Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы к изучению истории русской литературы

Е.М. БОЛДЫРЕВА

Материалы к изучению истории русской литературы

Конца 19 – первой трети 20 века

Учебное пособие

Ярославль

 

 

Учебное пособие адресовано студентам дневного и заочного отделений факультета русской филологии и культуры.

В пособие включены методические материалы по курсу «Русская литература конца Х1Х – первой половины ХХ вв»: основные темы лекционного курса, планы практических занятий, экзаменационные вопросы, списки художественной, учебной и научной литературы по курсу, а также и комментарий основных теоретических понятий и философско-эстетических концепций, разработанных в первой половине ХХ века. В пособии содержатся примеры контрольных заданий для аудиторной и внеаудиторной работы.

Цель пособия:

- дать студентам знания о развитии русской литературы в первую половину ХХ века,

- сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской литературы ХХ века и целостное представление о литературном процессе данного периода,

- представить творчество наиболее крупных прозаиков, поэтов и драматургов эпохи, представляющих все многообразие литературного процесса первой половины ХХ века,

- развивать у студентов навыки филологического прочтения отдельных художественных произведений и в целом творчества поэтов и писателей, фиксировать в сознании студентов особенности трансформации ведущих литературных жанров, из языка и синтаксиса ,когда осознается традиционное и новаторское в индивидуальном стиле ,стиле направления или литературной школы,

- способствовать овладению студентами навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологического знания,

- дать студентам представление об основных теоретических дефинициях ,являющихся определяющими для понимания литературного процесса первой половины ХХ века.

 

Автор-составитель: доцент кафедры русской литературы ЯГПУ, доктор филологических наук Е.М.Болдырева

Рецензент: профессор кафедры русской литературы ЯГПУ, доктор филологических наук И.Ю.Лученецкая-Бурдина


 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

 

1-2. Литература рубежа 19-20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Героическая и трагическая концепции личности. Литературные направления. Периодизация. Понятия декадентства и модернизма.Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Основные религиозно-философские объединения рубежа веков. Основные литературные кружки и группировки. Проблематика сборника “Вехи”. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков (синтетизм, творческий универсализм, расширение контактов с мировой культурой). Основные направления развития русского литературоведения на рубеже веков.

3. Основные тенденции развития реализма на рубеже веков. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков (на материале творчества писателей-знаньевцев). Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков (на примере творчества Б.Зайцева, С.Сергеева-Ценского, А.Ремизова). Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева.

4-6. Творчество М.Горького. Идейно-художественные особенности творчества М.Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Категория свободы в творчестве раннего Горького. Проблема метода раннего творчества Горького. Стилистические особенности ранних рассказов. «Философия босячества» в реалистических рассказах. Ницшеанство раннего Горького. Творчество Горького периода революционного подъема 900-х годов. Новый этап горьковского реализма: от рассказов к повестям. Начало драматургии: ученичество у Чехова и обретение нового героя. Компромисс между тенденцией и художественностью в произведениях периода первой русской революции. Диалектика личности и коллектива. «Мать» – прокламация, учебник или роман? Проблема насилия в романе. «Точка зрения» матери. Предвестия поисков «нового бога» в романе. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов: идеологическая конфронтация, сквозные лейтмотивы, афористичность, «музыкальность», интерьер как материализованное идеологическое противостояние, специфика горьковской пунктуации и т.д. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации.

7. Творчество А.И.Куприна. Бытописательство и романтика – эстетические полюса стилистики Куприна. Типология персонажей. «Люди риска» в произведениях писателя. Особенности психологического реализма Куприна, диалектика активности и пассивности в «Поединке». «Трилогия» о любви. Стилевые контуры прозы А.Куприна.

