Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Відносини Індії із країнами СНД

Росія. Взаимный товарооборот демонстрирует позитивную динамику, сейчас – около 10 млрд.дол..

Военно-техническое сотрудничество остается одним из основных приоритетов. Эта сфера является локомотивом всего комплекса российско-индийских отношений. Индия - единственная страна мира, совместно с которой реализуется долгосрочная программа сотрудничества в области вооружений. Она рассчитана на 10 лет с 2011 года по 2020 год. Этот стратегический документ закрепляет российское присутствие на индийском рынке, запускает новые проекты совместных опытно-конструкторских разработок, хотя индийцы предпочитают диверсифицировать свой военный импорт.

Здесь реализуется ряд знаковых проектов – создание перспективного авиационного комплекса пятого поколения, разработка крылатых ракет "Брамос", продажа авианосца "Викрамдитья", а также аренда ВМС Индии атомной подводной лодки "Нерпа". Акценты в сфере ВТС смещаются в сторону передачи лицензий на производство в Индии российского вооружения – налажен выпуск многофункциональных истребителей Су-30МКИ и основных боевых танков Т-90. Совместные разработки предназначены не только для перевооружения собственных армий, но и нацелены на рынки третьих стран. Так, крылатая ракета "Брамос" уже вызвала значительный интерес на международном рынке вооружений: Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие страны уже заказали эти ракеты на сумму 13 млрд. долл.

В текущем году Индия увеличила свой оборонный бюджет на 17%, и он составил более 42 млрд. долл.. По оценкам экспертов, 36% всех заказов выполнит Россия. Хотя Россия и сохраняет первое место в области поставок вооружений, ее доля неуклонно снижается (в 2004-2007 гг. Россия поставила 54% вооружений) (там же). Более того, по мнению Центра анализа мировой торговли оружием, в 2013 году лидером на индийском рынке вооружений станут США, что связано с реализацией крупных контрактов на поставку самолетов именнов этот период. Таким образом, предстоит обострение конкурентной борьбы на индийском рынке.

Активное развитие вооруженных сил Индии, их модернизация и переоснащение объясняются, в том числе сложной обстановкой вблизи ее границ. В Южной Азии идет активная милитаризация. При этом регион остается в числе наиболее взрывоопасных. По итогам 2011 года Индия заняла первое место, а Пакистан вошёл в пятерку стран –крупнейших импортёров вооружений в мире. Тем временем остается нерешённым вопрос о границе с Китаем, который также уделяет военному строительству серьёзное внимание.

Россия и Индия приступают к реализации перспективных проектов в области добычи полезных ископаемых, в металлургии, обрабатывающей, ювелирной и химической промышленности, а также авиа- и машиностроении, космосе, транспорте и связи. Индийские компании участвуют в разработке месторождений нефти и газа "Сахалин-1". Индийская "ONGC"ввложила в проект около 2,7 млрд. долл. и владеет его 20%-й долей. Эта же компания осваивает нефтяные залежи в Томской области (в планах увеличить добычу в 10 раз, то есть до 5 млн. тонн в год (там же)). Индия испытывает дефицит нефти и газа, поэтому она будет все активнее участвовать в освоении крупных месторождений в России. Единственно возможный путь транспортировки – это использование мощного танкерного флота для перевозки нефти и сжиженного газа. К слову, на Дальнем Востоке страны создается верфь «Звезда-ДСМЕ» для собственных судов такого класса.

Крупным инвестором в российскую экономику является индийская группа компаний «САН», которая входит в число 20 компаний, представленных в Консультативном совете по иностранным инвестициям при председателе правительства Российской Федерации. Объём ее капиталовложений составляет более 1 млрд. долл.; инвестиции направлены, в основном, в нефтегазовый сектор, разработку месторождений золота, платины, других редкоземельных металлов. Также индийские компании совместно с «РусГидро» создают сеть гидроэлектростанций на севере Индии.

Перспективным направлением является фармацевтика. Около трети индийского импорта в Россию приходится на медицинские препараты и лекарства. По данным ООН, Индия вошла в число 15-и наиболее крупных экспортеров лекарственных средств в мире с долей в 1,44%. В 2010 году в России принятафедеральная целевая программа по развитию фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года. Индийские фармацевтические фирмы, обладая большим опытом производства недорогих и качественных препаратов, могли бы принять участие в техническом переоснащении и модернизации фармацевтической отрасли и медицинской промышленности России.

