Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






При использовании причастий и причастных оборотов необходимо учитывать несколько факторов.

1. Причастие – это именная форма глагола, она не имеет наклонения (изъявительное, повелительное, условное), поэтому при причастии не может употребляться частица бы.

· Грамматически некорректным будет предложение:

Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшейбы непредсказуемую реакцию.

В этом случае следует употреблять придаточное предложение:

Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвалобы непредсказуемую реакцию.

2. По той же причине недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов.

Ср.: Так каккот,удивлённыйслучившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания:

Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерьстуденты) или после него (студенты,приехавшие в лагерь).

· Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов:

· причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами.

Ср.: Студентыспешат к реке,приехавшие в лагерь – грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке;

· определяемое слово включается в середину причастного оборота.

Например: У него былораскрасневшеесялицоот мороза – грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от морозалицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

· Например, причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

· признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого:

Я узнал мальчика,несущегосямне навстречу на велосипеде;

· постоянный признак:

Я знаю почтальона,носящегонам письма.

Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени.

Ср.: Я уселся на скамью,стоящуюв конце бульвара; Я уселся на скамью,стоявшуюв конце бульвара.

 

· Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным).

Ср.: Приходившийпоздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне;Приходящийпоздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

· Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

Яувиделпочтальона,принёсшегомне письмо.

· Если категории времени и вида не учитываются, то это приводит к смысловой неточности.

Например: Завод построили за три года вместопредполагаемыхдвух. В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся). В предложении: Приказы,издаваемыедирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов – использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы,издававшиесядирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов).

Обратите внимание: причастия вообще не имеют формы будущего времени!

5. Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга).

· Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с суффиксом -ся. Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами. В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами.

3. Деепричастие.

1Одни языковеды считают деепри­частия особой формой глагола, другие – само­стоятельной частью речи.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом.

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.  
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: · вид, · переходность, · возвратность. Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) – думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) – подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) – задумавшись
Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери – думая о матери; задуматься о будущем – задумавшись о будущем; поссориться с матерью – поссорившись с матерью..
Деепричастия имеют следующие признаки наречий:  
· деепричастия – неизменяемые слова; Читая, прочитав, решив.
· деепричастие зависит от глагола-сказуемого. Передав записку, он отошёл в сторону.
В) Синтаксические признаки Примеры
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.  
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону.

 

2. Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

  • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

молчать:молч-атмолча;
решать:реша-ютрешая;

  • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-тьзамолчав;
решить: реши-тьрешив;
заняться: заня-ть-сязанявшись;
принести: принес-типринесши.

3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала).

4. Морфологический разбор деепричастий:

План разбора деепричастий

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
  A Постоянные морфологические признаки:
  вид;
  возвратность.
Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

 

Образцы разбора деепричастий

Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

Упав

I.Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?

II.Н. ф. – упав. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).

III.Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади; в предложении деепричастный оборот – обстоятельство времени.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...