8-10. Творчество И.А.Бунина. Основные мировоззренческие доминанты. Выразительные возможности бунинской лирики («шмель», «блеск» и «одиночество» как «опознавательные знаки» лирики Бунина). Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина. Изображение русского национального характера в повестях И.Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»). Модернистские принципы в творчестве И.Бунина (феноменологический принцип, новое понимание психологии, специфика повествовательной организации и др.). Ментальность Х1Х и ХХ века в художественном сознании писателя. Идея «живой жизни» в творчестве писателя. «Вечные» темы в прозе Бунина. Категория памяти в художественном мире Бунина. Творчество И.Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

11. Эволюция творчества Л.Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода. «Бездны» глобальных идей и философские эксперименты в прозе Андреева. «Чеховское» и «кафкианское» в рассказах Андреева. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева.

12. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма (старшие и младшие, московские и петербургские символисты, неоромантики и неоклассицисты). Философские предпосылки символизма. Статус слова в символизме. Категории «символа» и «музыки» в эстетике символизма. Основные символистские издания.

13-15. Поэтические индивидуальности старших символистов. Лирика К.Бальмонта: поза «стихийного гения», интенсивность лирических переживаний, многоликость лирического героя, поэтика «мгновения», импрессионистская стилистика в творчестве Бальмонта. Поэтический мир Ф.Сологуба: «неподвижный талант», эстетизация смерти, основные мифологемы в художественном мире Сологуба («звезда Маир», «тайный сад», «творимая легенда»). Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Концепция истории в творчестве Брюсова. Неоклассицизм В.Брюсова. Художественные особенности лирики И.Анненского: категория страдания в поэтическом сознании Анненского, «лирическая тоска», «вещный мир» поэзии Анненского.

16-17. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова: «человек – вьючное животное культуры». Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Эволюция творчества Белого (от «Золота в лазури» к «Пеплу»). Некрасовские традиции в сборнике «Пепел».

18-19. «Трилогия вочеловечения» А.Блока. Идея пути в его поэтическом сознании. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Идеи «музыки, «стихии» и «крушения гуманизма» в поэтическом сознании Блока. Русская тема в творчестве поэта. Проблематика и поэтика поэмы А.Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы. Поэтика Блока.

20. Символистская проза: Д.Мережковский «Христос и Антихрист», Ф.Сологуб «Мелкий бес», А.Белый «Петербург», В.Брюсов «Огненный ангел».

21-24. Эстетика и творческая практика русского акмеизма. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов. Основные акмеистические манифесты. Адамизм М.Зенкевича и В.Нарбута. Слово в поэзии акмеистов. «Тоска по мировой культуре». «Цех поэтов». «Кларизм» М.Кузмина: многоликость и артистизм, культурные реминисценции, стилизаторство, творческий универсализм, эстетизация «милых мелочей». Поэтический стиль О.Мандельштама: мнимая «материальность» раннего творчества, диалог культур, поэтика ассоциаций, концепция времени, статус слова в художественном мире Мандельштама. Эволюция творчества Н.Гумилева: лирический герой, основные поэтические сборники, декоративность и экзотика, экзистенциальные мотивы в поздней лирике, «возвращение» (блудного сына к отцу, Адама – в Эдем, Земли – в Сверхмир) как основная мифологема в творчестве Гумилева. Творчество А.Ахматовой: основные мотивы дооктябрьской лирики, новый язык любовной лирики, своеобразие стиля: изображение психологического состояния через цепь внешних деталей, приоритет предметной точности над лирической медитацией, художественная деталь в лирике Ахматовой, использование диалогичных форм, законченность и точность поэтических формулировок.

25-26. Теория и практика русского футуризма. История становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов. Соотношение понятий «футуризм», «модернизм» и «авангард». Основные манифесты футуристов. Концепция времени в эстетике футуристов. Неоязыческая концепция человека. Футуризм и живопись авангарда. «Канон сдвинутой конструкции» в творчестве футуристов, лексические, словообразовательные, фонетические и синтаксические «смещения». Творчество поэтов «Гилеи» (Д. и Н. Бурлюки, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц). Эгофутуризм и творчество И.Северянина. «Освобождение слова», «магия чисел», «космический язык» будущего в творчестве В.Хлебникова. Жанр «сверхпоэмы».

