Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития зарубежной музыкальной педагогики в XX веке

Предпосылки для развития педагогической мысли: интернационализация общественной жизни, стремительное развитие науки и техники, обусловливающее необходимость постоянного обновления знаний и умений, многоаспектные исследования человека, природы детства, возрастание числа педагогических центров (кафедр, лабораторий, научно-исследовательских учреждений).

Две основные парадигмы в зарубежной педагогике XX в.: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Основные течения педагогического традиционализма: социальная педагогика, религиозная педагогика, светская философская педагогика.

Гуманистические основы реформаторской педагогики. Идеи Я. Корчака о самоценности детства и праве личности ребенка на уважение. Создание М. Монтессори дошкольных учреждений, современное значение ее идеи сенсорного воспитания. Направления развития антитрадиционализма: идея свободного воспитания, экспериментальная педагогика, педология, педагогика прагматизма, мистико-антропологическая концепция, функциональная педагогика и др. Прогрессивные идеи Р. Штайнера. Организация Вальдорфской школы (1919) и ее опыт в области эмоционально-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования.

Проявление новых тенденций в музыкальном искусстве и педагогике в XX в. Демократизация содержания и форм музыкального обучения, расширение его масштабов. Проблема преемственности музыкально-педагогических достижений прошлого и решение ее в различных странах. Вершинные явления в зарубежной музыкальной педагогике XX века, их новизна и связь с музыкально-педагогическими системами и технологиями предшествующих эпох.

Э. Жак-Далькроз (Швейцария) – педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель. Сущность системы музыкально-ритмического воспитания, разработанной Э. Жаком-Далькрозом. Плодотворность синтеза слова, музыки и движения. Продолжатели учения Э. Жака-Далькроза в других странах. Значение идеи приобщения учащихся к музыке посредством пластического движения в современных условиях.

З. Кодай (Венгрия) – композитор, музыковед-фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. Значение собирания и изучения венгерского фольклора в композиторском и музыкально-педагогическом творчестве З. Кодая. Заслуги в области воспитания вокально-хоровой культуры подрастающего поколения. Использование З. Кодаем системы «Тоник Соль-фа» – «Тоника До» в качестве основы для своей музыкально-педагогической концепции (40-е годы XX в.). Создание учебников по пению, инструктивных сборников, предназначенных для всех ступеней музыкального образования.

К. Орф (Германия) – композитор, педагог, драматург, реформатор системы детского музыкального воспитания. Тесная связь музыки, текста и сценического движения как характерная черта его творчества. Сущность музыкально-педагогической системы К. Орфа. Идея о приоритете ритмического воспитания в музыкальном развитии ребенка. Создание 5 томов «Музыки для детей» (Schulwerk, 1950–1954), мировое признание и распространение этого произведения. Разработка К. Орфом инструментария для детского оркестра.

Разработка Б. Тричковым (Болгария) метода музыкального воспитания – «столбицы».

Сущность метода воспитания таланта Ш. Сузуки.

Распространение систем музыкально-эстетического воспитания Э. Жака-Далькроза, З. Кодая, К. Орфа в различных странах мира и возможности применения в условиях современной общеобразовательной школы.

Международные организации в области музыкальной науки, культуры и образования. Международное общество современной музыки (1922, Зальцбург). Международное общество музыковедов (1927, Базель). Создание при ЮНЕСКО Международного музыкального совета (1949, Париж). Ассоциация европейских академий и высших музыкальных школ (1956). Международный совет музыкального фольклора. Международная федерация музыкальной молодежи. Международные музыкальные конкурсы.

Создание Международного общества по музыкальному воспитанию (1953). Роль ISME в решении актуальных проблем музыкальной педагогики, в обобщении и распространении интернационального опыта использования музыки в целях актуализации творческого потенциала человека и социализации личности, в духовном воспитании подрастающего поколения.

Влияние идей гуманистической психологии и педагогики на развитие зарубежной теории музыкального образования. Перестройка образования как важнейшая национальная проблема ведущих стран мира. Необходимость преодоления чрезмерного интеллектуализма, авторитаризма в образовании.

Интернационализация опыта как тенденция современного этапа развития мирового образовательного процесса.

 

9.2. Музыкальное образование и педагогика в России в XX – начале XXI вв.

Основные этапы в истории образования и педагогики советского периода: 1917 – начало 30-х гг.; 1930-е гг. – 1945; 1945 – 1991 гг.

Октябрь 1917 г. – начало разрушения существовавшей в России системы образования. Ликвидация дореволюционной структуры образования. Законодательная основа школьной реформы: «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе» (1918). Отделение церкви от государства и школы от церкви, декларация права всех граждан на образование, независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании мужчины и женщины, провозглашение единой системы совместного и бесплатного образования. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (1920). Деятельность Народного комиссариата просвещения по пропаганде коммунистических идей воспитания, осуществлению большевистских идей школы. Вопросы художественно-эстетического воспитания в трудах В.И. Ленина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской.

Разработка психолого-педагогических основ школьного образования и воспитания в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко.

Основные течения в развитии российской эмигрантской педагогической мысли: философско-гуманистическое и религиозно-христианское. Вклад Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского в развитие отечественной педагогической науки.

Реорганизация школьного образования; место и роль в нем предметов искусства. Появление новых типов учебных заведений музыкально-педагогического профиля. Создание Инструкторско-педагогическое отделения при Московской консерватории (1924).

Вклад Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева в теорию и практику массового музыкального воспитания.

Художественно-педагогическая деятельность В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, Н.Я. Брюсовой, Н.Л. Гродзенской.

Развитие отечественного образования в предвоенный период. Курс на повышение образовательного уровня населения. Организация всеобщего 7-летнего обучения. Последствия культа личности Сталина для развития музыкальной культуры и образования.

Отечественное образование в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Открытие Государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки (1943) и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1944).

Достижения отечественной педагогики в послевоенный период. Разработка концепции общего среднего образования. Вклад В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина в развитие педагогической теории. Психологические труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна, Б.М. Теплова как теоретическая основа современной педагогики. Разработка идеи развивающего обучения в трудах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Создание В.А. Сухомлинским оригинальной педагогической системы, основанной на гуманистических принципах, и разработка им комплексной программы «воспитания красотой». Значение наследия В.А. Сухомлинского для развития теории и практики музыкального образования.

Интенсивное развитие музыкально-теоретического и музыкально-исторического искусствознания. Создание учебников и учебных пособий по базовым курсам профессионального и общего музыкального образования. Отражение достижений отечественного музыковедения в трудах М.Г. Арановского, В.А. Вахромеева, М.С. Друскина, Г.В. Келдыша, В.Д. Конен, Т.Н. Ливановой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Л. Островского, И.В. Способина, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана и др.

Структура профессионального музыкального образования в России во второй половине XX в.: ДМШ – ЦМШ – музыкальное училище – консерватория. Преемственность традиций в консерваторском образовании. Факультеты. Аспирантура. Структура подготовки в консерваториях.

Сущность музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Отражение результатов музыкально-просветительской и научно-педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского в его книгах: «Про трех китов и про многое другое», «Дорогие мои друзья», «Воспитание ума и сердца», «Как рассказывать детям о музыке?», «Педагогические размышления», «Прекрасное пробуждает доброе» и др.

Детские музыкальные школы в системе музыкального воспитания и образования. Формы совместной работы музыкальных и общеобразовательных школ; участие музыкальных школ в просветительской работе; оказание методической помощи общеобразовательным школам в организации учебной и внеклассной музыкальной работы; совместное проведение музыкальных праздников, фестивалей. Организация на базе общеобразовательных школ филиалов музыкальных школ и школ искусств.

Виды работы учреждений культуры, концертных организаций по музыкальному образованию и воспитанию детей. Система дополнительного музыкального образования.

Ведущие тенденции современного этапа развития мирового образовательного процесса, их отражение в содержании и технологиях музыкального образования. Задачи музыкальной педагогики в условиях гуманизации и гуманитаризации образования. Определение стратегических целей и задач в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000).

Государственные образовательные стандарты. Обязательный минимум содержания предмета «Музыка» в общеобразовательном учреждении.

Музыка в содержании образовательной области «Искусство». Назначение федерального, национально-регионального и школьного компонентов образовательных программ. Принципы многокультурности и региональности в современном музыкальном образовании.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (2001).

Современные программы по музыке, учебные пособия, научно-методические комплекты. Реализация в современных программах взаимосвязи музыкального образования трех основных направлений: народного, религиозного, светского.

Обогащение современной теории музыкального образования принципами педагогики искусства: целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность, интерес и увлеченность.

Кризисные явления в музыкальной педагогике и образовании, обусловленные коммерциализацией искусства, прагматизацией образования.

Перспективы информатизации в музыкальном образовании. Возможности цифровых компьютерных технологий в хранении, обработке и трансляции музыкальной информации.

Роль средств массовой информации в формировании музыкального сознания подрастающих поколений. Развитие новых музыкальных потребностей в молодежной среде.

Современная музыкально-педагогическая публицистика. Журналы «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Музыка и электроника» и др.

Мировоззренческая направленность и культуросозидающая функция музыкального воспитания и образования в современных условиях. Возрастание роли традиций отечественной художественной культуры в музыкальном образовании XXI века. Гуманистический характер целевых установок музыкального воспитания и образования. Роль учителя, воспитателя в процессе целенаправленного приобщения детей к музыке, освоения специфики ее художественного содержания и форм.

Интегративные тенденции в современном музыкальном образовании. Задачи музыкального воспитания в связи с вхождением России в мировое образовательное пространство.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...