Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западноевропейского Средневековья и Возрождения

3.1. Теория и практика музыкального образования в эпоху Средневековья

Исторические рамки средневековья, общая характеристика эпохи. Достижения и противоречия средневековой музыкальной культуры и системы музыкального образования. Верховное положение музыки в иерархии искусств и ремесел. Отрицание самостоятельной ценности музыкального искусства, подчинение его этическим и математическим законам. Отношение к музыке как к науке.

Отражение вопросов музыкальной эстетики в трудах средневековых философов (Кассиодор, Боэций, Августин, Фома Аквинский, Роджер Бэкон). Неопифагорейство, неоплатонизм. Космологическое понимание музыки, аллегорическое истолкование музыкальных инструментов. Дуализм абстрактного и чувственного как свойство эстетики средневековья. Критика отцами церкви положений античной эстетики, использование достижений древнегреческой культуры в музыкальной теории и практике. Догматический характер эстетических учений.

Специфика музыкального образования в эпоху средневековья как отражение его доминирующей религиозной направленности. Деятели церкви о роли музыки в духовно-нравственном, религиозном воспитании человека. Религиозное содержание музыкального воспитания в эпоху средневековья. Очистительное воздействие музыки. Аскетический характер музыкального мышления. Главенствующая роль канона, подавление индивидуального начала. Принцип соборности, единения в эстетике средневековья.

Чистый вокализм, власть слова над мелосом, господство хорового начала – отличительная черта раннего средневековья. Григорианское пение как неотъемлемая часть богослужения, участие в нем избранных, профессионально подготовленных певцов. Возрастание требований к подготовке церковных певчих; целостность и системность в профессиональном музыкальном образовании религиозной ориентации.

Трактовка гармонии как отпечатка идеального начала, божественной красоты. Учение о ладах как центральное звено в музыкальных трактатах средневековья. Теория средневековых (григорианских, церковных) ладов. Этическое значение ладов.

Влияние математического подхода на музыкально-теоретическую систему средневековья. Противопоставление теории практике, предпочтительное отношение к теории. Умозрительность музыкально-теоретических концепций, господство рационального метода познания музыки. Обоснование Августином числовой природы музыкального искусства. Числовая символика в искусстве средневековья. Культивирование типа отвлеченного знатока, не снисходящего до практических занятий музыкой. Работы мыслителей средневековья в области классификации музыкальных понятий, этимологического анализа терминов. Этапы развития музыкально-теоретической мысли: 1) от Боэция до Гвидо Аретинского; 2) от Гвидо Аретинского до XIII в.; 3) искусство и эстетика Ars nova – конец XIV в.

Классификация музыки как важнейшая проблема музыкальной эстетики средневековья. Разделение Боэцием музыки на три вида: мировую (mundana), человеческую (humana) и инструментальную (instrumentalis). Классификация Кассиодора, деление им музыки на три части: гармонику, ритмику, метрику. Деление Регино из Прюма музыки на естественную «naturalis» и искусственную «artifisialis».

Влияние на музыкальную эстетику средневековья арабской литературы, трактатов Аль-Фараби «Большая книга о музыке», «Рассуждения о музыке» и «Книги исчисления» Ибн-Сины.

Художественно-эстетические и музыкально-педагогические проблемы в трактатах эпохи средневековья. Этапная роль трактатов Иоанна де Грохео «Музыка» и Иоанна де Муриса «Зеркало музыки» в развитии средневековой музыкальной эстетики.

Создание музыкально-педагогических руководств по совершенствованию церковной певческой практики. Изобретение нотного стана и способа записи нот Гвидо Аретинским. Реформа в области музыкальной нотации. Связь с практикой музыкального образования. Метод «Гвидонова рука», отражение в нем принципов средневековой музыкальной дидактики (наглядность, доступность, практическая направленность). Введение слоговой нотации Гвидо д'Ареццо. Использование невменной нотации в эпоху раннего средневековья. Создание мензуральной нотации. Усовершенствование системы нотной записи, развитие и утверждение линейной нотации как условия распространения музыкальной культуры. Изложение Гвидо Аретинским основных принципов своей музыкально-педагогической системы в сочинении «Микролог».

