Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В повести Л.Андреева «Иуда Искариот»1. Как проявилось художественное «еретичество» Андреева в трактовке евангельского сюжета? Что имел в виду М.Волошин, назвав повесть «Евангелием наизнанку»? Известно, что одно из главных мест в домашней «картинной галерее» Андреева занимало полотно, на котором, по воспоминаниям К.Чуковского, «с наивным кощунством» были изображены Иуда и Христос: «Оба похожи как близнецы, у обоих над головами общий венчик». Как эта картина соотносится с художественной концепцией «Иуды Искариоита»? 2. Как формируется в повести образ Иуды? Какими композиционными приемами писатель подчеркивает центральное положение Иуды в системе персонажей повести? Насколько надежными оказываются авторы канонических Евангелий в качестве свидетелей «по делу» Иуды Искариота? Каковы принципы изображения остальных апостолов? Какими портретными или поведенческими доминантами наделяет писатель Петра, Иоанна, Матфея, Фому? Как проявилась двойственность авторской позиции в портрете Иуды, в показе внутренних мотивировок поведения героя, в композиционном решении финала повести? Учитывает ли писатель иконографические традиции, изображая отношения Иуды и Иоанна, представляя внешний облик главного героя как совокупность нескольких контрастных проекций? 3. Как подан в повести образ Иисуса? Выявите самый часто повторяющийся «кадр» в веренице его изображений. Почему поэт и критик Д.Мережковский увидел в андреевском образе «бесполезного мечтателя, галилейского пастушка, фарфоровую куколку»? Как соотносятся Христос и Иуда? Каким образом их отношения выстраиваются как сложное сочетание тяготения и отталкивания, взаимопонимания и внутреннего несогласия? 4. Система психологических мотивировок и авторская позиция в повести. В чем состоит новизна андреевской версии евангельских событий на уровне сюжетных подробностей? Соответствует ли общая канва событий повести библейской схеме, какими живописными частностями и житейскими деталями насыщает эту схему автор? Какими представляет Андреев внутренние мотивы поведения персонажей? Какова первая реакция учеников на появление Иуды в «кругу избранных»? Как они пытаются наладить контакт с Иудой? Какова роль споров между учениками в мотивировке сюжетного развития? Как постепенно в сознании Иуды начинает созревать план решающей провокации? Что есть измена Иуды – предательство или своего рода «гносеологический эксперимент», как отчаянная «жизнестроительная» провокация, направленная на выявление истинной цены человеческой любви? Почему именно в этот предкульминационный момент сюжетного действия главный герой должен вызвать максимум сочувствия у читателя? Как меняется поведение Иуды, какой новый смысловой оттенок: появляется в отношении Иуды к Иисусу? Что чувствует Иуда в эпизодах ареста Иисуса, его истязаний и допроса? Докажите, что Иуда в финале — одновременно «суровый победитель» и отчаявшийся проигравший. Почему Его победа названа автором «ужасной»? Можно ли считать, что, согласно авторскому замыслу, поступок Иуды соотносится с искупительной жертвой Христа? 5. Своеобразие стиля повести. Почему здесь отсутствуют возрастные характеристики персонажей, конкретные даты, указания на дни недели? Какова функция наречий и наречных оборотов с семантикой временной неопределенности: «однажды», «как-то раз», «прежде», «иногда», «некоторое время спустя». Какими психологическими характеристиками наделяется Андреевым время? Какие лейтмотивы определяют образную палитру пейзажных описаний? В чем специфика пространственных образов в повести: что важнее для автора – внешний жизнеподобный фон или графические схемы внутренних метаний героя, «геологический рельеф» его души? Как вы понимаете высказывание И.Анненского: «Жизнь души мыслится им чаще всего в тех формах, в которые отлилась окружающая ее природа. Иногда у Андреева не различить даже камень от человека...»? Какой символический смысл приобретает в повести мотив камня? Сравните символические значения образа «камня» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и повести Андреева. 6. В чем разница в интерпретации образа Иуды между романом М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и повестью Андреева? Сопоставьте эпизоды с участием Иуды и Понтия Пилата в произведениях Андреева и Булгакова. В чем переклички и в чем принципиальная разница авторских позиций в андреевской повести об Иуде и написанном булгаковским Мастером «романе о Пилате»?
Литература: 1. Бродский М.А. Последний аргумент Иуды (о повести Л.Андреева «Иуда Искариот») // Русская словесность, 2001, №5. 2. Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева. 1892-1906. - Л., 1976. 3. Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. – М., 1990 (глава о Л.Андрееве) 4. Муратова К. Л.Андреев. - В кн.: ИРЛ: В 4-х т. Т.4. - Л., 1983. - С.330-341.
Практическое занятие № 8 Своеобразие модернистской прозы: Ф.Сологуб «Мелкий бес» 1. Каково соотношение реальности и творческой фантазии в эстетике Сологуба? Поясните смысл ключевой в его творчестве мифологемы «творимая легенда». Как взаимодействуют быт и фантастика в романе? Прокомментируйте высказывание литературоведа Л.А.Колобаевой, утверждающей, что фантастика в романе носит не сатирический, а онтологический характер. 2. Предметный фон романа: время и место действия. Можно ли прочитать роман сквозь призму реалистической традиции? Какие приметы социально-исторической реальности XIX в. можно выявить в тексте? Каким образом в контексте романа они получают символическую подсветку? Как соотносится «Мелкий бес» с тематически сходными произведениями девятнадцатого века о нелепости провинциальной жизни? Существует ли у Сологуба пространственный или временной «противовес» негативно осмысляемой реальности? 3. Сюжетное пространство романа: каковы место и функция мотивов получения места инспектора, сватовства, слухов и сплетен? В чем особенность сюжетных мотивировок романе? Каково соотношение логичности / нелогичности в поведении героев? Роль мотива сумасшествия главного героя – как воспринимают поведение Передонова другие персонажи романа? 4. Можно ли четко выявить фигуру повествователя в романе? Кто он – спокойный свидетель, ретранслятор событий, заинтересованный соглядатай, участник творимой легенды? Выявите разнообразные «лики» повествователя в тексте. В чем причины повествовательной неоднородности? Какова повествовательная стратегия Сологуба? 5. Символический аспект романа. Выявите аллюзии, связанные с природой и классической мифологией. Как соотносятся в мифологической перспективе основной сюжет и «под-сюжет», связанный с Людмилой и Сашей? Прокомментируйте мифологические параллели: Людмила – Афродита, Передонов – Пенфей, Саша – Аполлон, Саша – Дионис. Какова символическая роль дионисийского культа в романе? «Вакханки» Еврипида как пратекст «Мелкого беса» – удается ли передоновскому миру разыграть мифический сценарий? 6. Интертекстуальные аспекты романа. Какие литературные реминисценции присутствуют в тексте (проанализируйте заголовок, сюжетное движение, использование классических цитат)? Можно ли считать, что «Мелкий бес» – пародия на русскую литературу XIX века? 7. Образ Недотыкомки в романе. Как она соотносится с демонологическими образами в литературе Х1Х века? Можно ли считать Недотыкомку сквозным образом в творчестве Сологуба? Это объективный образ или галлюцинация Передонова? В чьей повествовательной перспективе впервые возникает Недотыкомка? Выявите возможные символические значения данного образа. 8. Метафизическая тоска как идея и настроение романа. Экзистенциальные аспекты проблематики романа.
Литература: 1. Ерофеев В. На грани разрыва («Мелкий бес») // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990, или та же статья в журнале «Вопросы литературы», 1985, №2; или предисловие в кн. Ф. Сологуб Мелкий бес, М., 1989. 2. Русская литература XX века: Исследования американских ученых - Спб., 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9. Лирика А.Блока.
1.По предложенному плану дать анализ стихотворений А.Блока «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Россия» и одного из перечисленных стихотворений по выбору студента: «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «О, весна, без конца и без краю», «на железной дороге», «Превратила все в шутку сначала», «Ночь, улица, фонарь, аптека». 2.Общий план анализа: · Реальные впечатления, отразившиеся в стихотворении; · Место стихотворения в лирической трилогии Блока; · Связь с предшествующими и последующими стихотворениями цикла; · Композиция стихотворения; · Образный строй, звукопись, ритмика; · Лексика и символика; · Связь с литературной традицией. 3.Анализ стихотворения «Незнакомка»: · Время написания и реальная биографическая основа стихотворения; · Жанр и лирический сюжет; · Контрастность как одна из важнейших особенностей поэтики Блока. Как катастрофичность жизни, противоречивость сознания и мира отразились в композиции стихотворения? · Характер и функции деталей первой части стихотворения. Какими средствами создается представление о жизни страшного мира? Как передано отношение лирического героя к этому миру? Приведите примеры гротескной образности в первой части стихотворения. · Средства звукописи в первой части. Использует ли Блок в этой части «Незнакомки» ассонансы? Каков характер аллитераций? · Какими ритмическими средствами создает автор ощущение застойности, неподвижности мира в первой части «Незнакомки»? · Как меняется настроение лирического героя при переходе ко второй части стихотворения? Какие детали создают атмосферу любви и тревожной красоты в этой части «Незнакомки»? Приведите примеры высокой романтической лексики; · В чем новизна традиционной романтической коллизии в стихотворении Блока? Серьезным или ироническим смыслом наполнена реплика лирического героя в заключительной строфе «Незнакомки»? · Сопоставьте средства звукописи в первой и второй частях стихотворения. Почему во второй части используются ассонансы, как меняется характер аллитераций? · Образ Незнакомки в стихотворении; смысловые грани символики. Можно ли дать однозначную интерпретацию образа? · Смысл концовки стихотворения. 4. Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…»: · Сопоставьте стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье», определите сходства и различия художественных решений; · В каком художественном пространстве разворачивается лирический сюжет? Земным или идеальным смыслом наполнен драматизированный монолог? Ощущается ли в стихотворении двоемирие? · Почему стихотворение можно назвать целым романом человеческой жизни? Как переданы в нем этапы судьбы человека? · Каковы художественные средства создания женского образа? Как достигается сплав земного и идеального в стихотворении? · Символический смысл образа «синего плаща» в стихотворении; синий цвет и символика других цветов в лирике Блока; · Композиционное обрамление стихотворения; смысл финала, его многозначность: подлинная или кажущаяся? · Особенности звукописи и ритмического строя стихотворения. 5. Анализ стихотворения «Россия»: · Тема России в лирике Блока. Выясните, каким лирическим циклом предваряется стихотворение «Россия» в сборнике «Ночные часы». Почему стихотворение начинается словом «опять»? · Традиции лермонтовской и некрасовской поэзии в стихотворении. Как они определяют общественную позицию поэта? Какие ассоциации с художественным миром Гоголя возникают при чтении стихотворения? · Мотив дороги в стихотворении. Какова композиционная роль этого мотива в стихотворении? · Художественное воплощение реальных наблюдений поэта в стихотворении. Из каких деталей складывается образ России? Есть ли в произведении развернутый пейзаж, развернутая портретная характеристика? · Как сливаются в стихотворении образы женщины и России? Каков смысл этого сближения? · Романтические контрасты стихотворения. К какому из поэтов-классиков восходит такая традиция изображения России? Как она определяет новые черты мироощущения Блока? · Своеобразие звукописи и ритмики стихотворения.
Основная литература: 1. Долгополов Л. А. Блок. Личность и творчество. – Л., 1980 2. Жижина А.Д. Стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» // Литература в школе, 1980, №5, с.21-24 3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. – Л., 1978, с.35-44, 56-58. 4. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975, гл.1. 5. Подольская И. Россия А. Блока // Литература в школе, 1980, №5, с.14-20 Дополнительная литература: 1. Минц З. Блок и русский символизм //Литературное наследство, т.92, кн.1. М., 1980 2. Орлов В. А. Блок М., 1956, гл.7. 3. Скатов Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // В мире Блока – М., 1981, с.85-114.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10.
Поэма А. Блока «Двенадцать»
1. Концепция революции в творческом сознании А. Блока. Каково смысловое наполнение лирико-философских категорий «стихии», «музыки», «крушения гуманизма», «возмездия» в творчестве поэта? 2. Творческая история поэмы: при каких исторических обстоятельствах она создавалась, какие мотивы поэмы встречались ранее в лирике А.Блока? Какова связь между поэмой и лирическими циклами А.Блока «Снежная маска» и «Кармен»? 3. Жанровое и композиционное своеобразие поэмы. Как соотносится структура поэмы со сложившимся в творчестве А.Блока структурой лирического цикла? Вспомните, что в «Записных книжках» поэта содержится определение «Двенадцати» как цикла стихотворений. С чем связан отказ Блока от эпической манеры повествования? Есть ли в поэме лирический герой? Как проявляется в композиции лейтмотивный характер построения поэмы? 4. «Старый мир» в поэме, приемы его изображения. «Идеологический» и «знаковый» характер деталей. Приведите примеры плакатного изображения в поэме. Почему образы старого мира статичны и неизменны? 5. Место и смысл любовного сюжета в поэме. Почему единственное событие в поэме – убийство Катьки – помещено автором в 6 главу? Почему переживания Петрухи вынесены на первый план в центральных главах произведения? 6. Революционный народ в изображении Блока. Считает ли поэт, что люди нового мира достигли нравственного совершенства? Какими средствами создается коллективный образ двенадцати? Почему в нем большое место занимают мотивы стихии, буйства, «святой злобы», пути? Каково символическое наполнение мотива пути в поэме? 7. Поэтика контрастов в «Двенадцати». Как принцип контрастности реализуется на разных уровнях произведения: в композиции, системе образов, предметной изобразительности, в лексике, ритмике? 8. Ритмико-интонационный строй поэмы. Как воссоздается в поэме многоголосие эпохи? Отделена ли речь автора от речи героев? Проанализируйте ритмическое движение первой части поэмы. Какие стихотворные размеры использованы Блоком? Какова художественная функция микрополиметрии? 9. Символика цвета в поэме. Соответствует ли семантика цвета концепции младосимволистов? Как объяснить цветовое движение поэмы от «черного» зачина к «белому» финалу? 10. Разные интерпретации финала (сопоставьте трактовки образа Христа современными исследователями: Б. М. Гаспаровым, М.Г. Ваняшовой, Л. Долгополовым, А. Якобсоном). Какая из интерпретаций представляется вам наиболее адекватной блоковскому мировоззрению? Почему Христос у А.Блока феминизирован?
Литература: 1. Ваняшова М.Г. Нам остается только имя. – Ярославль, 1993, с.13-52. 2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы - М., 1994, с.4-27. 3. Долгополов Л. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978, с.150-170. 4. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – М., 1967. 5. Якобсон А. Конец трагедии. – Вильнюс – Москва, 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |