Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Истоки отечественной музыкальной педагогики

и образования (XI – первая половина XVII вв.)

Значение искусства Древней Руси и древнерусской педагогики для формирования традиций отечественного музыкального образования. Диалектическая взаимосвязь двух направлений в музыкальном образовании Древней Руси – православной ориентации и народной ориентации. Условный характер применения терминов «музыка» и «музыкальное образование» в отношении этих культурных пластов.

Смешение языческих и христианских мотивов в народном искусстве и педагогике. Персонификация народных представлений о музыкальном искусстве в русском фольклоре (сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки).

Синкретизм фольклора, единство художественного и педагогического элементов в народном воспитании. Отражение в музыкальном искусстве особенностей национального мировоззрения и характера, нравственно-эстетических ценностей. Закрепление педагогического опыта народа в обычаях и обрядах. Трансляция с помощью фольклора подрастающему поколению первоначальных представлений о мире. Музыкальный фольклор как средство физического и духовного развития детей. Особенности передачи музыкального опыта от одного поколения к другому в русской народной педагогике.

Роль устной традиции в музыкальном образовании народной ориентации. Стадии перенимания музыкального опыта: вслушивание, подлаживание, самостоятельное музицирование. Значение коллективного исполнения, совместного музицирования детей и взрослых, более опытных и менее опытных исполнителей. Музицирование по типу: ведущий – ведомый.

Формирование интонационного словаря русского народа на основе приемов раннефольклорного интонирования: контрастно-регистрового, ниспадающе-глиссандирующего, подвижно-ступеневого (Э. Алексеев). Кристаллизация жанровых признаков народных напевов. Значение музыкального воспитания в трансляции народных художественных и педагогических традиций, в обогащении интонационно-слуховых представлений, развитии национальной манеры музыкального интонирования.

Крещение Руси в 988 г. и распространение христианства. Православное богослужебное пение как древнейший пласт русской музыкальной культуры. Отношение православной церкви к понятию «мусикия», его противопоставление «богослужебному пению».

Влияние византийской музыкальной культуры на развитие русской церковной музыки. Проникновение византийской гимнографии в древнерусское певческое искусство. Система осмогласия – единство соотнесенных друг с другом песнопений. Попевочный принцип организации осмогласия.

Отражение в содержании обучения богослужебному пению христианских этических норм, духовных основ, эстетических ценностей древнерусской православной педагогики.

Стилевые особенности древнерусского церковного пения: отсутствие внешних эффектов, сосредоточенность, величие, соборность, особое отношение к слову, одноголосное изложение, плавность, уравновешенность, неторопливость, метроритмическая раскрепощённость. Принципы в организации древнерусского церковного хора: иерархичность, подобие, концентричность.

Центры церковной хоровой культуры (Владимир, Суздаль, Новгород, Псков). Деятельность Андрея Боголюбского, братьев Саввы и Василия Роговых по созданию школ церковного пения. Значение постановлений церковных соборов (1274, 1551 гг.) для развития отечественного музыкального образования.

Зарождение отечественной музыкальной письменности. Распространение безлинейной системы записи, невменной нотации, не указывающей точную высоту и продолжительность звучания, характерной для средневековой духовной музыки Востока и Запада. Знаменная система нотации, варианты ее названия – крюковая и столповая. Знаменный распев как самобытный тип древнерусского певческого искусства. Устная традиция в обучении певцов по знаменной системе нотации.

Специальные учебные пособия по обучению богослужебному пению: певческие азбуки, певческие сборники, кокизники, фитники, теоретические руководства, двоезнаменники. Понятие «тайнозамкненности» начертания. Роль певческих азбук в распространении музыкальной грамотности. Музыкально-теоретическое руководство по знаменному пению «Ключ знаменный» инока Христофора (1604).

Оттеснение средневековой монодии новыми формами многоголосного хорового пения. Замена крюкового письма пятилинейной нотацией. Сочетание изложения напевов знаменной и пятилинейной нотации в двоезнаменниках. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского.

Развитие виртуозного церковно-певческого мастерства русского стиля. Демественный распев, создание демественной нотации.

Церковные и монастырские школы как очаги культуры, центры систематического музыкального образования. Деятельность певческих школ по подготовке церковных певцов, распевщиков, исполнителей и сочинителей музыки, теоретиков и педагогов.

Значение создания Хора государевых певчих дьяков (Москва, 1479) и Хора патриарших певчих для развития хорового пения в Росси, отечественного музыкального образования в целом.

Педагогическая специализация певчих русской православной церкви, народных исполнителей, светских музыкантов.

Искусство скоморохов в контексте развития древнерусской музыкальной культуры. Негативное отношение православной церкви к скоморошеству. Указы церкви о запрещении скоморошества (1648, 1657 гг.).

Роль иноземных музыкантов в пропаганде музыкально-теоретических знаний, в развитии форм вокального и инструментального светского музицирования. Значение братских школ в распространении в России зарубежного педагогического опыта.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...