Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая культура семьи

Таким образом, чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям. Чем динамичнее процесс живого общения и чем многообразнее функции внутрисемейной деятельности, тем выше культура всех членов семьи.

Родители должны представлять себе задачи и способы воспитания - к каким результатам стремятся, какие ценности лежат в их отношениях с детьми, друг с другом.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений предполагает объединение отдельных субъектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.

Связь между благоприятным семейным укладом и показателями психолого-педагогической культуры родителей (табл. 1, 2) определяется:

- умением находить адекватные возрасту средства воспитательного воздействия на своего ребенка (/=0,25);

- необходимостью применять педагогические знания на практике (/=0,67);

- умением расположить ребенка к откровенности (/= 0,49);

- уровнем воспитанности ребенка (/=0,60).

Так, семья, имеющая противоречивый уклад жизни, нуждается в помощи со стороны школы.

В конце XX столетия очевиден рост числа людей, профессионально занимающихся социально-педагогической работой: социальный педагог, специалист по социальной работе, семейный социальный педагог и др.

Как показал историко-педагогическии анализ данной проблемы у истоков становления и развития социально-педагогической защиты семьи и ребенка стояли: религия (церковь), благотворительность, милосердие, идеи народничества, сыгравшие важную роль в формировании благожелательного отношения к детям, обездоленным взрослым и малоимущим семьям. Создавались нравственные, с педагогической направленностью взаимоотношения человека и социальной среды.

Истинная педагогика была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Многое в этом плане можно найти в наследии выдающихся педагогов-мыслителей и прогрессивных общественных деятелей, что не потеряло актуальности и для нашего времени (А. Дистервег, П. А. Кропоткин, П. Наторп РОуэн, И.Песталоцци, Н.И.Пирогов, А.С.Макаренко, В А Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий). При всем разнообразии мнений остаются общими вопросы блага индивида, его самостоятельности и защиты, помощи семье в воспитании, интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

Заслуживает внимания педагогика среды С. Шацкого, в основе которой - самоценность детства.

Учитывая современную практику и используя идеи С. ^Шацкого автор учебного пособия дополнила его классификацию факторов воспитания (первичных и вторичных) еще двумя, это -семейный уклад и психолого-педагогическая культура семьи.

В настоящее время в рамках проводимой социальной политики наметилась тенденция к оптимальному соотношению между участием в жизни конкретного индивида и работой по совершенствованию его среды жизнедеятельности. Становится очевидным, что научный подход к анализу исторического развития, ориентация на потребности современного общества определяют деятельность социальных педагогов.

Семейное консультирование

Изменение социально-экономических условий жизни, общественной и индивидуальной психологии приводит к появлению проблем у семьи, требующих разрешения. Встает вопрос об оказании в реальном времени эффективно действующей помощи семье. Речь идет об исключительно важных вещах: нейтрализации острых конфликтов, устранении порождающих их источников, профилактике неблагоприятных ситуаций, воссоздании эмоционального благополучия в жизни семьи. Такая форма оказания помощи в семейном воспитании должна учитываться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики ситуации.

Заслуживает внимания опыт программ помощи семейному воспитанию в США. По инициативе Р.Дрейкурса была создана широкая сеть воспитательно-психологического консультирования родителей для оказания им конкретной помощи в оздоровлении взаимоотношений с детьми. Р. Дрейкурс обоснованно считает, что усилия родителей и педагогов должны быть направлены на распознавание скрытых причин неприемлемого поведения детей, а не на критику формы, в которой она проявляется (леность, агрессивность, упрямство, непослушание и т.п.). Нужно настроиться на чуткое восприятие "логики" самого ребенка, доверительный диалог с ним. Это поможет ему осознать подлинные причины конфликтов с родителями и выработать правильный жизненный стиль, помогающий адекватно приспособиться к условиям жизни.

Привлекательность программ состоит в том, что они ясно демонстрируют потенциально эффективные стратегии коммуникации и выдвигают на первый план взаимно удовлетворяющий стиль человеческого общения.

В контексте консультирования семья определяется как система межличностных взаимоотношений конкретных взрослых и конкретных детей, включая подсистемы супружеских и детско-родительских взаимодействий как "персонализированное детство". Для развития ребенка семья представляет собой исходную и базовую социальную среду и интегральную наследственную предпосылку [39, с. 166-167].

Деятельность семейного социального педагога предусматривает применение различных методов работы с семьей, одним из которых является консультирование.

Консультирование как метод работы состоит в следующем: установление контакта и взаимоотношений; психосоциальная диагностика проблем и ситуаций; создание плана деятельности и стратегии достижения установленной цели; осуществление плана действий и постоянная корректировка взаимоотношений в процессе общения; окончание процесса оказания социальной, психологической, педагогической помощи и контроль эффективности; системный анализ ситуации. Ведение документации (о процессе и его отдельных фазах) дает возможность рассматривать ситуации с различных точек зрения.

Данная совокупность приемов позволяет семейному социальному педагогу комплексно подходить к решению проблем, возникающих в семье. Но следует отметить, что применение социальным педагогом данного метода в работе с семьей требует квалифицированной психологической подготовки, владения методикой психологического консультирования.

Психологическое консультирование - это основа, которая должна быть принята во внимание при организации любого консультирования. В настоящее время существует множество подходов к практике психологического консультирования:

глубинная психология (психоанализ З.Фрейда);

· индивидуальная психология (А.Адлер);

· аналитическая психология (К. Юнг);

· трансактный анализ (Э. Берн и др.);

· бихевиоралъное направление (А. Эллис и др.);

· гешталыптерапия (Р. Перле);

· гуманистическая психология (К. Роджерс);

· логотерапия (В.Франки);

· психодрама (Я. Морено).

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования - это индивидуальная эмпатия, наблюдательность специалиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

В специальной литературе приводится семь фаз, которые можно рассматривать как схему процесса консультирования.

o Первая фаза- создание климата, обеспечивающего успех консультирования. Специалист должен убедить клиента в том, что он испытывает искренний интерес к его проблемам и желает ему помочь.

o Вторая фаза - создание своеобразного "катарсиса", возникающего вследствие того, что человек впервые за длительное время "выговаривается" по наболевшим проблемам.

o Третья фаза - фаза "утешения", т.е. задача снятия деструктивного аффективного фона. Необходимо глубоко понять ситуацию, увидеть нечто положительное, что в ней действительно есть, но чего не замечал человек, и переориентировать внимание на эти аспекты.

o Четвертая фаза - диагноз. Консультант должен понять, в чем причина конфликта, по поводу которого к нему обратились. Этот диагноз не должен сообщаться клиенту.

o Пятая фаза - фаза образования. Основываясь на своем диагнозе, специалист старается помочь клиенту самому поставить диагноз ситуации, в которую он попал. В этом процессе активны обе стороны, поэтому эту фазу можно назвать исследовательской.

o На шестой фазе должно произойти осознание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одного из них. Все решения человек должен принимать сам. Только тогда он будет чувствовать себя ответственным за свои поступки и не откажется от принятого решения при первой же трудности.

o Седьмая фаза - закрепление мотивации на выполнение принятого решения.

Содержание индивидуального консультирования определяется проблемой клиента и проходит в форме беседы. Анализируя опыт работы семейного социального педагога, можно выделить следующие вопросы, с которыми обращаются к нему за помощью: сложности у ребенка в школе, в общении, негативное отношение к учебе, конфликтные отношения с учителями, непонимание дома или тяжелая семейная обстановка, состояние вины, гиперактивность; неврозы; акцентуация характера; воровство, бродяжничество; суицидальные попытки; вопросы, связанные с психосексуальным развитием и воспитанием ребенка. Чаще всего в практике встречаются синдром социальной дезадаптации и эмоциональные расстройства.

Эти проблемы заявили о себе по ряду причин. Во-первых, при обязательном среднем образовании школа отвечала за ребенка. Сегодня она в какой-то мере отказалась от этого, а семья имеет трудности в воспитании. Родители в страхе от своей беспомощности.

Во-вторых, появилось и такое явление в современной жизни, как ориентация на хорошо оплачиваемые и престижные профессии. Родители стараются устроить своего ребенка на обучение в престижное учебное заведение, не всегда считаясь с его возможностями. Создается перегрузка ученика, что ведет зачастую к неврозам.

В-третьих, развитие рыночных отношений, расширение рекламной деятельности, пропаганда жестокости, сексуальной вседозволенности с телеэкрана привели практически к разрушению социальной ситуации развития ребенка, сделав неконтролируемыми и избыточными, не соответствующими возрасту потоки и объемы сенсорной информации. Создающаяся при этом перегрузка сенсорных каналов обозначает проблему адаптации слабой психики ребенка к школьным нагрузкам, ставит проблему защиты ребенка от неоправданной невротизации и психопатизации, деформации личности.

Следует отметить большой процент обращаемости родителей детей младшего школьного возраста за консультацией. Здесь нужно назвать в основном две причины: они хотят знать, соответствует ли уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы причины его низкой успеваемости в школе или плохого поведения. Задача специалиста состоит в том, чтобы показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, самое главное, негативную или пассивную роль самих родителей в сложившейся ситуации.

Характерно, что после окончания консультирования родители некоторое время испытывают потребность в повторной встрече со специалистом для конкретизации разработанной программы решения проблемы.

В процессе консультирования семейный социальный педагог, как и психолог, контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изучения проблемы.

При первых встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования. Как отмечают психологи и показывает опыт работы в центре "София", у некоторых взрослых складываются неверные представления и ожидания от консультирования (переоценка объема и сложности данного процесса, прежде всего по времени, установка на получение немедленных результатов). Поэтому важнейшими задачами первых встреч с родителями являются их ориентация в структуре и задачах консультативной работы, формирование установки на совместный и разносторонний анализ возникшей проблемы. Специального разъяснения требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам. Необходимо предупреждать родителей о возможных трудностях в процессе коррекции.

Беседа, проводимая специалистом, преследует несколько целей: 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, выявление причин трудностей у него, условно-вариативного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение отношения родителей к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (по мере необходимости).

Ряд американских авторов выделяет в заключительной беседе с родителями четыре основных этапа и предлагает следующие рекомендации по ее проведению. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и позволяет родителям почувствовать общую ответственность за его судьбу.

В начале беседы (первый этап) нужно побудить родителей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необходимо также выяснить их представление о причинах трудностей и средствах их разрешения, помощи. На втором этапе беседы предполагается сообщение результатов психологического обследования. На этом этапе следует стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (третий этап) обсуждается специальная программа действий. В заключение беседы обсуждается отношение родителей к проблемам ребенка и планируются последующие встречи.

В процессе беседы важно проявить понимание, уважение. Эффективность беседы, по Сарасону, оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Как и всякая психотерапевтическая беседа, она имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка.

Этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии специалиста (семейного социального педагога, психолога) на два важнейших научных понятия: "нормы психического развития" и "позиции клиента во взаимодействии". Рассмотрим одно из них.

Позиция клиента во взаимодействии характеризует его обобщенное эмоциональное отношение к другим людям и к себе как к человеку. Позиция включает в себя переживания динамики взаимодействия с другим человеком как проявление равенства или неравенства, как проявление уважения к себе или пренебрежения.

В ситуации индивидуального консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация.

Ø Взаимодействие на равных - оптимальный вариант в индивидуальном консультировании, когда психолог помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимное условие для принятия человеком осмысленного решения об изменении. Главный момент в установлении такой позиции - достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.