Дополнительный импульс российско-индийским деловым контактам придаст вступление России во Всемирную торговую организацию. Снижение тарифов на импорт товаров (прежде всего, промышленных) существенно расширит двустороннюю торговлю. К примеру, снижение пошлин на 10% на новые легковые автомобили позволит индийским автопроизводителям увеличить свою долю на российском рынке.

Откроет новые возможности и реализация интеграционных проектов на евразийском пространстве. Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана со свободным движением капиталов, товаров и услуг, едиными техническими регламентами, ёмким, растущим 165- миллионным рынком заинтересует российских внешнеторговых партнёров, в том числе и индийских.

Что касается российских инвестиций в экономику Индии, то они представлены, в основном, в атомной промышленности, машиностроении, энергетике, строительстве инфраструктуры, в области связи и телекоммуникаций.

Россия реализует масштабный проект по возведению АЭС "Куданкулам". Достигнуты соглашения о продолжении сотрудничества и расширении станции до 8 энергоблоков. Россия обладает современными, проверенными, что немаловажно, безопасными технологиями в этой сфере. Такой серьёзный задел позволит России принять активное участие в развитии атомной энергетики Индии. Эта страна планирует потратить на развитие атомной энергетики около 150 млрд. долл.и увеличить производство атомной электроэнергии с нынешних 4,7 ГВт до 60 ГВт в 2035 году. Тем более что другие влиятельные игроки рынка – США и Франция – также продвигают свою продукцию на индийском направлении. Соединенные Штаты даже пошли на смягчение санкций, наложенных на Индию после ядерных испытаний, и подписали с ней так называемую "ядерную сделку" в 2008 году.

К концу 2013 года в Индии будет насчитываться 1,159 млрд. зарегистрированных сим-карт мобильных телефонов. По этому показателю она опередит Китай, у которого будет "всего" 1,106 млрд. сим-карт. Рынок сотовой связи растет огромными темпами: в 2009 году в Индии насчитывалось 508 млн. сим-карт. Естественно, что крупные российские компании не оставили без внимания такое поле деятельности. АФК «Система» намерена вложить около 5,5 млрд. долл. в создание крупного всеиндийского сотового оператора под брендом МТС. В настоящее время компания столкнулась с бюрократическими трудностями со стороны индийских властей. Скорее всего, они будут урегулированы.

Ещё один масштабный проект реализуется в области металлургии. Российская «Северсталь» совместно с индийской NMDC инвестируют около 2 млрд. долл. в создание сталелитейного завода в Индии мощностью 2 млн. тонн продукции в год. В Индии налажен выпуск российских грузовиков марки «Урал».

В российско-индийском сотрудничестве на мировой арене почти нет разногласий. Россия и Индия успешно взаимодействуют на различных международных площадках, в том числе ООН, Группе двадцати, БРИКС. Подходы наших стран к основным вопросам международной повестки дня совпадают или очень близки. Россия поддерживает индийскую позицию в вопросе разрешения конфликта в Кашмире. Это, однако, лишает нас определённой гибкости, потому что любые попытки расширить российско-пакистанские контакты наталкиваются на негативную реакцию Дели.

Большое значение имеет гуманитарное сотрудничество. Наши народы связывают давние традиции дружбы и взаимоуважения. Граждане обеих стран проявляют взаимный интерес к культуре, религии, искусству друг друга. Большой общественный отклик вызвал недавний перекрестный год культур России и Индии.

При всех положительных результатах существующий уровень торгово-экономических контактов все же не соответствует потенциалу России и Индии. Традиционные источники роста себя уже исчерпали, поэтому необходимо придать торговле дополнительный импульс, вывести ее на качественно новый уровень.

Во-первых, конкурентная борьба за индийский рынок вооружений стала еще более острой. При этом Индия постепенно сокращает импорт готовых образцов вооружений, требуя получения новых технологий и участия в их разработке. России в данной ситуации необходимо делать ставку на реализацию совместных инициатив. Один из самых перспективных примеров в этой области - создание самолетов пятого поколения.

