Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как основе формирования языковых умений

ПРОГРАММА КУРСА

Русский язык.

Пояснительная записка

Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Данная программа совпадает с особенностями и потребностями детей с ослабленным здоровьем тем, что не только обладает доступностью подачи учебного материала, но и развивающим компонентом освоения УУД (универсальных учебных действий), основанном на ФГОС начальной и основной школы России.

Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

· познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

· социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

 

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

 

 

Содержание программы.

3 класс (170 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений(16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)[1] (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 3 класса

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

· осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

· внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

· внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

· стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

· чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· осознавать слово, предложение как главные средства языка;

· использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

· использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

· производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

· соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

· различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

· осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

· оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

· осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

· осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

· осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

· осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

· дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

· находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

· анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

· вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

· применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

· определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

· подбирать примеры с определённой орфограммой;

· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

· распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

· -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

· понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

· озаглавливать текст по основной мысли текста;

· подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

· прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

· осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

· осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

· следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

· осуществлять само-и взаимопроверку работ;

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

· использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

· находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

· осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых продолжается (начинается). Некоторые предметные умения, формируемые во 2 классе, не повторяются в этом перечне.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата Тема урока Тип урока Характеристика учебной деятельности учащихся Планируемые результаты
Предметные Личностные Метапредметные
    День знаний
  Речь устная и письменная. Повторение орфограмм   Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Знакомство с учебником и его знаковой системой ориентирования. Повто­ре­ние сведений о фор­мах речи (устной, пись­менной; диалогической, монологи­ческой)   Выделять отличительные признаки устной и пись­мен­ной речи   Осознавать русский язык как явление куль­туры русского народа, связь раз­вития языка с раз­витием культуры и общества Находить общую ин­формацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по по­воду прочи­танного  
  Речь устная и письменная Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Повторение сведений о лексическом значении слова, развитие умения пользоваться словарем, повторение значимых частей текста, предложения, слова   Проводить звуко-буквен­ный анализ слов, опреде­лять части речи по во­просу и смыслу, опреде­лять од­нокоренные слова, разли­чать прямой и переносный смысл слов Иметь положитель­ную мотивацию и познава­тельный ин­терес к изу­чению языка своего на­рода Использовать сло­вари для поиска и уточнения информа­ции, строить выска­зывание, аргу­менти­ровать свою точку зрения
  Речевые дей­ствия (осо­бенности уст­ной и пись­менной речи) Комбинированный урок Углубление представ­ле­ний о речевых дейст­виях и об основных ви­дах речевой деятельно­сти. Актуали­зация знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложе­нии, тексте и их взаимо­связи с речью Систематизировать сведе­ния о языке и речи, объяс­нять понятие «ре­чевые действия», выде­лять ре­чевые действия в списке глаголов, орфо­эпически грамотно читать слова   Стремиться к со­блюде­нию языко­вых норм как усло­вию взаимопони­ма­ния собеседни­ков   Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и клас­сифицировать языко­вой материал, осуще­ствлять взаи­мокон­троль
  Речевые дей­ствия. Речь и культура Комбинированный урок Осознание важности культуры письменной речи, применении рече­вых дей­ствий в жизни, понятие о внутренней речи Использовать правила письменной речи при вы­полнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи Осознавать рече­вую культуру как часть об­щей куль­туры личности Анализировать языко­вой материал, выде­лять сущест­венное, использо­вать языковой и ре­чевой опыт при вы­полнении учебных задач и создании вы­сказываний  
  Общее повто­рение правил записи слов   Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Обобщение основных пра­вила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на ос­нове знания норм про­изношения слов), 3) слышу, но букву выби­раю по правилу, 4) пе­ре­ношу слова по сло­гам Классифицировать орфо­граммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при за­писи, знать и использо­вать в речи понятие «ор­фо­грамма»   Иметь положитель­ную мотивацию и познава­тельный ин­терес к изу­чению языка своего на­рода Анализировать и клас­сифицировать языко­вой материал, удержи­вать цель и задачи учебной дея­тельности, осущест­влять само- и взаи­моконтроль