Ø Взаимодействие с позиции "сверху" - одна из наиболее распространенных ошибок у практических психологов. Специалист решает психологическую задачу клиента неадекватными этическими и социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии.

Ø Взаимодействие с позиции "снизу" создает для клиента возможность открыто манипулировать психологом. Семейному социальному педагогу это необходимо принять к сведению, чтобы избежать подобных ошибок.

Пример: На приеме - мама с ребенком, жалующаяся на сложности в общении.

Мама: Ребенок:

- Сейчас же перестань! - Сама перестань!

- Замолчи! - Надоела!

- Не вертись! - Отстань!

- Смотри у меня! - Хватит!

- Нужно пойти и извиниться. - Не твое дело!

- Опять двойка! - Ну и что!

Ребенок слышит в свой адрес приказы, угрозы, предостережения, проповеди, советы, доводы, критику, похвалу, высмеивание, догадки и т. д. Поскольку родители не. учитывают возрастную и индивидуальную хрупкость нервно-психической конституции ребенка и дефицита его нервно-психической выносливости, его органические возрастные потребности, то они не скупятся на оскорбления, которые зачастую имеют место и в школе. Ребенок

ощущает нежелание родителей вникнуть в проблему, неуважение к его самостоятельности, усталость от назиданий. Как следствие - реакция: бурчание, обида, демонстративное сопротивление или просто нереагирование, утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

По мнению Ю. Гиппенрейтер, в ситуации, когда у ребенка проблема, необходимо дать знать, что вы чувствуете ("слышите") его переживания. Желательно об этом сказать кратко и ясно.

Нужно как можно более точно "попасть" в переживание ребенка, обозначить его прямо "по имени".

Реплика ребенка: Ответ родителей:

- Он отнял мою машинку! - Ты очень огорчен и рассержен.

- Не пойду я больше туда! - Ты больше не хочешь ходить в

- Я ненавижу школу школу.

- Не буду я носить эту рубашку! - Тебе она очень не нравится.

Эти ответы непривычны, несколько неестественны, но они не оставляют ребенка наедине с переживаниями, дают понять, что взрослый понимает его чувства, разделяет их и озвучивает. При этом надо соблюдать следующие правила:

- необходимо держать паузу. После вашего краткого ответа надо помолчать. Это помогает разобраться и понять: вы рядом;

- в вашем ответе иногда полезно не только обозначить чувство, но и кратко повторить сказанное им о случившемся событии или о всей ситуации в целом;

- если вы не совсем точно угадали чувство, будьте внимательны, ребенок вас поправит, покажите, что вы его приняли.

Результаты, на которые надо ориентироваться:

- исчезает, ослабевает отрицательное переживание. Сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе делится пополам;

- ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше и больше. Иногда на глазах родителей неожиданно разматывается целый клубок его переживаний. Это рефлекс признания (Р.Дрейкурс) - детская спонтанная реакция на неожиданное ощущение того, что его поняли;

- ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Он начинает понимать ваши чувства.

Решение проблемы родителями.

Важное правило общения с ребенком - посылка "Я-сообщения". Применять этот способ нужно в тех случаях, когда проблема возникает перед родителями. Как реагировать на ситуации, возмущающие вас? Лучше всего ребенку об отрицательных чувствах сказать. Желательно, чтобы это было сделано от первого лица и говорилось о вашем состоянии, переживании, а не о поведении.

Неправильная реакция Правильная реакция

- Ну и что у тебя за вид?! - Я не люблю, когда дети ходят растрепанными.

- Перестань тут ползать, - Мне трудно собраться на работу, ты мне мешаешь, когда под ногами кто-то ползает, и мне приходится все время спотыкаться.

- Ты не мог бы потише! - Меня очень утомляет громкая музыка!

В первой колонке представлены "ты-сообщения", которые звучат как выпад, обвинение, но у них есть одно преимущество - они привычны и удобны. Реакция на них - отрицание, защита, обида. Вторая колонка - "я-сообщения" - позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме, дает возможность ближе узнать истинные чувства родителей в данный момент.

Дети начинают чувствовать, что мы им доверяем и нам тоже можно доверять. Активное слушание и "я-сообщения" неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Высказывая свои чувства без приказа, взрослый оставляет за ребенком возможность самому принять решение.

Но здесь существует опасность смешивания: "Мне не нравится, что ты такая неряха! Меня раздражает это твое хныканье!" Избежать подобного поможет использование безличных предложений, неопределенных местоимений, обобщающих слов: "Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками". Родители боятся выразить чувства истинной силы. Гнев - это вторичное переживание, возникающее на почве какого-то другого } чувства. Этот способ может установить контакт, улучшить или обрести взаимопонимание с ребенком, помочь в решении его проблемы, в обретении самостоятельности, ответственности. Для применения этих способов необходимо терпение. Не надо метать громы и молнии, требовать от детей невозможного, срываться на старые способы.

Для достижения нормального общения очень важен метод правильного разрешения конфликтов. Конфликт возникает, когда удовлетворение желаний одной стороной означает ущемление интересов другой и наоборот. Ущемленный интерес или отказ выполнить просьбу вызывает отрицательные эмоции: обиду, агрессию.

Сначала познакомимся с неконструктивными методами решения конфликта.

1. Как правило, выигрывает родитель.

В арсенале средств родителей зачастую' имеют место приказы, обвинения, угрозы. Они склонны думать, что ломать сопротивление, побеждать волю ребенка - необходимо. Дать ему волю, так он на шею сядет, будет делать что хочет. Они не замечают, что сами показывают неверный стиль общения: делают что хотят.

В подкрепление: ребенок должен научиться нас уважать, не быть эгоистом. Значит, нечего потакать его желаниям. Это суждение не вызывает сомнения, но выбранный путь неверен.

Пренебрежение интересами ребенка не может воспитать у него уважения к интересам других. Как правило, такие дети растут либо чрезмерно пассивными, либо агрессивными. Но в обоих случаях у них накапливаются обида и озлобление; поведение не улучшается, отношения с родителями портятся.

2. Как правило, выигрывает ребенок.

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой "ради блага ребенка". Однако и при таких намерениях дело оборачивается плохо для обеих сторон. Дети в этих случаях растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать и контролировать. Все это может быть и не так заметно в пределах семьи, но едва они выходят за двери дома, начинают учиться или работать в коллективе - их ждут большие трудности и неизбежные жестокие щелчки по самолюбию, по самооценке, а то и отвержение.

У родителей постоянно накапливается глухое недовольство ребенком, обида на него. В старости такие родители часто оказываются одинокими и заброшенными. Итак, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают "эффект накопления", который оборачивается судьбой детей и родителей.

Метод благополучного выхода из конфликтных ситуаций состоит в следующем:

1-я стадия: родитель активно слушает ребенка, уточняет его проблему. После этого он в стиле "я-сообщение" объясняет ребенку свою проблему. Цель этой стадии - подготовить, услышать и принять участие в поисках совместного решения.

2-я стадия начинается с вопроса "как же нам быть?". После этого надо обязательно дождаться, чтобы ребенок предложил решение первым и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения, предложение не отвергается "с места".

3-я стадия: оценка предлагаемых предложений и выбор наилучшего. Каждый вариант решения обсуждается совместно. "Стороны" уже знают интересы каждого участника и относятся к ним с уважением. Единодушно принятое решение считается лучшим.

4-я стадия: детализация принятого предложения.

5-я стадия: выполнение решения и контроль становятся более действенными, если о неудачах и срывах скажет сам ребенок.