Приоритетом военного строительства Индии являются высокотехнологичные современные вооруженные силы. Следуя этой логике, она закупает самые лучшие по техническим характеристикам образцы. Поставщикам, которые являются одновременно конкурентами, приходится кооперироваться для удовлетворения запросов Индии. Так, Су-30 МКИ оснащён радиоэлектронным оборудованием производства России, Израиля и Франции. Россия должна проявить определённую гибкость в международной кооперации. Конечно, не в ущерб интересам безопасности.

Главное, чтобы Россия в этой технической гонке не отстала от своих конкурентов и требований индийской стороны. Большие надежды возлагаются на масштабную государственную программу перевооружения до 2020 года стоимостью 20 трлн. рублей. Она включает и внушительный бюджет на модернизацию отечественного ВПК, который укрепит лидерские позиции России на мировом рынке вооружений.

Во-вторых, российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество требует модернизации. Доставка в Индию основных экспортных товаров России трудноосуществима и имеет неприемлемо высокую себестоимость. Любые проекты трубопроводов из России в Индию представляются утопичными. Поэтому акцент необходимо делать на новую экономику, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию. Следует устранять излишние административные барьеры на пути движения товарных потоков, а также совершенствовать кредитно-финансовую инфраструктуру сотрудничества, переходить во взаиморасчетах на национальные валюты. Кроме того, необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для прихода индийских инвесторов в Россию, создавать тесные технологические альянсы, интегрированные производственные цепочки в тех областях, где у России и Индии есть существенный кадровый и ресурсный потенциал. Это энергетика, в том числе атомная, инфраструктурное строительство, системы связи, совместное освоение космоса.

В-третьих, важно и дальше расширять российско-индийское взаимодействие на международной арене, в том числе укреплять формат БРИКС, который уже стал влиятельным центром в мире. Индия – это тот партнер, который выступает за взвешенные, продуманные подходы к решению основных проблем мировой политики. Ее внешнеполитический курс достаточно гибок, лишен каких-либо идеологических штампов. При этом ее внешнеполитический вес и авторитет весьма высок. К мнению Дели прислушиваются многие азиатские страны, которые, кстати, достаточно настороженно относятся к усилению позиций Китая. Поэтому Индию необходимо привлекать к урегулированию горячих конфликтов в мире, решению актуальных политических вопросов, реформированию международной финансово-экономической архитектуры. Это особенно важно с учетом того, что в 2013 году Россия председательствует в Группе двадцати.

Україна. В 2003-2010 гг. Индия входила в пятёрку стран, на которые приходится три четверти экспорта украинских вооружений. В частности, Индия уже сегодня закупает 12% экспортируемых украинских самолётов, бронетехники, иных видов вооружений. Существует опыт совместного сотрудничества в разработке военно-транспортного самолета АН-70.
Далее, можно говорить о том, что энергетика также может стать перспективной сферой углубления двусторонних отношений. Во всяком случае, данный потенциал был заложен предприятиями УССР ещё в годы существования СССР. С 2002 г. Украина участвует в области программы наращивания энергетических мощностей Индии. Украинские специалисты принимали участие в строительстве гидроэнергетического комплекса «Тери», в создании теплоэлектростанций в городах Корб, Бакри, Нейвели, Обри, завода тяжелого энергетического оборудования в Хардвари. Потенциально возможным является сотрудничество в сфере ядерной энергетики. Примером является существование договора о снабжении акционерным обществом «Турбоатом» четырех энергоблоков для АЭС «Кайга», «Раджа стан».
Кроме того, существуют перспективы сотрудничества в сфере инфраструктуры. Индия заинтересована в модернизации автодорог, реконструкции газопроводов, в создании новых производственных мощностей в сфере тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, черной металлургии.
Однако нельзя говорить о безоблачном характере перспектив отношений Индии и Украины. Спорным моментом в двусторонних отношениях является т. н. «танковый контракт» 1996 г. с давним и непримиримым геополитическим противником Индии Пакистаном, с которым со времён независимости идёт геополитическое, экономическое и военное противостояние за региональное лидерство в Южной Азии, с которым существует ряд территориальных споров. В частности, после подписания Украиной с Пакистаном в 1996 г. контракта на поставку танков Т-80УД, произошло замораживание отношений с Индией вплоть до начала 2000-х гг. Не стоит забывать о том, что Пакистан является одним из активнейших импортёров украинского вооружений. К примеру, в 2012 г. был подписан контракт на поставку в Пакистан двигателей к танкам.