27. Поэты, не связанные с определенными литературными направлениями: М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева. Поэтическая индивидуальность М.Цветаевой. Особенности поэтического языка: паронимическая аттракция, создание окказиональных значений слова, синтаксические и ритмические «сбои» как художественный прием, риторическая насыщенность поэтического синтаксиса, суггестивность стиха.

28. Русская литература 1920-х гг. как особая литературная эпоха. Основные мировоззренческие, эстетические и этические доминанты культуры 20-х гг. 20-е гг. и «серебряный век» русской литературы. Особый характер полифонизма литературной жизни. Переосмысление традиционных мировоззренческих оппозиций. Категория синтетизма. Литературный быт и литературная борьба эпохи.

29 – 33. Основные литературные группировки 1920-х годов. Эстетика и поэтика русского имажинизма. Эстетика и поэтика русского литературного конструктивизма: принцип грузофикации, локальный прием, смыслообразующая рифма и т.д. «Серапионовы братья»: важнейшие эстетические принципы, особенности поэтики, творческие индивидуальности. «Литературные проекты» В.Каверина и Вс.Иванова.

34. Творчество Е.Замятина: «Новый реализм» и «синтетизм» в творческих исканиях писателя. Категория энтропии и принципы построения антиэнтропийного текста. Стилевой синтез и лейтмотивная структура текста.

35. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, система персонажей, художественная структура. «Мы» как неомифологический роман. «Мы» как авторефлексивный текст. Интертекстуальные аспекты романа.

36. Творчество М.Булгакова Стилевые координаты прозы М.Булгакова. Художественное своеобразие произведений М.Булгакова 1920-х годов (на примере 2-3 произведений).

Драматургия М.Булгакова. Булгаков и театр 20 века. Анализ одной из пьес (по выбору).

«Мастер и Маргарита» М.Булгакова как роман-миф. Художественная структура романа. Литературные реминисценции и аллюзии в романе.

37. Творчество А.Платонова Художественный язык А.Платонова. Анализ стилевого своеобразия прозы А.Платонова. «Котлован» А.Платонова: структура хронотопа, система персонажей, художественный язык. Философская проблематика произведения.

38. Неклассические способы повествования: орнаментальная проза. «Орнаментальная проза»: образный строй, художественная структура, поэтический язык. Категории лейтмотивности, эквивалентности, мифического мышления в орнаментальной прозе. Орнаментальность и событийность.

39. Роман Б Пильняка «Голый год»: проблематика, поэтика, художественная структура текста. Идея «скрещенья» в романе. Импрессионистические тенденции в повествовательной организации произведения.

40. Неклассические способы повествования: сказ в литературе 1920-х гг. Поэтика сказа в русской прозе 1920-х гг. Основные пути развития сказа. Рассказы М.Зощенко. Обвинительно-ортодоксальная, оправдательная «эзоповская», академическая формалистская, культурно-историческая и психоаналитическая трактовки творчества М.Зощенко. «Поэтика недоверия» в творчестве М.Зощенко. Реинтерпретация ранних рассказов сквозь призму поздней автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца».

41. Творчество группы ОБЭРИУ ОБЭРИУ: история организационного становления, важнейшие аспекты поэтики, художественный язык (цисфинитная логика, принцип релятивности, речевые аномалии и орфографические девиации). Категории поэтической индивидуальности и поэтика абсурда в творчестве обэриутов. Система причинно-следственных связей.

Основные тенденции в русской поэзии 1920-х гг. Поэтическое творчество Б.Пастернака. Основные поэтические сборники. Стилевая индивидуальность поэта.Творчество С.Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта. «О гении, злодействе и бабе во всероссийском масштабе» (А. Жолковский): литературоведческие мифы о Маяковском, основные варианты интерпретации творчества поэта, инвариантные черты художественного мира Маяковского.

