Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология обучения правилам употребления обособленных определений

ФГОС нового поколения предполагает использование следующих технологий обучения русскому языку:

Название технологии Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания Поисковые методы, постановка познавательных задач
Модульное обучение Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированное обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения
Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного обучения
Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия

Примерами упражнений по технологиям обучения правилам употребления обособленных определений (на основе ФГОС) можно считать следующие.

Проблемное обучение.

Пример 1. Когда Антон гостил летом у бабушки, он писал другу, отдыхая в деревне, он заметил что “отрезанные от всего мира крестьяне с честью выдерживают свою изоляцию”. Все ли знаки препинания, необходимые в предложении, он использовал? Если нет, то в каком именно месте они был пропущен и что обособляют. Аргументируйте свою точку зрения. (конструирование задания на основе создания проблемной ситуации)

Пример 2. Поспорили ребята. Антон сказал: “Препозитивные причастные обороты не обособляются”. Как вы думаете, прав ли Антон?Максим с ним не согласился: “В некоторых случаях препозитивные причастные обороты обособляются, имея, например, добавочное значение”. Как вы думаете, прав ли Максим? Кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение. (Конструирование задания на основе суперпозицииЗадание на основе суперпозиции является разновидностью задания на основе создания проблемной ситуации и представляет собой выявление и обоснование двух (или более) противоположных точек зрения)

Пример 3. Например: Правильно ли употребление знаков препинания при обособлении в данных предложениях?

1.Из окна самолета виднелись квадраты полей, сбегающие с гор (Гранин); 2.В свой завтрашний день Мы, сильные, смотрим спокойно (Сурков); 3.Для меня, человека, который начал жить в тяжелое, темное время, великая радость знать, что на смену нам, старикам, работают вот такие разумные, хорошие люди (Горький). Аргументируйте свой ответ. (Конструирование задания в виде проблемного вопроса)

При препозиции причастный оборот не обособляется но, если он имеет добавочное значение причины, уступки и (реже) некоторые другие, то оборот будет обособлен.

Модульное обучение.

Тема модульного комплекса «Обособленные определения»

УЭ №0 Цель комплекса:систематизировать и обобщать знания об обособленных определениях: 1) закрепим наше знакомство с видами обособленных определений; способами выражения обособленного определения и определяемого слова; 2)закрепим правила обособления определений; 3)постараемся грамотно использовать обособленные определения в устной и письменной речи.    
УЭ №1. Цель:закрепим наше знакомство с видами обособленных определений; способами выражения обособленного определения и определяемого слова Обособленные определения могут быть выражены: 1.Причастным оборотом. 2.Одиночным прилагательным или причастием. 3.Прилагательным с зависимыми словами? 4.Однородными одиночными прилагательными или причастиями. 5.Однородными причастными оборотами. 6.Существительными в косвенном падеже. 7.Сочетание существительного с прилагательным или числительным. Какие из них являются согласованными? Что это значит? Способы выражения определяемого слова: 1.Нарицательное существительное. 2.Собственное существительное. 3.Местоимение. Теперь вам несложно будет выбрать верные утверждения. Ответ запишите цифрами. 1.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются. 2.Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению. 3.Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова. 4. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения. 5. Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 6. Обособленными бывают только согласованные определения. 7. Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины. 8. Между двумя согласованными определениями, связанными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится.   Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка.
УЭ №2. Цель: закрепим правила обособления определений Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры? 1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)     Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка.
УЭ №3 Цель:постараемся грамотно использовать обособленные определения в устной и письменной речи. Сейчас вы должны изменить тексты. Для характеристики героини в предложенный текст вставить подходящие по смыслу обособленные определения, пользуясь справочными материалами. В ваших текстах должны быть выделены все обособленные определения, рисующие портрет героини. Вот что должно было получиться!!! Каким текст был. Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших её. Она скоро принимает в свое сердце Эраста. Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе де­вушки. На сле­дующий день, когда Эраст не пришел, она бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она не смогла заметить обман вокруг себя. Что получилось! Образ Лизы, искренний, правдивый, обрисован автором подроб­но. Героиня, унаследовавшая от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения, чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших её. Она, открытая естественным чувствам, скоро принимает в свое сердце Эраста. Добродетельная, Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе де­вушки. На сле­дующий день, когда Эраст не пришел, она, никому весь не продававшая ландыши, бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, брошенные героиней на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки, пылавшие, как заря в ясный летний ве­чер. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она, слишком доверившаяся и обнаружившая в изгибах своего сердца «нежнейшие чувствия», не смогла заметить обман вокруг себя.   Получился ли портрет героини? О чём нам рассказали обособленные определения? Какой мы видим Лизу?   Взаимопроверка. Ключ. Промежуточная оценка
УЭ-Р Цель:обобщить знания учащихся, повторяемые на уроке. Ответьте на вопрос учителя:1. При каких условиях выделяются обособленные определения? 2. Какими пунктуационными знаками могут выделяться? 3. Какую художественную роль играют? Контроль учителя.
УЭ-К Цель:развивать речь, используя обособленные определения разных видов. 1. Придумайте и запишите рассказ из шести-восьми предложений по теме “Весна, весна! И все ей радо!...” 2. Подчеркните обособленные определения, обозначьте вид. Проверка и контроль учителем.
Д/З 1 мин.    

