Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, воспитывающихся в МБДОУ д/с №211 «Теремок»

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образователях учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Инклюзия:

- помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству;

- способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании;

- реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образовании и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения.

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с различными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

Так, 10 детей, воспитывающихся в МБДОУ д/с №211, имеют диагноз задержка психического развития и речевые нарушения.

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, искажению познания окружающего мира, бедности социального быта, изменению в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

Воспитанники МБДОУ д/с №211, имеющие нарушения в развитии, посещают группу компенсирующей направленности. С данной группой работают учитель – логопед, дефектолог и педагог – психолог. В своей деятельности педагоги используют как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

 

3.5.2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

 

В основе сопровождения лежит единство четырех функций:

- диагностики сущности возникшей проблемы;

- информации о сути проблемы и путях ее решения;

- консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

- помощи на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в ДОУ являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

В детском саду создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель - логопед, дефектолог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, физинструктор, педагог дополнительного образования и социальный педагог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра ДОУ и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к ДОУ.Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения в группе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2.Аналитическая работа.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
3.Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4.Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация системы игровых заданий, направленной на решение проблем межличностного взаимодействия).,, ,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые формы организации НОД с детьми с ЗПР).

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

3.5.3. Содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию

Тема, цель, содержание непосредственно-образовательной с детьми с ЗПР определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); и программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г.Шевченко).

Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов МБДОУ. Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больший удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе. Педагоги Учреждения учитывают все факторы, которые позитивно или негативно могут повлиять на ребенка. Это и состояние физического здоровья, и состояние центральной нервной системы, и воздействие на ребенка микросоциальной среды. С учетом этих особенностей выбирается и дозируется учебная нагрузка.

Педагоги ДОУ, работающие с детьми группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР), готовы к творческой деятельности:

- к построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ с опорой на данные диагностического обследования особенностей развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений и умений;

-к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей.

Педагоги, осуществляющие воспитательно - образовательный процесс с данными детьми, ознакомлены с нормативными документами, регламентирующими педагогический процесс в специальном дошкольном образовательном учреждении, владеют знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики.

Создание специальной развивающей среды в данной группе предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Развивающая среда включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка. Для этого в пространстве, которое окружает ребенка, представлены элементы и объекты природы (природный ландшафт на территории, живой уголок в группе и т.п.). Создаются специальные условия для физкультурно-оздоровительной работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театрализованной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда) и т.д.

Таким образом, окружающая ребенка среда организована так, чтобы стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески, ее видоизменять.

В ДОУ созданы следующие условия для развития и оздоровления детей группы компенсирующей направленности:

- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья;

- создание оптимальных условий для проведения НОД по физической культуре и реализации двигательных потребностей ребенка;

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- гибкий режим дня, позволяющий учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.;………………………………………………
- введение в режимные процессы и НОД специальных мероприятий, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);

-реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний, фито- и витаминная терапия и др.;

-применение здоровьесберегающих технологий;

-создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей. ………………..

Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы:

- введение в штатное расписание ДОУ специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является высшее дефектологическое образование);

- создание на базе учреждения "ПМПК", в который входят квалифицированные специалисты: дефектолог, психолог, логопед, заместитель заведующего по ВМР;

- создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.);

- установление прямых связей районной методической службой (ПМПК) с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении…методических. мероприятий;

.-построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР; ………………………………………………………………………….
- создание специальных образовательных условий (кабинета специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения "коррекционного часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.);

- наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников с ЗПР:

- активное вовлечение семьи в работу ДОУ;

- консультирование родителей по проблемам развития их детей;

- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи;

- организация обратной связи родителей с детским учреждением.

При реализации образовательной программы необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ. Необходимо так же реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости, характерных для многих из них. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы с детьми:
- фронтальные,…………………………………………………………………………………………... - подгрупповые, …………………………………………………………………………………………
-малоподгруппые (2 – 3 ребенка),……………………………………………………………………
-индивидуальные.

Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. Выбор формы организации детей определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, занятие по коррекционной гимнастике проводится со всей группой, занятие с учителем-дефектологом - подгруппой или индивидуально, а для занятий с психологом формируется особая группа, с учетом показаний к определенной психокоррекционной работе.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Так в НОД по развитию элементарных математических представлений дети могут работать в одном составе, а в НОД по ознакомлению с окружающим миром - в другом.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время НОД осуществляется за счет:

· дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

· индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

· введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания; речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

-совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки; введение элементов программированного обучения и т.д.………………………………………………………….

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных форм коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальной работы воспитателя по заданиям учителя-дефектолога, логопеда и педагога-психолога во время проведения "коррекционного часа".
Кроме НОД, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, моделирование и другие виды работы.

В начале каждого учебного года специалисты и воспитатели корректируют перспективные планы по всем разделам образовательной программы. Корректирование осуществляется с учетом данных диагностического обследования. Изменение перспективных планов заключается в перераспределении тем и задач во времени с учетом индивидуально-типологических особенностей детей в группах и подгруппах.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...