42. Формальные поиски и творческие открытия Маяковского. Отражение трагических противоречий эпохи в поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама. Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

43. Основные тенденции в прозе 1920-х гг. «Нейтральное письмо» Л.Добычина. Творчество С.Кржижановского: принципы сюжетосложения, пространственно-временные эксперименты, интертекстуальные аспекты. «Многослойность» художественной прозы К.Вагинова: неомифологический и интертекстуальный аспекты романов, пародирование литературных концепций 20-х гг., тип «романа с ключом».

44. Литература 1930-х гг. как особая литературная эпоха. Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Литературная ситуация 30-х годов. Утверждение монистической концепции литературы (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», разгром школы Переверзева, дискуссии о мировоззрении и творчестве, о формализме, о языке, 1 съезд советских писателей).

45. Основные параметры культурной модели социалистического реализма: Устав Союза советских писателей, синтетический характер, «формовка» советского писателя, «смерть автора», статус языка и реципиента. «Классицистская» и «сентименталистская» составляющие соцреалистической модели.

46. Жанровый арсенал соцреализма. Основные жанры в русской прозе 30-х годов (производственный роман, роман о коллективизации, «роман воспитания»). Историческая проза 30-х годов. Основные принципы исторического моделирования. Переакцентуация формулы «Правитель – Народные массы – Историческая закономерность». Анализ одного из исторических романов О.Форш, В.Шишкова, А.Чапыгина, В.Яна, Ю.Тынянова и др. (по выбору). Концепции гражданской войны в русской прозе 20 – 30-х гг. (на материале творчества М.Шолохова, А.Фадеева, Б.Лавренева, Н.Островского, И.Бабеля, М.Булгакова, Вс.Иванова, А.Серафимовича). Детская литература 30-х годов как экспериментальная лаборатория русской литературы ХХ века.. Поэтика подставных проблем.

47. Русская драматургия 30-х годов. Творчество К.Тренева, Б.Лавренева, А.Афиногенова, А.Арбузова, С.Третьякова, Н.Погодина и др.

48. Советская поэзия 1930-х гг. Советская поэзия 30-х годов: призыв ударников в литературу, основные темы, Феномен массовой песни в литературе 30-х годов: утверждение материнского архетипа, структура хронотопа, фольклорные традиции.

49. Творчество М.Шолохова Жизнь и творчество М.А.Шолохова: основные этапы, биографические мифы, основные литературоведческие работы о Шолохове. Проблема авторства «Тихого Дона»: историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиате, основные аргументы шолоховедов (исследование скандинавских ученых, книга Г.Ермолаева, публикация Л.Колодным рукописей и др.) и антишолоховедов (книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева). Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровый синтетизм, система персонажей, философия природы, язык и стиль, интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»). Современные интерпретации романа М.Шолохова «Поднятая целина»: причины создания, переосмысление системы персонажей, интертекстуальные аспекты романа. Второй том «Поднятой целины» как «болевая точка» шолоховедения.

50. Творчество А.Н.Толстого Трилогия А.Н.Толстого «Хождение по мукам»: своеобразие жанра, принципы изображения персонажей, теория «речевого жеста», художественный язык.

Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: авторская концепция истории, проблемы “личности и государства”, “народа и власти”; система персонажей романа; сюжетно–композиционная организация; предметная детализация и художественный язык.

51. Основные тенденции литературы периода Великой Отечественной войны. Литература периода войны: милитарный дискурс и «социобаллистика власти», машина войны: черное и белое, батальонная живопись власти: палачи и жертвы, апология ненависти. Жанры литературы периода войны как закрепление архетипов массового сознания (жанры присяги, клятвы), система пространственных мотивов, апелляция к русской истории, синтез революционно-интернациональной и традиционной национальной парадигм, национал-патриотический вектор военной литературы.

