Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

 

1-2. Литература рубежа 19-20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Героическая и трагическая концепции личности. Литературные направления. Периодизация. Понятия декадентства и модернизма.Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Основные религиозно-философские объединения рубежа веков. Основные литературные кружки и группировки. Проблематика сборника “Вехи”. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков (синтетизм, творческий универсализм, расширение контактов с мировой культурой). Основные направления развития русского литературоведения на рубеже веков.

3. Основные тенденции развития реализма на рубеже веков. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков (на материале творчества писателей-знаньевцев). Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков (на примере творчества Б.Зайцева, С.Сергеева-Ценского, А.Ремизова). Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева.

4-6. Творчество М.Горького. Идейно-художественные особенности творчества М.Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Категория свободы в творчестве раннего Горького. Проблема метода раннего творчества Горького. Стилистические особенности ранних рассказов. «Философия босячества» в реалистических рассказах. Ницшеанство раннего Горького. Творчество Горького периода революционного подъема 900-х годов. Новый этап горьковского реализма: от рассказов к повестям. Начало драматургии: ученичество у Чехова и обретение нового героя. Компромисс между тенденцией и художественностью в произведениях периода первой русской революции. Диалектика личности и коллектива. «Мать» – прокламация, учебник или роман? Проблема насилия в романе. «Точка зрения» матери. Предвестия поисков «нового бога» в романе. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов: идеологическая конфронтация, сквозные лейтмотивы, афористичность, «музыкальность», интерьер как материализованное идеологическое противостояние, специфика горьковской пунктуации и т.д. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации.

7. Творчество А.И.Куприна. Бытописательство и романтика – эстетические полюса стилистики Куприна. Типология персонажей. «Люди риска» в произведениях писателя. Особенности психологического реализма Куприна, диалектика активности и пассивности в «Поединке». «Трилогия» о любви. Стилевые контуры прозы А.Куприна.

8-10. Творчество И.А.Бунина. Основные мировоззренческие доминанты. Выразительные возможности бунинской лирики («шмель», «блеск» и «одиночество» как «опознавательные знаки» лирики Бунина). Проза И.Бунина 1890-1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина. Изображение русского национального характера в повестях И.Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»). Модернистские принципы в творчестве И.Бунина (феноменологический принцип, новое понимание психологии, специфика повествовательной организации и др.). Ментальность Х1Х и ХХ века в художественном сознании писателя. Идея «живой жизни» в творчестве писателя. «Вечные» темы в прозе Бунина. Категория памяти в художественном мире Бунина. Творчество И.Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

11. Эволюция творчества Л.Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода. «Бездны» глобальных идей и философские эксперименты в прозе Андреева. «Чеховское» и «кафкианское» в рассказах Андреева. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева.

12. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма (старшие и младшие, московские и петербургские символисты, неоромантики и неоклассицисты). Философские предпосылки символизма. Статус слова в символизме. Категории «символа» и «музыки» в эстетике символизма. Основные символистские издания.

13-15. Поэтические индивидуальности старших символистов. Лирика К.Бальмонта: поза «стихийного гения», интенсивность лирических переживаний, многоликость лирического героя, поэтика «мгновения», импрессионистская стилистика в творчестве Бальмонта. Поэтический мир Ф.Сологуба: «неподвижный талант», эстетизация смерти, основные мифологемы в художественном мире Сологуба («звезда Маир», «тайный сад», «творимая легенда»). Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Концепция истории в творчестве Брюсова. Неоклассицизм В.Брюсова. Художественные особенности лирики И.Анненского: категория страдания в поэтическом сознании Анненского, «лирическая тоска», «вещный мир» поэзии Анненского.

16-17. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова: «человек – вьючное животное культуры». Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Эволюция творчества Белого (от «Золота в лазури» к «Пеплу»). Некрасовские традиции в сборнике «Пепел».

18-19. «Трилогия вочеловечения» А.Блока. Идея пути в его поэтическом сознании. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Идеи «музыки, «стихии» и «крушения гуманизма» в поэтическом сознании Блока. Русская тема в творчестве поэта. Проблематика и поэтика поэмы А.Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы. Поэтика Блока.

20. Символистская проза: Д.Мережковский «Христос и Антихрист», Ф.Сологуб «Мелкий бес», А.Белый «Петербург», В.Брюсов «Огненный ангел».