Этот метод не оставляет никого с чувством проигрыша. Начать его применять лучше всего с общего разговора в семье, в стиле спокойной беседы. Особого внимания требует желание идти навстречу интересам ребенка. Здесь важно вызвать у родителей стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов.

Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось простым упрямством, становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу. Эта методика - опыт доброжелательного общения, взаимного понимания. При правильном ее использовании конфликты начинают возникать реже и решаться быстрее. Заинтересованность обеих сторон в совместном решении пробуждает готовность идти навстречу.

Действенным методом работы семейного социального педагога являются различные формы групповых занятий родителей. Необходимость обращения к работе с родителями как к важнейшему звену психокоррекционной работы в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповых консультациях.

Первое, с чем начинает работать специалист в групповом консультировании, - это система реально существующих отношений между людьми, содержание которых может быть самым различным. Для семейного социального педагога важно перевести на язык описания субъективной модальности каждого члена семьи. Специфика консультирования каждой группы определяется содержанием предмета взаимодействия. Она требует уточнения содержания для членов группы их специальных ролей. Для решения этой задачи руководитель должен располагать психодиагностическим материалом о типе отношений между членами группы.

Специалист в руководстве родительской группой ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство может осуществляться в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей.

Консультирование по частным вопросам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.

Специальное обучение родителей (тренинг) преследует цель повышения их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. Мы полностью разделяем убеждение А. И. Захарова, утверждающего, что причинами неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные в детстве ошибочные стереотипы воспитания, а также субкультурные нормы и ошибочные установки малых социальных групп. Следует учитывать, что психологические качества, родительские умения упражняемы, т. е. могут быть предметом формирования и саморазвития.

Для тренингов характерно то, что каждый участник группового занятия учится самостоятельно (при косвенной помощи других) ставить диагноз своим трудностям и возможностям, находить пути решения своих проблем, осуществлять самодиагностику.

Хотя техники проведения родительских групп значительно варьируются, можно выделить ряд общих принципов организации их работы. С. Славсон вводит понятие "первичный кодекс группы", включающий три основных постулата: 1) предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей; 2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутинности; 3) ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые должны обязательно быть приняты всеми членами групп.

Основываясь в целом на перечисленных постулатах, консультирование родителей отступает от принципа центрации на проблемах ребенка и свободно перемещается на проблемы родителей. Тем самым реализуется терапевтический подход к самому родителю.

Основная роль консультанта состоит в том, чтобы, подобно зеркалу, отображать и повторять вслед за членами группы все то, что нужно для постановки проблемы, развития дискуссии, ее разрешения для роста родительской компетентности.

Психологическим условием формирования родительской компетентности являются осознание родителями необходимости понимания коммуникативных актов детей и усвоение способов эмпатического общения, так называемой конгруэнтной коммуникации.

Итак, сделаем вывод: при индивидуальном консультировании семейный социальный педагог рассматривает клиента как партнера, который ни в коем случае не лишается самостоятельности, не опекается, а с помощью специалиста получает возможность научиться "самопомощи". Очень часто такая помощь смягчает и улаживает острые конфликты, но она не пытается их скрыть, сознавая, что нужно устранить причины, создающие беспокойство и возмущение человека, обратившегося за помощью. Эта форма помощи в смысле "от помощи к самопомощи" основывается на принципах добровольности и ответственности.

В групповой работе применяется возникающая динамика группы, дающая возможность действовать, исполнять какие-либо функции, опробовать полученные знания. Консультант группы обязан глубоко понимать значение динамики поведения участников, но он использует эти знания для осуществления тщательного контроля за содержательной стороной групповой дискуссии. Темы дискуссий в групповом консультировании носят главным образом ассоциативный характер - каждая последующая как бы вытекает из предыдущей. Руководя дискуссией, ориентируя ее на решение конкретных проблем, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, консультант направляет дискуссию в нужное русло.