Система монастырского образования и место в нем музыки. «Семь свободных искусств». Взаимосвязь предметов тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Монастырские, кафедральные певческие школы как основные очаги профессионального музыкального образования, сочетание в них музыкально-теоретического образования с исполнительской и сочинительской практикой. Школа при кафедральном соборе Нотр-Дам как одно из ведущих музыкальных учебных заведений западноевропейского средневековья.

Возникновение университетов и распространение в них музыкально-теоретического образования.

Менестрельное искусство как художественный пласт эпохи средневековья. Профессиональная традиция в искусстве менестрелей. Разнообразие направлений в артистическом профессионализме средневековья, носители данной традиции (клирики, школяры, ваганты). Искусство жонглеров, трубадуров, труверов, гистрионов, менестрелей, миннезингеров. Влияние народной традиции на развитие эстетического сознания эпохи.

Роль ремесленных корпораций музыкантов в подготовке музыкантов-практиков. Условия цехового обучения, практика непосредственной передачи традиций от мастера к ученикам. Подготовка певцов, канторов, инструменталистов в ремесленных музыкальных корпорациях.

 

3.2. Теория и практика музыкального образования в эпоху Возрождения

Переход от теоцентрической культуры средневековья к антропоцентрической культуре Возрождения. Этапная роль сочинения Филиппа де Витри «Ars nova» (1300) в становлении новых подходов к музыкальному искусству. Теоретическое выражение новых черт музыки в трактатах Маркетто Падуанского «Луцидариум» (1274), «Помериум» (1308). Проявление черт переходной эпохи от средневековья к Возрождению в трудах Николая Орезмского.

Формирование новой, гуманистической идеологии. Гуманизм и универсализм как ключевые понятия в философии, эстетике и художественной практике эпохи Ренессанса.

Возрождение эстетических принципов античности как основа эстетики и искусства эпохи Ренессанса. Исторические границы эпохи Возрождения. Различные подходы к античному искусству: 1) неизбежность возрождения античной музыки, необходимость реформирования современной музыки по античному образцу (В. Галилей); 2) предпочтение современной музыки (Ф. Гафори, Ф. Салинас); 3) признание достоинств античной музыки и прогрессивных сторон в современном музыкальном искусстве. Иллюзорность представлений об античности.

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманистические основы ренессансной эстетики. Понимание искусства как способа доставления радости человеку, возбуждения человеческих чувств и страстей. Трактовка принципа наслаждения в эстетике Ренессанса, его связь с пользой, честью, развитием чувства красоты.

Дифференциация жанров и видов искусства. Второстепенная роль музыки в семье искусств, приоритетное положение живописи в эпоху Возрождения. Музыка как младшая сестра живописи в учении Леонардо да Винчи.

Владение музыкой и знание ее как необходимый элемент светской культуры и светской образованности. Образование многочисленных музыкальных кружков в Италии, Франции, Германии. Новые формы бытования музыкального искусства в обществе. Флорентийская камерата как феномен культуры Возрождения, объединение в ней музыкантов, поэтов, ученых-гуманистов, любителей музыки. Возрастание роли практического музицирования в гуманистических кругах. Роль сформировавшейся музыкальной письменности и нотопечатания в развитии музыкального образования. Возрастание роли светских жанров. Отражение музыкального быта западноевропейских дворян в произведениях изобразительного искусств эпохи Ренессанса.

Критика средневековой музыкальной эстетики. Единство теории и практики, искусства и науки как идеал эстетики Возрождения. Обоснование принципа свободы творчества в работах И. Француза. Возрастание значения музицирования, отражение этой тенденции в трактате «Практическая музыка» (Р. де Пареха, 1442). Систематизация музыкально-теоретических знаний, обобщение и переработка традиционных учений. Критика неопифагорейских взглядов. Создание И. Тинкторисом первого в истории музыки музыкального словаря «Terminorum musicae diffinitorum» (1475).

Гармония как ведущая категория эпохи. Ренессансная идея гармоничного устройства мира. Новые подходы в философском и эстетическом понимании природы и сущности гармонии. Трактовка гармонии как диалектического единства телесного и духовного, идеального и материального. Пантеизм как философское основание ренессансной концепции гармонии. Систематическое развитие ренессансной идеи о соразмерности. Объективной гармонии мира и субъективной гармонии, свойственной человеческой душе, гармонии человеческой природы и космоса, космоса и микрокосмоса. Понимание музыкальной гармонии Николаем Казуанским.

Гармонически развитая личность в ренессансном понимании. Образованный музыкант-универсал (певец, исполнитель-инструменталист, кантор, композитор, педагог, музыкальный ученый) как идеал эпохи Возрождения. Пробуждение интереса к личности художника, его воспитанию, образованию, эстетической культуре. Сосредоточение внимания на универсальности познания, на широте образованности композитора, вмещающей сведения об акустических закономерностях, арифметике и геометрии, математической природе музыкального искусства, грамматике, истории, диалектике, риторике, знание древних языков, владение практикой музыкального исполнения, развитости навыка определения на слух, настройки музыкального инструмента. Появление первых биографий композиторов. Введение в научный оборот понятия «гений». Трактат Глареана «О гении композитора»; связь понятий гения и изобретения (inventione).

Развитие музыкально-теоретической мысли в эпоху Возрождения. Интерес к античным памятникам и эстетическим идеям. Учения о числовых соотношениях, симметрии в музыкальной композиции. Разработка норм строгого стиля. Победа вертикали над горизонталью в музыкальном мышлении эпохи Возрождения. Влияние на ренессансную музыкальную эстетику зародившегося в практике изобразительного искусства понимания «божественной пропорции» и гармонических соотношений. Отражение музыкально-теоретических и музыкально-педагогических концепций эпохи Ренессанса в трактатах Дж. Царлино, И. Тинкториса.

Эстетическая теория Дж. Царлино. Деление музыки на теоретическую (speculativa) и практическую (practica). Общие вопросы музыкальной науки, происхождения, значения и сущности музыки, вопросы музыкального исполнения и творчества в трактате Царлино «Установление гармонии».

Музыкальное образование и воспитание в контексте культуры эпохи Возрождения. Изменение культурологической и мировоззренческой роли музыкального образования в соответствии с общественными идеалами эпохи Ренессанса. Развитие музыкально-эстетического воспитания во взаимосвязи с обновлением содержания искусства и музыкально-педагогической теории.

Возникновение школ музыкального мастерства различных направлений: энциклопедического музыкально-теоретического образования, сочинительской практики, исполнительского искусства. Выдающиеся музыканты – создатели школ музыкального мастерства: А. Вилларт, А. и Дж. Габриели, Г. Дюфаи, Х. Изак, О. Лассо, Дж.П. Палестрина и др.

Организация музыкального обучения в капеллах. Отделение общего музыкального образования от специального. Метриза как одна из важнейших форм организации профессионального музыкального обучения. Первые консерватории (Неаполь, 1537), их изначальная роль. Возникновение специальных музыкальных учебных заведений.

Отражение свойственного для Возрождения стремления к выявлению личности в эмоциональном, индивидуализированном исполнении, в эмансипации индивидуального начала. Тяготение к новым инструментам, открытие новых родов музыки. Выявление индивидуальности в применении различных инструментов. Трактат «Декларация об инструментах» Х. Бермудо (1555), «Академические рассуждения» Козимо Бартолли (1567).

Связь профессионального музыкального образования с традициями национальных музыкальных культур. Интернациональные связи в музыкальном образовании эпохи Возрождения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...