Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Теория и практика западноевропейского

музыкального образования и воспитания в XVII – XVIII вв.

Общекультурная ситуация в XVII – XVIII вв. Противоречивость эпохи, неравномерность социально-экономического и художественного развития различных стран. Сословный характер образования.

Интенсивное развитие научной, философской и педагогической мысли. Разработка Я.-А. Коменским принципа природосообразности. Современное значение трудов «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Материнская школа». Проблемы цели и содержания воспитания в концепциях просветителей. Многообразие педагогической проблематики в труде Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Просветители о воспитательной роли искусства (Руссо, д'Аламбер, Дидро, Шубарт, Лессинг).

Появление новых стилей в искусстве (барокко, рококо, классицизм). Динамичное развитие музыкальных жанров. Становление важнейшего жанра эпохи – оперы, формирование национальных оперных школ в западноевропейских странах, развитие оперной эстетики. Установление двенадцатиступенного равномерно-темперированного строя. Интенсивное развитие инструментальных жанров и школ инструментального мастерства (английские вёрджинелисты, французские клавесинисты, итальянская скрипичная школа).

Бурное развитие музыкальной науки. Накопление и систематизация музыкальных знаний. Фундаментальность, энциклопедичность как существенные свойства трактатов по музыке, созданных в XVII – XVIII вв. Обращение к музыке выдающихся ученых эпохи (Р. Декарт, М. Мерсенн, И. Кеплер). Разрыв музыкальной теории и эстетики с творческой практикой. Взгляд на музыку как на теоретическую дисциплину математического характера. Приложение универсальных законов механики, астрономии, математики в сфере музыки. Интерес к числовой мистике, возрождение пифагорейской традиции космологического толкования музыки и музыкальной гармонии.

Исследование условий восприятия музыкальных произведений и их влияния на человека в трактатах Р. Декарта «Компендиум музыки» (1618), «Трактат о страстях» (1649). Влияние картезианской философии на теорию и эстетику музыки. Изложение теории звука и законов его распространения, анатомистического строения органов слуха и речи, устройства музыкальных инструментов в трактате М. Мерсенна «Универсальная гармония» (1636). Проявление механистического, естественно-математического подхода к музыке в трактате А. Кирхера «Musurgia Universalis» (1650). Возрождение идей пифагорейской эстетики в трактате И. Кеплера «Гармония мира». Изложение сведений о видах и жанрах музыки, об устройстве музыкальных инструментов, распространенных в различных социальных слоях, в трехтомном сочинении М. Преториуса «Syntagma musicum».

Пути развития теории аффектов и учения о музыкальном подражании. Формирование воззрения на музыку как на подражание природе, установление представления о трех видах подражания: 1) звукам одушевленной и неодушевленной природы; 2) аффектам или страстям души; 3) акцентам и интонациям речи. Формулировка Руссо принципа естественности в музыке. Обоснование принципа выражения в музыке в трактатах Ч. Эвисона «Очерк о музыкальном выражении» (1752), Д. Уэбба «Наблюдения о соответствии между поэзией и музыкой» (1769), Морелле «О выражении в музыке» (1759), Шабанона «О музыке в собственном смысле и в связи с ее отношением к речи, языкам, поэзии и театру» (1785), Шубарта «Идеи к эстетике музыкального искусства» (1784).

Закрепление в музыкальной литературе нового понятия «музыкальный стиль», появившегося на стыке XVI и XVII веков. Разработка теории стиля в трудах И. Вальтера, И. Маттесона, Шабанона, Шубарта. Истолкование музыкального стиля в эстетике XVII – XVIII вв.: 1) как индивидуальной манеры творчества; 2) как особенностей той или иной школы в музыке; 3) как национальных особенностей в музыке; 4) как интернациональных особенностей различных национальных музыкальных культур.

Развитие гомофонно-гармонического стиля. Обоснование гармонического принципа в сочинениях Ж.-Ф. Рамо «Трактат о гармонии» (1722), «Гармонические основы музыки» (1737), «Доказательства принципа гармонии» (1750). Полемические выступления против концепции Ж.-Ф. Рамо в сочинениях И. Маттесона «Зерно мелодической науки» (1737), «Совершенный капельмейстер» (1739). Обоснование д’Аламбером идеи синтеза мелодии и гармонии, осуществленной в творчестве венских классиков.

Появление нового направления музыкознания – истории музыки. Отход от библейской историографии, исторического музыкознания, основанного на легендах, мифах, преданиях. Публикация теоретических трактатов и документальных свидетельств о развитии музыкальной культуры прежних эпох. Издание сборника античных трактатов о музыке «Anticue Musicae actors septem» (1652), подготовленного М. Мейбомом. Публикация М. Гербертом трехтомного издания, содержащего музыкальные трактаты средневековых авторов (1783).

Трактат С. Кальвисиуса «Исследование о музыке» (1601) – один из первых трудов в области систематического изучения истории музыки. Этапная роль трактата М. Преториуса «Синтагма мусикум» в создании научной истории музыки. Освещение исторических аспектов музыки в работе А. Кирхера «Мусургия универсалис». В. Принтц – первый историк музыки, его «Историческое описание благородного искусства музыки и пения» (1690) – первая книга, посвященная истории музыки, созданная на немецком языке. Выход в Италии первого исторического труда «Истории музыки» Дж. Бонтемпи (1695), первой французской «Истории музыки» П. Бурделло и П. Бонне (1715). Вклад Дж.Б. Мартини в развитие истории музыки и музыкальной эстетики. Реализация сравнительного подхода в трактате Дж. Броуна «Замечания о поэзии и музыке, их возникновении, союзе, воздействии, развитии, разделении и упадке» (1763). Интенсивное развитие истории музыки в Англии, выход четырехтомного трактата Дж. Хоукинса «Всеобщая история науки и практики музыки» (1776) и книги Ч. Бёрни «Всеобщая история музыки от древнейших эпох до нашего времени» (1776). Значение работ английских ученых в развитии научного исторического музыкознания. Расширение географии музыкально-исторических исследований в четырехтомном сочинении французского ученого Ж.Б. Лаборда «Очерки о старой и новой музыке» (1780). Этапная роль в развитии немецкой научной музыкальной историографии труда И.Н. Форкеля «Всеобщая история музыки» (1788).

Систематизация и классификация как важнейшие направления деятельности ученых эпохи, проявление этой тенденции в естественных науках (Линней, Бюффон) и гуманитарном знании. «Музыкальный словарь» Себастьяна де Броссара (1703) – одна из первых работ в этом направлении. Сочетание биографических сведений и терминологических статей в книге И. Вальтера «Музыкальный словарь или Музыкальная библиотека» (1732). Освещение биографий композиторов-современников в работе Маттесона «Основания Триумфальной арки» (1740). Теоретическое и практическое значение «Музыкального словаря» Ж.-Ж. Руссо (1767).

Отражение социальных противоречий эпохи в содержании, формах и структуре музыкального образования. Княжеские, герцогские дворы, придворные капеллы как очаги музыкальной культуры, центры художественного творчества. Создание музыкальных обществ, академий. Расширение художественно-творческих контактов музыкантов. Процесс художественного взаимопроникновения между различными центрами музыкальной культуры, школами, направлениями и странами. Творческая и музыкально-педагогическая деятельность западноевропейских мастеров в России, ее значение для развития отечественной музыкальной культуры и образования.

Исполнительские школы, учебные заведения в эпоху Просвещения. Роль учебных пособий, трактатов в развитии общего и специального музыкального образования, в распространении музыкально-теоретических знаний и музыкально-педагогических достижений. Разработка Руссо идеи цифровой нотации. Последователи этой идеи во Франции и других странах.

Реализация музыкально-педагогических воззрений в учебной музыкальной литературе. Выход практических руководств в области музыкального исполнительства: Фр. Куперен «Искусство игры на клавесине» («L'art de toucher le clavesin»), К.Ф.Э. Бах «Опыт истинного искусства игры на клавире» (I часть – 1753, II часть – 1762) и др.

Великая французская революция как переломный этап в истории музыкальной культуры и музыкального образования. Создание Парижской консерватории музыки и декламации (1795). Отсутствие возрастных границ для поступающих в Парижскую консерваторию как отражение демократических принципов в музыкальной педагогике эпохи.

Тема 5. Музыкальная культура, наука и образование

В Западной Европе в XIX веке

Особенности музыкального образования в XIX веке как отражение тенденций и противоречий социально-культурного развития общества. Влияние идей Великой французской революции на развитие музыкальной культуры и образования. Демократизация музыкальной жизни. Возникновение новых оперных театров, открытие и деятельность филармонических обществ, создание различных оркестровых коллективов. Расцвет инструментальной музыки и виртуозности. Активизация концертной жизни. Просветительское значение музыкальных фестивалей. Деятельность певческих обществ. Возникновение множества музыкально-творческих объединений. Расширение контактов художественной интеллигенции разных стран. Значение гастролей выдающихся музыкантов в распространении музыкальной культуры.

Количественные и качественные изменения в профессиональном музыкальном образовании, направленном, с одной стороны, на обеспечение большего числа музыкальных деятелей, а с другой – на узкую специализацию. Сочетание в музыкальном образовании старых педагогических традиций и новых принципов и методов обучения. Многообразие форм профессионального музыкального образования: консерватории, музыкальные академии, высшие музыкальные школы, колледжи.

Полемика сторонников и противников консерваторского обучения. Преимущества подготовки музыкантов в учебных заведениях: возможность совмещать занятия по специальности с изучением дополнительных музыкальных дисциплин и практическим музицированием в оркестре, ансамбле, хоре; стимулирующая роль ярких индивидуальностей и соревнование в процессе занятий в коллективе; большая доступность музыкального образования.

Открытие по инициативе Ф. Мендельсона Лейпцигской консерватории (1843). Влияние эстетических взглядов Ф. Мендельсона на становление творческих принципов представителей лейпцигской школы композиторского мастерства. Роль лейпцигской школы в развитии академических традиций в музыкальном образовании и искусстве.

Возникновение веймарской школы во главе с Ф. Листом, ее значение в становлении романтического музыкального искусства, в пропаганде новаторских идей в художественном творчестве. Недооценка представителями веймарской школы классических форм и методов.

Интенсивное развитие национальных школ профессионального мастерства. Многообразие моделей музыкального образования в различных странах. Исключительно важная роль школ мастерства во главе с выдающимися музыкантами-педагогами.

Создание нового типа учебных пособий – этюдов для развития инструментальной техники. Роль нотных сборников М. Клементи («Путь к Парнасу»), И.Б. Крамера (фортепианные этюды), Р. Крейцера (этюды для скрипки), К. Черни («Школа беглости», «Школа для левой руки», «Школа исполнения фуги», «Большая фортепианная школа») в развитии инструктивной литературы, профессиональной музыкальной культуры и исполнительства.

Возрастание роли музыкального обучения в школе. Разработка П. Галеном (Франция) упрощенного метода первоначального обучения музыке на основе цифровой нотации – мелопласта. Сущность метода Галена – Пари – Шеве, и его пропагандисты в России (К.К. Альбрехт, Г.А. Ларош, Г.Я. Ломакин, В.Ф. Одоевский). Специфика обучения музыке в рамках относительной системы сольмизации по «Тоник Соль-фа методу» (С. Гловер и Дж. Кёрвен, Англия), широкое распространение данного метода в различных странах. Адаптация «Тоник Соль-фа метода» к особенностям немецкого языка А. Хундеггер (метод «Тоника До», конец XIX в.).

Широкое развитие домашнего музицирования. Роль частных, городских и государственных учебных заведений в развитии музыкального образования.

Развитие музыкально-издательских предприятий и фабрик музыкальных инструментов. Роль периодических музыкальных изданий (газет, журналов, альманахов) в музыкальном образовании и распространении музыкально-педагогической культуры. Отражение музыкально-педагогических идей в «Жизненных правилах для музыкантов» Р. Шумана. Этапная роль «Альбома для юношества» в создании учебного репертуара для детей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...