 

 

КОНЦА 19 – НАЧАЛА ХХ ВВ,

 

 

Адамизм –одно из названий акмеизма, означающее проповедь здорового мироощущения, необходимость заново открыть для себя окружающий мир, взглянув на него глазами первого человека на земле – Адама. Некоторые исследователи называли адамизмом особое, натуралистическое крыло акмеизма, развивающееся в творчестве В.Нарбута и М.Зенкевича, призывающих снять с человека наслоения тысячелетних культур, акцентировать его первобытно-звериное начало, воспеть человека не как царя природы, а тот уровень биологического бытия, на котором слоны, тигры, мастодонты и люди схожи. Так, в поэме М.Зенкевича «Человек» утверждается, что «мудр слизняк, в спираль согнутый», «много тайн плетет паук», а человек разрывает свои кровавые узы с землей, и природа «сметет его», как «недоношенный кровавый плод».

Акмеизм –(от греч. akme — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в “кружке молодых”, поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской по­этической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм сим­волистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объ­единение — "Цех поэтов". Название кружка указывало на отношение участни­ков к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. "Цех" был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями "Цеха" стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстети­чески более сплоченная группа акмеистов. Ими стали Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич и В.Нарбут. Другие участники "Цеха" (среди них Г.Адамович, Г.Иванов, М.Лозинский и др.), не являясь пра­воверными акмеистами, составляли периферию течения.

Аргонавтизм – понятие, связанное с эстетикой младосимволизма и восходящее к названию кружка Андрея Белого «Аргонавты»; Соловьевские идеи одухотворения действительной жизни, взгляд на историю как на гибель и возрождение личности и ее нравственное преображение в религиозном чувстве, в движении к созданию вселенского духовного организма на основе воплощения абсолютной красоты легли в основу эстетической системы кружка. Аргонавтизмэто не идеология и не кодекс правил, а импульс отталкивания от старого быта, отплытие в море исканий, в поход за Золотым руном грядущей эры. Аргонавты – не только люди, участвующие в создании мифа, но и те, кто даже не подозревает о подобной возможности. “Я хочу стать аргонавтом, – писал Белый – и не только я. Многие хотят. Они не знают, но это – так”. “Золотое Руно” было замыслено как подготовка к полетам космических кораблей. Аргонавты образуют Междупланетное общество путей Сообщения во главе с В.Соловьевым – Великим магистром – и ведут общение на особом, только им одним известном языке – аргонавтическом жаргоне. В обществе не существовало единого мировоззрения: поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский) мечтал о жизни, построенной на всеобщем параллелизме, художник В. Владимиров – о новых формах искусства, о новом восстании народного мифа, медик Н.Малафеев – о новой крестьянской общине.

А realibus ad realiora –принцип символистского мировосприятия, выдвинутый Вяч.Ивановым, буквально означающий «от реального к реальнейшему». Согласно этому лозунгу, цель символистов – осознать, что реальное – лишь неизбежная оболочка иного мира, но, поскольку иной реальности не дано, то необходимо найти в земной реальности «сигналы» иных миров, обнаружить соответствия между высшим «вечным» и земным миром, проявления бесконечного в конечном.

Ассоциация эгофутуристов – одна из четырех основных группировок русских футуристов (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.). Проповедовала культ своего «я» и эгоизм как единственно верную жизненную интуицию.

Башня – квартира Вячеслава Иванова, называемая петербуржцами «башней Иванова», поскольку она находилась в выступе огромного здания на Таврической, нависавшем над Государственной думой. Зимой 1905 – 1906 гг., по средам, в «башне» собирался весь «цвет» культурного Петербурга (И.Анненский, Ф.Сологуб, В.Брюсов, А.Белый, В.Хлебников и др.), обсуждались различные темы («Романтизм и современная душа», «Индивидуализм и новое искусство», «Религия и мистика»), звучали стихи, музыка, научные доклады, хозяин Вячеслав Иванов давал разбор прочитанным стихотворениям.