 

Так как в модульной технологии обучения не может быть отдельных от модульной системы упражнений, то мной был составлен комплекс, основывающийся на труде Бурцевой О.Ю. «Модульная технология обучения».

Развивающее обучение.

В русском языке любой урок развития речи подпадает под принципы развивающей технологии обучения.

Пример 1. Выразительно прочитайте текст вслух. В выделенных (курсором) предложениях необособленные определения и приложения поставьте устно в позицию обособления. Проследите и прокомментируйте, что изменилось в сочинении.

Текст описания

Колонка редактора

1) Виктор Михайлович Васнецов — великий русский художник, автор полотен на тему русской истории, народных сказок и былин. 2) Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри». 3) Художник изобразил на картине Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, трёх суровых витязей, трёх славных богатырей земли Русской. 4) Всадники очень уверенно чувствуют себя на родной земле, они не страшатся выехать на открытую местность, здесь они хозяева, защищающие свои границы. 5)Поблескивающие доспехи на могучих телах доказывают, что они в любую минуту готовы к бою, неприятель не застанет врасплох этих силачей. 6) Каждый персонаж картины имеет свой уникальный характер, у всех есть свои индивидуальные черты. 7) Вот в центре Илья Муромец, в полном обмундировании, шлеме, кольчуге, с копьем, восседает на лошади. 8) Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы; могуч Илья Муромец. 9) Неуязвимый боец, он излучает спокойствие и уверенность в себе. 10) Богатырский черный конь под стать хозяину. 11) Сразу веришь, что этот конь может без устали преодолевать колоссальные расстояния. 12) Слева на холсте — знаменитый богатырь русских былин Добрыня Никитич. 13) Он вооружён, как и Илья Муромец: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающий меч, доспехи, красивый щит. 14) Он готов к бою — наполовину вытащил из ножен меч. 15) Быть бранной потехе! 16) Его ездовой конь тоже очень силён и красив. 17) Справа на холсте самый младший из трех богатырей — Алеша Попович. 18) Юный богатырь держит наготове лук, со вложенной стрелой. 19) Не силой, а хитростью побеждает он своих недругов. 20) Но Алёша Попович не только воин — на боку у него гусли. 21) В краткие минуты отдыха Алеша радует своих друзей веселыми звонкими песнями. 22) Создается впечатление, что стоят богатыри у самой границы, а за их спинами — необъятные русские просторы. 23) В образе трех богатырей Васнецов воплотил заветную мечту русского народа о непобедимом, доблестном и могучем защитнике.

Пример 2. Составьте устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужны обособленные определения в речи?», используя предложенные речевые модели. Для аргументации можете использовать текст конспекта по теме «Обособление определений».

Таким образом, во-вторых, во-первых, из этого следует и т.д.

Пример 3. Составьте устный рассказ на тему «Весенняя деревушка», используя репродукцию картины «Грачи прилетели». Основная задача, поставленная перед вами, использовать как можно больше обособленных определений (минимум 10).

Дифференциированное обучение.

Пример 1.

1 группа: выпишите предложения с обособленными определениями, содержащими метафоры;

2 группа: выпишите предложение с несогласованными обособленными определениями;

3 группа: объясните пунктуацию во всех предложениях.

1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии — предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).

Контекстное обучение (направленно на долгосрочное запоминание; связь орфограммы и пунктограммы с правилом; большая самостоятельность ученика и выполнение трех условий:1) само правило становится целью деятельности, 2) сам процесс обучения становится активным и творческим, 3) одним из этапов работы является поиск.)

Пример 1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. Подберите из вашего теоретического материала правило, объсняющее постоновку знаков. На выполнение этого задания вам дается 15-20 минут.

1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

Игровая технология обучения.

Пример 1.Можно проверить, как ребята усвоили новый материал, например, по теме «Обособленные определения и приложения», с помощью буквенного диктанта. Задание. Определить на слух обособленное определение в каждом из предложений. Записать в тетради только начальные буквы слов или словосочетаний, являющихся обособ.опред. Прочитать текст еще раз и ученики формулируют тип определения.

1) Девочка, читающая книгу, была очень увлечена (определение выражено причастным оборотом « читающая книгу» и стоит ПОСЛЕ определяемого слова « девочка»).

2) Путники, уставшие и обессиленные, решили отдохнуть (определение выражено однородными членами).

3) Ирина, встревоженная, решила вернуться назад (определение выражено одиночным причастием)

4) Книга, интересная по своему сюжету, заинтересовала девушку (определение выражено прилагательным с зависимыми словами).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...