Однако наличие спорных моментов касательно военно-технического сотрудничества Украины и Пакистана, не мешает динамичному развитию торгово-экономического сотрудничества с Индией. В частности, если в 2006 г. двусторонний товарооборот составлял 1,2 млрд. долларов, то в 2010 г. вырос до 2,1 млрд. $, а за январь-июль 2012 г. составил 1,8 млрд. $. Учитывая то, что 60% товарооборота Украины и Индии составляет продукция фармацевтической промышленность. В случае подписания новых контрактов в других сферах взаимного интереса, можно предположить его увеличение.

А в декабре 2012 г. там был Янукович.

Бэларусь. В Беларуси на базе Парка высоких технологий в январе 2012 г. открыт белорусско-индийский учебный центр в области информационно-коммуникационных технологий. Его деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных кадров в IT-сфере.
Еще один совместный проект осуществлен в области энергетики. В частности, индийская компания Bharat Heavy Electricals Ltd (BHEL) предоставила оборудование для строительства Гродненской ТЭЦ-2. Для реализации этого проекта индийское правительство предоставило кредитную линию в размере $ 56 млн. Стороны намерены развивать взаимодействие в этой сфере. В настоящее время рассматриваются совместные проекты в области разработки и использования альтернативных источников энергии, в том числе водородной и солнечной. Актуальными направлениями совместной деятельности являются также новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии и фармацевтика. В частности, речь идет о создании совместного центра исследований в области новейших технологий и совместного предприятия по производству медицинских препаратов.
Индия не критикует Бацьку и ему норм.

Центральна Азія и Кавказ. В структуре МИД Индии создано даже специальное подразделение по работе со странами Центральной Азии и Кавказа, ведущие исследовательские центры страны вплотную изучают возможности реализации тех или иных совместных проектов, в которых Индия выступала бы в качестве незаменимого партнера.

Особая роль отводится реализации проекта «Север–Юг», а также проектам строительства трубопроводов из Прикаспийского региона в Индию. В частности, предусматривается, что после реализации проекта «Север–Юг», связывающего страны Северной Европы, Россию, страны Каспийского моря, Иран и Индию, удельный вес Дели во внешней торговле со странами Центральной Азии и Кавказа существенно возрастет.

В связи с этим было бы не лишним напомнить, что совсем скоро будет отмечаться десятилетие со дня заключения межправительственного соглашения о международном транспортном коридоре «Север–Юг», подписанного Россией, Ираном и Индией в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге. Индия надеется, что через два-три года этот проект начнет реально работать и тогда можно будет смело строить более амбициозные планы по сотрудничеству со странами региона.

Примечательно, что нефтегазовой сфере в этом сотрудничестве отводится пусть и существенная, но далеко не определяющая роль. Индия всерьез заинтересована в развитии кооперационных связей в таких отраслях, как металлургия, добыча полезных ископаемых (в частности, урана, значительные залежи которого находятся в Узбекистане и Таджикистане), химическая промышленность, информационно-телекоммуникационные технологии и пр.

Роль Індії в русі неприєднання

В итоге первое правительство Индии во главе с Неру выработало принципиально новую концепцию позитивного нейтралитета, фундаментом которого стало неприсоединение Индии к двум противостоящим мировым блокам, возглавляемым СССР и США. Индия заявила о неприсоединении в качестве ключевого элемента своей внешней политики. Это означало, что она не будет вступать в военные блоки или тесно сближаться с тем или иным лагерем в начавшейся холодной войне. Однако неприсоединение Индии не означало ее отстранения от мировых дел. Наоборот, имелось в виду, что она должна активно участвовать в мировой политике, выступая в важной роли лидера Азии и всех неприсоединившихся стран. В эти годы Индия проявила себя как борец против колониализма и империализма, за мир, стабильность и мирные перемены. По мнению Неру, Запад был прямо связан с колониализмом и империализмом. Кроме того, идеи Неру входили в известное противоречие с капитализмом. Однако он не мог не учитывать, что Запад, прежде всего США, располагал большими экономическими и военными ресурсами, а также одобрительно относился к усилиям Индии в развитии демократии.