Богостроительство –религиозно-философская концепция, возникшая в начале ХХ века и пропагандировавшаяся молодым А.Луначарским. Апеллируя к повести М.Горького «Исповедь», богостроители утверждали, что вера – это могучее человеческое творчество и бог может быть создан самими людьми, сплотившимися в едином коллективе.

Бродячая собака – литературно-артистическое кабаре (официальное название – «Художественное общество Интимного театра») в Петербурге, на углу Михайловской площади, в подвале дома №5, где в 1912 – 1914 гг. собирались художники и поэты (символисты К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, футуристы (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, особое положение в «Бродячей собаке» занимали акмеисты А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов, Н.Гумилев, М.Кузмин). В программе «Бродячей собаки» – лекции, литературные вечера, музыкальные «понедельники» и др. У истоков создания кабаре стояли Б.Пронин, А.Толстой, В.Мейерхольд, оформление кабачка произвели С.Судейкин и Н.Кульбин. Помещение было весьма своеобразно: расставленные по залу столики, сцена, соединенная лестницей со зрительным залом и способствовавшая слиянию актеров с публикой. Публика разделялась на две категории: «Друзья «Собаки» – поэты, художники, музыканты, артисты и «Фармацевты» – люди, посторонние искусству. «Бродячая собака» имела свою летопись в виде книги, переплетенной в свиную кожу, которая лежала при входе, чтобы посетители вносили туда свои имена, поэтические экспромты, зарисовки и др.

Верности вещам принцип – важное положение эстетики младосимволистов, провозглашенное В.Ивановым. Выдвинутый им принцип a realibus ad realiora не означает только прорыва сквозь земную реальность к сверхреальному миру, в этой формуле акцентируется именно важность реального мира вещей. Истинный символизм чуждается абстракций, истинный символист должен изображать земное – но так, чтобы увидеть в единичном фокус абсолютного, прозреть вечное в предметном образе, великое – в малом. Если небесное – это бесплотная духовная сущность, то земное – это сущность явленная, материализованная, и только земная реальность непосредственно нам дана. Поэтому задача подлинного символиста – не превратить символ в пустой знак, в иероглиф, потерявший собственный внутренний смысл, а выявить реальное явление, раскрытое навстречу высшему миру; не отбросить «земной» предмет, а использовать его как призму, смотря сквозь которую поэт увидит иную, подлинную реальность.

Вечная Женственность – ключевое понятие младосимволистской эстетики, разработанное в трудах философа Владимира Соловьева на основе понятия Софии. София для Соловьева – это и Ветхозаветная Премудрость, и платоновская идея Мудрости. Каноническая икона Софии изображает Жену, восседающую на престоле с атрибутами державы. Соловьев пользуется разными гностическими наименованиями Софии: Дева Радужных Ворот, Мировая Душа, Вечная Женственность (Александр Блок станет называть Ее Прекрасной Дамой, а Андрей Белый – Женой, Облаченной в Солнце). “Вечная Женственность” некогда явится в мир, одухотворит его и уничтожит зло – отсюда мотивы ожидания близящихся перемен, преображений природы и человека. Однако эту мистическую Женственность постепенно сменили многочисленные сниженные или кощунственные воплощения Софии: у Вяч.Иванова это античная Менада, сведенная с ума богом, у Блока – Незнакомка, падшая женщина из мира петербургских ресторанов, у Белого в «Серебряном голубе» – крестьянка-колдунья Матрена.

Гилея – наиболее «левая» из русских футуристических группировок. Участники группы (В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, Б.Лившиц, В.Каменский, А.Крученых, Е.Гуро) называли себя также «будетляне», «кубофутуристы» и др. Основные сборники – «Садок судей I», «Садок судей II», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.

