Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

 

Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их. В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

Заключительная часть

Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.

Список использованной литературы

 

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва; 1997.

2. Дик-Рид Грентли. Роды без страха. Пер. с англ. Л. Царук. М.: Столица-принт; 2005.

3. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз; 1998.

4. Кодекс здоровья и долголетия. Беременность и роды. http://www.kzid.ru

5. Кодекс здоровья и долголетия. Детский возраст. http://www.kzid.ru

6. Сидорова И.С. Физиология и патология родовой деятельности: Учебное пособие. М.: ООО Медицинское информационное агентство; 2006.

7. Солодовниченко И.А., Глуховская С.В. Руководство по организации школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: Территориальный стандарт МЗ Свердловской области. Екатеринбург; 2007.

8. Солодовниченко И.А., Жильцова И.Е. Пора счастливых ожиданий. Советы психолога будущим мамам. Екатеринбург: СОЦМП (Свердловский областной центр медицинской профилактики); 2005.

Составитель: Солодовниченко И.А., врач-психотерапевт высшей категории, руководитель школы будущих родителей, заведующая отделом практической психологии и психотерапии ГБУЗ «Свердловский областной центр медицинской профилактики».

 

 

Информационные материалы к Школе здоровья для желающих бросить курить

Материалы к занятию 1

«Курение и здоровье»

 

Вводная часть

Знакомство, представление участников

Представиться слушателям и дать возможность каждому слушателю назвать свое имя и отчество. Раздать каждому слушателю заранее сложенные втрое листы бумаги и фломастеры, предложить написать свое имя и отчество на средней трети листа крупно и четко и сложить листы по сгибу в треугольную пирамиду, которую можно разместить на столе перед каждым слушателем. Предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-4 таблицы 1 журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья (приложение №2 «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).

Обзор тематики, продолжительности занятий, описание цели первого занятия

Представить краткий обзор занятий Школы, информацию о продолжительности и периодичности занятий.

Цель первого занятия: информировать слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье человека; об особенностях «активного» и «пассивного» курения. Для каждого слушателя будет установлен «курительный статус», включающий тип курительного поведения; степень табачной зависимости; наличие риска заболеваний, связанных с курением; готовность к отказу от курения. Будет дан обзор методов отказа от курения.

2. Активная часть ~ 10 минут

Выявление отношения к курению.

Цель данной части занятия – выявить осведомленность аудитории, ее отношение к курению, раскрыть проблему курения с различных сторон и подготовить слушателей для информаци­онной части занятия.

Для этого рекомендуется предложить слушателям ответить на ряд вопросов, представленных на слайде:

• Что для Вас означает «курение»?

• Где Вы обычно курите?

• Когда Вы чаще курите?

• Почему Вы курите?

• Как Вы относитесь к своему курению?

• Пытались ли Вы бросить курить?

Вопросы сформулированы таким образом, что при ответе на них не может быть неправильных ответов. Важно позволить слушателям свободно выразить свои мысли. Преподавателю рекомендуется дать возможность высказаться всем желающим поочередно по каждому вопросу. Если кто-то из слушателей не хочет выразить свое мнение, не нужно настаивать. Возможно, он поддержит беседу во время обсуждения следующего вопроса.

Использование метода «вопрос-ответ» позволяет вызвать заинтересованность аудитории, почувствовать себя равноценными участниками процесса обучения, к мнению которых прислушиваются.

Полученные ответы могут быть использованы в процессе проведения занятия.

Информационная часть

Факторы, определяющие здоровье

К основным факторам, определяющим здоровье, относятся:

· общие социально-экономические и экологические условия (уровень развития производственной сферы, сельского хозяйства, образование, санитарно-гигиенические условия, обеспеченность жильем, экология и др.);

· биологические (пол, возраст, наследственность и др.);

· факторы образа жизни (питание, соблюдение режима труда и отдыха, наличие зависимостей, уровень гигиенических знаний и др.).

Из трех групп факторов определяющими являются факторы образа жизни, которые тесно связаны с личностью человека.

В России наблюдается «эпидемия» неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, онкологических, заболеваний органов дыхания. Причины этих заболеваний не выяснены, зато хорошо известны факторы, увеличивающие их риск в десятки раз. По мнению ученых, курение является ведущим поведенческим устранимым фактором риска большинства неинфекционных заболеваний.

Компоненты табачного дыма

При курении различают два потока: основной, который образуется в горящем конусе сигареты и в горячих зонах во время глубокого вдоха и попадает в дыхательные пути курильщика; и побочный, который образуется между затяжками и выделяется в окружающий воздух. Компоненты побочного потока попадают в дыхательные пути курильщика и окружающих.

Между основным и побочным потоками имеется и количественная, и качественная разница. Вне сомнения, в побочном потоке содержится компонентов в значительно меньшем количестве, чем в основном потоке. Но вследствие различий химических процессов (горение при «активном» курении и тление при «пассивном») в побочном потоке в больших количествах образуются аммиак, амины (в том числе аромати­ческие) и летучие канцерогенные нитрозамины. Содержание никотина в твердой фазе побочного потока иногда превышает его содержание в основном.

В табачном дыму содержится около 4000 компонентов. Часть из них обладает токсическим, часть – канцерогенным действием. Некоторые компоненты табачного дыма одновременно являются и токсинами, и канцерогенами. Из токсических веществ в табачном дыму содержатся окись углерода, ацетальдегид, окись азота, цианистый водород, аммиак, акролеин и др. Канце­рогенным действием обладают такие компоненты табачного дыма, как формальдегид, 2-нитропропан, гидразин, уретан, бензол, хлористый винил и другие.

Табачный дым состоит из парообразной и твердой фаз. Перечисленные токсические и канцерогенные вещества содержатся в виде взвешенных частиц в парообразной фазе табачного дыма. «Смолы» - твердая фаза табачного дыма. В них содержатся вещества, вызывающие развитие опухолей, как доброкачественных, так и злокаче­ственных.

Кроме того, в табачном дыму содержатся вещества, которые обладают так называемым органоспецифическим эффектом, вызывая рак определенных органов – пищевода, поджелудочной железы, почек, мочевого пузыря. Это нитрозамины, никель, кадмий, полоний – 210.

Нитрозаминыобразуются из никотина при реакции с компонентами воздуха.

Кадмий – тяжелый металл, который, кроме канцерогенного, обладает выраженным токсическим действием.

Радиоактивный полоний – 210, являясь мощным канцерогеном, адсорбируется в табачный дым из атмосферы. Он очень долго остается в организме, т.к. пе­риод его полураспада превышает 138 суток.

Окись углерода в организме курящего человека связывается с гемоглобином, образуя комплекс – карбоксигемоглобин. Он гораздо устойчивее оксигемоглобина. Карбоксигемоглобин цир­кулирует в крови, нарушая насыщение гемоглобина кислородом и его отдачу в ткани. Характерный для курящего человека серый оттенок кожных покровов –прояв­ление нарушения поступления кислорода в ткани.

Никотин вызывает повреждение эндотелиальных клеток, выстилающих изнутри крупные и мелкие сосуды, способствуя образованию тромбов. Никотин способствует развитию атеросклероза, усугубляя повыше­ние уровня холестерина в крови. Это приводит к поражению сосудов сердца, головного мозга, периферических артерий, аорты, и, в конечном итоге, – развитию ишемической болезни сердца, гипертонии, нарушениям мозгового кровообращения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...