Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Металлургический комплекс мира.

Металлургический комплекс — совокупность отраслей производящих разнообразные металлы. Она включает добычу, обогащение руды, выплавку металлов, производство проката, а так же переработку вторичного сырья. Отрасль делится на черную металлургию — выплавка стали, чугуна и ферросплавов. И цветную, которая включает — производство лёгких металлов — алюминий, магний, титан. И тяжёлых металлов — медь, никель, олово, свинец. На размещение металлургических комбинатов большое влияние оказывают: особенности используемого сырья (руды); применяемый для получения металла вид энергии; география сырьевых и энергетических источников.

Факторы размещения.

1. Ма­те­ри­а­ло­ем­кость – за­тра­ты ма­те­ри­а­лы на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

Боль­шой рас­ход ис­ход­но­го руд­но­го сырья, по­это­му пред­при­я­тия ме­тал­лур­гии рас­по­ла­га­ют­ся вб­ли­зи ис­точ­ни­ков сырья. На­при­мер, для про­из­вод­ства 1 т стали тре­бу­ет­ся 5т руды, а для про­из­вод­ства 1 т олова надо более 300 т руды.

2. Энер­го­ем­кость – за­тра­ты энер­гии на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

3. Тру­до­ем­кость– за­тра­ты труда на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

В сред­нем на ме­тал­лур­ги­че­ском за­во­де ра­бо­та­ют от 20 до 40 тыс.че­ло­век, а это на­се­ле­ние неболь­шо­го го­ро­да.

4. Кон­цен­тра­ция – со­сре­до­то­че­ние боль­ших объ­е­мов про­из­вод­ства на одном пред­при­я­тии.

Более 50% чер­ных ме­тал­лов и 49% цвет­ных вы­плав­ля­ют­ся на 5% про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий. Такая вы­со­кая кон­цен­тра­ция спо­соб­ству­ет уде­шев­ле­нию про­дук­ции, но услож­ня­ет ре­а­ги­ро­ва­ние на из­ме­не­ние рынка.

5. Ком­би­ни­ро­ва­ние – объ­еди­не­ние на одном пред­при­я­тии кроме ос­нов­но­го про­из­вод­ства, про­из­водств, свя­зан­ных с ос­нов­ным тех­но­ло­ги­че­ски и эко­но­ми­че­ски.

В со­ста­ве ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та кроме ме­тал­лур­ги­че­ско­го про­из­вод­ства бы­ва­ет про­из­вод­ство це­мен­та и стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов, про­из­вод­ство азот­ных удоб­ре­ний.

6. Эко­ло­ги­че­ский фак­тор – нега­тив­ное вли­я­ние на окру­жа­ю­щую среду.

7. Транс­порт­ный фак­тор – со­вре­мен­ный ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат по­лу­ча­ет и от­прав­ля­ет столь­ко же гру­зов, сколь­ко круп­ный город, по­это­му он не может ра­бо­тать без же­лез­ной до­ро­ги.

Сельское хозяйство мира.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль мирового хозяйства. Её основное назначение — обеспечить население продуктами питания, а легкую и пищевую промышленность — сырьём. Это единственная отрасль материального производства, которая зависит от природных условий. Однако роль этой отрасли в экономике разных стран и районов сильно различается. География сельского хозяйства отличается исключительным многообразием форм производства и аграрных отношений. При этом все его типы можно объединить в две группы: Товарное сельское хозяйство — отличается высокой продуктивностью, интенсивностью развития, высоким уровнем специализации; Потребительское сельское хозяйство — отличается низкой продуктивностью, экстенсивностью развития, отсутствием специализации. Сельское хозяйство развитых стран отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации, применения биотехнологий, новейших методов селекции. В развивающихся странах сельское хозяйство неоднородно и включает в себя: традиционный сектор (преимущественно растениеводческое направление с мелкими крестьянскими хозяйствами), современный сектор (товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами). Животноводство: основные отрасли и их размещение Животноводство как отрасль сельского хозяйства распространено практически повсеместно. Размещение его отраслей зависит, прежде всего, от кормовой базы. В животноводстве выделяют три ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Скотоводство – разведение крупного рогатого скота (КРС), самым большим поголовьем КРС обладает Зарубежная Азия и Латинская Америка. В скотоводстве различают три основных направления: молочное (характерно для густонаселенных районов Европы, Северной Америки); мясомолочное (распространено в лесной и лесостепной зоне); мясное (засушливые районы умеренного и субтропического пояса). Самым большим поголовьем КРС обладают: Индия, Аргентина, Бразилия, США, Китай, Россия. Свиноводство распространено практически повсеместно вне зависимости от природных условий. Оно тяготеет к густонаселённым районам, крупным городам. К районам интенсивного картофелеводства. Лидером по поголовью свиней является Китай (почти половина мирового поголовья), за ним США, Россия, Германия, Бразилия. Овцеводство преобладает в странах и районах, располагающих обширными пастбищами. Наибольшее поголовье овец в Австралии, Китае, Новой Зеландии, России, Индии, Турции, Казахстане. Лидерство в производстве продуктов животноводства принадлежит экономически развитым странам и распределяется так: производство мяса — США, Китай, Россия; производство масла — Россия, Германия, Франция; производство молока — США, Индия, Россия.