Декадентство – особый тип сознания, определенная форма умонастроения, возникающая, как правило, в кризисные, рубежные эпохи. Декадентство выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, это неприятие окружающего мира, разочарование в возможностях общественного переустройства, рафинированная утонченность, безнадежность, пессимизм, апокалиптические настроения. Декадентство – не литературное направление и не категория стиля, это определенный взгляд на мир и отношение к человеку.

Живая жизнь – популярная на рубеже веков теория, выдвинутая В.Вересаевым и ставшая названием для одного из его произведений. Жить живой жизнью – значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности бытия. Ценность жизни – в ней самой, вопрос о смысле жизни лишен смысла и отравляет жизнь. Эта концепция нашла отражение в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Божье древо», «Братья», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».

Жизнетворчество –особый принцип жизненного поведения, свойственный людям искусства «серебряного века», когда жизнь и творчество воспринимаются как нечто неразделимое, искусство возвышается до степени всемирного и превращается в высокую «игру», переносимую в жизнь, которая в свою очередь начинает выстраиваться по законам искусства, превращаясь в особую мифологизированную действительность.

«Звездный язык» –особый «мировой язык», «азбука ума», разработанная В.Хлебниковым, пытавшимся создать язык понятий из «единиц ума». Каждому начальному звуку, управляющему словом, Хлебников приписывал круг определенных значений: если собрать все слова с первым звуком «Ч» (чаша, череп, чан, чулок), то общее значение, которое есть у этих слов, и будет значением «Ч»; все эти слова означают «тело в оболочке», следовательно «Ч» – это оболочка, и во всех языках все виды обуви будут называться «Ч» ноги, все виды чашек – «Ч» воды. Подобная операция была проделана со всеми звуками в «Азбуке Будетлянина».

Импрессионистские стилевые тенденции – проявляются в творчестве таких писателей рубежа веков, как Б.Зайцев, И.Шмелев, С.Сергеев-Ценский. Для импрессионистской поэтики становится значимым не столько сам предмет, сколько личное, сиюминутное впечатление художника от данного предмета. Таким образом, явно повышается роль субъективной авторской преломляющей призмы, окрашивающей окружающий мир. Так, в романе И.Шмелева «Лето Господне» часто повторяется мотив рассматривания героем окружающего мира сквозь свежую зелень листочков, золотистое хрустальное яичко, пелену тумана и т.д. В повести С.Сергеева-Ценского «Печаль полей» очевидна чисто импрессионистская черта – смешивание в одном образе разнообразных ощущений: «Пели на липе два перепела, напыжив красные грудки, вперебой говоря что-то свое, росистое, пахнущее травой». Ведущий принцип живописи импрессионизма: «Колорит – все, рисунок – ничто», и потому предметность в импрессионистских текстах размывается, четкость линий утрачивается, и мир тонет в розовато-золотистой дымке, более значимым становится для импрессионистов само качество воздуха, окружающей атмосферы, световоздушной среды. Импрессионисты тяготеют не к контрастам, а нюансам, полутонам, оттенкам, размытым «акварельным» краскам: «Снега лежали палевые, розовые, голубые» (С.Сергеев-Ценский «Печаль полей»), «весенняя пелена слабых, чуть смутных испарений, все смягчающих, смывающих, как в акварели» (Б.Зайцев).

Кларизм –термин, которым М.Кузмин обобщил свои эстетические принципы, изложенные в статье «О прекрасной ясности», ставшей «первой ласточкой» эстетической реформы акмеизма. Статья реабилитировала эстетику разума и гармонии и декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, рациональная организация всех элементов художественной формы.