21-24. Эстетика и творческая практика русского акмеизма. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов. Основные акмеистические манифесты. Адамизм М.Зенкевича и В.Нарбута. Слово в поэзии акмеистов. «Тоска по мировой культуре». «Цех поэтов». «Кларизм» М.Кузмина: многоликость и артистизм, культурные реминисценции, стилизаторство, творческий универсализм, эстетизация «милых мелочей». Поэтический стиль О.Мандельштама: мнимая «материальность» раннего творчества, диалог культур, поэтика ассоциаций, концепция времени, статус слова в художественном мире Мандельштама. Эволюция творчества Н.Гумилева: лирический герой, основные поэтические сборники, декоративность и экзотика, экзистенциальные мотивы в поздней лирике, «возвращение» (блудного сына к отцу, Адама – в Эдем, Земли – в Сверхмир) как основная мифологема в творчестве Гумилева. Творчество А.Ахматовой: основные мотивы дооктябрьской лирики, новый язык любовной лирики, своеобразие стиля: изображение психологического состояния через цепь внешних деталей, приоритет предметной точности над лирической медитацией, художественная деталь в лирике Ахматовой, использование диалогичных форм, законченность и точность поэтических формулировок.

25-26. Теория и практика русского футуризма. История становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов. Соотношение понятий «футуризм», «модернизм» и «авангард». Основные манифесты футуристов. Концепция времени в эстетике футуристов. Неоязыческая концепция человека. Футуризм и живопись авангарда. «Канон сдвинутой конструкции» в творчестве футуристов, лексические, словообразовательные, фонетические и синтаксические «смещения». Творчество поэтов «Гилеи» (Д. и Н. Бурлюки, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц). Эгофутуризм и творчество И.Северянина. «Освобождение слова», «магия чисел», «космический язык» будущего в творчестве В.Хлебникова. Жанр «сверхпоэмы».

27. Поэты, не связанные с определенными литературными направлениями: М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева. Поэтическая индивидуальность М.Цветаевой. Особенности поэтического языка: паронимическая аттракция, создание окказиональных значений слова, синтаксические и ритмические «сбои» как художественный прием, риторическая насыщенность поэтического синтаксиса, суггестивность стиха.

28. Русская литература 1920-х гг. как особая литературная эпоха. Основные мировоззренческие, эстетические и этические доминанты культуры 20-х гг. 20-е гг. и «серебряный век» русской литературы. Особый характер полифонизма литературной жизни. Переосмысление традиционных мировоззренческих оппозиций. Категория синтетизма. Литературный быт и литературная борьба эпохи.

29 – 33. Основные литературные группировки 1920-х годов. Эстетика и поэтика русского имажинизма. Эстетика и поэтика русского литературного конструктивизма: принцип грузофикации, локальный прием, смыслообразующая рифма и т.д. «Серапионовы братья»: важнейшие эстетические принципы, особенности поэтики, творческие индивидуальности. «Литературные проекты» В.Каверина и Вс.Иванова.

34. Творчество Е.Замятина: «Новый реализм» и «синтетизм» в творческих исканиях писателя. Категория энтропии и принципы построения антиэнтропийного текста. Стилевой синтез и лейтмотивная структура текста.

35. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, система персонажей, художественная структура. «Мы» как неомифологический роман. «Мы» как авторефлексивный текст. Интертекстуальные аспекты романа.

36. Творчество М.Булгакова Стилевые координаты прозы М.Булгакова. Художественное своеобразие произведений М.Булгакова 1920-х годов (на примере 2-3 произведений).

Драматургия М.Булгакова. Булгаков и театр 20 века. Анализ одной из пьес (по выбору).

«Мастер и Маргарита» М.Булгакова как роман-миф. Художественная структура романа. Литературные реминисценции и аллюзии в романе.

37. Творчество А.Платонова Художественный язык А.Платонова. Анализ стилевого своеобразия прозы А.Платонова. «Котлован» А.Платонова: структура хронотопа, система персонажей, художественный язык. Философская проблематика произведения.

38. Неклассические способы повествования: орнаментальная проза. «Орнаментальная проза»: образный строй, художественная структура, поэтический язык. Категории лейтмотивности, эквивалентности, мифического мышления в орнаментальной прозе. Орнаментальность и событийность.

39. Роман Б Пильняка «Голый год»: проблематика, поэтика, художественная структура текста. Идея «скрещенья» в романе. Импрессионистические тенденции в повествовательной организации произведения.

40. Неклассические способы повествования: сказ в литературе 1920-х гг. Поэтика сказа в русской прозе 1920-х гг. Основные пути развития сказа. Рассказы М.Зощенко. Обвинительно-ортодоксальная, оправдательная «эзоповская», академическая формалистская, культурно-историческая и психоаналитическая трактовки творчества М.Зощенко. «Поэтика недоверия» в творчестве М.Зощенко. Реинтерпретация ранних рассказов сквозь призму поздней автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца».