Процессу снижения психологических защитных реакций и расширения представлений о самом себе в группе способствует прочувствование проблем других людей ("Я не одинок"), а также чувство эмпатии, умением проявлять которое по отношению друг к другу в конечном итоге овладевают участники группового консультирования.

Различные виды тренингов должны быть направлены прежде всего на внутренние психические качества (гуманистическая позиция, установка на поиск, творчество, адекватный анализ педагогических ситуаций), на повышение уверенности в своих воспитательных возможностях.

В процессе исследования выявлены методы работы социального педагога с семьей с различным укладом жизни и с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми детьми. К этим методам относятся: посещение семьи, психотерапевтическая беседа, убеждение, психолого-педагогический консилиум, метод активного включения в исследование, консультирование и др., способствующие оздоровлению ближайшего окружения детей, подростков и условий их семейного воспитания.

Анализ бесед, применения метода убеждения, посещения семей раскрывают диапазон изменений в семьях и свидетельствуют о повышении их психолого-педагогической культуры: переосмысление роли родителей; новый уровень осознания себя как родителей; новый уровень понимания детей; ощущение родителями большой уверенности в себе; становление доверительных отношений взрослых с детьми; ослабление жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своего мнения.

Одним из методов, дающим результат, является психолого-педагогический консилиум.

Анализ метода активного включения в исследование показал, что он способствует формированию новых отношений между школой и семьей, повышению престижа школы в ее социально-территориальном окружении, обогащению воспитательных возможностей семьи. Важнейшей предпосылкой этого явилось расширение функции учителя как социального педагога.

С помощью консультирования происходило расширение способности субъекта к личностному росту и решению жизненных ситуаций путем усиления потенциала сознания и самосознания личности.

Данные методы дополнялись разнообразными формами работы социального педагога с семьей, позволяющими активно вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Работа семейного социального педагога носит дифференцированный характер с учетом изучения особенностей семейного уклада и проходит в три этапа: информационно-теоретический, консультативный и тренинговый.

Психолого-педагогическая культура семьи

По мнению Л. М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, которая характеризуется сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям.

Авторы Т.А. Маркова [28], Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик считают необходимым добавить к определению семейного уклада желание и умение родителей практически осуществлять цели и задачи воспитания детей, организуя индивидуальную и совместную со старшими членами семьи деятельность.

В исследовании Ф.А. Нанай "Нравственное воспитание детей шестилетнего возраста в процессе совместной деятельности семьи и школы" (М., 1979) автор касается вопросов педагогической целесообразности уклада жизни семьи, влияния семейного уклада на формирование у детей вежливости и самостоятельности.

С точки зрения Л. И.Маленковой, суть семейного уклада в том, чтобы в семье складывались определенные отношения к ценностным ориентациям общества и реализовывались в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников и различных формах досуга, общении с родными, друзьями и знакомыми семьи, эстетическом оформлении интерьера и т.д.. Так, А.Г.Харчев отмечает, что "семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играют образ жизни семьи и поведение родителей" [47, с. 305].

Рассматривая образ жизни семьи, Э. К. Васильева включает следующие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовой деятельности в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По ее мнению, уклад жизни - понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей. Другие ученые пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребенка является нравственная атмосфера в семье, ее стиль жизни.

Под стилем жизни понимается тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво производимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности.

Понятие "семейный уклад" характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу. Здесь подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка. Данное понятие - комплексное, интегральное. Оно включает сферы материальной, эмоциональной, интеллектуальной, нравственной жизни семьи в их единстве и взаимообусловленности. По своему смыслу понятие "семейный уклад" ближе всего к понятию "образ жизни", но не идентично ему так же, как и понятию "стиль жизни".

Своеобразие семейного уклада определяется, с одной стороны, его собственной характеристикой - структурой, материальным обеспечением, типом потребностей и способом их удовлетворения, уровнем культуры. С другой стороны, каждая семья оказывается в определенных условиях внешней среды, которая до<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...