Мезонин поэзии – одна из четырех основных группировок русских футуристов, возник в Москве летом 1913 года и просуществовал около полугода. Ядро группы составили В.Шершеневич, К.Большаков, В.Третьяков, Л.Зак. На страницах альманахов “Вернисаж” и “Пир во время чумы” наряду с хозяевами издания встречались имена эгофутуристов (Северянин) и членов литературно-художественного кружка В.Брюсова (Львова, Погодин). В брошюре “Футуризм без маски” излагались основные положения нового объединения. Центрально место в поэтике отводилось комбинированным словам-запахам (мир не только сочетание звуков, у него есть своя история, свой собственный запах, он обладает собственным смыслом), т.е. монтажу сенсуальных образов, создающих лирический сюжет. Поэзия есть выявление Абсолюта во внешнем. Идея Мирового образа принадлежала В.Шершеневичу, зачинателю в 1919 году имажинизма. Слово важно не только потому, что оно точно передает чувство, но и потому, что сохраняет образ. Поэтическое слово больше, чем просто звук – это соединение всех осязаемых свойств (цвет, запах), создающих образ, который составляет сущность поэзии. Впоследствии теория образа получила окончательное воплощение в работах имажинистов: вместо слова как такового они предложили набор образов, главенствующих над смыслом и содержанием. В творчестве членов кружка широко использовались неологизмы, метод построения которых жестко вытекал из законов русского языка – теория “Мезонина поэзии” была современна, ориентирована на западные достижения, избегала крайностей и не шокировала публику экстравагантными манифестами. Снисходительно относясь к прошлому, поэты придерживались следующего лозунга: “Каждое новшество лишь продолжает строительство, начатое предшественниками”.

Меонизм –(от греч. meon – несуществующий) – религиозно-философская теория, разработанная символистом Н.Минским в трактате «При свете совести». Меонизм пытается сочетать раздельные во всех исторических религиях элементы абсолютного бытия и небытия, высшую цель собственной жизни нужно искать в мистических глубинах собственного «я», главное – не религия как исповедание веры, а религиозное чувство мистической связи личности с универсальным бытием.

Мистический анархизм –религиозно-философская концепция, обоснованная Г.Чулковым в брошюре «О мистическом анархизме», предлагающая создать новую религиозную общественность на основе свободного анархического объединения в любви, отождествляющая революционных и христианских мучеников, отрицающая всяческие догматы в вопросах философии, этики, религии.

Модернизм –литературное направление первой половины ХХ века, объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Наиболее крупные течения внутри модернизма в русской литературе «серебряного века» – символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм как творческим метод противоположен реализму: он не воссоздает объективную реальность, а сознательно акцентирует условность художественного мира, пересоздавая реальность по своим правилам и законам. Модернистское мироощущение основано на диссонансе личности с миром, в котором человек не находит себе места и потому ищет идеал в ином мире, в иных сферах (в реальнейшем мире сущего, в мире чистых форм и т.д.). Реалистический и модернистский принципы предполагают различные типы внутренних связей художественного мира. В модернистском тексте устройство художественного мира не уподоблено внешним связям; не соблюдаются пропорции между значимостью деталей и целого – он подчинен внутренним, собственным законам, установленным авторской волей.

Музыка – одна из основных категорий эстетики и поэтической практики символизма. Это понятие использовалось символис­тами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В пер­вом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, “музыка” значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочета­ниями словесная фактура стиха, т.е. как максимальное использование музы­кальных композиционных принципов в поэзии.

Натурализм – проявлялся на рубеже веков в трех основных формах. В творчестве таких писателей, как Мамин-Сибиряк, А.И.Эртель, Н.Гарин-Михайловский встречаются отдельные элементы натуралистической, т.е. документально-эмпирической поэтики (документализм, очерковость, важная роль этнографического компонента, подчеркнутая фактурность, физиологичность описаний), то есть натурализм становится параметром стиля. У других писателей (П.Д.Боборыкин, И.Н.Потапенко, Н.И.Тимковский, А.Амфитеатров, А.Вербицкая) натуралистические принципы становятся основой их творчества. Ими не были созданы манифесты, и в своем творчестве они опирались на теорию и практику французского натурализма в его классическом «золаистском» варианте. Однако к началу ХХ века эта эстетика стала восприниматься как консервативная сила, Боборыкин и Потапенко утрачивают былую популярность, натурализм совершает «дрейф» в ст

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...