной Костанайской области, в Кусмурунском укреплении. Шокан- потомок Абылая. Его настоящее имя Мухаммед Ханафия.В 5 лет он научился читать. Бабушка прозвала его Шоканом. Шынгыс знал многих русских ученных.. В 1847 году его отец отдал в Сибирский кадетский корпус в г.Омске. Здесь он проучился 7 лет и, в 1853 г. закончив его, получилзвание корнета ковалерии. С молодых лет Шокан участвовал во многих экспедициях по изучению Средней Азии. В 1857 году посетил алатауских кыргызов, и побывал в Кашгарии.Во время поездки к алатауским кыргызам он первым записал кыргызский эпос «Манас». В Кашгарии Шокан был первым ученым после Марко Поло и иезуита Гоеса. Шокан был знаком с русским писателем Ф.М.Достоевским и со многими деятелями культуры и науки. В этот период он написал несколько интересных статей об истории и этнографии казахского народа. В 1861 году из-за болезни легких он вернулся в родной край.В апреле 1865 года болезнь обострилась и Шокан ушел из жизни.

Абай Кунанбаев- великий казахский акын, философ, основатель казахской письменной литературы. Он родился в 1845 году в Восточно-Казахстанской области на территории современного Абайского района у подножья гор Шынгыстау. Настоящее его имя-Ибрагим. Его мать Улжан называла сына Абаем. Его бабушка Зере положительно повлияла на воспитание внука. Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполни лось 10 лет, отец отдал его в семипалатинское медресе. Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. Участвуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей из народной среды. Абай часто общался с русскими учеными, с которыми познакомился в Семипалатинске. . Абай начал сочинять стихи рано, но как к серьезным занятию к поэзии начал относиться только тогда, когда ему исполнилось 40 лет. Его произведения призывали молодежь к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные условия жизни казахского народа. Вместе с его стихами до нас дошли 45-слов назиданий Абая. Это его произведение полно глубокого философского содержания о смысле жизни и о духовных ценностях человека. А.Кунанбаев переводил на казахский язык произведения русских писателей, таких как А.С. Пуушкин, М.Ю.Лермонтов, М.Е.салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой. А. Кунанбаев был он был и композитором. Избранные места поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил на эти стихи песни («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). В 1904 году Абай покинул этот мир. Сегодня бесценное наследие поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры.

Ыбырай Алтынсарин- просветитель, педегог, ученый, основоположник казахской дестской литературы. И.Алтынсарин родился в 1841 году в Костанайской области, в местности Аракарагай. Ибрай рано лишился отца, поэтому его воспитал дед Балгожа би. В 1857 году он с золотой медалью закончил школу Оренбургской пограничной комиссии. В школе Ибрай в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. В том же 1857 году он работает у деда- бия Балгожи в качестве переводчика. В 1864 году в Торгае открылась казахская школа, и Ибрай стал учить там казахских детей. Ибрай ездил по аулам и призывал казахский народ к учению .В 1879 году Ибрай стал инспектором школ Тургайской области. В этом году увидела свет его первая книга «Казахская хрестоматия», вышедшая в Оренбурге. «Казахская хрестоматия» была поучительна и носила воспитательный характер. Ибрай одним из первых призвал казахских девушек в овладению знаниям. В 1887 году Иргизе открылась школа для девочек с проживанием в интернате. Он писал рассказы для казахских детей, учитывая их возрастные особенности. И.Алтынсарин переводил книжки с русского на казахский язык. Он внес огромный вклад в развитие народного образования и покинул мир в возрасте 48 лет,оставив после себя много трудов. Деятельность И.Алтынсарина сыграла значительную роль в культурном и духовном развитии казахского народа, способствовала приобщению казахов к передовым достижениям мировой культуры.

 

49. Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на проблемы казахской государственности, судопроизводства, культуры, образования и др

В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия "Алаш", принята ее программа. Партия заявила, что будет бороться за создание казахской автономии, добиваться решения земельного вопроса, формирования народной милиции, налаживания дела просвещения, судопроизводства. В частности, партия "Алаш" в своей программе записала, что она выступает за правовое равенство женщин с мужчинами, за отмену калыма, аменгерства, многоженства, раннего сватовства и т.д.В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся второй всеказахский съезд, на котором было образовано правительство "Алаш-Орда". Председателем "Алаш-Орды" был выбран Алихан Букейханов (1866-1937). В состав правительства вошли Х.Досмухамедов, Дж.Досмухамедов, А.Беремжанов, М.Чокаев, М.Тынышбаев, Х.Габбасов, Ж.Акпаев, А.Ирмеков и другие. Правительство "Алаш-Орда" строило свою работу, исходя из программы партии "Алаш". А.Букейханов, разъясняя некоторые вопросы программы, сказал, что "милиция наша - это войско". Алаш-Ординское правительство признало, что народное образование (начальное, среднее и высшее, включая университеты) является делом бесплатным. Суды рассматривали все вопросы уголовного и гражданского порядка, кроме записей актов гражданского состояния: браков, рождения, смерти и разводов, которые оставались уделом казахских мулл. 1919 году советская власть поставила "Алаш-Орду" как правительство вне закона, и оно прекратило свою деятельность. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток, в Монголию. Мы знаем, что там культуры нет, наши взоры устремлены на Запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских". Судьба алашординцев окончилась трагически. Они были уничтожены как контрреволюционеры, враги народа.Таким образом, правительство "Алаш" сошло с исторической арены непонятым.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...