Независимость от колониализма создала условия для зарождения Движения неприсоединения (ДН). На Конференции по отношениям между странами Азии (март 1947 г., Дели) Неру заявил, что Индия будет сотрудничать со всеми странами и народами в укреплении дела мира, свободы и демократии. Эти принципы внешней политики неоднократно подтверждались как самим Неру, так и другими руководителями Индии.

Крупным шагом в этом направлении было проведение в апреле 1955 г. Бандунгской конференции, в которой приняли участие 29 стран Азии и Африки. К началу 1960-х годов холодная война вступила в активную стадию. Не случайно, что на XlV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1960 г.) Неру, Нкрума (Гана), Насер (Египет), Сукарно (Индонезия) и Тито (Югославия) совместно внесли резолюцию, призывающую США и СССР «найти решение нерешенных проблем». Позже в ООН была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Это стало началом появления в ООН, а затем и в мировом сообществе новой силы, которая позже оформилась в Движение неприсоединения.

В сентябре 1961 г. в Белграде, Югославия, состоялась первая конференция Движения неприсоединения, в которой участвовали 25 государств. Одним из главных организаторов этой конференции была Индия. Белградская декларация ДН выступила в поддержку деколонизации, против расового неравенства, за мир и разоружение, по существу – за неучастие в холодной войне. Декларация потребовала устранить наследие колониализма и империализма – экономическое неравенство между странами, указала на растущий разрыв в уровне жизни немногих богатых стран и большинства развивающихся государств. Страны – учредители ДН также заявили о необходимости расширения членства Совета Безопасности ООН.

Впоследствии на конференциях ДН в Каире (1964 г.), Лусаке (Замбия, 1970 г.), Алжире (1973 г.) и Коломбо (Шри-Ланка, 1976 г.) неприсоединившиеся страны ГОВОРИЛИ ОДНО И ТО ЖЕ уделяли особое внимание вопросам социально-экономических и культурных преобразований..

Премьер-министр Индии И. Ганди в марте 1983 г. на седьмой Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Дели, которая проходила под ее председательством, развила и расширила понятие неприсоединения. По ее мнению, Движение неприсоединения представляло собой важнейший исторический процесс, в котором слились в единый поток исторические, духовные и культурные течения разных стран..

На этой конференции ДН Индией были подняты актуальные проблемы современности. Во-первых, это право палестинского народа на создание независимого государства. Острой критике индийского руководства был подвергнут режим апартеида в Южной Африке, который игнорировал мнение международного сообщества и возводил расизм в ранг государственной политики. Еще одной проблемой, вокруг которой были объединены усилия стран ДН, стала милитаризация Индийского океана и создание американской военной базы на острове Диего-Гарсия.

На посту председателя ДН Индию в сентябре 1986 г. сменила Зимбабве. Выступая на конференции в столице Зимбабве Хараре, уходящий с поста председателя Движения неприсоединения премьер-министр Индии Раджив Ганди говорил о фундаментальных задачах, стоявших перед ДН: борьбе за достоинство и права человека, за выживание в ядерном веке, мирном сосуществовании, отстаивании принципов равенства и демократии, независимости и безопасности всех стран, устранение бедности. Отмечалась важность сотрудничества развивающихся стран (Юг–Юг) и вовлечение в него развитых государств (Севера).

В своей внешней политике Индия постоянно подтверждала, что в основе ее неприсоединения лежит национальная независимость и свобода, борьба за мир и предотвращение конфликтов и конфронтаций, равенство между странами, демократизация международных отношений, дружба со всеми, за исключением расистских правительств и тех, кто угрожают свободе других стран. На конференции И. Ганди вновь подтвердила, что Движение неприсоединения отнюдь не является расплывчатым, негативным или нейтральным.

Рост числа членов Движения неприсоединения до 100 государств к концу 1980-х годов доказал, что оно отвечало интересам сотен миллионов людей на разных континентах. Индия, как и другие его члены, выступала за коренную перестройку международных экономических отношений на основе справедливости и равноправия. Она отстаивала право каждой страны на свои ресурсы и свою политику, требовала отсрочки выплаты долгов развивающихся стран, проведения реформы международной валютно-финансовой системы, которая, по ее мнению, безнадежно устарела, стала несправедливой и неадекватной. Проблема экономического развития, по мнению Индии, была одной из важнейших. Странам, входившим в Движение неприсоединения, по большей части бедным и отсталым, было не по силам удовлетворить даже самые скромные чаяния их народов. Оставалась еще и нелегкая задача сохранения независимости из-за оказываемого на эти страны экономического, политического и военного давления.

Тектонические сдвиги в международных отношениях в конце XX в. в результате распада СССР и фактически создания однополярного мира во главе с США резко ослабили Движение неприсоединения и, казалось, обрекли его на исчезновение. Однако ДН нашло в себе силы адаптироваться к новым условиям в мире и даже расширить свои ряды. В начале XXI в. в него входили более 110 стран, которые поставили перед ДН задачу обновления с учетом новых реалий. По мнению Индии, Движение неприсоединения должно в перспективе принять в качестве руководящих принципов следующее: достичь консенсуса по основным вопросам, в которых заинтересованы все развивающиеся страны; не углубляться в спорные проблемы между странами-участницами; прилагать усилия, чтобы стать полюсом в многополюсном мире; укрепить сотрудничество между странами Юга в качестве важного пункта экономической повестки дня движения; и, наконец, все страны-участники должны развивать такие ценности, как демократия, права человека и многокультурность.

На встречах на уровне министров иностранных дел стран Движения неприсоединения (Дурбан, апрель 2002 г.; Нью-Йорк, сентябрь 2002 г.) отмечалась важность этих задач и необходимость полного разоружения. В свою очередь, Индия вновь подчеркнула значение Движения неприсоединения.

В ноябре 2002 г. министр иностранных дел Индии Яшвант Синха отметил, что под руководством Неру, Насера и Тито Движение неприсоединения стало серьезной политической силой, а группа 77, включавшая в себя большинство неприсоединившихся стран, превратилась в важный инструмент обсуждения экономических вопросов. Благодаря неприсоединению, сказал он, Индия играла и продолжает играть заметную роль в международных отношениях. Я. Синха прямо заявил: «Я считаю, что философия неприсоединения до сих пор является весьма актуальной для современной внешней политики, поскольку в ее основе лежит идея независимой внешнеполитической линии нашей страны».

Главной темой Xlll конференции Движения неприсоединения (Куала-Лумпур, февраль 2003 г.) было «возрождение Движения неприсоединения». Участвовавшая в ней делегация Индии во главе с премьер-министром А.Б. Ваджпаи подчеркнула, что движение должно сосредоточиться на глобальных проблемах современности, которые объединяют его членов, а не разъединяют их. Оно должно принять позитивную повестку дня с акцентом на создание многополюсного мира, реформе системы ООН, сотрудничестве между Севером и Югом и между странами Юга. Такая позиция индийского правительства во главе с Бхаратия джаната парти тем более важна, ибо ранее, находясь в оппозиции, она заявляла, что неприсоединение не может быть ни ее идеологией, ни основой внешней политики страны.

Пришедшее к власти в 2004 г. правительство Объединенного прогрессивного альянса во главе с Индийским национальным конгрессом также подчеркнуло необходимость возрождения Движения неприсоединения, его реконструкции и обновления, для того чтобы соответствовать вызовам начала XXI в. При этом оно отмечало, что Движение неприсоединения и само неприсоединение не являются синонимами. Если сорок лет назад важными вопросами были колониализм, апартеид и империализм, то в начале XXI в. определилась новая повестка дня. Это финансовые вопросы, терроризм, проблемы экологии, демографии. Неприсоединившиеся страны должны также объединить свои усилия в ООН, в том числе по вопросу реформирования Совета Безопасности ООН. В нем Азия, Латинская Америка и Африка представлены всего лишь одной страной – Китаем – в качестве постоянного члена СБ, а западный мир – четырьмя странами: США, Францией, Великобританией и Россией, что абсолютно недемократично.

Мысль о переориентации роли неприсоединения в период после холодной войны прозвучала в выступлении президента Индии Абдул Калама на совместном заседании обеих палат парламента 7 июня 2004 г. В свою очередь, министр иностранных дел Индии Натвар Сингх так поставил вопрос о значении Движения неприсоединения: если неприсоединение более не является актуальным, то почему же актуально существование Организации Североатлантического договора (НАТО), созданной в 1949 г.? Варшавский договор более не существует, а НАТО продвинулась к границам России. А что нужно НАТО в Афганистане, где 99% населения не видели моря, тем более океана?

В начале XXI в. Движение неприсоединения вновь начало обретать уверенность в своих силах, что получило выражение в адаптации его идей и действий к новым реальностям, сложившимся в мире. Это проявилось и в работе XlV конференции Движения неприсоединения, которая состоялась 15–17 сентября 2006 г. в Гаване, Куба (первая такая конференция в Гаване прошла в 1979 г. в разгар холодной войны). Драматические изменения за прошедшие годы отразились на работе конференции 2006 г. Несмотря на экономическую блокаду Кубы со стороны США, на конференцию прибыли представители 118 государств-членов ДН, 16 стран-наблюдателей. Характерно, что США получили приглашение участвовать в этой встрече, но даже не подтвердили получения такого приглашения.

В своем выступлении на конференции премьер-министр Индии Манмохан Сингх говорил о стремлении этих стран объединить свои усилия по защите мира и безопасности на основе международных законов, на основе культурного и политического многообразия мира. Он подчеркнул, что в Движение неприсоединения входят представители разных религий, идеологий, этнических групп и культур и призвал к сближению цивилизаций, осудив теорию их «столкновения». Он призвал к объединению усилий с другими «близкими по духу нациями» для развития демократии в процессе глобального управления, для выработки новой глобальной политики, «основанной на законе, разуме и равенстве». «Сегодня мы снова должны выступить против угрозы раскола мира по искусственно созданным культурным и религиозным разделительным линиям. Движение неприсоединения, охватывающее все религии человечества, все этнические группы и идеологические направления, – сказал М. Сингх, – вновь занимает уникальное место, чтобы играть роль моста в достижении понимания между разными странами»].

На конференции ДН в Гаване Индия заявила о необходимости решения в рамках этого движения проблем равноправного развития во всем мире, глобальной энергетической безопасности, а также более активной работы по подъему Африки]. ДН выступило в поддержку демократии как универсального политического инструмента, однако указало, что ни одна страна не имеет права определять суть демократии для всего остального мира. Было также подчеркнуто, что каждая страна имеет суверенное право выбирать свою форму правления.

В целом позиция Индии на конференции отличалась взвешенностью подходов и аккуратностью формулировок, особенно по тем вопросам, которые могли бы вызвать раздражение США. Это нашло отражение в Политической декларации ДН, которую эксперты охарактеризовали как «идеологически нейтральную». И, тем не менее, в тексте декларации нашлось место для слова «гегемония», подразумевающего США.

Конференция ДН в Гаване подтвердила тот факт, что в нынешнем многообразном мире растет и укрепляется тенденция к объединению усилий стран, представляющих большинство населения планеты, тех, кто не входит в «золотой миллиард». Речь идет о более эффективном сотрудничестве между странами Юга, которые к началу XXI в. заметно продвинулись в своем экономическом и политическом развитии. Об этом свидетельствует и то, что на долю стран, входящих в ДН, приходилось 43% от их мировой торговли. В отличие от 1960–1980-х годов ДН не противопоставило себя развитым странам, а выразило готовность сотрудничать с ними на равноправных условиях. Политические декларации ДН, отражающие взгляды и таких растущих держав, как Индия и Китай, сами по себе были крупным фактором мировой политики. Последующая XV конференция ДН, в которой Индия приняла участие, состоялась в июле 2009 г. в Шарм-эль-Шейхе (Египет).

В сложившихся в мире условиях в начале XXI в. Движение неприсоединения принципиально изменило свой характер по сравнению с той ролью, которую оно играло до раскола Советского Союза. На передний план вместо политических вышли вопросы экономического развития, сотрудничества как между развивающимися странами, входящими в это движение, так и с развитыми странами. Для Индии участие в новом по своей сути Движении неприсоединения означает то, что она может выступать в качестве связующего звена между этими двумя группами стран и использовать эту возможность для наращивания своего экономического и политического влияния в мире.

НО! Индия ускоренными темпами выходит на позиции глобальной державы и теряет интерес к лидерству в ДН, не желая ассоциировать себя с Югом. По своему политическому и экономическому потенциалу она скорее претендует на позиции Севера для закрепления на рынках развивающихся стран.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...