Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, воспитывающихся в МБДОУ д/с №211 «Теремок»На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образователях учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Инклюзия: - помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству; - способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании; - реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образовании и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с различными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Так, 10 детей, воспитывающихся в МБДОУ д/с №211, имеют диагноз задержка психического развития и речевые нарушения. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, искажению познания окружающего мира, бедности социального быта, изменению в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Воспитанники МБДОУ д/с №211, имеющие нарушения в развитии, посещают группу компенсирующей направленности. С данной группой работают учитель – логопед, дефектолог и педагог – психолог. В своей деятельности педагоги используют как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
3.5.2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: - диагностики сущности возникшей проблемы; - информации о сути проблемы и путях ее решения; - консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; - помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в ДОУ являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения. В детском саду создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель - логопед, дефектолог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, физинструктор, педагог дополнительного образования и социальный педагог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра ДОУ и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к ДОУ.Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения в группе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи являются: 6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые формы организации НОД с детьми с ЗПР). Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
3.5.3. Содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию Тема, цель, содержание непосредственно-образовательной с детьми с ЗПР определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); и программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г.Шевченко). Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов МБДОУ. Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больший удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе. Педагоги Учреждения учитывают все факторы, которые позитивно или негативно могут повлиять на ребенка. Это и состояние физического здоровья, и состояние центральной нервной системы, и воздействие на ребенка микросоциальной среды. С учетом этих особенностей выбирается и дозируется учебная нагрузка. Педагоги ДОУ, работающие с детьми группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР), готовы к творческой деятельности: - к построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ с опорой на данные диагностического обследования особенностей развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений и умений; -к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей. Педагоги, осуществляющие воспитательно - образовательный процесс с данными детьми, ознакомлены с нормативными документами, регламентирующими педагогический процесс в специальном дошкольном образовательном учреждении, владеют знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики. Создание специальной развивающей среды в данной группе предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Развивающая среда включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка. Для этого в пространстве, которое окружает ребенка, представлены элементы и объекты природы (природный ландшафт на территории, живой уголок в группе и т.п.). Создаются специальные условия для физкультурно-оздоровительной работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театрализованной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда) и т.д. Таким образом, окружающая ребенка среда организована так, чтобы стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески, ее видоизменять. В ДОУ созданы следующие условия для развития и оздоровления детей группы компенсирующей направленности: - адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья; - создание оптимальных условий для проведения НОД по физической культуре и реализации двигательных потребностей ребенка; - формирование представлений о здоровом образе жизни; - гибкий режим дня, позволяющий учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.;……………………………………………… -реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний, фито- и витаминная терапия и др.; -применение здоровьесберегающих технологий; -создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; - организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей. ……………….. Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы: - введение в штатное расписание ДОУ специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является высшее дефектологическое образование); - создание на базе учреждения "ПМПК", в который входят квалифицированные специалисты: дефектолог, психолог, логопед, заместитель заведующего по ВМР; - создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.); - установление прямых связей районной методической службой (ПМПК) с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении…методических. мероприятий; .-построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР; …………………………………………………………………………. - наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками. Организация взаимодействия с семьями воспитанников с ЗПР: - активное вовлечение семьи в работу ДОУ; - консультирование родителей по проблемам развития их детей; - обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; - организация обратной связи родителей с детским учреждением. При реализации образовательной программы необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ. Необходимо так же реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости, характерных для многих из них. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы с детьми: Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. Выбор формы организации детей определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, занятие по коррекционной гимнастике проводится со всей группой, занятие с учителем-дефектологом - подгруппой или индивидуально, а для занятий с психологом формируется особая группа, с учетом показаний к определенной психокоррекционной работе. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Так в НОД по развитию элементарных математических представлений дети могут работать в одном составе, а в НОД по ознакомлению с окружающим миром - в другом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время НОД осуществляется за счет: · дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала; · индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.; · введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания; речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится самостоятельно планировать свои действия и действия других детей); -совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки; введение элементов программированного обучения и т.д.…………………………………………………………. Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных форм коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальной работы воспитателя по заданиям учителя-дефектолога, логопеда и педагога-психолога во время проведения "коррекционного часа". В начале каждого учебного года специалисты и воспитатели корректируют перспективные планы по всем разделам образовательной программы. Корректирование осуществляется с учетом данных диагностического обследования. Изменение перспективных планов заключается в перераспределении тем и задач во времени с учетом индивидуально-типологических особенностей детей в группах и подгруппах.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |