Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

1. Как проявилось художественное «еретичество» Андреева в трактовке евангельского сюжета? Что имел в виду М.Волошин, назвав повесть «Евангелием наизнанку»? Известно, что одно из главных мест в домашней «картинной галерее» Андреева занимало полотно, на котором, по воспомина­ниям К.Чуковского, «с наивным кощунством» были изображены Иуда и Христос: «Оба похожи как близнецы, у обоих над головами общий венчик». Как эта картина соотносится с художественной концепцией «Иуды Искариоита»?

2. Как формируется в повести образ Иуды? Какими композиционными приемами писатель подчеркивает центральное положение Иуды в системе персонажей повести? Насколько надежными оказываются авторы канонических Евангелий в качестве свидетелей «по делу» Иуды Искариота? Каковы принципы изображения остальных апостолов? Какими портретными или поведенческими доминантами наделяет писатель Петра, Иоанна, Матфея, Фому? Как проявилась двойственность авторской позиции в портрете Иуды, в показе внутренних мотивировок поведения героя, в композиционном решении финала повести? Учитывает ли писатель иконографические традиции, изображая отношения Иуды и Иоанна, представляя внешний облик главного героя как совокупность нескольких контрастных проекций?

3. Как подан в повести образ Иисуса? Выявите самый часто повторяющийся «кадр» в веренице его изображений. Почему поэт и критик Д.Мережковский увидел в андреевском образе «бесполезного мечтателя, галилейского пастушка, фарфоровую куколку»? Как соотносятся Христос и Иуда? Каким образом их отношения выстраиваются как сложное сочетание тяготения и отталкивания, взаимопонимания и внутреннего несогласия?

4. Система психологических мотивировок и авторская позиция в повести. В чем состоит новизна андреевской версии евангельских событий на уровне сюжетных подробностей? Соответствует ли общая канва событий повести библейской схеме, какими живописными частностями и житейскими деталями насыщает эту схему автор? Какими представляет Андреев внутренние мотивы поведения персонажей? Какова первая реакция учеников на появление Иуды в «кругу избранных»? Как они пытаются наладить контакт с Иудой? Какова роль споров между учениками в мотивировке сюжетного развития? Как постепенно в сознании Иуды начинает созревать план решающей провокации? Что есть измена Иуды – предательство или своего рода «гносеологический эксперимент», как отчаянная «жизнестроительная» провокация, направленная на выявление истинной цены человеческой любви? Почему именно в этот предкульминационный момент сюжетного действия главный герой должен вызвать максимум сочувствия у читателя? Как меняется поведение Иуды, какой новый смысловой отте­нок: появляется в отношении Иуды к Иисусу? Что чувствует Иуда в эпизодах ареста Иисуса, его истязаний и допроса? Докажите, что Иуда в финале — одновременно «суровый победитель» и отчаявшийся проигравший. Почему Его победа названа автором «ужасной»? Можно ли считать, что, согласно авторскому замыслу, поступок Иуды соотносится с искупительной жертвой Христа?

5. Своеобразие стиля повести. Почему здесь отсутствуют возрастные характеристики персонажей, конкретные даты, указания на дни недели? Какова функция наречий и наречных оборотов с семантикой временной неопределенности: «однажды», «как-то раз», «прежде», «иногда», «некоторое время спустя». Какими психологическими характеристиками наделяется Андреевым время? Какие лейтмотивы определяют образную палитру пейзажных описаний? В чем специфика пространственных образов в повести: что важнее для автора – внешний жизнеподобный фон или графические схемы внутренних метаний героя, «геологический рельеф» его души? Как вы понимаете высказывание И.Анненского: «Жизнь души мыслится им чаще всего в тех формах, в которые отлилась окружающая ее природа. Иногда у Андреева не различить даже камень от чело­века...»? Какой символический смысл приобретает в повести мотив камня? Сравните символические значения образа «камня» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и повести Андреева.

6. В чем разница в интерпретации образа Иуды между романом М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и повестью Андреева? Сопоставьте эпизоды с участием Иуды и Понтия Пилата в произведениях Андреева и Булгакова. В чем переклички и в чем принципиальная разница авторских позиций в андреевской повести об Иуде и написанном булгаковским Мастером «романе о Пилате»?

 

Литература:

1. Бродский М.А. Последний аргумент Иуды (о повести Л.Андреева «Иуда Искариот») // Русская словесность, 2001, №5.

2. Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева. 1892-1906. - Л., 1976.

3. Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. – М., 1990 (глава о Л.Андрееве)

4. Муратова К. Л.Андреев. - В кн.: ИРЛ: В 4-х т. Т.4. - Л., 1983. - С.330-341.

 

Практическое занятие № 8

Своеобразие модернистской прозы: Ф.Сологуб «Мелкий бес»

1. Каково соотношение реальности и творческой фантазии в эстетике Сологуба? Поясните смысл ключевой в его творчестве мифологемы «творимая легенда». Как взаимодействуют быт и фантастика в романе? Прокомментируйте высказывание литературоведа Л.А.Колобаевой, утверждающей, что фантастика в романе носит не сатирический, а онтологический характер.

2. Предметный фон романа: время и место действия. Можно ли прочитать роман сквозь призму реалистической традиции? Какие приметы социально-исторической реальности XIX в. можно выявить в тексте? Каким образом в контексте романа они получают символическую подсветку? Как соотносится «Мелкий бес» с тематически сходными произведениями девятнадцатого века о нелепости провинциальной жизни? Существует ли у Сологуба пространственный или временной «противовес» негативно осмысляемой реальности?

3. Сюжетное пространство романа: каковы место и функция мотивов получения места инспектора, сватовства, слухов и сплетен? В чем особенность сюжетных мотивировок романе? Каково соотношение логичности / нелогичности в поведении героев? Роль мотива сумасшествия главного героя – как воспринимают поведение Передонова другие персонажи романа?

4. Можно ли четко выявить фигуру повествователя в романе? Кто он – спокойный свидетель, ретранслятор событий, заинтересованный соглядатай, участник творимой легенды? Выявите разнообразные «лики» повествователя в тексте. В чем причины повествовательной неоднородности? Какова повествовательная стратегия Сологуба?

5. Символический аспект романа. Выявите аллюзии, связанные с природой и классической мифологией. Как соотносятся в мифологической перспективе основной сюжет и «под-сюжет», связанный с Людмилой и Сашей? Прокомментируйте мифологические параллели: Людмила – Афродита, Передонов – Пенфей, Саша – Аполлон, Саша – Дионис. Какова символическая роль дионисийского культа в романе? «Вакханки» Еврипида как пратекст «Мелкого беса» – удается ли передоновскому миру разыграть мифический сценарий?

6. Интертекстуальные аспекты романа. Какие литературные реминисценции присутствуют в тексте (проанализируйте заголовок, сюжетное движение, использование классических цитат)? Можно ли считать, что «Мелкий бес» – пародия на русскую литературу XIX века?

7. Образ Недотыкомки в романе. Как она соотносится с демонологическими образами в литературе Х1Х века? Можно ли считать Недотыкомку сквозным образом в творчестве Сологуба? Это объективный образ или галлюцинация Передонова? В чьей повествовательной перспективе впервые возникает Недотыкомка? Выявите возможные символические значения данного образа.

8. Метафизическая тоска как идея и настроение романа. Экзистенциальные аспекты проблематики романа.

 

Литература:

1. Ерофеев В. На грани разрыва («Мелкий бес») // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990, или та же статья в журнале «Вопросы литературы», 1985, №2; или предисловие в кн. Ф. Сологуб Мелкий бес, М., 1989.

2. Русская литература XX века: Исследования американских ученых - Спб., 1993.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9.

Лирика А.Блока.

 

1.По предложенному плану дать анализ стихотворений А.Блока «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Россия» и одного из перечисленных стихотворений по выбору студента: «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «О, весна, без конца и без краю», «на железной дороге», «Превратила все в шутку сначала», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

2.Общий план анализа:

· Реальные впечатления, отразившиеся в стихотворении;

· Место стихотворения в лирической трилогии Блока;

· Связь с предшествующими и последующими стихотворениями цикла;

· Композиция стихотворения;

· Образный строй, звукопись, ритмика;

· Лексика и символика;

· Связь с литературной традицией.

3.Анализ стихотворения «Незнакомка»:

· Время написания и реальная биографическая основа стихотворения;

· Жанр и лирический сюжет;

· Контрастность как одна из важнейших особенностей поэтики Блока. Как катастрофичность жизни, противоречивость сознания и мира отразились в композиции стихотворения?

· Характер и функции деталей первой части стихотворения. Какими средствами создается представление о жизни страшного мира? Как передано отношение лирического героя к этому миру? Приведите примеры гротескной образности в первой части стихотворения.

· Средства звукописи в первой части. Использует ли Блок в этой части «Незнакомки» ассонансы? Каков характер аллитераций?

· Какими ритмическими средствами создает автор ощущение застойности, неподвижности мира в первой части «Незнакомки»?

· Как меняется настроение лирического героя при переходе ко второй части стихотворения? Какие детали создают атмосферу любви и тревожной красоты в этой части «Незнакомки»? Приведите примеры высокой романтической лексики;

· В чем новизна традиционной романтической коллизии в стихотворении Блока? Серьезным или ироническим смыслом наполнена реплика лирического героя в заключительной строфе «Незнакомки»?

· Сопоставьте средства звукописи в первой и второй частях стихотворения. Почему во второй части используются ассонансы, как меняется характер аллитераций?

· Образ Незнакомки в стихотворении; смысловые грани символики. Можно ли дать однозначную интерпретацию образа?

· Смысл концовки стихотворения.

4. Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

· Сопоставьте стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье», определите сходства и различия художественных решений;

· В каком художественном пространстве разворачивается лирический сюжет? Земным или идеальным смыслом наполнен драматизированный монолог? Ощущается ли в стихотворении двоемирие?

· Почему стихотворение можно назвать целым романом человеческой жизни? Как переданы в нем этапы судьбы человека?

· Каковы художественные средства создания женского образа? Как достигается сплав земного и идеального в стихотворении?

· Символический смысл образа «синего плаща» в стихотворении; синий цвет и символика других цветов в лирике Блока;

· Композиционное обрамление стихотворения; смысл финала, его многозначность: подлинная или кажущаяся?

· Особенности звукописи и ритмического строя стихотворения.

5. Анализ стихотворения «Россия»:

· Тема России в лирике Блока. Выясните, каким лирическим циклом предваряется стихотворение «Россия» в сборнике «Ночные часы». Почему стихотворение начинается словом «опять»?

· Традиции лермонтовской и некрасовской поэзии в стихотворении. Как они определяют общественную позицию поэта? Какие ассоциации с художественным миром Гоголя возникают при чтении стихотворения?

· Мотив дороги в стихотворении. Какова композиционная роль этого мотива в стихотворении?

· Художественное воплощение реальных наблюдений поэта в стихотворении. Из каких деталей складывается образ России? Есть ли в произведении развернутый пейзаж, развернутая портретная характеристика?

· Как сливаются в стихотворении образы женщины и России? Каков смысл этого сближения?

· Романтические контрасты стихотворения. К какому из поэтов-классиков восходит такая традиция изображения России? Как она определяет новые черты мироощущения Блока?

· Своеобразие звукописи и ритмики стихотворения.

 

Основная литература:

1. Долгополов Л. А. Блок. Личность и творчество. – Л., 1980

2. Жижина А.Д. Стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» // Литература в школе, 1980, №5, с.21-24

3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. – Л., 1978, с.35-44, 56-58.

4. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975, гл.1.

5. Подольская И. Россия А. Блока // Литература в школе, 1980, №5, с.14-20

Дополнительная литература:

1. Минц З. Блок и русский символизм //Литературное наследство, т.92, кн.1. М., 1980

2. Орлов В. А. Блок М., 1956, гл.7.

3. Скатов Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // В мире Блока – М., 1981, с.85-114.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10.

 

Поэма А. Блока «Двенадцать»

 

1. Концепция революции в творческом сознании А. Блока. Каково смысловое наполнение лирико-философских категорий «стихии», «музыки», «крушения гуманизма», «возмездия» в творчестве поэта?

2. Творческая история поэмы: при каких исторических обстоятельствах она создавалась, какие мотивы поэмы встречались ранее в лирике А.Блока? Какова связь между поэмой и лирическими циклами А.Блока «Снежная маска» и «Кармен»?

3. Жанровое и композиционное своеобразие поэмы. Как соотносится структура поэмы со сложившимся в творчестве А.Блока структурой лирического цикла? Вспомните, что в «Записных книжках» поэта содержится определение «Двенадцати» как цикла стихотворений. С чем связан отказ Блока от эпической манеры повествования? Есть ли в поэме лирический герой? Как проявляется в композиции лейтмотивный характер построения поэмы?

4. «Старый мир» в поэме, приемы его изображения. «Идеологический» и «знаковый» характер деталей. Приведите примеры плакатного изображения в поэме. Почему образы старого мира статичны и неизменны?

5. Место и смысл любовного сюжета в поэме. Почему единственное событие в поэме – убийство Катьки – помещено автором в 6 главу? Почему переживания Петрухи вынесены на первый план в центральных главах произведения?

6. Революционный народ в изображении Блока. Считает ли поэт, что люди нового мира достигли нравственного совершенства? Какими средствами создается коллективный образ двенадцати? Почему в нем большое место занимают мотивы стихии, буйства, «святой злобы», пути? Каково символическое наполнение мотива пути в поэме?

7. Поэтика контрастов в «Двенадцати». Как принцип контрастности реализуется на разных уровнях произведения: в композиции, системе образов, предметной изобразительности, в лексике, ритмике?

8. Ритмико-интонационный строй поэмы. Как воссоздается в поэме многоголосие эпохи? Отделена ли речь автора от речи героев? Проанализируйте ритмическое движение первой части поэмы. Какие стихотворные размеры использованы Блоком? Какова художественная функция микрополиметрии?

9. Символика цвета в поэме. Соответствует ли семантика цвета концепции младосимволистов? Как объяснить цветовое движение поэмы от «черного» зачина к «белому» финалу?

10. Разные интерпретации финала (сопоставьте трактовки образа Христа современными исследователями: Б. М. Гаспаровым, М.Г. Ваняшовой, Л. Долгополовым, А. Якобсоном). Какая из интерпретаций представляется вам наиболее адекватной блоковскому мировоззрению? Почему Христос у А.Блока феминизирован?

 

 

Литература:

1. Ваняшова М.Г. Нам остается только имя. – Ярославль, 1993, с.13-52.

2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы - М., 1994, с.4-27.

3. Долгополов Л. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978, с.150-170.

4. Орлов В.Н. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – М., 1967.

5. Якобсон А. Конец трагедии. – Вильнюс – Москва, 1992.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...