Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

 

1. Дайте краткую характеристику творчества И.А.Бунина 1910-х годов. Что нового вносит предоктябрьское десятилетие в творчество писателя? Как расширяется тематика его произведений? Докажите примерами, что проза Бунина 1910-х годов достигает большей, чем прежде, социальной остроты и большей философской обобщенности.

2. Какова связь рассказа «Господин из Сан-Франциско» с рассказами «Братья» и «Сны Чанга»? Каким образом рассказы дополняют и проясняют друг друга? Что явилось непосредственным толчком к написанию рассказа? Раскройте смысл эпиграфа, предпосланного рассказу.

3. Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»:

а) «Атлантида» как модель человеческой цивилизации; гуманистические мотивы рассказа. Можно ли свести смысл рассказа, на ваш взгляд, только к антибуржуазному пафосу?

б) чем обосновывает свое право на удовольствия безымянный герой рассказа? Сравните подробно изложенные в рассказе планы господина и их реальное осуществление. Почему не сбываются ожидания героя рассказа, основанные на изучении рекламных проспектов?

в) истолкуйте «мистические» явления, свидетелем которых становится господин из Сан-Франциско. Почему он сам не в состоянии их истолковать?

г) концепция жизни и смерти в прозе И.Бунина. По какому «сценарию» проходит жизнь человека в рассказе Бунина? Почему смерть господина наступает внезапно, вдруг?

д) в каком освещении предстает в прозе Бунина человек: в одностороннем или многогранном? Как соотносится социальное, национально-историческое и общечеловеческое в персонажах писателя? Прокомментируйте соотношение социального критицизма и экзистенциальной проблематики в рассказе.

4. Каков авторский идеал и как он выражается в рассказе? Какое жизненное поведение представляется автору наиболее приемлемым в этом мире? Обратите внимание на поведение коридорного Луиджи, рыбака Лоренцо, хозяина повозки, перевозящей тело господина из Сан-Франциско. Чем можно объяснить внешнюю беззаботность их поведения? Прокомментируйте специфику использования автором собственных имен. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, в то время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами? Каковы критерии ценности личности в рассказах писателя? Каким персонажам свойственно умение относиться к жизни как к драгоценнейшему дару, ощущение полноты жизни?

5. Художественное совершенство бунинской прозы:

а) композиционные приемы в рассказе. Заканчивается ли рассказ с завершением сюжетной линии господина из Сан-Франциско? Почему история главного героя оказывается лишь фрагментом рассказа? Есть ли в рассказе сюжетные линии, не относящиеся к жизни главного героя? Каково их содержательное наполнение? Каковы конкретно-исторические и локально-географические подробности происходящих в рассказе событий? Только ли «сюжетное» время значимо для понимания авторского отношения к ним? Каким образом пространственно-временные рамки расширяются?

Б) предметная детализация в бунинской прозе; роль детали в рассказе. Объясните, почему так подробно описан в произведении распорядок жизни на пароходе? Проанализируйте описание туалета господина из Сан-Франциско. Каковы содержательные функции «избыточных» частностей? Не заслоняется ли общая картина мира в рассказе почти «микроскопическим» видением подробностей? Как сочетаются в рассказе крупный и общий план изображения? В чем стилевая уникальность бунинского использования деталей?

в) прием контраста в бунинском рассказе 1910-х годов, его содержательное наполнение. Приведите конкретные примеры использования контраста в рассказе «Господин из Сан-Франциско»;

г) бунинский пейзаж, своеобразие поэтического видения мира. Играет ли пейзаж вспомогательную роль в рассказе или имеет самостоятельную значимость? Приведите примеры пейзажных описаний из других произведений И.Бунина, которые, на ваш взгляд, дают почувствовать индивидуальность, неповторимое обаяние бунинской манеры письма;

д) элементы символики в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Может ли быть правильно воспринят рассказ Бунина без учета второго плана? Сравните использование символики Буниным и художниками декадентских течений. Как взаимодействуют в рассказе предметное и символическое значение образов? Существует ли граница между «символическими» и «несимволическими» образами?

е) какую роль в композиционном строении рассказа играет его ритмическая и звуковая организация?

6. И.Бунин как наследник классических традиций русского реализма Х1Х века. В чем сходство и различия в решении вопроса о смысле человеческой жизни между И.Буниным и Л.Толстым?

 

Основная литература:

1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 1966.-С.212-227.

2. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. - М.: Наука, 1975.-С.133-138.

3. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976.-С.165-172.

4. Сливицкая О.В. Фабула - сюжет - подробность бунинской новеллы // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Сб.4.-Калуга: Калужский гос. пединститут, 1973. - С. 39-50.

Дополнительная литература:

1. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Моск. рабочий. 1969. - С. 258-279.

2. Горелов А.Е. Три судьбы. - Л.: Сов.писатель, 1976 (глава «Звезда одинокая»).

3. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. - С. 272-318.

 

Практическое занятие №3

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...