  Проверяемые орфо­граммы в корне слов Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Углубление представ­лений об орфограмме и актуали­зация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографиче­ской задачи Различать проверяемые и непроверяемые орфо­граммы, проверять орфо­граммы с помощью прове­рочных слов, ис­пользовать альтернатив­ные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхож­дение, словарь) Стремиться к со­блюде­нию языко­вых норм как усло­вию взаимопони­ма­ния собеседни­ков   Анализировать и клас­сифицировать языко­вой материал, ориен­тироваться в словарях и справоч­никах, осу­ществлять взаимопо­мощь, само- и взаимо­кон­троль, строить вы­сказывания на задан­ную тему
  Непроверямые орфо­граммы в корне слов Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Углубление представ­лений об орфограмме и актуали­зация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографиче­ской задачи Различать проверяемые и непроверяемые орфо­граммы, проверять орфо­граммы с помощью прове­рочных слов, ис­пользовать альтернатив­ные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхож­дение, словарь) Стремиться к со­блюде­нию языко­вых норм как усло­вию взаимопони­ма­ния собеседни­ков   Анализировать и клас­сифицировать языко­вой материал, ориен­тироваться в словарях и справоч­никах, осу­ществлять взаимопо­мощь, само- и взаимо­кон­троль, строить вы­сказывания на задан­ную тему
  Проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове.   Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Обобщение представ­лений об орфограмме и актуали­зация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографиче­ской задачи Различать проверяемые и непроверяемые орфо­граммы, проверять орфо­граммы с помощью прове­рочных слов, ис­пользовать альтернатив­ные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхож­дение, словарь) Стремиться к со­блюде­нию языко­вых норм как усло­вию взаимопони­ма­ния собеседни­ков   Анализировать и клас­сифицировать языко­вой материал, ориен­тироваться в словарях и справоч­никах, осу­ществлять взаимопо­мощь, само- и взаимо­кон­троль, строить вы­сказывания на задан­ную тему
  Большая бу­ква в именах собственных. Игра-вычисляем орфограмму.   Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Повторение сведений о собственных именах суще­ствительных, об употреб­лении в них большой буквы (сделать акцент на написа­ние имен, отчеств, фами­лий, названий улиц, насе­ленных пунктов, кличек). Наблюдение над оформ­лением на­званий книг Грамотно записывать имена собственные, различать омофоничные слова по смыслу (Роза-роза), корректно использовать кавычки и правильно записывать инициалы, правильно подписывать тетрадь с учетом половой принадлежности носителя фамилии Осознавать русский язык как явление куль­туры русского народа, связь раз­вития языка с раз­витием культуры и общества Отбирать материал в соответствии с учеб­ной задачей, объяс­нять позицию автора, аргу­ментировать свое мне­ние
  Стартовая диагностическая работа. Входной диктант Урок кон­троля знаний и умений Демонстрация уровня оста­точных знаний и умений для выявления затрудне­ний Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль Осознавать практи­че­скую значимость изуче­ния русского языка Использовать изучен­ные правила, способы действий при выполне­нии учебных заданий, вносить необходи­мые коррек­тивы в собст­венные дейст­вия по итогам само­проверки
  Анализ и кор­рекция оши­бок Урок коррекции знаний и умений Индивидуальная работа с выявленными про­блемами, закрепление навыков за­писи слов с орфограммами Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить измене­ния, осуществлять коррек­цию ошибок по ал­горитму, выполнять зада­ния по аналогии Ориентироваться на понима­ние при­чин лич­ной ус­пешно­сти/ неуспешности в ос­воении мате­риала Адекватно восприни­мать аргументирован­ную критику ошибок и учитывать ее в ра­боте над ошибками, плани­ровать собст­венную коррекцион­ную дея­тельность и действия, необходи­мые для ре­шения орфографиче­ской задачи
  Синонимы и антонимы. Слово в пред­ложении Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Повторение сведений о предложении, тексте, о роли частей речи в их со­ставе. Углубление пред­ставлений о глав­ных чле­нах предложе­ния с введе­нием терми­нов подлежа­щее и ска­зуемое Устанавливать аналогии между словом и предло­жением, строить ответ че­рез противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения   Осознавать богат­ство речевых средств для выра­жения своего от­но­шения к окружаю­щему Корректно строить вы­сказывание, аргу­мен­тировать свою пози­цию, обобщать и де­лать выводы
  Слово в пред­ложении и тексте. Части слова. Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Упражнения в установ­ле­нии связи слов в предло­жении, связи предложений в тексте. Уп­ражнения в различении и нахождении частей слова. Устанавливать связь между частями слова. Применять правиладе­лового сотрудни­чества Читать текст с пони­ма­нием отношения ав­тора к описывае­мому, анализировать и син­тезировать части слова, работа над образностью слова.
  Слово в пред­ложении и тексте. Лексическое значение слова. Урок комплексного применения знаний и умений Упражнения в записи пред­ложений и текстов в соот­ветствии с орфо­графиче­скими и пунк­туационными нормами Решать орфографические задачи, использовать ал­горитм подготовки к письму по памяти, опреде­лять тип орфо­граммы по существенным признакам Осознавать труд­ность предлагае­мого задания Контролировать гра­мот­ность записей как в процессе письма, так и после его завершения. До­говариваться при работе в парах: вы­дви­гать собственные гипо­тезы (прогнозы) и обосновывать их, об­мениваться мыс­лями, прислуши­ваться к мне­нию со­беседника
  Слово в пред­ложении и тексте     Урок обобще­ния и сис­те­матиза­ции зна­ний Упражнения в установ­ле­нии связи слов в предло­жении, связи предложений в тексте. Наблюдение за упот­реблением образных слов, синонимов, моти­ви­ровать обогащение сло­варного запаса де­тей си­нонимами-назва­ниями от­тенков крас­ного цвета. Уп­ражнения в записи пред­ложений и текстов в соот­ветствии с орфографиче­скими и пунктуационными нор­мами Устанавливать связь чле­нов предложения, опре­делять границы предложе­ния Применять правиладе­лового сотрудни­чества Читать текст с пони­ма­нием отношения ав­тора к описывае­мому, анализировать и син­тезировать язы­ковой и речевой ма­териал, устранять помехи в по­нимании текста, кор­ректно строить выска­зыва­ния
  Слово и сло­восочетание   Комбини­ро­ванный урок   Наблюдение над подчи­ни­тельной связью час­тей речи в словосочета­ниях; над наличием в русском языке словосо­четаний с синонимиче­скими значе­ниями. Уп­ражнение в обра­з

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...