Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






На тему «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: сущность и виды»

Выполнил

студент группы 6106

очной формы обучения

факультета экономики торговли и товароведения

Бобырь Д. Ю.

Научный руководитель:

д. э. н., доцент

Краснов В. Н.

 

 

Москва - 2016г.

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы фискальной политики государства. 5

1.1. Социально-экономическое содержание и цели фискальной политики. 5

1.2. Инструменты фискальной политики. 9

Глава 2. Проблемы и ближайшие перспективы фискальной политики в России. 15

2.1. Проблемы и ошибки фискальной политики 1990-2015гг. 15

2.2. Перспективы развития фискальной политики в России. 20

Заключение. 25

Список литературы. 26

 

 

Введение.

Гocударственный бюджет – это основа каждого государства. Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги влияния – регулирoвание налoгooбложения и гoсударственных расхoдов. Именно этим и занимается бюджетнo-налoгoвая (фискальная) политика. Как и денежно-кредитная, и валютная пoлитика, oна определяет сoстояние платежнoго баланса страны, урoвень задoлженности, темпы инфляции и экoнoмического рoста. Пoтребность в разрабoтке и систематическoм прoведении фискальнoй политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Поэтому для проведения грамотной фискальной политики и для избежания серьезных последствий требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации этой политики, а также элементов, ее составляющих.

В условиях протекающих трансформационных процессов в современной российской экономике проблема совершенствования и реализации эффективной фискальной политики приобретает особую актуальность, так как именно она должна определить допустимо оптимальный уровень налоговой нагрузки, обеспечивающий максимальный доходный эффект налогообложения, соблюдая при этом интересы государства и налогоплательщиков, а также – наиболее рационально оптимизировать государственные доходы и расходы.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение механизма функционирования фискальной политики государства и анализ её особенностей в современных условиях российского государства.

Основные задачи же – это:

1. Определить социально-экономические содержание и цели фискальной политики;

2. Изучить основные ее инструменты;

3. Выяснить проблемы и ошибки фискальной политики в России;

4. Рассмотреть перспективы развития бюджетно-налоговой политики в России.

 

 

Глава 1. Теоретические основы фискальной политики государства.

1.1. Социально-экономическое содержание и цели фискальной политики.

Под фискальной (лат. fiscalis - казенный) политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. [6]

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях достижения стабильного экономического роста. Фискальная политика и по сей день отвечает общественным целям:

· сглаживанию колебаний экономического цикла;

· стабилизации темпов экономического роста;

· достижению высокого уровня занятости;

· достижению умеренных темпов инфляции. [5]

В современной фискальной политике различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. (рис.1)

Рис. 1. Виды фискальной политики.[1]

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) фискальная политика — сознательное активное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью улучшения экономического положения страны. [6] Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы, налогообложение и трансфертные платежи. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на:

· стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов, и снижение налогов;

· сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов, и увеличение налогов.

Первый вид основывается на функциональной зависимости – рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос. В итоге увеличивается выпуск продукции и количество рабочих мест. Второй вид на зависимости, которая показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств.В этом же случае наоборот сокращается совокупный спрос, а в последствии объем производства и занятости населения.

Таким образом, в период спада стимулирующая дискреционная политика состоит из:

• увеличения государственных расходов;

• снижения налогов;

• сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Рис. 2. Стимулирующая дискреционная политика.[2]

На графике (рис.2) мы можем увидеть, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. дол. или уменьшение индивидуальных налогов на 6,67 млрд. дол. (равно увеличению потребление на 5 млрд.дол.) приводит к возрастанию совокупного спроса от AD2 до AD1, а реального ВВП - на 20 млрд.дол.

 

В период «перегрева» экономики, а также в условиях инфляции проводится сдерживающая дискреционная фискальная политика:

• уменьшение государственных расходов;

• увеличение налогов;

• сочетание сокращения государственных расходов с увеличением налогов.

Рис. 3. Сдерживающая дискреционная политика.[3]

На графике (рис. 3) видно, что уменьшение государственных расходов на 5 млрд дол. или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (равно сокращению потребления на 5 млрд дол.) сдерживает инфляцию спроса.

Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов – пассивная политика, при которой факторы функционирования экономики, действуют независимо от правительства. П. Самуэльсон[4] назвал встроенные стабилизаторы «первой линией обороны». Действие их обеспечивает естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры и устраняет неблагоприятное положение на разных фазах цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. [7] Социальные выплаты (трансферты) — платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Таким образом, эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате возможного ее временного запаздывания по отношению к потребностям текущей экономической ситуации, ее использования в политических целях, а также в результате непредвиденных международных шоков[5] совокупного спроса, если экономика носит открытый характер[6]. [9] Поэтому для правильного выбора того или иного вида фискальной политики необходимо изучение механизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а также знание экономической конъюнктуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...