Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра истории экономической наукиМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет экономики торговли и товароведения
Кафедра истории экономической науки КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «МАКРОЭКОНОМИКА» На тему «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: сущность и виды» Выполнил студент группы 6106 очной формы обучения факультета экономики торговли и товароведения Бобырь Д. Ю. Научный руководитель: д. э. н., доцент Краснов В. Н.
Москва - 2016г. Содержание
Введение. 3 Глава 1. Теоретические основы фискальной политики государства. 5 1.1. Социально-экономическое содержание и цели фискальной политики. 5 1.2. Инструменты фискальной политики. 9 Глава 2. Проблемы и ближайшие перспективы фискальной политики в России. 15 2.1. Проблемы и ошибки фискальной политики 1990-2015гг. 15 2.2. Перспективы развития фискальной политики в России. 20 Заключение. 25 Список литературы. 26
Введение. Гocударственный бюджет – это основа каждого государства. Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги влияния – регулирoвание налoгooбложения и гoсударственных расхoдов. Именно этим и занимается бюджетнo-налoгoвая (фискальная) политика. Как и денежно-кредитная, и валютная пoлитика, oна определяет сoстояние платежнoго баланса страны, урoвень задoлженности, темпы инфляции и экoнoмического рoста. Пoтребность в разрабoтке и систематическoм прoведении фискальнoй политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Поэтому для проведения грамотной фискальной политики и для избежания серьезных последствий требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации этой политики, а также элементов, ее составляющих. В условиях протекающих трансформационных процессов в современной российской экономике проблема совершенствования и реализации эффективной фискальной политики приобретает особую актуальность, так как именно она должна определить допустимо оптимальный уровень налоговой нагрузки, обеспечивающий максимальный доходный эффект налогообложения, соблюдая при этом интересы государства и налогоплательщиков, а также – наиболее рационально оптимизировать государственные доходы и расходы. Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение механизма функционирования фискальной политики государства и анализ её особенностей в современных условиях российского государства. Основные задачи же – это: 1. Определить социально-экономические содержание и цели фискальной политики; 2. Изучить основные ее инструменты; 3. Выяснить проблемы и ошибки фискальной политики в России; 4. Рассмотреть перспективы развития бюджетно-налоговой политики в России.
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики государства. 1.1. Социально-экономическое содержание и цели фискальной политики. Под фискальной (лат. fiscalis - казенный) политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. [6] После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях достижения стабильного экономического роста. Фискальная политика и по сей день отвечает общественным целям: · сглаживанию колебаний экономического цикла; · стабилизации темпов экономического роста; · достижению высокого уровня занятости; · достижению умеренных темпов инфляции. [5] В современной фискальной политике различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. (рис.1) Рис. 1. Виды фискальной политики.[1] Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) фискальная политика — сознательное активное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью улучшения экономического положения страны. [6] Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы, налогообложение и трансфертные платежи. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на: · стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов, и снижение налогов; · сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов, и увеличение налогов. Первый вид основывается на функциональной зависимости – рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос. В итоге увеличивается выпуск продукции и количество рабочих мест. Второй вид на зависимости, которая показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств.В этом же случае наоборот сокращается совокупный спрос, а в последствии объем производства и занятости населения. Таким образом, в период спада стимулирующая дискреционная политика состоит из: • увеличения государственных расходов; • снижения налогов; • сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Рис. 2. Стимулирующая дискреционная политика.[2] На графике (рис.2) мы можем увидеть, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. дол. или уменьшение индивидуальных налогов на 6,67 млрд. дол. (равно увеличению потребление на 5 млрд.дол.) приводит к возрастанию совокупного спроса от AD2 до AD1, а реального ВВП - на 20 млрд.дол.