 

Билет №22

Транспорт мира.


Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта. Сухопутный транспорт Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.


Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония. В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта. Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км. Водный транспорт Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др. Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду. Воздушный транспорт Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др. Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Электроэнергетика.

Элек­тро­энер­ге­ти­ка обес­пе­чи­ва­ет элек­три­че­ством раз­лич­ные от­рас­ли хо­зяй­ства и де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Элек­тро­энергетика – ве­ду­щая со­став­ля­ю­щая часть энер­ге­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щая элек­три­фи­ка­цию хо­зяй­ства стра­ны на ос­но­ве ра­ци­о­наль­но­го про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния элек­тро­энер­гии.Элек­тро­энер­ге­ти­ка имеет важ­ное зна­че­ние в хо­зяй­стве любой стра­ны, что объ­яс­ня­ет­ся та­ки­ми пре­иму­ще­ства­ми элек­тро­энер­гии перед энер­ги­ей дру­гих видов, как от­но­си­тель­ная лег­кость пе­ре­да­чи на боль­шие рас­сто­я­ния, рас­пре­де­ле­ния между по­тре­би­те­ля­ми, а также пре­об­ра­зо­ва­ния в дру­гие виды энер­гии (ме­ха­ни­че­скую, теп­ло­вую, хи­ми­че­скую, све­то­вую и др.). От­ли­чи­тель­ной чер­той элек­тро­энер­гии яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­ность ее ге­не­ри­ро­ва­ния и по­треб­ле­ния.

Боль­шую часть элек­тро­энер­гии (при­мер­но 50% – 55%) вы­ра­ба­ты­ва­ют раз­ви­тые стра­ны, хотя вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах с каж­дым годом рас­тет быст­рее тем­пов раз­ви­тых.

Наи­боль­ший по­ка­за­тель вы­ра­бот­ки элек­тро­энер­гии на душу на­се­ле­ния у Нор­ве­гии и Ка­на­ды.

Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству элек­тро­энер­гии

Место Стра­на (ре­ги­он) Про­из­вод­ство элек­тро­энер­гии, ГВт·ч/год Год, при­ме­ча­ния
мир 19 894 780
США 4 325 900
КНР 4 206 500
Япо­ния 1 145 300
Рос­сия 1 036 800
Индия 922 200
Ка­на­да 629 900
Гер­ма­ния 621 000
Фран­ция 573 200
Рес­пуб­ли­ка Корея 497 200
Бра­зи­лия 484 800

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми ти­па­ми элек­тро­стан­ций яв­ля­ют­ся: ТЭС, ГЭС и АЭС.

В целом вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии на угле ха­рак­тер­на для стран Азии, Аф­ри­ки и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. ГЭС ли­ди­ру­ют в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Зна­чи­тель­ная доля АЭС в раз­ви­тых стра­нах.

Тепловые электростанции

Боль­шую часть элек­тро­энер­гии (2/3) вы­ра­ба­ты­ва­ют на ТЭС, они же яв­ля­ют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми ти­па­ми элек­тро­стан­ций. В неко­то­рых стра­нах доля элек­тро­энер­гии, по­лу­ча­е­мая на ТЭС, пре­вы­ша­ет 80% (Поль­ша, ЮАР, Са­у­дов­ская Ара­вия, Ливия, Бах­рейн, Ирак, Дания). ТЭС ра­бо­та­ют на угле, неф­те­про­дук­тах и газе. ТЭС, ра­бо­та­ю­щие на при­род­ном газе, счи­та­ют­ся более эко­ло­ги­че­ски чи­сты­ми, неже­ли те, ко­то­рые ра­бо­та­ют на неф­те­про­дук­тах и угле.

Гидравлические электростанции

К стра­нам, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют боль­шую часть элек­тро­энер­гии на ГЭС, от­но­сят сле­ду­ю­щие: Нор­ве­гия, Швей­ца­рия, Хор­ва­тия, Вьет­нам, Шри-Лан­ка, ДР Конго, Зам­бия, Тан­за­ния, Ка­ме­рун, Бра­зи­лия, Ка­на­да, Па­на­ма, Па­раг­вай, Та­джи­ки­стан. Самая круп­ная ГЭС по­стро­е­на в Китае на реке Янцзы – «Три уще­лья», мощ­но­стью более 97 000 МВт. В целом, наи­бо­лее круп­ные ГЭС по­стро­е­ны в Китае и Бра­зи­лии.

Атомные электростанции

Стра­ны, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щие боль­шую часть элек­тро­энер­гии на АЭС: Фран­ция, Бель­гия, Литва, Сло­ве­ния. Со­вре­мен­ные элек­тро­стан­ции до­ста­точ­но кон­ку­рен­то­спо­соб­ны: не вы­бра­сы­ва­ют пар­ни­ко­вых газов в ат­мо­сфе­ру (в от­ли­чие от ТЭС), вы­ра­ба­ты­ва­ют до­ста­точ­но много элек­тро­энер­гии. Но, ввиду неко­то­рых ка­та­строф, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли на АЭС (в т.ч. на АЭС «Фу­ку­си­ма»), мно­гие стра­ны пе­ре­смот­ре­ли свое от­но­ше­ние к этому типу стан­ций, вплоть до пол­но­го от­ка­за от их ис­поль­зо­ва­ния.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...