41. Творчество группы ОБЭРИУ ОБЭРИУ: история организационного становления, важнейшие аспекты поэтики, художественный язык (цисфинитная логика, принцип релятивности, речевые аномалии и орфографические девиации). Категории поэтической индивидуальности и поэтика абсурда в творчестве обэриутов. Система причинно-следственных связей.

Основные тенденции в русской поэзии 1920-х гг. Поэтическое творчество Б.Пастернака. Основные поэтические сборники. Стилевая индивидуальность поэта.Творчество С.Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта. «О гении, злодействе и бабе во всероссийском масштабе» (А. Жолковский): литературоведческие мифы о Маяковском, основные варианты интерпретации творчества поэта, инвариантные черты художественного мира Маяковского.

42. Формальные поиски и творческие открытия Маяковского. Отражение трагических противоречий эпохи в поэзии А.Ахматовой и О.Мандельштама. Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

43. Основные тенденции в прозе 1920-х гг. «Нейтральное письмо» Л.Добычина. Творчество С.Кржижановского: принципы сюжетосложения, пространственно-временные эксперименты, интертекстуальные аспекты. «Многослойность» художественной прозы К.Вагинова: неомифологический и интертекстуальный аспекты романов, пародирование литературных концепций 20-х гг., тип «романа с ключом».

44. Литература 1930-х гг. как особая литературная эпоха. Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Литературная ситуация 30-х годов. Утверждение монистической концепции литературы (постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», разгром школы Переверзева, дискуссии о мировоззрении и творчестве, о формализме, о языке, 1 съезд советских писателей).

45. Основные параметры культурной модели социалистического реализма: Устав Союза советских писателей, синтетический характер, «формовка» советского писателя, «смерть автора», статус языка и реципиента. «Классицистская» и «сентименталистская» составляющие соцреалистической модели.

46. Жанровый арсенал соцреализма. Основные жанры в русской прозе 30-х годов (производственный роман, роман о коллективизации, «роман воспитания»). Историческая проза 30-х годов. Основные принципы исторического моделирования. Переакцентуация формулы «Правитель – Народные массы – Историческая закономерность». Анализ одного из исторических романов О.Форш, В.Шишкова, А.Чапыгина, В.Яна, Ю.Тынянова и др. (по выбору). Концепции гражданской войны в русской прозе 20 – 30-х гг. (на материале творчества М.Шолохова, А.Фадеева, Б.Лавренева, Н.Островского, И.Бабеля, М.Булгакова, Вс.Иванова, А.Серафимовича). Детская литература 30-х годов как экспериментальная лаборатория русской литературы ХХ века.. Поэтика подставных проблем.

47. Русская драматургия 30-х годов. Творчество К.Тренева, Б.Лавренева, А.Афиногенова, А.Арбузова, С.Третьякова, Н.Погодина и др.

48. Советская поэзия 1930-х гг. Советская поэзия 30-х годов: призыв ударников в литературу, основные темы, Феномен массовой песни в литературе 30-х годов: утверждение материнского архетипа, структура хронотопа, фольклорные традиции.

49. Творчество М.Шолохова Жизнь и творчество М.А.Шолохова: основные этапы, биографические мифы, основные литературоведческие работы о Шолохове. Проблема авторства «Тихого Дона»: историко-литературный контекст возникновения «версии» о плагиате, основные аргументы шолоховедов (исследование скандинавских ученых, книга Г.Ермолаева, публикация Л.Колодным рукописей и др.) и антишолоховедов (книга «Стремя Тихого Дона» с предисловием Солженицына, лингвистические опровержения скандинавской работы, анализ рукописей А. и В. Макаровыми, исследование М.Мезенцева). Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровый синтетизм, система персонажей, философия природы, язык и стиль, интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»). Современные интерпретации романа М.Шолохова «Поднятая целина»: причины создания, переосмысление системы персонажей, интертекстуальные аспекты романа. Второй том «Поднятой целины» как «болевая точка» шолоховедения.

50. Творчество А.Н.Толстого Трилогия А.Н.Толстого «Хождение по мукам»: своеобразие жанра, принципы изображения персонажей, теория «речевого жеста», художественный язык.

Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: авторская концепция истории, проблемы “личности и государства”, “народа и власти”; система персонажей романа; сюжетно–композиционная организация; предметная детализация и художественный язык.

51. Основные тенденции литературы периода Великой Отечественной войны. Литература периода войны: милитарный дискурс и «социобаллистика власти», машина войны: черное и белое, батальонная живопись власти: палачи и жертвы, апология ненависти. Жанры литературы периода войны как закрепление архетипов массового сознания (жанры присяги, клятвы), система пространственных мотивов, апелляция к русской истории, синтез революционно-интернациональной и традиционной национальной парадигм, национал-патриотический вектор военной литературы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...