В период «перегрева» экономики, а также в условиях инфляции проводится сдерживающая дискреционная фискальная политика: • уменьшение государственных расходов; • увеличение налогов; • сочетание сокращения государственных расходов с увеличением налогов. Рис. 3. Сдерживающая дискреционная политика.[3] На графике (рис. 3) видно, что уменьшение государственных расходов на 5 млрд дол. или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (равно сокращению потребления на 5 млрд дол.) сдерживает инфляцию спроса. Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов – пассивная политика, при которой факторы функционирования экономики, действуют независимо от правительства. П. Самуэльсон[4] назвал встроенные стабилизаторы «первой линией обороны». Действие их обеспечивает естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры и устраняет неблагоприятное положение на разных фазах цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. [7] Социальные выплаты (трансферты) — платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. Таким образом, эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате возможного ее временного запаздывания по отношению к потребностям текущей экономической ситуации, ее использования в политических целях, а также в результате непредвиденных международных шоков[5] совокупного спроса, если экономика носит открытый характер[6]. [9] Поэтому для правильного выбора того или иного вида фискальной политики необходимо изучение механизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а также знание экономической конъюнктуры. Заключение. Фискальная политика является одним из основных инструментов обеспечения макроэкономического регулирования. Ее реализация имеет прямое воздействие на жизнь каждого жителя страны. Поэтому изучение фискальной политики актуально и востребовано всегда. В ходе написания курсовой работы были изучены инструменты, с помощью которых реализуется налогово-бюджетная политика. Самым важным инструментом являются налоги, позволяющие увеличивать доходную часть государственного бюджета и перераспределить национальный доход. Были выявлены ошибки при проведении фискальной политики России в 1900-х годах. Налоговая система того периода была несовершенной и оставляла много возможностей для уклонения от уплаты налогов. В результате чего проблема налоговых неплатежей приобрела устрашающие масштабы. Налоговые реформы 2000-ых годов снизили налоговые ставки, упростили механизм обложения, что привело к сокращению недоимок в доходной части. Современная налоговая система России признается эффективной, а распределение налоговой нагрузки оптимальным. Изучение данного вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики обеспечивает стабильные темпы экономического роста, сбалансированность государственных финансов, возможность использования государством экономических рычагов регулирования, что обязательно приведет к уравновешенному образу жизни всех субъектов Российского государства. При написании курсовой работы была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по экономической теории, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования. Приведены перспективы развития фискальной политики Российского государства на плановый период 2015-2016 гг. Список литературы. 1. «Налоговый Кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 №117-ФЗ 2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2013 г. № 1662-р. 3. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2014 и период до 2017 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2014. 4. По данным «Российского статистического ежегодника». – М.: Госкомстат России, 2014 5. Журавлёва Г.П., Тарасевич Л.С., Экономическая теория: Учебник. – М.: инфра-м, 2007 – 573с. 6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2011 – 384с. 7. Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2012. – 416 с. 8. Едронова В.Н. Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. – 2013. - №8. 9. Экономическая теория /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е издание - СПб, Изд. «Питер», 2013. - 544 с.: ил.; 10. Основные ориентиры фискальной политики/Финансы, № 8, 2012, с 50-56; 11. Эффективна ли нынешняя налоговая политика / Финансы, № 10, 2012, с 24-32; 12. «Налоговая реформа на современном этапе» Д.Г.Черник 13. Самойлов А. Фискальная политика в ходе экономического цикла [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL:http://modern-econ.ru/makro/stabilizaciya/fiksalnaya-politika/ekonom-cikl.html 14. Фискальная политика государства: URL: http://www.aup.ru/books/m99/1_30.htm 15. Фискальная политика, ее цели и инструменты: URL: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.htm 16. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» / Электронный фонд нормативно-правовой документации: URL: http://docs.cntd.ru/document/902147892
Приложение №1. Таблица 1. «Влияние реформы основных налогов* на уровень налоговой нагрузки», % ВВ * Не учтено влияние изменения законодательства на поведение хозяйствующих субъектов. ** С учетом частичной компенсации выпадающих доходов за счет роста базы по налогу на прибыль организаций. *** Без учета расширения налоговой базы из-за отмены налога с продаж и оборотных налогов, снижения базовой ставки ЕСН, а также без учета сужения налоговой базы из-за изменения ставок НДПИ и экспортных пошлин. Источник: Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост. 2000–2007. М.: Дело, 2009. С. 273.
[1] Журавлёва Г.П., Экономическая теория: Учебник. – М.: инфра-м, 2007 – 571с. [2] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2011 – 384с.
[3] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2011 – 385с. [4] выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1970). [5] Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.
[6] экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда. [7] Журавлёва Г.П., Экономическая теория: Учебник. – М.: инфра-м, 2007 – 573с. [8] (от лат. Conjuncturai) совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент времени. [9] это разница валовых инвестиций и амортизации.
[10] налог, возрастающий ( в процентах) по мере возрастания суммы облагаемого дохода. [11] Экономическая теория /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е издание - СПб, Изд. «Питер», 2013. - 544 с.: ил.;
[12] Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2012. – 416 с. [13] переход предприятий с производства военной промышленности на производство гражданской. [14] исследователь Центра международных исследований (CERI FNSP). [15] налог, ставка которого уменьшается с ростом величины облагаемого дохода. [16] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) [17] Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. [18] По данным «Российского статистического ежегодника». – М.: Госкомстат России, 2014 [19] рыночная стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. [20] налоговые ставки в размере от 0,5 до 1% включительно. [21] Нераспределенная прибыль – это доля прибыли компании, которая не идет в уплату налогов и не распределяется между акционерами в виде дивидендов,а повторно инвестируется в активы этой компании. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет экономики торговли и товароведения
Кафедра истории экономической науки КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «МАКРОЭКОНОМИКА» |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |